Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс подготовки военных специалистов имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать при организации и проведении самостоятельной учебной работы. Для ее эффективности необходимо: планировать и осуществлять самостоятельную работу по научно разработанной методике, обращая серьезное внимание на структуру и содержание самостоятельных учебных заданийсистематически анализировать… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические и прикладные положения повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов
    • 1. Проблема самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов в психолого-педагогической литературе
    • 2. Педагогическая сущность, содержание и структура самостоятельной работы курсантов военных вузов
    • 3. Анализ практики повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов современных военных вузов
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности самостоятельной работы курсантов военных вузов
    • 1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов
    • 2. Динамика и результаты эксперимента по повышению эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов
  • Глава 3. Педагогические пути повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов
    • 1. Активизация деятельности курсантов по проектированию самостоятельной работы в обучении
    • 2. Совершенствование самостоятельной работы курсантов на основе индивидуализации и дифференциации учебно-творческих заданий
    • 3. Развитие мотивации курсантов к самостоятельной работе в целях формирования профессиональной компетентности

Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время военное образование выходит на новый уровень, что вызвано происходящими в стране и мире изменениями, связанными с достижениями науки и техники, развитием общественно-экономических отношений, политическими процессами. Реформирование и модернизация системы военного образования направлена на решение задачи повышения качества подготовки специалистов, «способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий"1. В настоящий момент значительно возрастает роль самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов, т.к. этот вид образовательной деятельности способствует развитию у них важных профессиональных качеств: инициативности, целеустремленности, ответственности за принятие решений, творческого мышления, способности к самообучению и самовоспитанию. В высшей школе внедряются Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС), в которых определен уровень компетентности, где самостоятельной работе отводится одно из приоритетных мест и выделяется на нее от 30 до 65% объема времени изучения дисциплины2.

Проведенное исследование выявило, что 35% курсантов имеют высокий уровень развития навыков организации самостоятельной работы, при этом значительная часть курсантов (20%) не заинтересована в развитии навыков данного вида учебной работы. Часть курсантов старших курсов (11%) считают самостоятельную работу не обязательной и выполняют самостоятельные задания нерегулярно и без желания.

Согласно ФГОС, обучение в вузе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части — процесс обучения и процесс самообучения. Максимальный объем учебной нагрузки по дневной форме обучения не должна превышать 54 часов в неделю, из них объем.

1 Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации"/ - Раздел: «Цели и задачи образования" — «Российская газета» от 11 октября 2000 г.

2 См.: ФГОС ВПО — Официальный сайт Мин.обр. РФ — http://www¦fцosvpo¦ru/¦ 3 общих аудиторных занятий составляет не более 27 часов в неделю. Оставшаяся недельная нагрузка предполагает самостоятельную работу обучающихся, регулируемую и регламентируемую преподавателями вуза1.

Общий объем учебной работы слушателей и курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю. Загрузка слушателей и курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать 36 часов в неделю. При обучении по программам высшего военно-специального образования на выпускном курсе она не должна превышать 30 часов в неделю. На учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой (флотской) стажировки и всех видов практики — не более 40 часов в неделю .

В планирование и организацию учебного процесса высших учебных заведений, в том числе и военных, вносятся значительные содержательные и структурные изменения, что обусловлено рядом причин:

Первое. В мире происходит экономическая революция, сравнимая по масштабам с промышленной революцией XIX века. Меняется способ производства — если в течение последних 200 лет работник «прилагался» к машинам, а средства производства поглощали основную часть капитальных затрат, то в «новой экономике» технологический процесс выступает как относительно универсальное средство производства. Это ставит Россию перед необходимостью обеспечить массовый уровень образования, соответствующий «новой экономике». Профессиональная школа должна.

1 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (действующая редакция с изменениями до 24.04.2008 г.) — Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71- Инструктивное письмо Министерства Образования РФ от 27.11.2002 № 14−55−996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» http: //т о n. go v. ru/dok/fz/obr/3 993.

2 Приказ Министра обороны РФ от 12.03.2003 г. № 80 «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного учреждения МО РФ» (Раздел II «Учебная работа» — п. 19) — «Российская газета» 29 октября 2010 г. 4 обучать современным и перспективным технологиям, способности их разрабатывать и осваивать в сжатые сроки.

Второе. Внедрение в учебный процесс новых информационных и педагогических технологий (дистанционное обучение, использование электронных учебников и учебных пособий, Интернет-сайты и т. д.) позволяет обучающимся в вузах, значительное количество учебных задач выполнять самостоятельно, получая достаточно качественные знания при значительной экономии времени и средств, реализуя при этом свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Третье. На всех уровнях образования доминирует архаичная система трансляции знаний. Вопреки запросам общества и позициям современной педагогической науки преподавание построено на предпосылке «чем больше всевозможных знаний, тем лучше». Этот принцип в определенной мере работает при подготовке ученых, и именно в этой области отечественное образование наиболее конкурентоспособно. Но, с точки зрения подготовки к практической деятельности, оно во многом устарело и нуждается в радикальной перестройке содержания и организации в сторону ориентации на мобильность получения новых знаний и навыков, обеспечивающих продуктивное вхождение специалиста в новый технологический процесс и его активность.

Четвертое. Необходимость разработки универсальной образовательной системы особенно остро проявилась в период существенного расширения структуры высших образовательных учреждений (создание коммерческих вузов). В сложившихся условиях поливариативности выбора получения высшего образования, любой обучающийся в вузе не формально, а реально должен иметь возможность продолжить свое обучение в любом учебном заведении, как в России, так и за ее пределами. Этот процесс невозможен без формирования у обучающихся навыков быстрого и качественного самообучения на основе адекватной самооценки уровня общеобразовательной и специальной подготовки, способности проектировать свою учебно-познавательную деятельность.

Пятое. Активизация формирования профессиональных знаний и компетенций возможна лишь на основе устойчивой внутренней мотивации к повышению эффективности процесса самообучения, в основе которого значительную роль играет систематическая самостоятельная работа. Стремление к самосовершенствованию — личностное качество зрелого субъекта общества, показатель его готовности к выполнению общественно-значимой деятельности и реализации своего профессионального и творческого потенциала.

Анализ опыта самостоятельной работы курсантов военных вузов позволяет выделить ряд позитивных тенденций в ее осуществлении: 1) повышение внимания руководителей образовательных учреждений и структурных подразделений к проблеме научного обеспечения процесса организации самостоятельной работы курсантов- 2) изучение, анализ, обобщение и распространение передового педагогического опыта организации и контроля самостоятельной работы обучающихся в военных вузах- 3) осмысление и теоретическое обоснование важности самостоятельной работы в процессе формирования профессиональной компетентности военных специалистов- 4) повышение активности профессорско-преподавательского состава в использовании в образовательном процессе прогрессивных педагогических технологий, средств информатизации в обучении и др.

Исследование выявило и ряд негативных тенденций в организации самостоятельной работы курсантов военных вузов: недостаточная мотивация и подготовленность профессорско-преподавательского состава к совершенствованию самостоятельной работы (25%) — небольшой процент курсантов (35%) имеют высокий уровень развития навыков организации самостоятельной работызначительная часть курсантов (20%) не заинтересованы в развитии навыков данного вида учебной работычасть курсантов (11%) считает самостоятельную работу не обязательной и выполняет ее нерегулярно и без желаниянедостаточно сформированные критерии самооценки результатов самостоятельной работы и способности у обучаемых к поиску путей повышения эффективности выполнения заданий (42%) и др. 6.

Специфика профессиональной деятельности военнослужащего, обусловленная высоким уровнем требований к интеллектуальному, физическому и нравственному развитию личности, требует от него систематической работы по совершенствованию знаний, навыков и умений. В настоящее время наблюдается и усиливается противоречие между официальными требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе в высшей военной школе, и реальным ее уровнем.

Проблема повышения эффективности самостоятельной работы как важной составляющей процесса формирования профессиональной компетентности военных специалистов в научных исследованиях практически не рассматривалась. Отдельные аспекты самостоятельной работы исследовали в гражданских вузах — Е. В. Астахова, E.H. Беспалая, Г. Н. Диниц, H.A. Прохорова, М. В. Самардак, Н. В. Сметанина 1 и др. В военных вузах исследовали: проблемы активизации самостоятельной работы курсантов (С.А. Дочкин, З. Н. Калеева и др.) — организацию самостоятельной работы и самообразовательной деятельности курсантов (Г.Н. Гмызина, A.A. Дорофеев, о.

М.А. Крысанов, J1.A. Хамула, В. Г. Черемисина и др.) — педагогическое.

1 См.: Астахова Е. В. Активизация самостоятельной работы студентов технического университета в модульно-рейтинговом обучении: дис. .канд. пед. наук. — Кемерово, 2005; Беспалая E.H. Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов: дис. .канд. пед. наук. — Волгоград, 2004; Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. .канд. пед. наук. — М., 2001; Прохорова H.A. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов: дис. .канд. пед. наук. — Казань, 2005; Самардак М. В. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов: дис. .канд. пед. наук. — Новосибирск, 2004; Сметанина Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов вузов: дис. .канд. пед. наук. — Москва, 2006; др. у См.: Дочкин С. А. Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных технологий: дис.. канд. пед. наук. — Кемерово, 2003; Калеева З. Н. Самоконтроль как средство активизации познавательной деятельности курсантов вуза: дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 2003; др.

3 См.: Гмызина Г. Н. Формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов: дис. .канд. пед. наук. — Ульяновск, 2009; Дорофеев A.A. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов: дис. .канд. пед. наук. — Орел, 1998; Крысанов М. А. Содержание и организация самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института: дис. .канд. пед. наук. — Томск, 2009; Хамула Л. А. Организация самостоятельной работы курсантов с использованиием автоматизированного учебного курса: дис. .канд. пед. наук. — Воронеж, 2005; Черемисина В. Г. Организация самостоятельной работы курсантов 7 обеспечение и управление самостоятельной работой (В.Н. Зверев, Т.С. Ку-павцев, И.Р. Сташкевич1 и др.).

Однако подход этих исследователей реализовывался в рамках определенной педагогической технологии или научно-дисциплинарной области. Самостоятельная работа курсантов в современных условиях как целостный многофункциональный процесс, обеспечивающий качество профессиональной подготовки военнослужащих, на уровне кандидатской диссертации не рассматривалась.

В результате проведенного анализа научной и учебно-методической литературы, нормативных документов и данных практических исследований выявлено, что проблемы планирования, организации и повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов находится в центре внимания и требует дальнейшей разработки. Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная научная разработанность проблемы самостоятельной работы курсантов военных вузов в процессе формирования профессиональной компетентности обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Научная задача исследования заключается в обосновании процесса самостоятельной работы курсантов военных вузов и путей повышения его эффективности на основе компетентностного подхода к развитию навыков самостоятельного проектирования деятельности и творческого решения профессиональных задач.

Объектом исследования является самостоятельная работа в обучении курсантов военных вузов, а его предметом — сущность, содержание, структура и пути повышения эффективности самостоятельной работы курвоенного вуза в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: дис. .канд. пед. наук. — Кемерово, 2008; др.

1 См.: Зверев В. Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в вузах МЧС России: дис. .канд. пед. наук. — СПб., 2004; Купавцев Т. С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис. .канд. пед. наук. — М., 2004; Сташкевич И. Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высшего военного учреждения средствами ЭВМ: дис. .канд. пед. наук. — Челябинск, 1998; др. 8 сайтов военных вузов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать сущность, содержание и структуру самостоятельной работы в современном образовательном процессе и путях повышения эффективности самостоятельной работы курсантов военных вузов.

Задачи исследования:

1. Обосновать научные и прикладные положения самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов.

2. Опытно-экспериментальным путем исследовать повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов.

3. Выявить и внедрить педагогические пути и условия повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов.

Гипотеза исследования состоит в том, что на современном этапе развития военно-профессионального образования проявляется противоречие между официальными требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе в высшей школе, и неподготовленностью курсантов к данному виду образовательной деятельности. Предполагается, что разрешить выявленное противоречие возможно путем активизации деятельности курсантов по проектированию самостоятельной работы в обучении, совершенствования самостоятельной работы на основе индивидуализации и дифференциации учебно-творческих заданий, развития мотивации курсантов к самостоятельной работе в целях формирования профессиональной компетентности.

Методологическую основу исследования составили общенаучные методологические подходы — диалектический, аксиологический, личност-но-социально-деятельностный, функциональный, системно-структурный, а также положения современной психологической науки о личности — факторах ее формирования и развития, социальной обусловленности педагогических явлений, педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса.

Теоретические основы диссертации составили основные положения общей теории обучения (Ю.К. Бабанский, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), дидактики высшей профессиональной школы (А.Л. Айзенберг, С. И. Архангельский, A.B. Барабанщиков, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.). В выработке научных позиций большое значение имели теоретические выводы и положения о сущности и содержании самостоятельной работы в процессе обучения курсантов (слушателей), ее роли, значении, классификации видов и осуществлении контроля (A.M. Воробьев, В. Я. Макашов, Ю. Н. Уваров, Ю. Ф. Худолеев и др.), а также о методике организации процесса обучения в русле личностно-деятельностной и проблемно-деятельностной концепции (Б. Г. Ананьев, A.B. Барабанщиков, A.A. Вербицкий, J1. С. Выготский, В. Н. Гуляев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Основные положения и выводы диссертации обоснованы с учетом рекомендаций психологической науки: теории деятельности (Л.С.Выготский А. Н. Леонтьев и др.) — психологической теории личности (А.А.Бодалев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.) — психологии индивидуальных различий и их развитии в деятельности (Е.А.Климов Б. М. Теплов и др.).

Методы исследования. Достижение цели, решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись посредством применения методов: эмпирических — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, метод последовательной динамической оценки, экспертное оценивание, рандомизация, сравнение, педагогический эксперименттеоретические — анализ нормативных документов и литературных источников, обобщение, классификация, синтез научного материала, сравнительный анализматематические — ранжирование, статистическая обработка и др.

Исследование проводилось в ФГВОУ ВПО «Военный университет», Московском высшем военном командном училище (МВВКУ), Рязанском высшем Воздушно-Десантном командном училище (военный институт) в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Подготовительный этап (сентябрь 2009 г. — декабрь 2009 г.) включал: сбор и изучение научной информации по теме исследования, обработку и систематизацию источников, разработку концепции исследованиявыработку критериев оценки эффективности самостоятельной работы курсантовподбор и подготовку контрольной и экспериментальной групп к работе.

Основной этап (декабрь 2009 г. — апрель 2011 г.) включал опытно-экспериментальную часть исследования по внедрению комплекса мер по повышению эффективности самостоятельной работы курсантов экспериментальной группы, изучение динамики изменений в контрольной и экспериментальной группе, корректировку системы мер педагогического воздействия и достижение поставленных целей и задач эксперимента.

Заключительный этап (май — июль 2011 г.) включал: проверку результатов исследовательской работы путем сопоставления исходных и полученных данных в контрольной и экспериментальной группеобработку и обобщение результатов исследованияуточнение теоретических выводов и практических рекомендацийоформление текста диссертации и подготовку автореферата.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими показателями: изучено более 200 научных источников, в том числе более 50 докторских и кандидатских диссертаций по различным аспектам самостоятельной работы студентов и курсантов военных вузов и смежным проблемам. Изучены и проанализированы: нормативные акты Министерства образованиия и Министерства обороны РФтребования ФГОС третьего поколения, проекты ФГОС по различным специальностяморганизационное и методическое обеспечение самостоятельной работы в образовательном процессе военных вузовматериалы заседаний методических советов и контрольных проверок, проводимых руководством учебного заведенияучебные планы по различным специальностямтематические планы и учебные программы по различным дисциплинампланы работы кафедр и факультетовопыт 50 плановых занятий по организации самостоятельной 1 работы курсантов. За весь период работы проведено более 30 групповых и 150 индивидуальных бесед с участниками образовательного процесса по вопросам организации самостоятельной работы обучаемых. Опрошено более 300 курсантов, более 100 преподавателей, заведующих кафедрами и других категорий сотрудников высших военно-образовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен теоретический анализ различных подходов к самостоятельной работе курсантов военных вузов в отечественной педагогической науке и практике на разных исторических этапах;

— обоснована сущность, содержание и структура самостоятельной работы курсантов военных вузов на современном этапе;

— разработана и опытно-экспериментальным путем апробирована педагогическая целевая программа повышения эффективности самостоятельной работы курсантовопределены критерии и показатели оценки эффективности самостоятельной работы курсантов: организационныйсодержательно-методическийрезультативно-деятельностный;

— выявлены и обоснованы основные педагогические пути повышения эффективности самостоятельной работы: активизация деятельности курсантов по проектированию самостоятельной работы в обучении, совершенствование самостоятельной работы на основе индивидуализации и дифференциации учебно-творческих заданий, развитие мотивации курсантов к самостоятельной работе в целях формирования профессиональной компетентности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Выявленные различные подходы к пониманию и трактовке самостоятельной работы в обучении как: «самостоятельной деятельности или труду" — основе учебной деятельности курсантов, одному из основных методов организации познавательной деятельностиформе обучения, элементу структуры различных видов занятийсредству обучения и воспитаниясложному многофункциональному процессуприему педагогического взаимодействия- «сложному дидактическому образованию».

2. Обоснованная сущность самостоятельной работы как целенаправленного и организованного вида образовательной деятельности, обеспечивающего формирование высокого уровня профессиональной компетентности военных специалистов на основе развития и совершенствования у них теоретических знаний и практических навыков в соответствии с современными требованиями.

Содержание самостоятельной работы курсантов военных вузов, включающее совершенствование подготовки по направлениям будущей военно-профессиональной деятельности и личностное развитие курсантов, их подготовку к практическому решению учебных и боевых задач.

Структура самостоятельной работы, включающая: цели и задачи самостоятельной работы в процессе обученияфункции данного вида образовательной деятельностисубъекты и объектызакономерности и принципы, на которых базируется взаимодействие субъектов в ходе самостоятельной работыпротиворечия, разрешение которых способствует повышению эффективности самостоятельной работы в обученииметоды, формы, приемы, средства организации самостоятельной работырезультаты, определяющие уровень выполнения самостоятельных заданий и их качество.

3. Разработанная и экспериментальным путем проверенная педагогическая целевая программа повышения эффективности самостоятельной работы курсантов военных вузов, содержащая основные теоретические и прикладные позиции в виде комплекса мероприятий, осуществляемых по трем направлениям: совершенствование организации и содержанияповышение качества методики самостоятельной работы в обучении курсантовформирование и развитие мотивации к самостоятельной работе.

Экспериментально апробированные критерии и показатели оценки эффективности самостоятельной работы курсантов: организационный, включающий показатели: развитие знаний, умений и навыков самостоятельной работыразвитие навыков планирования и самоорганизациисоответствие качества выполнения задания намеченным целям и задачамспособность к самоанализу и адекватность самооценкисодержательнометодический, включающий показатели: соответствие дидактических и.

13 методических приемов и средств целям учебной дисциплиныпрофессиональная направленность учебно-методического комплекса дисциплины и заданий для самостоятельной работыкачество содержания компонентов учебно-методического комплекса дисциплиныреализация творческого компонента в процессе проектирования и выполнения самостоятельной работырезультативно-деятельностный, включающий: понимание роли и значения самостоятельной работы в ходе учебной деятельности (целеполагание) — развитие профессиональной мотивацииразвитие мотивации достижения успехавзаимодействие с участниками образовательного процесса.

4. Выявленные и обоснованные экспериментальным путем основные педагогические пути повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов: а) активизация деятельности курсантов по проектированию самостоятельной работы в обучении, условиями которого являются: изучение нормативной документации, развитие умений и навыков самостоятельной работы у курсантов, создание эффективной модели взаимодействия, совершенствование у курсантов навыков планирования, самоорганизации и результативно-оценочной деятельностиб) совершенствование самостоятельной работы на основе индивидуализации и дифференциации учебно-творческих заданий при следующих условиях: совершенствование содержания учебно-методического комплекса дисциплины с учетом индивидуального и дифференцированного подходаусиление творческого компонента учебных заданий для самостоятельной работы курсантоввыработка оптимальных требований и критериев индивидуальной и групповой самостоятельной работы курсантовиспользование активных и интерактивных методов и форм в обучениив) развитие мотивации курсантов к самостоятельной работе в целях формирования профессиональной компетентности, условиями реализации которого является: проведение систематического мониторинга развития мотивации учебной деятельностисовершенствование целевых ориентаций в учебной деятельностиразвитие интереса курсантов к самостоятельной работе в обученииформирование у курсантов психологической установки на высокий уровень компетентности.

Теоретическая значимость исследования заключается в решении научной задачи повышения эффективности самостоятельной работы в обу.

14 чении курсантов военных вузов путем создания условий для развития образовательной среды, способствующей формированию профессиональной компетентностив уточнении теоретических положений самостоятельной работы в обучении курсантовв обосновании и разработке основных путей повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантовв обосновании теоретических выводов, которые могут быть использованы при анализе психолого-педагогических явлений и процессов, характеризующих элементы образовательного процесса военных вузов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса формирования у курсантов военно-профессиональной компетентности и реализацию государственных требований к ней. Педагогические пути и условия повышения эффективности самостоятельной работы курсантов, сформулированные практические рекомендации могут быть использованы в образовательном процессе военных вузов. Научно-прикладные положения результатов исследовательской работы могут служить базовой основой для дальнейшей разработки и развития методики самостоятельной работы курсантов военных вузов, а также студентов гражданских высших учебных заведений.

Достоверность полученных результатов исследования обусловлена согласованностью теоретико-методологических позиций, системностью рассмотрения предмета исследования в его структурных, комплексных и функциональных компонентахиспользованием разнообразных теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с концепцией и логикой построения. Результаты исследования имеют экспериментальное подтверждение, прошли достаточную апробацию и педагогическую экспертизу.

Апробация и внедрение результатов исследования в учебный процесс осуществлялись путем проведения эксперимента, предусмотренного педагогической целевой программой повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов, в трех высших военных учебных заведениях. Концептуальные положения исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях ПМК вузов и кафедры педагогики ФГОУ ВПО «Военный университет», межвузовских научно-практических конференциях и семинарах. Основные идеи и положения работы докладывались на конференциях, семинарах и отражены в ряде публикаций автора, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК.

Основные идеи и положения работы отражены в 5 публикациях автора общим объемом более 2,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. Теоретические и прикладные положения повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование эффективности самостоятельной работы курсантов военных вузов. Глава III. Педагогические пути повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов.

Выводы по главе. Материал, изложенный в данной главе, позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Процесс подготовки военных специалистов имеет свои особенности, которые нельзя не учитывать при организации и проведении самостоятельной учебной работы. Для ее эффективности необходимо: планировать и осуществлять самостоятельную работу по научно разработанной методике, обращая серьезное внимание на структуру и содержание самостоятельных учебных заданийсистематически анализировать и совершенствовать содержание учебно-методического комплекса, вносить необходимые изменения в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации, образовательного стандарта высшего профессионального образования на основе индивидуализации и дифференциации учебных заданий, усиления их творческого компонентаосуществлять учебную деятельность, направленную на развитие знаний, навыков и умений самостоятельного учебного трудаспособствовать совершенствованию у курсантов навыков планирования, самоорганизации и самоконтроля познавательной деятельности.

2. Для активизации самостоятельной работы в обучении необходимо сформировать положительное отношение к самостоятельной работе как одному из основных методов профессионального развития в период обучения.

3. Необходимо развивать у курсантов общественно-значимые качества, стремление к достижению высоких результатов в жизни и профессии, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

4. Преподаватель должен рассматривать преподаваемую дисциплину с позиции ее значимости, способствовать выработке у курсантов стремления к высокому уровню профессиональной компетентности.

5. Большое значение необходимо уделять изучению основных факторов, повышающих эффективность самостоятельной учебной работы, проводить исследования и выявлять наметившиеся проблемы с целью их решения на основе развития устойчивого интереса и мотивации к самостоятельной образовательной деятельности.

6. Основными направлениями деятельности преподавательского и командного состава по организации самостоятельной учебной работы являются: изучение индивидуальности развития курсантовобучение курсантов методам и приемам самостоятельной работысоздание необходимых условий для эффективного осуществления самостоятельной работыформирование в коллективе благоприятного морально-психологического климатапланирование и организация индивидуальной работы с курсантами, совершенствование процесса педагогического взаимодействия на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

7. В ходе самостоятельной работы у курсантов формируются и развиваются важные личностные качества, образующие психологическую основу I личности будущего офицера — целеустремленность, трудолюбие, выдержку, умение работать в команде, быстроту и твердость в принятии решений, творчество мышления.

Практические рекомендации.

В целях дальнейшего повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов рекомендуется:

1. Органам управления военным образованием: предложить разработанную автором диссертационного исследования педагогическую целевую программу повышения эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов для внедрения в высших военно-учебных заведениях (см. прил. 1) — разработать нормативные документы, регулирующие деятельность военных вузов по обеспечению условий, способствующих повышению эффективности самостоятельной работы курсантов (см. § 2,3 главы 3 текста диссертации).

2. Высшим военным учебным заведениям: проводить мониторинг уровня подготовки курсантов к самостоятельной работе в обучении, развития у них мотивации к данной форме познавательной деятельности (см. прил. 2,3,4,7,8,9) — совершенствовать педагогическую подготовку профессорско-преподавательского состава по вопросам планирования и организации самостоятельной работы в соответствии с современными требованиями, предъявляемым к компетентности военных специалистов (см. § 1 главы 3 текста диссертации);

— внести коррективы в учебно-методические комплексы дисциплин в целях эффективного использования активных и интерактивных методов обучения, реализации положений об индивидуализации и дифференциации учебно-творческих заданий и развития мотивации курсантов к самостоятельной работе в обучении (см. § 2 главы 3 текста диссертации, прил. 7,8);

— при оценке эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов использовать критерии и индикаторы их проявления (см. § 2 главы 2 текста диссертации).

3. Курсантам военных вузов:

— формировать представления о требованиях нормативных документов к уровню общей и профессиональной компетентности по профилю специальности (см.§-1 главы 3 текста диссертации);

— активно использовать информационно-методический потенциал вуза в формировании профессиональной компетентности (см.§-3 главы 3 текста диссертации);

— совершенствовать в процессе обучения общую и профессиональную культуры, развивать творческие способности и социально-общественную активность (см.§-1,2,3 главы 3 текста диссертации).

Результаты проведенного исследования определили перспективные направления дальнейшей разработки данной научной проблемы: развитие творческих способностей курсантов в процессе самостоятельной учебной работыактивизация самостоятельной работы обучаемых в условиях использования блочно-модульной системы обучениятехнология совершенствования самостоятельной работы курсантов в образовательном процессе вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании» (ред.от 10.01.2003 г. № 11 -ФЗ).
  2. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (действующая редакция с изменениями до 24.04.2008 г.).
  3. Федеральный закон. Об утверждении федеральной программы развития образования. № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. // Собрание Законодательства от 17.04.2000 г. -№ 16.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.06.1999 г. № 650 «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования» (ред. от 24.09.2002 № 697, от 23.12.2002 № 919).
  5. Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов//Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 п. 4.
  6. Приказ Министерства обороны РФ № 80 от 12.03.2003 г. (по сост. на 04.04.2010 г.) «Об утверждении руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения МО РФ».
  7. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71.
  8. Постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Народное образование. № 2. 2000.
  9. Инструктивное письмо Министерства Образования РФ от 27.1 1.2002 № 14−55−996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».
  10. Федеральные Государственные образовательные стандарты Высшего профессионального образования РФ третьего поколения/ http://www.fgosvpo.ru/.
  11. Диссертации, авторефераты диссертаций
  12. Е.В. Активизация самостоятельной работы студентов технического университета в модульно-рейтинговом обучении: дис. .канд.пед.наук. Кемерово, 2005. — 191 с.
  13. H.H. Повышение эффективности обучения курсантов вузов МВД РФ: дис. .канд.пед.наук. М., 2007. -291 с.
  14. А.Н. Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов вузов: автореферат дис.. канд. пед. наук. М., 2010.-24 с.
  15. E.H. Общепедагогические особенности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов: дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 2004. — 191 с.
  16. P.P. Дифференцированный подход к формированию познавательной самостоятельности студентов младших курсов вузов в процессе обучения математике: дис. .канд. пед. наук. Саранск, 1996. — 192 с.
  17. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в вузе: дис. .канд. пед. наук. Москва, 1978. — 176с.
  18. В.А. Повышение эффективности обучения курсантов военных вузов на основе дискуссионных и игровых методов: автореферат дис.. .канд. пед. наук. М., 2010. — 24 с.
  19. Г. Н. Формирование культуры самоорганизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов: дис. .канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. — 203 с.
  20. Н.И. Совершенствование процесса саморазвития курсантов высших учебных заведений МО РФ: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2007. -207 с.
  21. Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: дис. .канд. пед. наук. М., 2001. — 176 с.
  22. A.A. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов: дис. .канд. пед. наук. Орел, 1998.-216с.
  23. С.А. Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных технологий: дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 2003. — 227 с.
  24. Ю.Б. Организация самостоятельной работы в вузе при изучении педагогических дисциплин: дис. .канд. пед. наук. Омск, 2006. -215 с.
  25. Т.Д. Самостоятельная учебная работа в вузе как условие развития способностей будущих специалистов: дис. .канд. пед. наук. Брянск, 2005, — 195 с.
  26. Д.А. Повышение эффективности самостоятельной работы в вузах МЧС на основе виртуальных кейс-технологий: дис. .канд. пед. наук. СПб, 2010.-168 с.
  27. И.Л. Педагогические условия формирования творческой активности курсантов военных вузов при изучении общепрофильных дисциплин: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 159 с.
  28. А.Е. Дидактические средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях модернизации образования: дис.. .канд. пед. наук. Брянск, 2004. — 246 с.
  29. И. Н. Творческая познавательная самостоятельность студентов (курсантов) военно-инженерного вуза как фактор совершенствования профессиональной подготовки: дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. -188 с.
  30. В.Н. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в вузах МЧС России: дис. .канд. пед. наук. СПб., 2004. -183 с.
  31. Н.П. Активизация внеаудиторной работы курсантов в процессе обучения иностранному языку в вузах МВД России: дис. .канд. пед. наук. СПб., 2001.- 198 с.
  32. З.Н. Самоконтроль как средство активизации познавательной деятельности курсантов вуза: дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 188 с.
  33. А.И. Педагогические проблемы совершенствования самостоятельной работы слушателей первых курсов военных академий: дис. .канд. пед. наук. М., 1979. — 284 с.
  34. Карпекин.В. Е. Педагогические основы совершенствования самостоятельной работы студентов на военной кафедре гражданских вузов: дис.. канд. пед. наук. M., 1993. — 223 с.
  35. М.А. Содержание и организация самообразовательной деятельности курсантов высшего военного института: дис. .канд. пед. наук.-Томск, 2009. 229 с.
  36. Д.А. Педагогическое сопровождение курсантов военного вуза как условие повышения мотивации к профессиональной деятельности офицера: дис. .канд. пед. наук. СПб, 2009. — 170 с.
  37. Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис.. .канд. пед. наук. М., 2004. — 272 с.
  38. A.B. Развитие творческой активности курсантов военных вузов в культурно-досуговой деятельности: дис. .канд. пед. наук. Пенза, 2010.- 175 с.
  39. В.Я. Совершенствование самостоятельной работы курсантов высших командных училищ: дис. .канд. пед наук. М., 1985. — 207 с.
  40. П.М. Особенности функционирования военного образования на этапах реформирования Вооруженных сил России: дис. .канд. пед. наук. СПб., 2003.-235 с.
  41. Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов: дис.. .канд. пед. наук. М., 1992. — 179 с.170
  42. В.М. Модульная программа как средство управления самостоятельной работой студентов: дис. .канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2005. -214с.
  43. А.И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002.- 187 с.
  44. В.Г. Методика совершенствования самостоятельной работы учащихся: дис. .канд. пед. наук. Москва, 1996. — 165 с.
  45. Е.К. Самостоятельная работа студентов как средство активной интеллектуальной деятельности: дис. .канд. пед. наук. Душанбе, 1978. -162 с.
  46. Ю.А. Формирование умений и навыков самообразовательной деятельности у курсантов в условиях военного вуза: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2005. — 163 с.
  47. Н.В. Педагогические условия развития профессионально-творческой познавательной активности курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. .канд. пед. наук. Липецк, 2004. — 193 с.
  48. A.A. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений способностей к активной самостоятельной работе: дис.канд. пед. наук. Москва, 2000. — 161 с.
  49. М.Б. Организация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов: дис. .канд. пед. наук. Пенза, 2007. — 169 с.
  50. H.A. Компетентностный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов: дис. .канд. пед. наук. Казань, 2005. -205 с.
  51. Л.Н. Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки: дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006, — 182 с.
  52. A.B. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов в военно-инженерных вузах: дис. .канд. пед. наук. Шуя, 2009. — 198 с.171
  53. M.B. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов: дис. .канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. — 179 с.
  54. A.A. Самообразование курсантов ВВУЗа как фактор непрерывной профессиональной подготовки: дис. .канд. пед. наук. СПб, 1999. -192 с.
  55. M.JI. Повышение эффективности обучения слушателей военно-медицинского института: дис. .канд. пед. наук. Саратов, 2007. — 199 с.
  56. Н.В. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов вузов: дис. .канд. пед. наук. М., 2006. — 177 с.
  57. И.Р. Педагогические условия совершенствования самостоятельной работы курсантов высшего военного учреждения средствами ЭВМ: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 160 с.
  58. И.Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов высшего военного вуза при компьютерном сопровождении учебного процесса: дис.. док-pa пед. наук. Челябинск, 2004. — 353 с.
  59. Н.В. Развитие творческого мышления курсантов в процессе^ обучения в юридическом вузе МВД России: дис. .канд. пед. наук. Самара, 2002.- 178 с.
  60. Н.В. Педагогическое руководство самостоятельной работой студентов: дис. .канд. пед. наук. Томск, 1996. -202 с.
  61. Г. А. Формирование культуры индивидуальной самостоятельной работы курсантов военного вуза в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2004. — 193 с.
  62. М.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения в вузе: дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. — 205 с.
  63. Ю.Н. Формирование самостоятельности у курсантов военных училищ: дис. .канд. пед. наук. М., 1982. — 192 с.
  64. Л.А. Организация самостоятельной работы курсантов с исполь-зованиием автоматизированного учебного курса: дис. .канд. пед. наук. -Воронеж, 2005. 195 с.
  65. Л.Л. Формирование самостоятельности курсантов в процессе обучения в юридическом вузе ФСИН России: дис.канд. пед. наук. Самара, 2008.-218 с.
  66. В.Г. Организация самостоятельной работы курсантов военного вуза в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла: дис. .канд. пед. наук. Кемерово, 2008.- 213 с.
  67. К.А. Формирование мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов вузов инженерных войск: дис. .канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2005. 202 с.
  68. Ю.В. Формирование познавательной самостоятельности у курсантов военных вузов: дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 2002 -224 с.
  69. В.А. Моделирование военно-профессиональной подготовки курсантов высшего военного учебного заведения: дис. .канд. пед. наук. М., 2002. -203 с.
  70. Г. Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: автореф. дис. .канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. — 23 с.
  71. В.Н. Управление самостоятельной учебной деятельностью курсантов вузов ВВ МВД России в процессе обучения иностранному языку: дис.. канд. пед. наук. СПб, 2008 — 188 с.
  72. А.Л. Самообразование: история, теория и современные проблемы М.: Высшая школа, 1986. — 139 с.
  73. A.M., Аюрзанайн A.A., Казаков В. А., Пидкасистый П.И.и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. Киев: ИСИО, 1993. — 336 с.
  74. A.M. Мотивация как основополагающий фактор повышения качества военного образования // Научно-технический сборник. Пенза: ПАИИ, 2005.- 130 с.
  75. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  76. В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  77. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-246 с.
  78. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Наука, 1989. — 257 с.
  79. .Ц., Съедин С. И., Иванов А. Д. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов. — М., 1974, — 136 с.
  80. Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. — 280 с.
  81. В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентного подхода)//Высшее образование в России. 2004. № 11.-C.3−13.
  82. A.B. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА, 1987. — 160 с.
  83. А. В. Научно-педагогические основы формирования профессионального мастерства преподавателя академии//Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.:ВПА, 1975.- С. 10−25.
  84. A.B., Муцинов С. С. Педагогическая культура преподавателей высшей школы. -М.:ВПА, 1985 67 с.
  85. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
  86. Е.Л., Корнев Л. П. Самостоятельная работа студентов в вузе: Методические рекомендации. Орел, 1985. — 21 с.
  87. Е.Л., Корнев Л. П., Требулина H.A. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов. Учебное пособие. Орел, 1989.-66 с.
  88. А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе: Научно-теоретическое пособие. М.: Высшая школа, 1989.- 103 с.
  89. А.И. Организация и проведение самостоятельной работы слушателей и курсантов училища. Метод, рекомендации. Пенза: ПВАИУ, 1985, — 16 с.
  90. Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 130 с.
  91. В.В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений. М.:ВУ, 2001. — 87 с.
  92. В., Чесноков Н. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания./Юриентир. 2005.- № 4. С.61−65.
  93. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Мое. Пне. практ. психологии, 1995. — 352 с.
  94. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. -№ 10. — С. 8−14.
  95. Буланова-Топоркова M.B. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.
  96. В.К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 64 с.
  97. М.П. Самостоятельная работа слушателей и курсантов и руководство ею. Кн.: Основы военной педагогики, методика проведения занятий и организация учебного процесса в военно-учебных заведениях. Харьков: Вит ВПО, 1972.-217 с.
  98. И. И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. — № 4. — С. 33−41.
  99. В.И., Новиков В. Н., Шабанов Г. А. Основы педагогики высшей военной школы. -М., 1999.
  100. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  101. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении. М., 2000. — 200 с.
  102. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов высшей школе. Киев: Высшая школа, 1987. — 174 с.
  103. Военная педагогика/ Под ред. Ефремова О. Ю. СПб.: Питер, 2008. -640 с.
  104. Воинское воспитание курсантов высших учебных заведений / Под ред. А. В. Омеличева. М.: ВУ, 2003. — 148 с.
  105. Н.П., Кутищев В. Н. Вопросы руководства самостоятельной работой слушателей академии. М.: ВПА, 1985. — 70с.
  106. Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Статья 2. Казань, 1969. — 60 с.
  107. JI.C. Избранные психологические исследования М.:АПН РСФСР, 1956. -240 с.
  108. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. — 68с.
  109. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
  110. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 145 с.
  111. В.П. Рейтинговая 100-бальная система оценки. Поиск эффективной системы оценки знаний студентов//Высшее образование сегодня. 2003. — № 8.-С.40−43.
  112. В.В. Проблемы развивающего обучения М.: Просвещение, 1988.-386 с.
  113. , Н.Г. Познавательная активность учащихся и эффективностьобучения Текст. / Н. Г. Дайри. М.: Просвещение, 1967. — 189 с.177
  114. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. Скаткина М. Н. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  115. В.П. Выпускник ВВУЗа и методологические основы его подготовки.// Военная мысль. 1994. — № 3. — С.35−41.
  116. Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося//Вестн. Оренбургского ун-та. 2004. № 2. С. 75−79.
  117. М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983. -172 с.
  118. А.П., Федотов A.A. Организация самостоятельной работы курсанта. Уч.-мет. пособие. Новогорск: АГЗ МЧС России, 2000. 75 с.
  119. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961.-76 с.
  120. Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993. — 98 с.
  121. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. — 64 с.
  122. Л.Ф. и др. Курс военной психологии. Часть 2. — М.: ВУ, 1995. -236 с.
  123. A.A., Малхасян А. Г. Как самостоятельно учиться. М.: Просвещение, 1974. — 112 с.
  124. Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе. Харьков: ХГУ, 1991. — 69 с.
  125. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования.// Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.- С.34−42
  126. И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  127. Э.Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста : науч.-метод, пособие / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова. -Екатеринбург, 1999. 244 с.
  128. Ю.Е. Самообразование, формирование готовности к профессиональному самообразованию: Учебное пособие. Челябинск: Изд. ЮГУ, 2000, — 120 с.
  129. А.И. Активизация самостоятельной работы первокурсников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новороссийске 16−17 мая 1978 г.-М.: 1979. С.55−72.
  130. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВПА, 1990.-195 с.
  131. А.И. Современная высшая военная школа: состояние, проблемы и перспективы развития. -М.: ВПА, 1991. 128 с.
  132. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. — 140 с.
  133. А.П. Самостоятельность качество профессионалов // Армейский сборник, 2004. — № 4. — С.65−67.
  134. В.А., Голенков A.B., Аникин Г. Д. Результаты внедрения рейтинговой системы оценки знаний в учебном процессе//Известия Российской академии образования. М., 2002. — № 1. — С. 85−89.
  135. Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных группах: мультимедийное учебное пособие / В. Б. Лебединцев, О. В. Запятая, Н.М. Гор-ленко, А. Ю. Карпинский Красноярск, 2005. — 52 с.
  136. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-350 с.
  137. К.Н. О самостоятельной работе студентов в вузе//Советская педагогика. 1945. — № 5. — С.15−18.
  138. Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы: Учебник для вузов -М.: Аспект Пресс, 2002 381 с.
  139. Н.И. Психологическая саморегуляция курсантов и слушателей в учебном процессе. М.: ВУ, 1997. — 56 с.
  140. В.М., Мороз И. И., Новожилов М. Л. Совершенствование организации и проведения самостоятельной работы курсантов. Уч.-метод, пособие. // Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище. Симферополь, 1983. — 35 с.
  141. И.А. Аудиторная самостоятельная работа с учебным текстом //Высшее образование в России 1995, № 1. С.101−105.
  142. Н.Ф. Педагогика. Ее предмет и задачи в обучении и воспитании советских воинов. -М.: ВПА, 1961. 25 с.
  143. В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары: ЧТУ, 2001. — 244 с.
  144. В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики // Новые исследования в педагогических науках. -1971. -№ 4. -74 с.
  145. Т.В. О проблемном обучении. Сборник статей. М.: Высшая школа, 1974. — 150 с.
  146. В.М., Порохин А. П. Самостоятельная работа слушателей (курсантов). -М.: Воениздат, 1973. -112 с.
  147. Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск, 1997. -315 с.
  148. Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.- 138 с.
  149. Т.С. Актуальные проблемы совершенствования самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. Вып. 4. Барнаул: БЮИ МВД России, 2002. С. 109 — 113.
  150. K.M. Основы педагогической деонтологии. М., 1994. — 190 с.
  151. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание. М.: АПН СССР, 1988.- 180 с.
  152. А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  153. В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. Н.: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. -264 с.
  154. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1989.-94 с.
  155. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  156. .Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  157. М.В. О воспитании и образовании : Сборник/ М.В. Ломоносов- сост. Т.С.Буторина- АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 339 с.
  158. A.C. Самостоятельная работа и самоконтроль учебной деятельности старших школьников. М.: Просвещение, 1971. — 160 с.
  159. A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. — 157 с.
  160. A.C. Сочинения: В 7 т. М., 1958.
  161. В.Я. Обучение курсантов основам самостоятельной рабо-ты//Метод. Рекомендации. Энгельс: ВЗРКУ ПВО. — 1982. — 29 с.
  162. И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся на уроке/Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Сборник 1. Казань, 1966.181
  163. В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебное пособие для студентов. М.: «Академия», 2002. — 256 с.
  164. Маркова А. К, Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  165. М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.- 140 с.
  166. H.A. Высшая военная школа Российской империи 19-нач.20 века. М.: Академия, 1997. — 348 с.
  167. Е.И. Формирование культуры самостоятельной деятельности курсантов в креативно-акцентных системах обучения. Воронеж: ВГУ, 2003. — 128 с.
  168. P.M. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения. Москва, 1940. — 184 с.
  169. C.B. Предупреждение неуспеваемости в вузе: проблема и подходы к ее решению // Военная мысль. 1998. — № 3. — С.61−63.179. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / Гл.ред. А. Ю. Мельвиль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 352 с.
  170. Научно-методический сборник по организации самостоятельной работы студентов. Томск: Томск, политех, ин-т, 1973. — 188 с.
  171. P.A. Дидактические основы активной учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — 302 с.
  172. O.A. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. -Таллин, 1976. 178 с.
  173. Новейший философский словарь. Изд. 2-е, пер. и доп. Минск: Интер-прессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.
  174. Новое педагогическое мышление./Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-280 с.
  175. П.И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы.
  176. Учебное пособие. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 .-317 с.182
  177. Организация самостоятельной работы студентов / Под ред. В. Г. Иванова. Казань: КГУ, 1996. — 320 с.
  178. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения / Под ред A.M. Вайгеля. Киев: Лыбидь, 1993. -322 с.
  179. A.B. Психология самостоятельности. Москва-Нальчик: ЭльФа, 1996.-226 с.
  180. Основные виды и формы обучения (Раздел 1, Гл. 2, § 3) // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1989. — 479 с.
  181. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие/А.В.Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н.Ф. Феденко- Под ред. А. В. Барабанщикова. -М.: Просвещение, 1988. -271 с.
  182. И.А. Самостоятельная работа студентов и активные методы обучения. Уч.-метод, пособие. Омск: ОмПИ, 1989. — 57 с.
  183. Ф.Г. Педагогическое образование в России: (Историко-педагогические очерки). М.: Знание, 1979. — 216 с.
  184. Педагогика / Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1984.-368 с.
  185. A.B., Шпалинский В. В. Социальная психология коллективов. М., «Просвещение», 1978. 176 с.
  186. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М.: Педагогика, 1972. — 184 с.
  187. И.М. Некоторые способы организации индивидуальной самостоятельной работы студентов // Самостоятельная работа студентов в условиях перестройки учебного процесса: сборник научных трудов. Челябинск: ЧПИ, 1988.-С.З-6.
  188. И.П. Педагогика: Новый курс. Учебник для студентов высших учебных заведений: Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2003.-576 с.
  189. С.П. Самосовершенствование личности. СПб: Изд-во BMA им. Н. Г. Кузнецова, 2002. — 165 с.
  190. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002. 298 с.
  191. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие/ В. И. Варваров, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др. Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
  192. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. / Перевод с англ.яз. М., 2002.
  193. Развитие творческих способностей у курсантов в процессе обучения: методический сборник /Отв. Ред. А. И. Богомолов. Пенза: ПВАИУ, 1989. -94 с.
  194. Рейтинговая форма контроля самостоятельной работы курсантов (методические рекомендации) /Л.К.Богословский, Э. М. Мельник / Под ред. А. С. Волкова. Тула: ТАИИ, 2002. — 14 с.
  195. A.B. Самостоятельная работа как вид учебных занятий // Современные технологии в Российской системе образования: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Изд-во «РИО ПГСХА», 2008. — С.85−88.
  196. П.П. Психология и педагогика. М.: ПРИОР, 2000 — 96 с.
  197. С.Я. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  198. Самовоспитание и самопознание характера: Беседа психолога со старшеклассниками: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. — 224с.
  199. И.И. О сущности и классификации видов самостоятельной работы учащихся. // Ученые записки ЛГПИ, 1970. С. 146−162.
  200. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  201. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения. -М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  202. Я.И. Методология и методы педагогических исследований. -М.: МГПИ, 1989.-224 с.
  203. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  204. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971. — 206 с.
  205. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  206. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Изд. 2-е, пер. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2005.-400 с.
  207. И.П. Человек образование — профессия — личность. Уч. пособие. — М.: УМИЦ «Глаф-пресс», 2002. — 420 с.
  208. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: АПН РСФСР, 1956. — 55 с.
  209. A.M. Психология и педагогика. Учебник М.: Юнити-Дана, 2001.-423 с.
  210. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  211. Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. -М.: МГУ, 1969. 134 с.
  212. С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 2−10.
  213. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983. — 352 с.
  214. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации/ Под. Ред. Алехина И. А. М.: ВУ, 2003. — 369 с.
  215. O.K., Телегина Э. Д., Волкова Т. К. и др. Психологические проблемы целеобразования.- М.: Наука, 1977. 259 с.
  216. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 450 с.
  217. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.
  218. К.Д. Избранные педагогические произведения /Предисловие В. Я. Струминского. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  219. К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 М-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948.-665 с.
  220. К.Д. Собрание сочинений. Материалы к 3-ему тому. Педагогические антропологии. М.: АПН РСФСР, 1950. — Т. 10. — 668 с.
  221. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. -490 с.
  222. Философия науки. Учебное пособие: в 2ч./ Под общей редакцией проф. А. И. Дырина М.: ВУ, 2007 — 462 с.
  223. Л.М. О концепции управления процессом учения в советской психологии и педагогике // Теоретические проблемы познавательной деятельностью человека-М.: «Просвещение», 1975.
  224. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2000. — 520 с.
  225. Ю.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976. — 34 с.
  226. A.B. Современная дидактика. Учебник для вузов.- Спб: Питер, 2001.-544 с.
  227. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  228. Д.В., Филатов О. Д. Технология обучения в высшей школе: учебное пособие/ под.ред. Д. В. Чернилевского. Москва: Экспедитор, 1996.-288 с.
  229. В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс М.: Новое издание, 2003.-173 с.
  230. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.- М.: Высшая школа, 1982. 223 с.
  231. Ф.А. Контроль самостоятельной работы/ Ф. А. Ярмоленко, А. Г. Досычев //Вестник ПВО, 1984 № 8. С.31−33.
  232. Atkinson J. An Introduction to Motivation. Princeton, New Jersy, 1965. -367 p.243. 1A Short Guide to NPT Courses and Consultancy. National police training. Gazette 1999−2000. London. — 32 p.
  233. Denis F. Management Training of Senior Officers. A Survey of Seven West-European Countries. Institute for Management Training and Police Research. -Budapest. 1995. P. 5−33.
  234. Manfred Murk: Das bild der Polizei in der Bevolkerung Ein internationaler Vergleich. — Munster, 1997. — 140 s.
  235. McClelland David C. Human motivaton. New Jersy, 1987. — 283 p.
Заполнить форму текущей работой