Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образовательные ситуации как средство ознакомления дошкольников с трудом работников дошкольного учреждения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование временных, педагогических ресурсов, режимных моментов в течение всего времени пребывания детей в ДОУ (так, в режимном моменте «одевание на прогулку» педагог может решить ряд образовательных задач: уточнение и обогащение представлений детей об одежде, ее функциях, материалах, из которых она изготовлена, или о труде людей по изготовлению одежды; знакомство воспитанников с правилом… Читать ещё >

Образовательные ситуации как средство ознакомления дошкольников с трудом работников дошкольного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По содержанию непосредственно образовательная деятельность может быть интегрированной, т. е. объединять знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач. Например, в непосредственно образовательную деятельность по физическому воспитанию органично войдёт работа по формированию пространственных ориентировок.

Содержание непосредственно образовательной деятельности определяется программой, по которой работает дошкольное учреждение. Немаловажную роль играет непосредственное окружение дошкольного учреждения, а именно наличие достопримечательностей, культурных объектов (библиотека, театр, музей и др.), природных ландшафтов (парк, сквер, река, канал и др.), производственных заведений (ателье, магазин, аптека) и др. Воспитатель должен обеспечить непосредственное знакомство детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, с сезонными изменениями в природе, с видами сельскохозяйственного и другого труда, характерными для той местности, где находится детский сад. Учёт краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания непосредственно образовательной деятельности обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создаёт благоприятные условия для развития познавательных интересов.

В настоящее время преобладает комплексная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решается несколько дидактических задач.

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. Прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям. Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

В процессе общения во время непосредственно образовательной деятельности происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребёнка, но и обратный процесс. Ребёнок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать всё, что сообщает ему педагог. В этом смысле педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Модель образовательного процесса с учетом ФГТ, должна предусматривать две составляющие: совместную деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты), а также самостоятельную деятельность дошкольников. Формой организованной непосредственной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности является образовательная ситуация.

В работах А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, М. В. Крулехт и др. образовательная ситуация рассматривается как форма совместной деятельности педагога и детей, планируемая и целенаправленно организуемая педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения в различных видах деткой деятельности. Авторы выделяют ряд параметров, характеризующих образовательную ситуацию в организованной образовательной деятельности:

  • — направленность на решение образовательных задач — обогащение представлений, их систематизация и обобщение; освоение и совершенствование способов деятельности;
  • — продолжительность в течение дня и количество в неделю: младшая группа — 15 минут (10 образовательных ситуаций в неделю), средняя — 20 минут (11 образовательных ситуаций), старшая — 25 минут (13 образовательных ситуаций), подготовительная — 30 минут (15 образовательных ситуаций);
  • — форма образовательной ситуации по количественному составу детей: фронтальная и подгрупповая;
  • — позиция субъектов в образовательной деятельности: педагог передаёт социальный опыт, ребенок активно его осваивает.

Многообразие образовательных ситуаций позволяет их типологизировать по основанию «способ решения задачи». Выделяют типы образовательных ситуаций: игровые образовательные ситуации (запустим кораблики, выполненные из разных видов бумаги в воду), реально-практические (научим малышей делать куличи из песка) и условно-вербальные ситуации (найдем слова поддержки для огорчённого сверстника). Соотношение используемых педагогом для реализации образовательных задач типов и ситуаций, определение их места в образовательном процессе и периодичность использования зависят от возраста детей и решаемой педагогической задачи.

В младших группах предпочтение следует отдавать игровому типу ситуаций. В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с игровыми целесообразно использовать реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации.

Принципы проектирования и реализации образовательной ситуации:

  • — комплексное решение разнообразных образовательных задач (формирование у детей представлений о личностных качествах человека («щедрость» и «милосердие»), воспитание интереса к благотворительной деятельности и потребности участия в благотворительных акциях, формирование способов изготовления предмета (благотворительного подарка) и способов его дарения;
  • — использование временных, педагогических ресурсов, режимных моментов в течение всего времени пребывания детей в ДОУ (так, в режимном моменте «одевание на прогулку» педагог может решить ряд образовательных задач: уточнение и обогащение представлений детей об одежде, ее функциях, материалах, из которых она изготовлена, или о труде людей по изготовлению одежды; знакомство воспитанников с правилом оказания взаимной помощи в процессе одевания и способами ее реализации; обогащение опыта применения разнообразных коммуникативных средств и способов установления личностного контакта со сверстником и др.);
  • — построение взаимодействия с воспитанниками на основе принципа сотрудничества (педагог обсуждает с детьми, чем им хочется заняться на прогулке, как организовать встречу с малышами, какие подарки сделать к празднованию Дня рождения детского сада);
  • — соотнесенность целей и содержания образовательной деятельности, осуществляемой в условиях режимных моментов, с этапами решения образовательной задачи или их комплекса (вариант первый — в режимных моментах организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности осуществляется обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов детской деятельности; вариант второй — началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения актуализируются и применяются в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности);
  • — учет интегративного потенциала образовательной ситуации как формы организации образовательного процесса, в которой сочетаются различные средства и методы воспитания и обучения ребенка: наблюдения в уголке природы; индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей, трудовые поручения, беседы и разговоры с детьми по их интересам; экспериментирование с объектами неживой природы; совместная игра воспитателя и детей, создание проблемных ситуаций и др.).

Специфика организации образовательной ситуации обусловлена возможностью её применения в режимных моментах, специально организованной деятельности, самодеятельности детей.

Использование различных образовательных ситуаций: имитационно-игровых, условно-вербальных и реально-практических в разных видах образовательной (непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и в разных видах детской деятельности позволяет создать эффект полного погружения в содержание и обеспечить активную субъектную позицию детей в освоении всех компонентов трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

В дошкольном учреждении имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его собственный характер. Поэтому необходимо создавать такие ситуации, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых [32, c. 56].

Здесь возможны различные пути:

  • 1 путь — пока детям разнообразного труда взрослых и объяснения их значения
  • 2 путь — непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, разовьёт интерес и любовь к труду.

Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызывать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержания труда взрослых. Производимого при детях или совместно с ними [31, c. 482].

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать наглядные примеры старших, возможны различные пути:

  • — приближение к труду взрослых;
  • — приближения работы взрослых к детям;
  • — совместная деятельность взрослых и детей [34, c. 79].

Первый путь — это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых.

Организованные посещения кухни, кабинета медицинской сестры, прачки и т. д. детям показывают процесс приготовления пищи, стирку белья, уборку участка, ремонт мебели и игрушек.

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их всё же надо дополнять более активными средствами воздействия на развитие ребёнка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям.

Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым [48, c. 95].

Известно, что дети дошкольного возраста склонны к подражанию. Эта характерная особенность при правильном его использовании может оказать существенное влияние на их нравственное развитие. Поэтому в самом начале приобщения надо дать пример для подражания. Таким примером может служить работник какой-нибудь конкретной профессии. Следует обратить внимание воспитанников на такие нравственные черты конкретного человека, как ответственность, готовность помочь, доброту, отзывчивость [26, c. 98].

Вызвав и поддержав у ребёнка интерес к человеку — труженику, создать положительную эмоциональную основу для формирования интереса к содержанию его деятельности, его труду.

Трудовое воспитание у самых маленьких начинается с самообслуживания, с формирования потребности сделать для этого всё необходимое. В младшей группе нужно ставить перед ребёнком конкретную цель и стараться сделать так, чтобы результат, который он достигает в самообслуживании был нагляден и понятен [17, c. 47].

Уточнение представлений о труде людей непременно должно сочетаться с воспитанием желания помогать взрослым.

Тема «О труде людей, работающих на транспорте». С работой шофёра дети знакомились ещё в младшей группе. В средней группе эти знания расширятся и углубятся. Кроме того, ребятам можно рассказать о труде лётчиков. Осуществляется знакомство с профессиями, работающих в авиации. Этот опыт используем для развития у детей интереса к труду лётчиков. Дети рассматривают иллюстрации, картины, на которых изображены лётчики, бортпроводницы, механики. Об отдельных профессиях рассказываю детям подробнее, вызывая у них желание брать на себя соответствующие роли в дидактических играх: «Что кому нужно для работы?», «Кто потрудился?», «Кто, что делает?» [33, c. 43].

После того, как дети потрудились с трудом хлеборобов, водителей, воспитателей, врачей и уяснили, что между различными профессиями существует тесная связь, нужно постараться раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитываю уважение к людям любой профессии.

С детьми старшей группы можно провести различного рода развлечения, например — «Урожай собирай», «Хлебвсему голова!».

В течение года в старшей группе можно запланировать несколько воспитательно-образовательных тем, помогающих уточнить и расширить представления детей о труде людей в городе и селе. О взаимосвязи различных видов труда [8, c. 113].

Это темы:

«О труде хлеборобов»;

«О тех, кто делает машины»;

«О труде Художника»;

«О людях, работающих на транспорте»;

«Профессия космонавт».

С детьми старшей группы следует проводить беседу о экскурсии в поле так, чтобы дети не только вспомнили весь процесс выращивания хлеба, но ещё раз пережили те ощущения радости и удивления. Которое они испытали на поле. Для закрепления можно провести концерт: «Хлеб всему голова!» [9, c. 84].

На обобщённом занятии предложить детям создать коллективный рисунок «Хлеборобы», при этом каждый ребёнок должен изобразить определённый эпизод: трактор пашет землю, люди собирают урожай. Свои знания и представления дети отражают в различных играх: «в шофёров», «в комбайнеров», «в трактористов». Очень содержательно и увлекательно проходит игра «Жатва». Здесь дети берут на себя роли механизаторов, работников столовой, библиотекарей [33, c. 53].

Тема «О людях работающих на транспорте».

Дети старшей группы уже знают, что к этому понятию относятся профессии железнодорожника, лётчика и т. д. Все эти люди перевозят людей, грузы, выполняют очень нужную работу.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что модель образовательного процесса с учетом ФГТ должна предусматривать две составляющие: совместную деятельность взрослого и детей, а также самостоятельную деятельность дошкольников. Формой организованной непосредственной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности является образовательная ситуация. Использование различных образовательных ситуаций в разных видах детской деятельности позволяет создать эффект полного погружения в содержание и обеспечить активную субъектную позицию детей в освоении всех компонентов трудового воспитания, в том числе и формирования знаний о профессии взрослых.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой