Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. Н. Хузиахметов и др. (теоретические исследования по формированию социального опыта школьников. Внимание акцентировано на воспитательном значении совместного труда школьников со взрослыми. Подчеркнута важность формирования у учащихся таких черт, как инициатива, самостоятельность, предприимчивость, готовность к борьбе за улучшение своего материального и социального положения в обществе. Вычислен… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Теоретико-методологические предпосылки решения проблемы нравственного воспитания учащихся
    • 1. 2. Воспитательные ценности Христианского и Исламского религиозного образования
    • 1. 3. Исследования ученых казанской педагогической школы по проблемам нравственного воспитания
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ПЕРЕДОВОЙ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Система нравственного воспитания учащихся в опыте учебно-воспитательной работы школ Татарстана
    • 2. 2. Система совместной работы школы и общественности по нравственному воспитанию молодежи в условиях Татарстана
    • 2. 3. Педагогические условия совершенствования системы нравственного воспитания учащихся в современной школе на основе использования историко-педагогического опыта Татарстана jgg
  • Выводы по второй главе

Проблемы теории и практики нравственного воспитания в истории татарстанской педагогической школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй половине XX века во всем мире возрос интерес к проблемам духовно-нравственного развития и становления личности: стало очевидным, что никакие социальные проблемы не могут быть решены без усиления внимания к нравственному воспитанию человека.

Современные ученые-гуманитарии стремятся понять причины часто возникающих деформаций в духовной сфере личности и общества, наметить пути их устранения. Имеет место позитивный переход от политических и классовых приоритетов в социальной и духовной жизни к выдвижению на первый план ценностей общечеловеческих и национальных, реабилитируется религиозная культура во всем богатстве ее проявлений, утверждается мировоззренческий плюрализм. Подобные изменения в жизни общества побуждают к расширению границ историко-педагогических исследований, делают возможным обращение к ранее предававшимся забвению пластам педагогической культуры, к числу которых принадлежит и философско-педагогическая мысль великих татарских просветителей.

Конечно, и сегодня в педагогической науке обнаруживается различное понимание сущности человеческой личности и процесса формирования его нравственных качеств. Остро ощущается потребность в критическом переосмыслении различных трактовок теоретических основ нравственного воспитания. Уже к началу 90-х годов многие отечественные философы и педагоги давали негативную оценку сложившейся в советской педагогике теории нравственного воспитания. Ими отмечалась слабая разработанность философско-этических проблем воспитания, критике подвергалась общая методологическая позиция, из которой исходили при анализе цели и сущности нравственного воспитания. Дискуссионным оставался вопрос о содержании нравственного воспитания. Наконец, не удовлетворяли ученых и сложившиеся в науке представления о средствах воспитывающего влияния на индивидуальную нравственность.

Анализ различных источников показал, что современные ученые разрабатывают сложные, многомерные проблемы сущности, смысла, содержания нравственного воспитания, осмысливают его цели, намечают основные задачи, анализируют возможности различных средств нравственного воспитания. Можно утверждать, что накопленный педагогической школой Татарстана исторический опыт по решению проблемы нравственного воспитания также вносит свой определенный вклад в развитие отечественной педагогической науки и практики во второй половине XX века.

Современная педагогическая мысль стремится к синтезу всего ценного, что есть в отечественном педагогическом наследии, осуществляя поиск новых подходов к развитию проблем нравственного воспитания. Признавая продуктивность самой идеи синтеза, следует, однако, иметь в виду опасность рецидива некритического заимствования теоретических идей и подходов к данной проблеме. Поверхностно-цитатнический подход к изучению трудов классиков педагогики, который еще имеет место, часто не дает объективного историко-педагогического знания, не обнаруживает в исследуемом материале действительно ценных данных, которые можно было бы разумно использовать.

Сейчас нравственное воспитание является органической, составной частью комплексного подхода к процессу воспитания подрастающего поколения. В общем воспитательном процессе оно занимает особое место, так как нравственные отношения, моральный аспект опосредуют все средства, формы и методы воспитания. Нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом — она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности.

Нравственное воспитание — это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитания сложились четыре основных традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших) — религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры) — просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума) — коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Но в то же время надо помнить, что нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средствее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным масштабом оценки человеческого поведения.

Современной педагогикой и школой накоплен большой опыт по формированию нравственного облика подрастающего поколения. Значительный опыт имеет и татарстанская педагогическая школа. Изучение этого опыта, ознакомление с творческими поисками решения проблем нравственного воспитания на различных этапах истории современной школы и педагогики позволяет не только выявить те стороны нравственного воспитания, которые требуют дальнейшего закрепления и развития, но также с большей полнотой и последовательностью решать современные проблемы теории и практики воспитания учащейся молодежи.

В современной педагогической и психологической литературе исследуемая нами проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Н. И. Болдырева, А. И. Дулова, И. С. Каменоградского, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона, З. Г. Нигматова, Л. Ю. Сироткина, Р. А. Валеевой и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.

Ряд современных ученых освещает в своих трудах вопросы нравственного воспитания учащихся старшего школьного возраста в процессе внеклассной работы, вопросы педагогического руководства формированием нравственных отношений в коллективе школьников, формирования нравственного идеала, активной жизненной позиции, нравственной подготовки учащихся к труду и т. д. (P.P. Бандура, В. И. Баранок, Р. А. Валеева, В. М. Гайнулина, Г. Д. Глебова, И. Д. Демакова, Б. И. Ким, З. Г. Нигматов Н.В.Селезнев, Л. Ю. Сироткин И.Я. Турков, Р. А. Фахрутдинова, А. Н. Хузиахметов и др.).

Имеются и историко-педагогические исследования, в которых показано становление и развитие принципов, содержании, форм и методов воспитания высоконравственной морали (В.А.Гаврилов, Я. И. Ханбиков, И. Ф. Харламов и др.), дан анализ первого опыта нравственного воспитания учащихся в 20-е годы в татарской советской школе (Р.Ш. Маликов, Ф. М. Султанов, Ш. Ш. Залялиев, А. Н. Хузиахметов и др.), условий и предпосылок, обеспечивших развитие нравственного воспитания в 30-е годы (И.Г. Ахметзянов, М. Ш. Ахметзянов, И. М. Юсупов и др.), ведущих тенденций развития теории и практики нравственного воспитания школьников, их влияния на педагогическую науку и практику внеклассной работы, проводимой школой и комсомольскими организациями (Ф.Г. Ялалов, Г. Ш. Гайнетдинов и др.).

На различных этапах развития отечественной школы разработка вопросов нравственного воспитания имеет свою специфику. Для педагогики демократического общества характерно признание необходимости перевода личности учащегося из объекта педагогического воздействия в активный самоорганизующийся субъект воспитания. Такая деятельность, усиленная общением, создает реальные поведенческие ситуации, способствующие усвоению нравственных норм.

Показательно в этом отношении, что рассмотрение проблем нравственного воспитания учащихся в работах татарстанских ученых 1990— 2000 годов, которые условно можно сгруппировать по следующим направлениям: нравственное воспитание в учебном процессе/ нравственное воспитание во внеучебной работе/ личность учителя как фактор нравственного воспитанияучастие общественности в нравственном воспитании детей. Ученые-педагоги исследуют разнообразные аспекты, формы и методы учебно-воспитательной работы, а также вопросы деятельности классного руководителя, школьных органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию учащихся. Проблема взаимодействия классного руководителя с органами ученического самоуправления и общественностью в нравственном воспитании школьников рассматривается чаще всего односторонне: в плане только деятельности классного руководителя или его совместной деятельности с общественностью, или же только деятельности органов ученического самоуправления и отдельно общественности по нравственному воспитанию старшеклассников, без анализа педагогической сущности и содержания совместных видов работы всех названных субъектов процесса нравственного воспитания взятых вместе.

Таким образом, сегодня отчетливо проявляется противоречие между необходимостью повышения эффективности нравственного воспитания школьников, преодоления тенденций понижения в современной школе уровня их нравственной воспитанности и наличием богатого историко-педагогического опыта создания системы нравственного воспитания школьников, успешного формирования нравственных качеств личности. Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему и тему данного исследования — педагогические условия, обеспечивающие совершенствование процесса нравственного воспитания учащихся на основе использования историко-педагогического опыта педагогов Татарстана.

Цель исследования состоит в теоретическом осмыслении историко-педагогического материала по проблеме нравственного воспитания, в разработке на этой основе педагогических условий формирования нравственной воспитанности учащихся старших классов и необходимых для педагогов-практиков методических рекомендаций.

Объектом исследования является историко-педагогический опыт школы Татарстана по нравственному воспитанию учащихся старших классов.

Предмет исследования составляют процесс и результат развития теории и практики нравственного воспитания учащихся, педагогические условия его совершенствования на опыте школ Татарстана.

Гипотеза исследования: повышение уровня нравственной воспитанности современных школьников будет обеспечена, если на основе историко-педагогического опыта Татарстана организуется:

— система нравственного воспитания учащихся, включающая воспитательную целенаправленность учебного процесса, уроков, внеучебных видов работы, учителя как фактора нравственного воспитания;

— реализуется педагогически управляемый классными руководителями переход от нравственного просвещения старшеклассников к организации ученического самоуправления;

— интеграция деятельности классных руководителей, шефской и родительской общественности по нравственному воспитанию старших школьников;

— эффективное использование возможностей общественных форм воспитательной деятельности (шефская работа взрослых, деятельность советов общественности по месту жительства и родительской общественности школы);

— применение эффективной технологии формирования нравственных качеств личности старшеклассников на основе обеспечения постоянного мониторинга уровней их нравственной воспитанности.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

— выявить теоретико-методологические предпосылки организации системы совместной деятельности классного руководителя, органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию школьников;

— раскрыть содержание и особенности теории и практики передового педагогического опыта работы по нравственному воспитанию старшеклассников в условиях Татарстана;

— разработать и апробировать модель процесса нравственного воспитания старшеклассников на основе учета татарстанского опыта совместной деятельности классного руководителя и общественности;

— экспериментально изучить эффективность педагогических условий в совершенствовании нравственной воспитанности школьников.

Методологической основой исследования являются: идея гуманизации образования и воспитания (Ш.А. Амонашвили, М. Н. Берулава, Р. А. Валеева, Г. Г. Габдуллин, Г. В. Мухаметзянова, З. Г. Нигматов, Я. И Ханбиков, А. Н. Хузиахметов и др.) — теория нравственного воспитания и самовоспитания (В.АБлюмкин, С. Б. Елканов, А. В. Зосимовский, А. Г. Ковалев, Л. И. Рувинский, Л. Ю. Сироткин, Б. А. Смирнов, К. Д. Ушинский, И. Ф. Харламов, Н. Е. Щуркова и др.) — фундаментальные положения о сущности духовно-нравственной культуры личности, социальной обусловленности ее развития (В.И.Андреев, В. А. Багинин, Л. П. Буева, Р. Г. Гурова, Р. И. Зинурова, Л. П. Илларионова, Н. Б. Крылова, Е. З. Плотникова, А. И. Шемшурина и др.) — теория нравственной самореализации личности (Н.А. Бердяев, Г. М. Гладышев, С. Г. Глухова и др.) — теории формирования нравственной позиции учащихся (Н.М. Борытко,.

О.А. Мацкайлова, С. С. Мирошниченко, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, Е. А. Тяглова и др.) — теория нравственного воспитания учащихся в условиях межнационального общения (Р.Г. Абдулатипов, J1.A. Волович, В. П. Комаров, Г. В. Мухаметзянова и др.) и др.

Экспериментальной базой исследования являлись базовые школы Кайбицского, Сарманского, Ютазинского районов Республики Татарстан, средние школы г. Казани: № 9, 15, 49, 115, 144, 167.

В исследовании приняло участие 1573 ученика IX-XI классов.

Этапы и методы исследования.

I этап исследования (2001;2002 гг.). На основе анализа работ современных, в том числе и татарских, ученых по вопросам нравственного воспитания учащихся была выявлена необходимость обоснования сущности сотрудничества классного руководителя с другими заинтересованными инстанциями в нравственном воспитании учащихся. Теоретический анализ исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе позволил определить содержание совместной деятельности классного руководителя, органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию старшеклассников.

II этап исследования (2003;2004 гг.): изучение передового опыта школ Татарстана по нравственному воспитанию учащихся путем анализа материалов педагогической прессы, архивных документов, практической деятельности классных руководителей, органов ученического самоуправления и общественности, что способствовало определению наиболее эффективных средств и форм в их работе по формированию морального облика старшеклассников.

III этап исследования (2005;2006 гг.): обобщение и апробация результатов исследования, литературное оформление диссертации и разработка рекомендаций по совершенствованию постановки нравственного воспитания учащихся старших классов школ Республики Татарстан. Наряду с обобщением полученных результатов осуществлялась пропаганда передового опыта совместной деятельности классных руководителей, органов ученического самоуправления и общественности по формированию морального облика учащихся школ Татарстана.

Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение, обобщение и научный анализ передового педагогического опыта в области нравственного воспитанияпедагогическое наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — методы статистической обработки опытно-экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

— предложены основные направления системы деятельности классных руководителей, шефской и родительской общественности по нравственному просвещению, по организации общественно полезной деятельности старших школьников, ученического самоуправления на основе педагогического опыта Татарстана;

— разработаны инструментарий выявления исходного уровня нравственной воспитанности старших школьников и процедуры введения в структуру содержания процесса нравственного воспитания школьников нравственно-просветительского материала, личностно ориентированных ситуаций нравственно-познавательного и имитационного характера.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе использования широкого историко-педагогического и эмпирического материала конкретизируются вопросы совместной деятельности классных руководителей, органов ученического самоуправления и общественности по нравственному воспитанию учащихся школ Татарстана, а также создания на этой основе наиболее совершенных форм, методов формирования морального облика старшеклассников.

Практическая значимость. Положительный опыт татарстанских школ по исследуемой проблеме (в 1990;2000 годы) может способствовать научной разработке вопросов нравственного воспитания, обусловленных конкретной социально-педагогической ситуацией.

Фактический материал и выводы исследования могут быть полезны при подготовке пособий по нравственному воспитанию, разработке спецкурсов, семинаров, лекций для студентов, на курсах повышения квалификации учителей и классных руководителей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика теоретико-методологических предпосылок Татарстанской системы совместной деятельности классного руководителя, органов ученического самоуправления и общественности в нравственном воспитании старшеклассников: культурно-исторических, психолого-педагогических, организационно-управленческих;

2. Содержание и особенности передового педагогического опыта по нравственному воспитанию старшеклассников в условиях республики Татарстан;

3 Педагогическая модель процесса нравственного воспитания старшеклассников с учетом Татарстанского опыта совместной деятельности школы, семьи и общественности;

4 Реализация педагогических условий, обеспечивающих последовательный переход от первичных форм нравственного воспитания к более эффективным и дифференцированным: по характеру педагогического управленияпо характеру действий учащихсяпо характеру взаимодействияпо результатам;

— педагогически управляемый переход от нравственного просвещения к организации ученического самоуправления;

— внесение в процесс преподавания гуманитарных дисциплин элементов нравственного воспитания, естественных дисциплин — базовых элементов этической культуры взаимодействия социальной и природной среды и человека;

— личностно-ориентированный подход в нравственном воспитаниииспользование на учебных занятиях личностно-ориентированных ситуаций имитационно-игрового характера, способствующих активной нравственной самоидентификации учащихся и др.;

— мониторинг нравственной воспитанности старшеклассников и на его основе включение в содержание нравственного воспитания школьников наиболее эффективных методов и форм.

Достоверность исследования определяется методологическими и теоретическими исходными позициями автора, опорой на труды великих философов, педагогов и психологов, директивные и нормативные документы, использованием комплекса методов исследования, адекватных задачам исследования, а также опорой на опыт педагогической деятельности соискателя в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя вуза.

Апробация работы. По теме исследования были сделаны сообщения на заседаниях кафедры педагогики естественно-математических факультетов Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, кафедры педагогики Елабужского государственного педагогического университета. Методические рекомендации обсуждались и были одобрены педагогическими советами средних школ № 9, 15, 49, 115, 144, 167 г. Казани и использованы в их работе. Опубликованы восемь статей с научно-практическими рекомендациями.

Выводы по второй главе:

1. Основой для разработки воспитательных концепций нравственного воспитания учащихся является новая типологическая структура личности, отвечающая современным общественным требованиям. В самом общем плане она может быть представлена в качестве субъекта, способного к нравственному выбору, самоопределению и саморазвитию в условиях подвижного альтернативного, объективного и открытого общества, субъекта, у которого на основе многопланового и разностороннего воспитания сформирована личностная нравственная позиция.

Выявление эффективности процессуальных подходов как средства оптимизации классными руководителями процесса нравственного воспитания учащихся старших классов в условиях Республики Татарстан показало, что для приобретения нравственного опыта имеют существенное значение различные виды деятельности (учебная, трудовая, общественная), в которые включены учащиеся. В ходе исследования установлено, что участие в общественно полезной деятельности обусловлено двойственной природой нравственного воспитания. С одной стороны, общественно полезная деятельность сама по себе является актом нравственного воспитания. С другой стороны, в различных формах общественно полезной деятельности учащихся активизируются другие функции, имеющие выход на их нравственное развитие: функция социализации, культурологическая, коммуникативная и др.

2. Школа может успешно решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения лишь в тесном сотрудничестве с социально-педагогической инфраструктурой общества. Проведенное нами исследование показывает, что наиболее распространенными и продуктивными формами деятельности общественности по нравственному воспитанию учащихся в настоящее время являются шефская работа взрослых, советы общественности по месту жительства и работа родительской общественности школы.

3.На повестку дня выдвигаются проблемы перехода, с опорой на синергетические закономерности, от педагогического управления, строго детерминирующего нравственное развитие и саморазвития личности учащихся, — к их самоуправлению. В то же время успешность такого перехода зависит от профессионализма педагогов, с одной стороны, и от степени готовности к самоуправлению, саморазвитию самого ученика. Исследования показывают, что сотворчество, партнерское взаимодействие в рамках ученического самоуправления составляет резервы нравственного воспитания учащихся.

4. Нами разработаны педагогические условия обеспечивающие эффективное формирование нравственной воспитанности старшеклассников:

— система нравственного воспитания учащихся в процессе учебных занятий, внеучебной работы, использование воспитательного потенциала личности учителя;

— ученическое самоуправление как фактор нравственного воспитания учащихся;

— интеграция деятельности классных руководителей, шефской и родительской общественности по нравственному воспитанию старшеклассников;

— использование эффективных технологий нравственного воспитания учащихся на основе постоянного мониторинга уровня развития их нравственной воспитанности.

Поскольку деятельность по нравственному становлению учащихся представляет собой содержательный аспект воспитания, она подчиняется общим и специфическим закономерностям. Специфическими закономерностями в рассматриваемом контексте (нравственное просвещение, общественно полезная деятельность, организация органов ученического самоуправления и др.) являются: обусловленность воспитания объективно наличными потребностями и интересами обществазависимость от уровня общего развития воспитуемыхзависимость от средств и способов организации жизнедеятельности учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Масштабность и глубина социально-экономических задач, решаемых нашим обществом, требует активизации в педагогике проблемы нравственного воспитания, рассматриваемой широко, в плане осмысления нравственного облика личности в системе сложных общественных отношений. В реальной жизнедеятельности неизменно проявляется диктат социального заказа общества, в соответствии с которым любые нравственные или моральные нормы рассматриваются сквозь призму различных интересов, придавая этим нормам классовый, религиозный и иные оттенки. Общественные потребности передвигают общепринятые нормы по иерархической лестнице, актуализируя то одни, то другие. Это касается всех норм жизни общества, включая и нравственные. Проблематика работ ученых Казанской педагогической школы может служить иллюстрацией к сказанному.

Персонифицированно проблематика современных исследований ученых Казанской педагогической школы может быть представлена следующим образом.

Л.Ю. Сироткин, Л. Н. Корчагина и др. (вопросы, связанные с воспитанием с подходом к категории так называемых «трудных подростков» (трудновоспитуемых, педагогически запущенных и др.), требующих нестандартного отношения по всем аспектам учебно-воспитательного процесса, что не могло не привлечь внимания ученых).

К.Б. Шакирова и др. (многоаспектная проблема сознательной дисциплины, решаемая различными методами в зависимости от градации школьников по возрасту, уровню воспитанности на уроке, в группе продленного дня, в кружковой внеклассной и внешкольной работе и т. д.).

И.А. Давлиев, З. Г. Нигматова и др. (решение проблемы нравственного воспитания подростков на семейных традициях. Анализ социально-педагогических условий воздействия этого фактора).

Исследования П. Н. Осипова и др. посвящены сложнейшей проблеме самовоспитания. Авторы исходят из аксиоматического предположения о том, что успешное развитие общества возможно лишь при условии продвижения каждого нового поколения на более высокий уровень образования, общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Отсюда вытекает необходимость постоянного совершенствования всей системы воспитания таких моральных и практических качеств личности, которые могли бы обеспечить высокую конкурентоспособность человека на рынке труда.

К.З. Сафиуллина и др. (проблема совместной деятельности музеев и общественных школ как средства формирования патриотизма и интернационализма у учащихся подростков. Разработаны психолого-педагогические условия, влияющие на эффективность процесса воспитания: учет возрастных особенностей, эмоциональных переживаний, участие учащихся в общественно-значимых делах, соответствующих уровню их сознательности, интересов, склонностей).

А.Н. Хузиахметов и др. (теоретические исследования по формированию социального опыта школьников. Внимание акцентировано на воспитательном значении совместного труда школьников со взрослыми. Подчеркнута важность формирования у учащихся таких черт, как инициатива, самостоятельность, предприимчивость, готовность к борьбе за улучшение своего материального и социального положения в обществе. Вычислен главный аспект задачи формирования социального опыта: усвоение норм экономических и трудовых отношений в новых социальных условиях. Разработаны методика выявления уровня сформированности социального опыта учащихся, педагогические условия обеспечения эффективности решения проблемы и модель процесса формирования у учащихся готовности к реализации социальных функций в обществе. Проанализирован процесс обострения социально-экономических, индивидуально-психологических и педагогических противоречий в современном обществе в связи с необходимостью разработки общетеоретических основ диалектического соотношения процессов социализации и индивидуализации личности школьника. Выявлены закономерности, влияющие на отношение между социализацией и индивидуализацией личности школьника: 1) ускорение переориентации общества на цели человека- 2) интеграция социальных ценностей- 3) развитие самоорганизации, как приоритета социальной жизни- 4) усиление взаимодействия и взаимообогащения национальных культур- 5) динамичный характер социального развития- 6) ускоряющие движение к социальным целям человека и общества).

Определены основные принципы процесса социализации и самоорганизации как основы развития личности, уровни структуры личности, отражающие динамику взаимодействия и развития всех структурных элементов).

Проведенный анализ научных разработок ученых, представляющих татарстанскую педагогическую школу, позволяет сделать вывод о том, что ими достаточно полно и глубоко освещаются основные вопросы теории и методики нравственного воспитания школьниковвсесторонне анализируется становление, развитие и современное состояние теории нравственного воспитанияраскрываются основные факторы развития личности, закономерности и принципы, формы и методы организации нравственного воспитания.

Вместе с тем остается слабо изученной проблема взаимодействия непосредственного организатора процесса нравственного воспитания учащихся — классного руководителя — с органами ученического самоуправления и общественностью в нравственном воспитании старшеклассников, явно недостаточным является педагогическое обоснование сущности этого взаимодействия.

Исторические традиции нравственного воспитания в России формировались в основном под воздействием двух религий — Православия и.

Ислама. В связи с этим, следует отметить, что значимость нормативных традиций Ислама в нравственном воспитании только начинает осознаваться лишь в последние годы. В работе показано, что последнее время в государственных законах, образовательных программах, разработанных как отдельных педагогов и научных коллективов появляются разделы, раскрывающие духовно-нравственную сущность Ислама.

В диссертации подробно проанализирован опыт деятельности классных руководителей, школьного органа ученического самоуправления и общественности в реализации задач нравственного воспитания учащихся, дается также педагогическое обоснование характеру их взаимодействия в нравственном формировании старшеклассников.

Установлено: поскольку такая деятельность представляет собой содержательный аспект воспитания, то она подчиняется как общим, так и специфическим закономерностям и принципам воспитания.

Вместе с тем обнаруживается, что воспитательная ситуация возникшая в исследуемый период (1990;2000 г.), потребовала пересмотра некоторых установившихся представлений о сущности самого процесса воспитания, его закономерностях и принципах и, кроме того, обуславливает выделение из них специфических.

Специфическими в рассматриваемом контексте (нравственное просвещение, общественно полезная деятельность, организация органов ученического самоуправления и др.) закономерностями выступают следующие:

• обусловленность воспитания объективно наличными потребностями и интересами общества;

• зависимость от уровня общего развития учащихся и от их воспитанности;

• зависимость от средств и способов организации жизнедеятельности учащихся и др.

Специфическими при этом выступают принципы целесообразности и целеустремленности, опоры на деятельность психологической поддержки и ДР.

Классные руководители организуют нравственное просвещение и общественно полезную деятельность учащихся. По этим направлениям осуществляется переход от педагогического управления процессом нравственного воспитания — к первичным формам ученического самоуправления.

Установлены педагогические условия перехода к первичным формам ученического самоуправления: 1) по характеру педагогического управления- 2) по характеру действий учащихся- 3) по характеру взаимодействия классного руководителя и учащихся- 4) по результатам развития и саморазвития нравственных качеств.

Установлены педагогические условия действий общественных институтов ¦ по переводу процесса нравственного воспитания учащихся в рамки деятельности органов ученического самоуправления: по типу педагогического управленияпо характеру действий учащихсяпо характеру взаимодействия, интеграции общественных институтов с органами ученического самоуправленияпо результатам.

В ученическом самоуправлении старшеклассник расширяет мировоззренческий кругозор, пополняет знания и, что особенно важно, учится применять их на практике. Так достигается сплав знаний, убеждения и практического действия. Но для этого органы ученического самоуправления должны постоянно совершенствовать стиль, формы и методы воспитательной работы, сделать ее по настоящему живой, конкретной, интересной и убедительной. Важно сосредоточить усилия на выработке у каждого школьника умения оценивать события и явления с нравственных позиций, помогать юношам и девушкам распознавать добро и зло, убедительно, на конкретных и ярких примерах, раскрывать сущность образа жизни, достижения развитого общества.

Таким образом, изучение вопросов теории и практики нравственного воспитания старшеклассников школ Татарстана, а также личный опыт автора в качестве учителя, классного руководителя подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать выводы о том, что педагогические коллективы, классные руководители, школьные организации и общественность Татарстана в указанный период проводили разнообразную содержательную работу по формированию морального облика учащихся, ими изыскивались и утверждались продуктивные формы совместной деятельности по переводу учащихся из объекта педагогического воздействия в активный субъект нравственного воспитания.

Проведенное исследование полностью не исчерпывает все вопросы теории и практики нравственного воспитания старшеклассников в истории татарстанской школы и педагогики. Остается еще ряд проблемных вопросов, ждущий своего осмысления, потому что нравственное воспитание как важнейшая составная часть обновленного общества, оказывающая огромное воздействие на отношение человека к интересам общества, его целям и задачам, требует систематического изыскания наиболее эффективных методов управления процессом нравственного формирования личности — его постоянным развитием, воспитанием и самовоспитанием.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / JI.M. Аболин. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987.-261 с.
  2. , Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дис.. доктора, психол. наук / Аболин Лев Михайлович. М., 1989.-43 с.
  3. Абулъханова-Слаеская, К. А. Деятельность и психология личности/ К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. 335 с.
  4. , А.Н. Системное познание мира/ А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  5. , P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья / P.M. Амирханов. Казань, 1993. — 94 с.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  7. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1988. — 263 с.
  8. , П.К. М.: Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. Медицина, 1975. — 447 с.
  9. , П.К. Философские аспекты теории функциональной системы / П. К. Анохин. -М.: Наука 1978.-400 с.
  10. , П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. 197 с.
  11. , Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова// Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. — С. 3−44.
  12. , JI.M. Социально-этические проблемы теории личности/ Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1974.-221 с.
  13. , Л.М. Марксистская этика / Л. М. Архангельский. М.: Мысль, 1985.-329 с.
  14. , В.Г. Мотивация поведения формирование личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  15. , Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я. Ф. Аскин. -М.: Мысль, 1977. 188 с.
  16. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  17. , В.Г. Мир живого / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986.- 334 с.
  18. , Б.В. Кибернетика и тайны психики / Б. В. Ахлибинский. -Л.: Лениздат, 1966. 144 с.
  19. , Б.В. Информация и система/Б.В. Ахлибинский. Л.: Лениздат, 1969.-221 с.
  20. , А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование / А. Ф. Ахматов //Педагогика. -2003. № 8. — С. 35−41.
  21. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  22. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  23. , В.И. Моральный выбор личности / В. И. Бакштановский. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1977. — 200 с.
  24. , Б. Проблеме психологии устойчивости личности/ Б.Басаров. -Ашхабад: Ылым, 1981. 87 с.
  25. Ъ2.Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 446 с. ЪЪ. Бехтерев, В. М. Внушение и его роль в общественной жизни / В. М. Бехтерев. 3-е изд. — СПб., 1908. — 175 с.
  26. ЪА.Бехтерееа, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. 2-е изд. Л.: Медицина. 1974. -151 с.
  27. , Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Н. П. Бехтерева -Л.: Наука, 1980.-208 с.
  28. , Б.П. Структура процесса воспитания / Б. П. Битинас. -Каунас: Швиеса, 1984. 190 с.3Т.Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. -М.: Наука, 1978. -312 с.
  29. ЪЪ.Бодалев, А. А. Личность и общение / А. А. Бодал ев. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  30. , О.С. Нравственное воспитание младших школьников: автореф. дис. .докт. пед. наук/ Богданова Ольга Сергеевна. -М., 1975. -55 с.
  31. , О.С. О нравственном воспитании подростков / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. М.: Просвещение, 1979.- 111 с.
  32. А.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  33. , Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович, Т. Е. Конникова. // Вопросы психологии- 1975. № 1. -С.80−89.
  34. , М.И. Влияние позиции подростка на саморегуляцию поведения / М. И. Боеришевский // Вопросы психологии. 1972. — № 5. -С. 121−128.
  35. , Н.И. Классный руководитель/ Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1978.-271 с.
  36. , Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. 2-е изд., испр. и доп. / Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
  37. , Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук / Бондаревская Евгения Васильевна. Л, 1980. — 39 с.
  38. Большая советская энциклопедия: в 30-ти т. / гл. ред. A.M. Прохоров-М.: Советская энциклопедия, 1981 3-е изд. — Т.14. — С. 578−580. 5А. Вахтеров, В. П. Избранные педагогические сочинения / В. П. Вахтеров. — М.: Педагогика, 1987- 400 с.
  39. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 283 с.
  40. , В. Мораль и социальная психика / В.Вичев. М.: Прогресс, 1978.-356 с.
  41. , Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Д. И. Водзинский. Минск: Вышейш. школа, 1982. — 176 с.
  42. , П.А. Устойчивость и развитие живой природы / П. А. Водопьянов. Минск: Наука и техника, 1974. — 158 с.
  43. , Л.С. Сборник сочинений.: В 6-ти томах / Л. С. Выготский -М.-Педагогика, 1983. 368 с. — Т.З.
  44. , О.С. Проблема формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ./ О. С. Гребенюк М: Педагогика, 1985.- 151 с.
  45. , Н.И. К характеристике мотивации поведения младших школьников / Н. И. Гуткина, Данг Суан Хуай // Вопросы психологии. -1975. № 4. — С.87−98.
  46. , И.А. Верить и жить / И. А. Давлиев, З. Г. Нигматов. Казань: Татар, кн. изд-во, 1989. — 158 с.
  47. , И.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания на семейных традициях (На материале ТАССР): дис. .канд. пед. наук / Давлиев Ильдус Ахметсафович. Казань, 1986. — 214 с.
  48. , В.В. Личности надо «выделаться»/ В. В. Давыдов // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. — С. 109−139. 69. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  49. Диалектика живой природы / под ред. Н. П. Дубинина, Г. В. Платонова-М.: Изд-во МГУ, 1984. 360 с.
  50. , А.И. Психология коллектива / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1984.-208 с.
  51. А. Донцов, И. А. Самовоспитание личности / А. И. Донцов. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  52. , Ф.М. Полный сборник сочинений: в 30-ти томах / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1973. — Т.5 — 406 е.
  53. , Н.П. Что такое человек / Н. П. Дубинин. М.: Мысль, 1983. -334 с.
  54. , А.И. Основы нравственного воспитания в процессе обучения / А. И. Дулов. Красноярск: Просвещение, 1975. — 67 с.1%.Елисеев, Э. Н. Структура развития сложных систем / Э. Н. Елисеев. Л.: Наука, 1983.-263 с.
  55. , Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма / Л. И. Игнатовский. М.: Высшая школа, 1979. -135 с.
  56. М.Измайлов, А. Э. Народная педагогика, педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. Педагогика. -1991.-462 с.
  57. , B.C. Формирование личности школьника: (Целостный процесс)/ B.C. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  58. , И. Соч.: В 6-ти томах/ И. Кант.- М.: Мысль, 1964. 799 с. — Т.З.
  59. , Г. Ф. Моральная мотивация сознания и поведения / Г. Ф. Карвацкая//Вопросы философии. 1982.-№ 11. — С. '92−100.
  60. , В.А. К вопросу об устойчивости мотивации у подростков /
  61. B.А. Катков // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников / Отв. ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. -С. 128−133.
  62. Ким, Б. И. Педагогическое руководство формированием нравственных отношений в коллективе старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ким Борис Иннокентьевич. М., 1979. — 18 с.
  63. , А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982.-224 с.
  64. , Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии / Е. А. Руденко // Вопросы психологии 1984. — № 4. — С.5−14.
  65. , JI.H. Цель и смысл жизни человека / J1.H. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  66. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  67. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. М.: Наука, 1988.- 191 с.
  68. , С.М. Формирование социалистической личности/
  69. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  70. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  71. , Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: автореф. дис.. докт. пед. наук/ Конникова Татьяна Ефимовна. Л., 1970. — 54 с.
  72. , И. А. Очерки по истории Советской школы РСФСР за 30 лет / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский. М.: Учпедгиз, 1948.-472 с.
  73. , Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогическом исследовании / Ф. Ф. Королев // Советская педагогика. 1970. — № 3. -С.83−94-
  74. , Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917−1920 гг.)/ Ф. Ф. Королев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 551 с.
  75. , Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921−1931 гг.) / Ф. Ф. Королева, Г. Д. Корнейчик, З. И. Равкин М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 508 с.
  76. , Л.Н. Воспитание у трудных учащихся профтехучилищ чувствительности к педагогическим оценкам: дис. .канд.пед.наук/ Корчагина Луника Николаевна. Казань, 1986. -221с.
  77. , В.И. Интервью с Сандбавым Т.С. Национальные школы: что дальше?/ В. И. Косик // Педагогика. 1996. — № 3. — С.57.
  78. Кудрявг^ев, В. Н. Закон, поступок, ответственность / В. Н. Кудрявцев. -М.: Наука, 1986.-448 с.
  79. , В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса / В. П. Кузьмин 3-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.
  80. , С.Г. Развитие теории и практики нравственного воспитания старшеклассников в истории советской педагогики и школы (1946−1976 гг.): автореф. дис. .канд. пед. наук / Кутепова Сусанна Георгиевна. -М., 1980. 16 с.
  81. , А.И. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников / А. И. Лавриненко // Вопросы психологии. -1970. № 3. — С.94−104.
  82. , Б.К. Исторические формы социальных типов личности. / Б.К. Лебедев-Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. 181 с.
  83. , Д.Н. Психология характера / Д. Н. Левитов. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1969. — 424 с.
  84. , В.П. Моральная регуляция поведения и активность личности/ В. П. Левкович // Социальная психология личности / Отв.ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С.63−84.
  85. , Г. И. Цель и способы воспитания / Г. И. Легенький. -М.: Педагогика, 1990. 134 с.
  86. , Н.С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. -М.: Педагогика, 1971.-279 с.
  87. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев-М.: Изд-во МГУ, 1971.-30 с.
  88. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  89. , А.Н. Избр. психол. пр.: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — 392 с. — Т. 1
  90. , А.Н. Избр. психол. пр.: В 2-х т. / А. Н. Леонтьев М.: Педагогика, 1983. — 320 с. — Т.2.
  91. , Х.И. Педагогические проблемы исследования личности / Х. И. Лийментс // Личность школьника как объект педагогических исследований / Под ред. В. И. Максаковой. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. — С.10−13.
  92. , М.И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  93. , Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников /Б.Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1979. 167 с.
  94. , Б.Т. Теория коммунистического воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1974. — 496 с.
  95. , А.Е. Эти трудные подростки / А. Е. Личко. Л.: Лениздат, 1983.- 126 с.
  96. Личность преступника / под ред. В. Н. Кудрявцева и др. М.: Юрид. лит-ра, 1975. -270 с.
  97. , В.И. Сверстник как образец для подростка / В.И. Лозовцева//Вопросы психологии. 1977. -№ 2. — С.131−134.
  98. , Б. Ф. Методологическое и теоретическое проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  99. , И.Ф. Сущность категории «свойство»/ И. Ф. Лукьянов. М.: Мысль, 1982.- 143 с.
  100. , П.П. Формирование человека как личности / П. П. Лямцев. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- 119 с.
  101. , А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / А.С. Макаренко-М.: Педагогика, 1983. 368 с. — Т. 1.131 .Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. / А. С. Макаренко. -М.: Педагогика, 1984.-400 с. Т.4
  102. , Т.П. Социальная активность старшеклассников / Т. П. Малькосвкая. М.: Педагогика, 1988, — 139 с.
  103. , В.Л. К вопросу об эмоциональной устойчивости курсантов летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки: автореф. дис.. канд.психол.наук / Марищук Владимир Лаврентьевич. Л., 1964. — 28 с.
  104. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А. К. Макарова. -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  105. , А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ А. К. Макарова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1983. -64 с.
  106. , И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов/ И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  107. , И.С. Нравственное становление личности школьника/ И. С. Марьенко. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  108. , И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе/ И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  109. , И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов/ И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  110. , М.Н. Диалектика самоорганизации предбиологических систем/ М. Н. Матвеев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. — 222 с.
  111. Материалистическая диалектика: В 5-ти т. / под ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Марахова.-М.: Мысль, 1981. 374 с. -Т.1.
  112. Материалистическая диалектика: В 5-ти т./ под ред. Ф. В. Константинова, В.Г. Марахова-М.: Мысль, 1983. 343 с. -Т.З.
  113. Материалистическая диалектика как общая теория развития / под ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Наука, 1983. — 477 с.
  114. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ A.M. Матюшин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  115. , М.В. Мотивация учения младших школьников/ М. В. Матюхина. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  116. , М.И. Проблемное обучение/ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  117. , А.А. Личность и сознание/ А. А. Меграбян. М.: Медецина, 1978.- 176 с.
  118. Методологические проблемы развития педагогической науки/ под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: Педагогика, 1985.-240 с.
  119. Методология и методика исследования проблем самовоспитания/ под ред. А. И. Кочетов. Рязань: Изд-во РГПИ, 1978.- 144 с.
  120. , B.C. Лекции по психологии мотивов человека/ B.C. Мерлин. -Пермь: Изд-воПГПИ, 1971.- 120 с.
  121. , A.M. Категории развития в марксистской диалектике/ A.M. Миклин, В. А. Подольский. М.: Мысль, 1980. — 166 с.
  122. , В. Норма и мотив поведения/ В. Момов// Вопросы философии. 1972. — № 8. — С.107−177.
  123. , Э.И. Проблемы воспитания в процессе обучения/ Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1968. — 75 с.
  124. , Э.И. Проблемы теории и методики коммунистического воспитания школьников/ Э. И. Моносзон. -М.: Педагогика, 1978. -199 с.
  125. , Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников/ Э. И. Моносзон. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  126. Моральный выбор/ под ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 344 с. •
  127. Моральное воспитание дошкольников / под ред. Л. В. Артемова, Е. А. Тарасова. Киев: Радяньска школа, 1984. — 136 с.
  128. , Э.П. Пути и формы связи советской общественности со школой и ее роль в воспитании учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук /Морозова Элеонора Павловна. Ашхабад, 1974. — 23 с.
  129. , Е.П. Диалектика сохранения и изменения/ Е. П. Мохоря. -Кишенев: Штиинца, 1986. 163 с.
  130. , А.В. О воспитании старшеклассников. 2-ое изд / А. В. Мудрик. -М.: Просвещение, 1981. 176 с. 161 .Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников/ А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  131. , В.Н. Личность и неврозы/ В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.-426 с.
  132. , И.А. Трудный успех/ И. А. Невский. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  133. , М.И. Психологические особенности идеалов подростков и старших школьников/ М. И. Никитинская // Советская педагогика. 1976. — № 11. — С.38−45.
  134. , Б. О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности/ Б. О. Николаичев. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 96 с.
  135. Нравственное воспитание школьников / под ред. И. С. Марьенко. -М.: Просвещение, 1969. 310 с.
  136. , К. Психология Влечений человека/ К. Обуховский. М.: Прогресс, 1972.-247 с.
  137. ПО. Осипов, П. Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности/ П. Н. Осипов. Казань: ИССО РАО, 1996.- 100 с.
  138. , П.Н. Педагогические основы стимулирования самовоспитания учащихся средней профессиональной школы: Автореф. дис. .д-ра пед. наук / Осипов Петр Николаевич. Казань., 1993.- 34 с.
  139. Островский, А. Н Профилактика правонарушений школьников/
  140. A.И. Островский. Ташкент: Укитувчи, 1979. — 188 с.
  141. , В.Д. Научно-техническая революция и личность/
  142. B.Д. Парыгин. М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
  143. , А.В. Социальная психология коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  144. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 225 с.
  145. , А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии/А.В. Петровский// Вопросы психологии. 1984. — № 4.1. C.15−29.
  146. , Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта / J1.A. Петровская // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. — С. 123 143.
  147. , Л.А. Самодвижение материи в свете кибернетики/ JI.A. Петрушенко. М.: Наука, 1971.-292 с.
  148. , Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения/ JI.A. Петрушенко. М.: Мысль, 1975. — 286 с.
  149. , К.К. Структура и развитие личности/ К. К. Платонов. М.: Наука, 1986.-254 с. 185 .Плахотньш, А. Ф. Проблема социальной ответственности/ А. Ф. Плахотный. Харьков: Вища школа, 1981. — 191 с.
  150. , Н.А. Интенсификация подготовки специалиста высшей квалификации/ Н.А. Половникова// Советская педагогика. 1986. — № 3. — С. 72−78.
  151. , Л.Н. Положительный пример/ Л. Н. Пономарев. М.: Советская Россия, 1983. — 272 с.
  152. , B.C. Тропинка из одиночества/ В. С. Попов. М.: Молодая гвардия, 1985.-208 с.
  153. , Л. Драма духовности / Л. Попов// Народное образование. -1997. -№ 5. С. 63.
  154. , Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности/ Л. В. Попов, Г. В. Дьяконов. М.: Изд-во МГПИ, 1988. — 31 с.
  155. , М.М. Педагогические ситуации/ М. М. Поташник, Б. З. Вульфов. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
  156. Психологическая наука и педагогическая практика. Киев: Радяньска школа, 1983. — 236 с.
  157. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе/ под ред. А. Коссаковски и др. М.: Педагогика, 1981. — 224 с.
  158. Развитие нравственных убеждений школьников/ под ред. М. И. Борищевского. Киев: Радяньска школа, 1986. — 179 с.
  159. , Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  160. , С.Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  161. , С.Л. Бытие и сознание/ С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1957.-328 с.
  162. , С.Л. О мышлении и путях его исследования/ С. Л. Рубинштейн. -М.: АН СССР, 1958. 147 с.
  163. , С.Л. Принципы и пути развития психологии/ С. Л. Рубинштейн. М.: АН СССР, 1959. — 354 с.
  164. , С.Л. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. -2-е изд. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
  165. , Л.И. Нравственное воспитание личности/ Л. И. Рувинский. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с.
  166. , Л.И. Самовоспитание школьников/ Л. И. Рувинский, А. Я. Арет. -М.: Педагогика, 1976. 160 с.
  167. , Л.И. Самовоспитание личности/ Л. И. Рувинский. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
  168. Рувинский, Л. И Как воспитать волю и характер/ Л. И. Рувинский, С. И. Хохлов. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  169. , А.А. Социальные ценности и нормы/ А. А. Ручка. Киев: Наукова думка, 1976. — 152 с.
  170. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  171. , В.И. Новые философские аспекты элементарно-структурных отношений/ В. И. Свидерский, Р. А. Зобов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.- 128 с.
  172. , М.И. Организация биосистем/ М. И. Сетров. Л.: Наука, 1971.-275 с.
  173. , А.П. Изучение теоретических основ воспитательного процесса/ А. П. Сидельковский. Черкесск: Ставр. кн. изд-во, 1979. -101 с.
  174. , П.В. Теория эмоций и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. -М.: Наука, 1970. 141 с.
  175. , П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно- эмоциональные аспекты/ П. В. Симонов. М.: Наука, 1975.- 175 с.
  176. , П.В. Эмоциональный мозг/ П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-215 с.т.Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность/ П. В. Симонов, П. М. Ершов. -М.: Наука, 1984. 161 с.
  177. , Л.Ю. Воспитание усидчивости/ Л.Ю.Сироткин// Совет мэктэбе. 1984. — № 8. — С. 61−62.
  178. , Л.Ю. Отец как воспитатель/ Л. Ю. Сироткин. Казань: Знание, 1985.-27 с.
  179. , Л.Ю. Воспитание авторитета/ Л. Ю. Сироткин, О.В. Сироткина// Совет мэктэбе. 1987. — № 3. — С.54−56.
  180. , Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: Научно-методическое пособие / Казан.гос.пед.ун-т-Казан.гос.акад. культуры и искусств/ Л.Ю. Сироткин-Казань: Б.и., 1995.—79 с.
  181. , Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание/ Л. Ю. Сироткин. Самара: Изд-во СГПИ, 1991.-243 с.
  182. , Л.Ю. Теория и практика формирования социально устойчивой личности учащихся: Дис. .д-ра. пед. наук / Сироткин Лев Юрьевич. Казань, 1993. — 323 с.
  183. , Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости/ Л. Ю. Сироткин. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. — 176 с.
  184. , Л.Ю. Формирование социалистической гуманности у педагогически запущенных подростков в процессе перевоспитания (на материале Тат АССР): Дис. .канд. пед. наук / Сироткин Лев Юрьевич. -Казань, 1982.-232 с.
  185. , А.А. Избр. психол. тр.: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1987. -272 с.-Т. 1.
  186. , Г. Л. Советский человек. / Г. Л. Смирнов- 3-е изд. М.: Политиздат, 1980. — 463 с.
  187. , Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками / Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. 1985. -№ 5.-С. 61−70.
  188. , А.П. Исследование возрастных различий активности исходной мотивации у школьников / А. П. Соболь // Проблемыпсихологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности/ Отв. ред. А. И. Крупнов. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1981. — С. 18−21.
  189. , В.Т. Апробация варианта тематического апперцептивного теста для диагностики мотивации у подростка/ В. Т. Соколова // Мотивация личности/ Отв. ред. А. А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1982. -С.80−99.
  190. , Ю.П. Системный анализ воспитания школьников/ Ю. П. Сокольников. -М.: Педагогика, 1986. 136 с.
  191. , Е.В. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботский // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 29−38.
  192. , В. В. Психофизиология стресса/ В. В. Суворова. М.: Педагогика, 1975.-208 с.
  193. , В.А. Воспитание личности в советской школе / В. А. Сухомлинский. Киев: Рад. школа, 1965. — 213 с.
  194. , В.А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям)/В.А. Сухомлинский. Минск: Нар. асвета, 1978. -288 с.
  195. , В.А. Методика воспитания коллектива/ В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1981. — 192 с.
  196. , В.А. Нравственный идеал молодого поколения/ В. А. Сухомлинский. М.: АПН РСФСР, 1963.- 152 с.
  197. , В.А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. 5-е изд. -М.: Политиздат, 1985. — 270 с.
  198. , В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе/ В. А. Сухомлинский 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  199. , Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилища/ Н. М. Таланчук. Казань: Таткнигоиздат, 1982. — 128 с.
  200. , Н.М. Архитектоника воспитательного процесса / Н. М. Таланчук. Казань: АПН СССР, Татарское отд.пед. об-ва РСФСР, 1990.-208 с.
  201. , А.И. Структура нравственного сознания/ А. И. Титаренко. -М.: Мысль, 1974.-278 с.
  202. , А.В. Личность: проблема понятийного определения / А. В. Толстых // Психологические особенности формирования личности школьника / Отв. ред. И. В. Дубровина. М.: АПН СССР, 1983. — С.31−43.
  203. , С.В. Общественный идеал: диалектика развития/ С. В. Туманов. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 200 с.
  204. , И.Я. Идейно-нравственное формирование личности старшеклассников на опыте борьбы и труда старших поколений, (На материале сельских школ): Автореф. дис. .канд. пед. наук /Турков Иван Яковлевич. М., 1979. — 19 с.
  205. , М. Исследование устойчивости личности детей и подростков/М. Тышкова// Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 27−34.
  206. , Б. С. Самоуправляемые системы и причинность/ Б. С. Украинцев. -М.: Мысль, 1972. 254 с.
  207. , Л.И. Психология организаторской деятельности школьников/ Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  208. , А.А. Письма/ А.А. Ухтомский// Новый мир. 1973. — № 1. -С. 251−266.
  209. , Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков/ Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. -224 с.
  210. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  211. , Б.А. Целостная система национального образования и воспитания/ Б. А. Филиппов. М.: Педагогика, 1997. 76 с .
  212. , Г. Н. Воспитание личности школьника/ Г. Н. Филонов. М.: Педагогика, 1985.-223 с.
  213. , Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков / Л. Б. Филонов // Социальная психология личности/ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979.-С. 114−137.
  214. Формировании личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. -184 с.
  215. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1983. -256 с.
  216. , И.Т. Перспективы человека/ И. Т. Фролов. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 350 с.
  217. , Е.В. Особенность активной жизненной позиции человека/ Н.В. Фролов// Формирование активной жизненной позиции/ Отв. ред. В. И. Липский. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1981. С.175−184.
  218. , Л.А. Ислам: воспитание и образование / Л.А. Харисова// Педагогика. 2003. — № 8 — С. 56−61.
  219. , В.Э. Нравственная устойчивость личности/
  220. B.Э. Чудновский. -М.: Педагогика, 1981. 208 с.
  221. , И.И. Кибернитические вопросы биологии/ И. И. Шмальгаузен. Новосибирск: Наука, 1968. -223 с. 261. Шмалъгаузен, И. И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии/ И. И. Шмальгаузен. — М.: Наука, 1982. — 383 с.
  222. , Б.А. Опыт психологического изучения школьников в конфликтной ситуации / Б. А. Шульгина // Советская педагогика. 1974. -№ 3,-С. 58−66.
  223. , Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника/ Е. А. Шумилин. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
  224. , Д.Б. Детская психология/ Д. Б. Эльконин. М.: Учпедгиз, 1960.-328 с.
  225. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4.1. C.6−20.
  226. , С.Г. Психологические проблемы этического развития детей/ С. Г. Якобсон. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  227. , A.M. Взаимодействие личности и общества в системе социального контроля/ A.M. Яковлев // Социальная психология личности/ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1979. — С. 138−164.
Заполнить форму текущей работой