Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической базой исследования явились следующие научные положения и теории: философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, Т. С. Злотникова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, А .Я. Пономарев, JI.JI. Рубинштейн, Э. Эриксон, 3. Фрейд) — системный подход в педагогических исследованиях (В.Г. Афанасьев, А. Г. Куракин, Ю. А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональная идентичность как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Идентичность как предмет психолого-педагогических исследований
    • 1. 2. Специфика профессиональной идентичности: структура и содержание
    • 1. 3. Структура профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения
    • 1. 4. Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного 103 заведения
  • Глава 2. Педагогические средства развития профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения
    • 2. 1. Программа развития профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения
    • 2. 3. Оценка эффективности программы развития профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения

Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные социально-экономические реалии, характеризующиеся процессами реформирования и модернизации, обусловливают все более возрастающие требования к подготовке квалифицированных специалистов. В связи с этим система отечественного профессионального образования претерпевает существенные изменения, стремясь удовлетворить запросы государства и общества. Одним из главных факторов, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения вышеобозначенного вопроса. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие — на обновлении содержания подготовки, третьи — на усилении практической направленности подготовки и т. п. Однако, по нашему мнению, заслуживает внимания решение проблемы повышения качества подготовки специалистов посредством развития их профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и разносторонне изучаемым феноменом. Тем не менее, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме развития профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений не проводилось. Между тем развитие и модернизация подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования является одной из ключевых проблем современной науки и практики.

Таким образом, на основе анализа научно-исследовательской литературы, изучения современного опыта подготовки специалистов в условиях среднего профессионального образования мы определили наше исследовательское поле, обозначившее круг вопросов по изучению развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений.

Современная отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука имеет достаточно обширный багаж знаний относительно проблемы профессиональной идентичности. В частности, в исследованиях А. Ватермана, У. Джеймса, Д. В. Колесова, Дж. Марсия, 3. Фрейда, Э. Эриксона определяется понятие «идентичность" — труды Г. М. Андреевой, M.JI. Бутовской, И. Ю. Дьяконовой, H. JL Ивановой, С. Г. Климовой, Н. М. Лебедевой, В. Н. Павленко и других, посвящены изучению структуры и содержания социальной идентичностив работах М. М. Абдуллаевой, Т. М. Буякас, Е. П. Ермолаевой, Д. Н. Завалишиной, А. Маслоу, Е. А. Климова, JI.M. Митиной, Ю. П. Поваренкова, Е. Т. Соколовой, Л. Б. Шнейдер выявляются особенности формирования и развития профессиональной идентичности и профессионального самоопределенияв трудах М. В. Клищевской, Д. А. Леонтьева, Ю. П. Поваренкова, В. Ф. Сафина затрагиваются вопросы становления профессиональной идентичности студентов вузов.

Изучение работ данных исследователей, а также анализ опыта деятельности учреждений среднего профессионального образования позволяет сделать вывод о том, что существуют как научные, так и научно-практические противоречия по развитию профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений:

— между потребностью психолого-педагогической науки в изучении особенностей профессиональной идентичности на разных этапах профессионального образования и неизученностью данного вопроса в системе среднего профессионального образования;

— между низким уровнем профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений и неразработанностью специальных педагогических средств по ее развитию.

Вышесказанное определило выбор проблемы исследования: каковы особенности профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений и педагогические средства ее развития?

Цель исследования: определить педагогические условия и средства развития профессиональной идентичности студентов с учетом особенностей образовательной деятельности средних профессиональных учебных заведений.

Объект исследования: процесс развития профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений.

Предмет исследования: педагогические условия и средства развития профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений.

Гипотеза исследования. Развитие профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений достигается при следующих условиях:

— если, определены содержание и структура профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений, обусловленные целями профессиональной подготовки специалистов в среднем профессиональном учебном заведении;

— выявлены качественная специфика динамики профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения;

— обеспечено взаимодействие учебной и внеучебной работы среднего профессионального учебного заведения на основе профессионализации предметной подготовки учащихся;

— реализуется комплексная программа развития профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить психолого-педагогический анализ понятия «профессиональная идентичность».

2. Выявить специфику структуры и динамики развития профессиональной идентичности студентов в условиях средних профессиональных учебных заведений.

3. Охарактеризовать дидактические средства и условия развития профессиональной идентичности студентов в условиях ссуза.

4. Разработать программу развития профессиональной идентичности студентов в условиях ссуза.

Теоретико-методологической базой исследования явились следующие научные положения и теории: философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, Т. С. Злотникова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, А .Я. Пономарев, JI.JI. Рубинштейн, Э. Эриксон, 3. Фрейд) — системный подход в педагогических исследованиях (В.Г. Афанасьев, А. Г. Куракин, Ю. А. Конаржевский, Л.И. Новикова) — научные положения о деятельностном подходе к процессу профессиональной подготовки (Т.Г. Браже, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, М. И. Рожков, Г. Н. Сериков В.Д.Шадриков, Р.Х. Шакуров) — теории взаимодействия участников педагогического процесса.

В.В. Афанасьев, JI.B. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, М. И. Рожков, В. Б. Успенский и др.) — научные положения теории идентичности (А. Ватерман, У. Джеймс, Д. В. Колесов, Дж. Марсия, 3. Фрейд, Э. Эриксон) — подходы к обоснованию профессионального самоопределения, профессиональной идентичности, ее структуры и содержания (Г.М. Андреева, Т. М. Буякас, Е. П. Ермолаева, Д. Н. Завалишина, H.JI. Иванова, А. Маслоу, Е. А. Климов, JI.M. Митина, Ю. П. Поваренков, Е. Т. Соколова, Л. Б. Шнейдер, М. В. Клищевская, Д. А. Леонтьев, И. Ю. Дьяконова, Н. М. Лебедева, В. Н. Павленко, В.Ф. Сафин).

Для решения поставленных задач и проверки исходных научных предположений использовался комплекс следующих методов: теоретического анализа, изучения и обобщения педагогического опыта, методика изучения самооценки Будасси, методика изучения профессиональной самооценки Дембо-Рубинштейна, методика «Принятие профессии», методика «Смысло-жизненные ориентации» Д. Н. Леонтьева, методика «Ценностно-ориентационное единство», наблюдения, анкетирования, экспертной оценки, сопоставительного анализа полученных эмпирических данных, метод изучения документов, математических методов обработки статистических данных (методы первичной описательной статистики: среднее арифметическое, стандартное отклонение, коэффициент вариациипараметрический /-критерий Стьюдента, непараметрические U-критерий Манна-Уитни, //-критерий Краскала-Уоллесакоэффициент корреляции r-Пирсона, коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена, множественный регрессионный анализ.).

База исследования: ФГОУ СПО «Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления» (г. Ярославль), ФГОУ СПО «Ярославский химико-механический техникум» (г. Ярославль).

Этапы исследования:

На первом этапе (2002;2003 гг.) проводился теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований проблемы профессиональной идентичности, определялись понятийный аппарат исследования, структура и динамика развития профессиональной идентичностибыла разработана программа эмпирического исследования профессиональной идентичности студентов ссуза.

На втором этапе (2003;2004 гг.) проводилось эмпирическое исследование профессиональной идентичности студентов ссуза, осуществлялась интерпретация полученных данных и выявлялась специфика структуры и динамики развития профессиональной идентичности студентов ССУЗа.

На третьем этапе (2004;2007 гг.) осуществлялись разработка и реализация программы развития профессиональной идентичности студентов ссуза, проводилась оценка эффективности разработанной программы.

На четвертом этапе (2007;2008 г.) систематизировались и обобщались результаты проведенного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на общенаучные методы и принципы психолого-педагогических исследованийопорой на отечественные и зарубежные исследования проблемы структуры и развития профессиональной идентичностииспользованием валидных и надежных методов эмпирического исследованиярепрезентативностью выборки эмпирического исследованияиспользованием статистических методов обработки эмпирических данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— обобщены научные представления о сущности понятия «профессиональная идентичность» и его значимости в профессиональной подготовке студентов средних профессиональных учебных заведений;

— обоснована специфика профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений, ее структура и динамика;

— выявлен педагогический потенциал учебной и внеучебной деятельности средних профессиональных учебных заведений по развитию профессиональной идентичности студентов;

— охарактеризованы организационно-педагогические условия, определяющие эффективное развитие профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы развития профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений, основанной на учете возможностей учебной и внеучебной деятельности ссуза.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты были отражены автором в публикациях, докладах, выступлениях на научно-практических конференциях (Кострома, 2006, 2007) — открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (Ярославль, 2006, 2008).

Разработанная автором программа развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений была внедрена в практику профессиональной подготовки специалистов ФГОУ СПО «Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления» (г. Ярославль), ФГОУ СПО «Ярославский химико-механический техникум» (г. Ярославль).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная идентичность, являясь одним видов социальной идентичности, может быть определена как структурный компонент профессиональной социализации, как осознание своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Профессиональная идентичность включает в себя три основных компонента, в основе каждого из которых лежит механизм личностного принятия выбираемой или реальной профессии: первый компонент — это принятие себя как профессионалавторой компонент — отношение к содержанию выбираемой или реальной профессиитретий компонент — принятие профессионального сообщества.

2. Специфика профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения проявляется в особенностях структуры и динамики развития отдельных ее компонентов.

Профессиональная самооценка характеризуется ростом с первого по второй курсы и спадом со второго по четвертый курсыизменением представлений об идеальном образе профессионала и степени своего соответствия данному образусхожей динамикой развития профессиональной самооценки и профессиональной критичности.

Удовлетворенность выбранной профессией характеризуется качественным ростом ее показателей от первого ко второму курсу и резким (также качественным) спадом со второго по четвертый курсыкрайне низким уровнем удовлетворенности профессией у студентовдоминированием при оценке возможностей профессии удовлетворять потребности учащихся в первую очередь внешних признаков профессии.

Принятие ценностей профессионального сообщества характеризуется тем, что для всех студентов среднего профессионального учебного заведения наиболее значимыми ценностями являются квалифицированность, активность и ответственностьснижением ценностного единства от первого к четвертому курсусредней степенью реализованное&trade-.

Динамика профессиональной идентичности имеет устойчивую тенденцию спада при отсутствии целенаправленной работы по ее развитию.

3. Программа развития профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений, направленная на использование педагогического потенциала средних специальных учебных заведений для развития профессиональной идентичности учащихся и включающая следующие компоненты: содержательный, операционно-деятельностный, организационный компонент, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный компонент.

4. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития профессиональной идентичности студентов средних профессиональных учебных заведений: условия нормативно-правового регулирования, предполагающие отражение проблемы развития профессиональной идентичности в документах, регламентирующих учебно-воспитательную деятельность среднего специального учебного заведения (программы учебных дисциплин, программы воспитательной работы ссуза и т. п.) — условия признания всеми субъектами педагогического процесса в ссузе приоритета интересов и потребностей учащихся, предполагающие развитие удовлетворенности выбранной профессией, повышение уровня профессиональной самооценки, приобщение к ценностям профессионального сообществаусловия согласованности целей и деятельности всех участников педагогического процесса среднего профессионального учебного заведения по развитию профессиональной идентичности учащихсяусловия владения педагогами эффективными педагогическими средствами развития профессиональной идентичности студентовусловия наличия обратной связи (о результатах уровня сформированности профессиональной идентичности).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение

.

1. Теоретико-методологической основой настоящего диссертационного исследования является сущность понятий «идентичность», «социальная идентичность», «профессиональная идентичность».

2. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке разработаны различного рода подходы к определению сущности идентичности. Обобщая данные представления, идентичность можно определить как особое психическое состояние индивида, характеризующее его отношение к тем или иным объектам, процессам, явлениям, другим индивидам.

3. Опираясь на психолого-педагогические исследования выбранной нами проблематики, идентичность можно условно разделить на личностную и социальную, где изучение первой (личностной идентичности) в большей степени относится к сфере психологической науки, а изучение второй (социальной идентичности) — к сфере педагогической.

4. Социальную идентичность, следуя H.JI. Ивановой, можно определить как динамическую, прижизненно формирующуюся в ходе взаимодействия и активного построения социальной реальности систему социальных конструктов субъекта, которая оказывает влияние на его ценностно-смысловую сферу и поведение.

5. Профессиональная идентичность, являясь одним видов социальной идентичности, может быть определена как структурный компонент профессиональной социализации, как осознание своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу.

6. Профессиональная идентичность включает в себя три основных компонента, в основе каждого из которых лежит механизм личностного принятия выбираемой или реальной профессии: первый компонент — это принятие себя как профессионалавторой компонент — отношение к содержанию выбираемой или реальной профессиитретий компонентпринятие профессионального сообщества.

7. Специфика профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения проявляется в особенностях структуры и динамики развития отдельных ее компонентов.

Профессиональная самооценка характеризуется ростом с первого по второй курсы и спадом со второго по четвертый курсыизменением представлений об идеальном образе профессионала и степени своего соответствия данному образусхожей динамикой развития профессиональной самооценки и профессиональной критичности.

Удовлетворенность выбранной профессией характеризуется качественным ростом ее показателей от первого ко второму курсу и резким (также качественным) спадом со второго по четвертый курсыкрайне низким уровнем удовлетворенности профессией у студентовдоминированием при оценке возможностей профессии удовлетворять потребности учащихся, в первую очередь, внешних признаков профессии.

Принятие ценностей профессионального сообщества характеризуется тем, что для всех студентов среднего специального учебного заведения наиболее значимыми ценностями являются квалифицированность, активность и ответственностьснижением ценностного единства от первого к четвертому курсусредней степенью реализованности.

8. Сравнительный анализ компонентов профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения позволяет выявить общую динамику ее развития: профессиональная идентичность имеет устойчивую тенденцию спада при отсутствии целенаправленной работы по ее развитию, что является специфической особенностью профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

9. Проведенный анализ общего уровня развития профессиональной идентичности свидетельствует о необходимости разработки и проведения специальной организационно-педагогической работы, направленной на повышение уровня развития компонентов профессиональной идентичности.

10. Программа развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений направлена на использование педагогического потенциала ССУЗов, заключающегося в возможностях учебной деятельности (изучении учебных дисциплин, организации практик), а также внеучебной деятельности (системы профессионально ориентированных воспитательных мероприятий) по развитию профессиональной идентичности. Данная программа предполагает реализацию следующих компонентов:

— содержательного, предполагающего формирование профессиональной самооценкиразвитие удовлетворенности выбранной профессиейформирование ценностей профессионального сообществаоперационно-деятельностного, предполагающего реализацию педагогических средств развития профессиональной идентичности в условиях учебной деятельности (психолого-педагогические игры, упражнения, тренинги), а также в условиях внеучебной деятельности (методы воздействия на интеллектуальную сферу — убеждение и самоубеждениеметоды воздействия на мотивационную сферу — методы стимулированияметоды воздействия на эмоциональную сферу — внушениеметоды воздействия на волевую сферу — методы требования и упражненияметоды воздействия на сферу саморегуляции — метод коррекции и самокоррекцииметоды воздействия на предметно-практическую сферу — методы воспитывающих ситуацийметоды воздействия на экзистенциальную сферу методы включения учащихся в систему новых профессиональных отношений) — организационного, предполагающего реализацию следующих организационно-педагогических условий: условия нормативно-правового регулирования — предполагают отражение проблемы развития профессиональной идентичности в документах, регламентирующих учебно-воспитательную деятельность среднего специального учебного заведения (программы учебных дисциплин, программы воспитательной работы ССУЗа и т. п.) — условия признания всеми субъектами педагогического процесса в ССУЗе приоритета интересов и потребностей учащихся, предполагающего развитие удовлетворенности выбранной профессией, повышение уровня профессиональной самооценки, приобщение к ценностям профессионального сообществаусловия согласованности целей и деятельности всех участников педагогического процесса среднего специального учебного заведения на основе договорных отношений между нимиусловия владения педагогами эффективными педагогическими средствами развития профессиональной идентичности студентовусловия наличия обратной связи об уровне сформированности профессиональной идентичности;

— контрольно-регулировочного, предполагающего мониторинг уровня профессиональной идентичности студентов ССУЗа с целью внесения необходимых корректив в учебно-воспитательный процесс;

— оценочно-результативного, опирающегося на объективные и субъективные показатели развития профессиональной идентичности студентов.

11. Осуществление программы развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений основывается на особенностях структуры и динамики развития таковой у данной категории учащихся.

12. Реализация разработанной программы и последующие исследования профессиональной идентичности студентов свидетельствуют об ее эффективности, которая определяется ростом общего уровня развития профессиональной идентичности студентов Ярославского межрегионального колледжа градостроительства и управления, принявших участие в реализации программы. При этом произошли качественные изменения в уровне развития всех трех компонентов профессиональной идентичности — профессиональной самооценке, удовлетворенности выбранной профессией и ценностно-ориентационном единстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход Текст. / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 2. — С. 86 — 95.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 336 с.
  3. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения психологии личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. -1983. -№ 1 С. 14−29.
  4. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б .Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380с.
  5. , Н.А. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения и процесс «самовыбирания» Текст. / Н. А. Ананьева // Мир психологии. 1999. — № 3. — С.167 — 173.
  6. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 429с.
  7. , Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. -1997. № 6. — С.23 — 29.
  8. , Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. — № 1. -С.131−143.
  9. , Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л. И. Анцыферова //Психологический журнал. 1992. -№ 5. — С. 12−25.
  10. Анцыферова, Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности
  11. Г. Эриксона Текст. / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. — С.212−242.
  12. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности Текст. /В.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
  13. , П.Р. Проблемы психологического обеспечения подготовки к труду и выбору профессии Текст. / П. Р. Атутов, Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 13−19.
  14. , А.В. Диагностика профессионально-важных качеств Текст. / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е.В. Майорова- под ред. А. В. Батаршева. СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  15. , Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений Текст.: дисс.. доктора психол. наук / Е. П. Белинская: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. М., 2006. -479 с.
  16. , В.Н. Путь техникума в рыночную экономику Текст. / В. Н. Белкин, А. Я. Камалетдинова // Специалист. 1992. — № 4−6. — С.2−3.
  17. , P.P. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов Текст. / P.P. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. -1987. — № 2. — С.20−30.
  18. Большая Советская Энциклопедия: в 30-ти т. Текст. / A.M. Прохоров [и др.]- под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская Энциклопедия, 1972. — Т.10: Ива — Италики. — 592 с.
  19. , О.С. Психосемантические аспекты исследованияобраза учителя Текст. / О. С. Бондаренко // Вестник МГУ.- Серия 14. -Психология. 1986. — № 1. — С.30−35.
  20. , Е.М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала Текст. / Психофизиологические вопросы становления профессионала. -М., 1976. С. 6−17.
  21. , Е.М. О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала Текст. / Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М., 1975. — С. 142−161.
  22. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности Текст. / Психология формирование и развитие личности. М&bdquo- 1981. — С. 159−177.
  23. Борисова, Е. М, Индивидуальность и профессия Текст. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991. — 80 с.
  24. , Г. А. Развитие исследовательских способностей студентов колледжа как фактор формирования конкурентноспособного специалиста Текст. / Г. А. Боровик, А. Н. Конюхов // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 9−12.
  25. , Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте Текст. / Б. С. Братусь // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1980. — № 2. -С. 3−12.
  26. , Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике Текст. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. СПб.: Питер, 2001. — 528 с.
  27. , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов Текст. / Т. М. Буякас // Вестник МГУ. Серия 14. -Психология. — 2000. — № 1. — С. 56−62.
  28. , Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением Текст. / Т. М. Буякас // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 2001. — № 2. — С. 69−77.
  29. , Т.А. Как подготовить современного специалиста Текст. / Т. А. Васильева // Среднее профессиональное образование. 2005. -№ 2. — С. 42−44.
  30. , И.В. Основы технологии группового тренинга Текст. / И. В. Бачков // М: Ось-89, 1999 г. 176 с.
  31. , В.В. Важный этап в обучении Текст./ В. В. Волгов // Специалист. 1992.- № 4−6. — С. 16.
  32. , Э.П. Влияние интеграции в системе СПО на качество подготовки специалиста Текст./ Э. П. Вялых // Среднее профессиональное образование. — 2006. № 1. — С. 2−5.
  33. , В.П. Динамика учебно познавательной активности студентов Текст./ В. П. Гарькин, И. Е. Столярова // Социс. — 2000. — № 12. -С.70−74.
  34. , С.Г. Вопросы психологии труда Текст./ С. Г. Геллерштейн // Вопросы психологии. 1957. — № 4 — С. 8−24.
  35. , Э. Социология текст. [Текст]/ Э. Гидценс. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704 с.
  36. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст./ М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  37. , А.Т. Британский колледж: как готовить профессионала Текст./ А. Т. Глазунов // Специалист. 1992. — № 3. — С.31.
  38. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Текст. / Е. И. Головаха // Киев: Наукова думка, 1998.- 144с.
  39. , М.О. Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности Текст.: дисс.. канд. психологии, наук / М. О. Головина: Новосибирский государственный педагогический университет.1. Новосибирск, 2005. 164 с.
  40. , С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения Текст. / С. С. Гриншпун // Вопросы психологии. 1985. -№ 6.-С. 15−19.
  41. , Н.А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации Текст. / Н. А. Грищенко, JI.A. Головей // Психологический журнал. 1987. — Т.8. — № 1. — С.99−109.
  42. , М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях Текст. / М. Т. Громкова. М.: Высшая школа, 1990. — 176 с.
  43. , К.М. Вопросы психологии в планах развития предприятий Текст. / К. М. Гуревич // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 20−25.
  44. , В.В. Принципы развития в психологии Текст. / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы философии, 1980. № 12. — С.20−21.
  45. , Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности Текст.: дисс.. доктора психологии, наук / Н. В. Дмитриева: Новосибирский государственный педагогический университет. -Новосибирс, 1999. 359 с.
  46. , А.В. Системный подход к профессиональному воспитанию студентов средних специальных учебных заведенийТекст.: дисс.. канд. пед. наук. Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. М., 2005. — 193 с.
  47. , А.И. Профессиональные представления студентовпсихологовТекст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. -1999. -№ 2. -С.42−49.
  48. , Т.В. Некоторые психологические особенности личности подростка Текст. / Т. В .Драгунова, Д. Б. Эльконин // Советская педагогика. 1965. — № 6.
  49. , И.Ю. Динамика идентификации человека с группой нищих Текст. / И. Ю. Дьяконов, M.JI. Бутовская // Вопросы психологии. -2003. № 1. — С.79 — 89.
  50. , О.П. Практикум по психологии личности Текст. / О. П. Елисеев. СПб.: Издательство «Питер», 2001. 560 с.
  51. , Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал.- 2001. -Т.22. № 4. -С.51−59.
  52. , Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 5. — С. 69−78.
  53. , Н.Ф. Педагогические измерения в системе образования Текст. / Н. Ф. Ефремова, В. И. Звонников, М. Б. Челышкова // Педагогика. -2002. -№ 1. С. 14−22.
  54. , Д.Н. Способы идентификации человека с профессией Текст. / Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов / Под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. Москва, Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. — С. 104−128.
  55. , М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты Текст. / М. В. Заковоротная. Ростов — на — Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 1999. — 221 с.
  56. , Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. 1997. -Т. 18.6. -С.35−44.
  57. , Э.Ф. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления личности педагога Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. 2002. — № 4. — С.194−203.
  58. , В.П. Психологические проблемы эффективности и качества труда Текст. / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов, В. Ф. Рубахин // Психологический журнал. 1984. — № 2. — С. 25−34.
  59. , В.Г. Непрерывное профессиональное образование Текст. / В. Г. Иванов // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 5. — С. 69.
  60. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. -207с.
  61. , Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях Текст. / Н. Л. Иванова // Вопросы психологии. -2004.-№ 4.-С.65−75.
  62. , Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа Текст. / Н. Л. Иванова // Психологический журнал. 2004. -Т.25. — № 1. — С. 52−60.
  63. , С.А. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков Текст. / С. А. Иванушкин, Н. С. Пряжников // Журнал практического психолога. 1998. -№ 4. — С.52−61
  64. ИдентичностьТекст.: Хрестоматия. / Составитель Л. Б. Шнейдер. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во ИПО «МОДЭК», 2003. 272с. — (Серия «Библиотека психолога»)
  65. , Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов психологов Текст. / Т.А.
  66. , Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 6. -С.51 -59.
  67. , JI.B. Вузовское образование в оценках студентов Текст. / Л. В. Кансузян, А. А. Немцов // Социс. 1999. — № 4. — С.95−100.
  68. , Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации Текст. / Л. М. Карнозова // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 75−82.
  69. , А.Г. Влияние Болонского соглашения на перспективы развития системы СПО Текст. / А. Г. Карташов, Л. Р. Туктарова, Г. М. Фридман // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 6. — С. 11−13.
  70. , И.Ю. Формирование идентичности в российской провинции Текст. / И. Ю. Киселев, А. Г. Смирнова. М., Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. — 152с.
  71. , А.Н. Развитие творческого потенциала студентов Текст. / А. Н. Климов // Среднее профессиональное образование. 2004. — № 8. — С. 3435.
  72. , Е.А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2004. — 336 с.
  73. , Е.А. Психология профессионала Текст. / Е. А. Климов. -М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -400 с.
  74. , Е.А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. М.: Академия, 1996. — 304 с.
  75. , Е.А. Путь в профессию Текст. / Е. А. Климов. Л.: Лениздат, 1974. — 190 с.
  76. , С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен Текст. / С. Г. Климова // Человек. 1995. — № 3. — С.26−35.
  77. , М.В. К проблеме профессионального развития Текст. / М. В. Клищевская // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 2001. -№ 4. — С.3−8.
  78. , М.В. Сознательная смена профессии в контексте профессионального развития Текст. / М. В. Клищевская // Вестник МГУ. -Серия 14. Психология. — 2000. — № 4. — С.65−74.
  79. , М.В. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности Текст. / М. В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестник МГУ. -Серия 14. Психология. — 1999. — № 4. — С.61−66.
  80. , В.И. Мотивы труда и адаптация рабочих Текст. / В. И. Ковалев, Н. А. Сырникова // Психологический журнал. 1985. — № 6. — С. 49−59.
  81. , Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода Текст. / Т.В. Ковалева// Социс. 1995. — № 1. — С.142−145.
  82. , Т.Н. Развитие творческого отношения к труду Текст. / Т. Н. Ковтуненко // Специалист. 1992 — № 1. — С. 14.
  83. , Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (К проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) Текст. / Д. В. Колесов // Мир психологии. 2004. — № 3. — С.9−19.
  84. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон // М.: Политиздат, 1978.-367с.
  85. , JI.JI. Психологические вопросы профессиональной ориентации Текст. / JI.JI. Кондратьева // Вопросы психологии. 1975. — № 1. -С. 133−136.
  86. , Е.Н. Применение учебных знаний в профессиональной деятельности на разных этапах становления профессионала Текст. // Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов /
  87. Под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. Москва, Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. — С.207−221.
  88. , Л.И. Воспитание интереса к будущей профессии Текст. / Л. И. Конохова // Специалист. 1992. — № 3. — С.25−26.
  89. , А.Б. Развитие научно-технического творчества студентов как условие повышения качества подготовки специалистов Текст. / А. Б. Корзин // Среднее профессиональное образование. 2005. — № 1. — С. 3−5.
  90. , Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания Текст. / Н. И. Крылов // Вопросы психологии. 1973. — № 1. — С. 69−75.
  91. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крэйг// СПб.: Питер, 2000. — 992с.
  92. , М.П. О конкурсах профессионального мастерства в ссузах Текст. / М. П. Крюков // Среднее профессиональное образование. 2004. -№ 7.-С. 20−21.
  93. , Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. /Т.В. Кудрявцева, В.Ю. Шегурова//Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 51−59.
  94. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя Текст. Современная зарубежная социальная психология / Кун М., Макпартлэнд Т. // М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 180 — 187.
  95. , Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла Текст./ Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. -Т.20.- № 3. -С.48−58.
  96. , Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций Текст. / Д. А. Леонтьев // М.: Смысл, 1992. — 17с.
  97. , Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологическийжурнал. 2000. — Т.21. — № 1. — С. 15−25.
  98. , Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования Текст./ Д. А. Леонтьев, Н. В. Пилипко //Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.97−108.
  99. , Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. /Д.А. Леонтьев, Е. В. Шелобанова // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С.57−66.
  100. , Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. Текст. / Под ред. Л.И. Анцыферовой// М.: Наука, 1978. — С. 156−172.
  101. , B.C. Исследование мотивации профессионального развития Текст./ B.C. Лукина // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С.25−34.
  102. , Р.Д. «Я» и Другие текст. [Текст]/ Р.Д. Лэйнг// М.: Класс, 2002.- 192 с.
  103. , Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов Текст./ Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2001. — № 4. — С.57−66.
  104. , Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов Текст./ Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 2000. -№ 1. — С. 48−56.
  105. , Ю.Э. Влияние продолжительного неуспеха на личностную идентичность (на материале студенческого возраста) Текст.: дисс.. канд. психологии, наук / Ю. Э. Макаревская: Кубанский государственный университет. Краснодар, 2006. — 193 с.
  106. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс// СПб.: Питер, 2000. — 688 с.
  107. , А.К. Психологические критерии и ступенипрофессионализации учителя Текст./ А. К. Маркова // Педагогика. № 6. -1995.
  108. , B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения Текст./ B.C. Мерлин, Е. А. Климов // Советская педагогика. 1967. — № 4. — С. 110−118.
  109. , Е.А. Развитие психологической диагностики профессиональной пригодности в СССР Текст./ Е. А. Милерян // Психологический журнал. 1983. — № 3. — С. 73−85.
  110. , JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст./ JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С.28−38.
  111. , JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя Текст. [Текст]/ JI.M. Митина// М.: ACADEMIA, 2004. — 320 с.
  112. , JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя Текст./ JI.M. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С.58−64.
  113. , И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера Текст./ И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. — № 5. -С. 110−122.
  114. , И.В. Психология в системе работ по профориентации Текст./ И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 137−139.
  115. , Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вузаТекст.: дисс.. канд. психологии, наук/ Т. В. Мищенко: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2005. — 179 с.
  116. , О.Н. Специфика Я концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта Текст. / О. Н. Молчанова // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 133 — 141.
  117. , В.И. Личностные аспекты саморегуляции Текст./
  118. B.И. Моросанова // Психологический журнал. 2002. -Т.6.- № 3. -С.7−16.
  119. , А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения Текст. [Текст]/ А.В. Мудрик// М.: Знание, 1997. — 64 с.
  120. , А.Д. Математические методы психологического исследования Текст. / А.Д. Наследов// СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
  121. , А.С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училищаТекст.: дисс.. канд. психологии, наук / А. С. Некрасов: Кубанский государственный университет. Краснодар, 2005. — 158 с.
  122. , A.M. Кого «готовят» техникумы? Текст./ A.M. Новиков // Специалист. 1992. — № 2. — С.2−3.
  123. , Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов Текст./ Д. В. Оборина // Вестник МГУ. Серия 14. -Психология. -1994. — № 2. — С.41−49.
  124. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками Текст. / Ю.М. Орлов// М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  125. , П.Н. Самовоспитание учащихся: сущность, состояние, проблемы Текст./ П. Н. Осипов // Специалист. 1992. — № 2. — С.29−32.
  126. , А.К. Умения самоорганизации в профессиональном самоопределении учащихся Текст./ А. К. Осницкий // Вопросы психологии. -1992.-№ 1.-2.-С. 52−59.
  127. , В.Н. Трансформация социальной идентичности в постготалитарном обществе Текст./ В. Н. Павленко, Н. Н. Корж // Психологический журнал. 1998. -Т.19.- № 1. -С.75−79.
  128. , Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода Текст./ Л. Г. Петерсон // Педагогика. 2004. — № 9.1. C. 21−27.
  129. , В.Ф. Исследование этнических стереотипов с использованием методики «Множественных модификаций» Текст. / В. Ф. Петренко, JI.A. Алиева // Психологический журнал. 1987. — Т.8. — № 6. — С. 2135.
  130. , Ю.П. Введение в психологию труда Текст. / Ю.П. Поваренков// Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. — 134 с.
  131. , Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю.П. Поваренков// М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160с.
  132. , Ю.П. Формирование профессиональной идентичности (на материале деятельности учителя) Текст. / Ю. П. Поваренков // Ярославский педагогический вестник. 1999 — № 1−2 — С.79−85.
  133. , В.А. Профессиональное самоопределение молодежи Текст. / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37. (в НБ)
  134. , А.Н. Социальный ресурс личности и идентификационные ориентации россиян Текст./ А. Н. Помазан, А. В. Седунова, Е. Н. Ядова // Социс. 2001. — № 12. — С.122−129.
  135. , JI.B. Методы изучения процессов идентификации Текст./ JI.B. Попова // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С.163−167.
  136. Практическая психология образования Текст. / под ред. И.В. Дубровиной// Изд. 4-е, перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  137. , Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе Текст./ Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 62−72.
  138. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова// 2-е изд., стереотип. — М., ACADEMIA, 2004. — 480 с.
  139. Психоаналитические термины и понятия Текст.: Словарь / Э. Борнесс [и др.]// М.: Класс, 2000. — 304 с.
  140. Психологические закономерности профессионализацииТекст.: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1991. — 152с.
  141. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова// М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440с.
  142. Психология личности в трудах отечественных психологов Текст. / Сост. и общая редакция JT.B. Куликова// СПб.: Питер, 2001. 480 с.
  143. , З.А. Психологические основы профессионального обучения. Текст. / Решетова З.А.// М.: Изд-во МГУ, 1985. — 208 с.
  144. , О.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 2001. — № 3. — С.25−35.
  145. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики Текст. / К. А. Абульханова [и др.]// М., Институт психологии РАН, 1997 г.- 336 с.
  146. Рубинштейн, C. JL Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн// СПб.: Питер, 2000. — 720с.
  147. Рубинштейн, C. JL Принцип творческой самодеятельности: К философским основам современной педагогики Текст. / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.101−109.
  148. , В.Г. Научно-технический прогресс и система подготовки специалистов в ссузах Текст. / В. Г. Рудинский // Среднее профессиональное образование. 2006. — № 12. — С. 2−4.
  149. , О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология) Текст.: дисс.. канд. псих, наук / О. О. Савина: Российская
  150. Академия Наук. Институт психологии. М., 2003. — 179 с.
  151. , А.И. Выбор профессии: путь к успехуТекст. / А. И. Самоукин, Н. В. Самоукина. Дубна: Феникс+, 2000. — 187 с.
  152. , Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности Текст. / Н. В. Самоукина. М.: ЭКМОС, 1999. — 352с.
  153. , Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие Текст. / Е.Е. Сапогова// М.: Аспект Пресс, 2001. — 460с.
  154. , В.Ф. Психология самоопределения личности Текст. / В.Ф. Сафин// Свердловск: Изд-во Свердловского педагогического института. -1986.- 142 с.
  155. , В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности Текст. / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1984. — № 4. -С. 65−73.
  156. , Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях Текст. / Л. Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко// -М.: Мастерство, 2001. 272 с.
  157. , И.И. Профессиональная карьера Текст. / И. И. Серегина // Социс. 1999. — № 4. — С.78−81.
  158. , В.И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С.72−80.
  159. , Г. А. Совершенствование методики проведения учебной практики Текст. / Г. А. Смирнов // Среднее профессиональное образование. -2006.-№ 7.-С. 17−19.
  160. , Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте Текст. / Т. В. Снегирева // Вопросы психологии. 1989. -№ 2. — С.27−35.
  161. , Е.Т. К обоснованию клинико-психологическогоизучения расстройства тендерной, идентичности Текст. / Соколова Е. Т., Бурлакова Н. С., Лэонтиу Ф. // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 3−16.
  162. , Л.В. Социально-психологические и психофизиологические процессы приобщения молодежи и профессии Текст. //Психологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. -С. 18−33.
  163. Спрос на рабочую силу мнение работодателей Текст.: Информационный бюллетень. — М.: ГУ Высшая школа экономики, 2006. — 64 с.
  164. , Т.Г. Компоненты этнической идентичности: когнитивный, аффективный, поведенческий Текст. / Т. Г. Стефаненко // Мир психологии. 2004. — № 3. — С.38−43.
  165. , В.В. Самосознание личности текст. [Текст] / В.В. Столин//- М.: Изд-во Московского государственного университета, 1983. -284с.
  166. , В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов Текст. / В. А. Толочек // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 3. — С.96−103.
  167. , Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей Текст. // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 79−86.
  168. , Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни Текст. / Принцип развития в психологии. М., 1978.-С. 173−195.
  169. , Е.И. Самоактуализация как системный механизм динамики смыслового поля личности и предпосылка акме (на примере профессионально личностного развития в условиях вуза) Текст. / Е. И. Третьякова // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С.79−82.
  170. , Д.И. Психология взросления: структурно содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д.И. Фельдштейн// М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 672 с.
  171. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов// М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с
  172. , А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 1997. -№ 2. — С.88−93.
  173. , К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: в 4-х т. Текст. / К. Фопель// М.: Генезис, 1998. — Т.1. -160 с.
  174. , К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: в 4-х т. Текст. / К. Фопель// М.: Генезис, 1998. — Т.2. -160 с.
  175. , К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: в 4-х т. Текст. / К. Фопель// М.: Генезис, 1998. — Т.З. -160 с.
  176. , К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: в 4-х т. Текст. / К. Фопель// М.: Генезис, 1999. — Т.4.160 с.
  177. Фрейд, 3. Введение в психоанализ. Лекции Текст. / 3. Фрейд// -М.: Наука, 1989.-456 с.
  178. , В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования Текст. / В. А. Хащенко // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 5. — С. 32−49.
  179. , Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) Текст. / Л. Хьелл., Д. Зиглер// СПб.: Питер, 1999. — 608 с.
  180. , М.В. Психологические условия развития идентичности личностиТекст.: дисс.. канд. психологии, наук / М. В. Цельмина: Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2003. 209 с.
  181. , В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду Текст. / В. В. Чебышева // Вопросы психологии. 1978. -№ 2. — С. 14−19.
  182. , В.В. Психологические проблемы профориентации школьников Текст. / В.В. Чебышева//Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С. 14−19.
  183. , И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии Текст. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. — С.316−337.
  184. , И.И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И.И. Чеснокова// М.: Наука, 1977. — 144 с.
  185. , П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П.А. Шавир// М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
  186. , В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В.Д. Шадриков// Репр. воспр. текста издания 1982 г. -М.: Логос, 2007. — 192 с.
  187. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие Текст. / В.Д. Шадриков// 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Логос, 1996. — 320с.
  188. , Н.А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования Текст. / Н. А. Шматко, Ю. Л. Качанов // Социс. 1998. — № 4. — С.94−98.
  189. , Л.Б. Психологическое консультирование Текст. / Л. Б. Шнейдер, Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова. М.: Ижица, 2002. — 224 с.
  190. , Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции Текст. / Л. Б. Шнейдер // Мир психологии. -2001.-№ 1.-С. 64−78.
  191. , Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Текст.: дисс.. доктора псих, наук / Л. Б. Шнейдер: Московский педагогический государственный университет. М., 2001.-327 с.
  192. , Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг Текст. / Л.Б. Шнейдер// М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 600 с.
  193. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон// СПб.: ЛЕНАТО, ACT. — 1996 — 592 с.
  194. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон// М.: Прогресс, 1996. — 344с.
  195. , А.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов Текст. / А. В. Юпитов, А. А. Зотова // Социс. -1997. -№ 3. С.84−92.
  196. , В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы Текст. / В.А. Ядов// М.: Наука, 1987. — 248 с.
  197. , В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. / В.А. Ядов// М.: Добросвет, 2003 г. 596 с.
  198. Erikson Е.Н. Identity, youth and crisis. L.: Faber Identity in adolescence // Abelson. J (ed). Handbook of adolescent psychology. N.Y.: J. Wiltj, 1980.
  199. Erikson E.H. The problem of ego identity. N.Y.: JAPA, 1956. — P.105.
  200. Marcia J. E., Friedman M. L. Ego-identity status in college women // Journal of personality. 1970. V. 38. № 2. P. 249−268
  201. Marcia J. Identity in adolescence // Handbook of adolescent psychology. N.Y., 1980. P. 159−187.
  202. Waterman A.(ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.
Заполнить форму текущей работой