Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цели и содержание начального иноязычного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основываясь на концепции Галины Владимировны Роговой, рассмотрим общие цели обучения иностранному языку. Цель обучения иностранному языку отвечает на вопрос: «для чего учить?». Соответственно, это и есть запланированные результаты освоения иностранного языка. Галина Владимировна Рогова в своих трудах пишет, что существует четыре цели обучения: практическая, воспитательная, познавательная… Читать ещё >

Цели и содержание начального иноязычного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начальное иноязычное образование — это новое понятие в современной методике преподавания иностранных языков, которое означает образование, включающее духовно-нравственное воспитание младших школьников. Под этим подразумевается, что воспитание младшего школьника при овладении предметом «иностранный язык» заключается в приобщении его к духовным ценностям, в обретении им личностных смыслов и потребности в саморазвитии. В содержании понятий «духовность» и «нравственность» важным элементом являются духовные ценности, отсюда и понятие «духовно-нравственное воспитание». В методике начального иноязычного образования духовно-нравственное воспитание направлено на создание условий для поиска и нахождения ими личностного смысла духовных ценностей, на развитие стремления и готовности действовать в своей школьной и внешкольной жизни в соответствии с ними, а не только на приобщение школьников к гуманистической системе этих ценностей [17, 8].

Впервые, термин «иноязычное образование» был введен в методику обучения иностранным языкам Ефимом Израилевичем Пассовым. Согласно высказыванию Пассова Е. И. целью образования является формирование человека духовного. Рассмотрим его трактовку понятия «иноязычное образование»: «Иноязычное образование — это становление человека путем вхождения его в культуру (в Мир Культуры); благодаря ее присвоению, он становится не просто знающим, компетентным, умеющим и т. п., а культурным, нравственным, духовным» [18, 13].

Таким образом, Ефим Израилевич Пассов утверждает, что культура — это единственное содержание образования, которое включает в себя специально организованные и отобранные факты культуры народа. А именно язык — это составляющее той самой культуры. Такие факты языка как, например, грамматические времена, активный и пассивный залог, модальные глаголы и т. п. необходимо считать фактами культуры народа. Это означает, что культура познается через язык, а язык через культуру [18, 15].

Основываясь на концепции Галины Владимировны Роговой, рассмотрим общие цели обучения иностранному языку. Цель обучения иностранному языку отвечает на вопрос: «для чего учить?». Соответственно, это и есть запланированные результаты освоения иностранного языка. Галина Владимировна Рогова в своих трудах пишет, что существует четыре цели обучения: практическая, воспитательная, познавательная и развивающая. Под практической целью понимается овладение иностранным языком как средством общения, включающем в себя обучение всем аспектам (фонетическому, грамматическому, лексическому) и обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению и письму), а также, туда входит и коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством единиц языка. Однако, на начальном этапе изучения иностранного языка на уроках в школе предпочтение отдается больше устной речи, чем письменной. Это связано с тем, что младшим школьникам в этом возрасте необходимо больше слушать иноязычную речь и использовать полученную информацию в своих выражениях. Воспитательная цель предусматривает воспитание моральных личностных качеств, таких как гуманизм, нормы поведения и чувство патриотизма. Познавательная цель фокусируется на познании детьми нового языка и иноязычной культуры. Развивающая цель задействует психические процессы. Происходит развитие памяти, мышления, воображения, а также умений, навыков и способностей. Таким образом, образование включает в себя воспитание, развитие, познание и обучение / учение [22, 20].

Лев Владимирович Щерба утверждал, что «Целью обучения иностранному языку является формирование речевой деятельности, которая принадлежит другому народу. Поэтому, изучая иностранный язык того или другого народа, мы изучаем исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность» [26, 33].

Содержание обучения иностранному языку отвечает на вопрос: «чему учить?». Рогова Галина Владимировна выдвигает три компонента содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический компонент объединяет языковой материал с речевым. Это значит, что здесь происходит владение всеми аспектами языка (фонетическим, грамматическим и лексическим), а также языковой составляющей речевого умения в видах речевой деятельности (аудировании, чтении, говорении и письме), владение культурой иноязычно говорящих, знание лингвострановедческого характера. Психологический компонент рассматривает психологический аспект речевой деятельности, как готовность к коммуникации; психофизический аспект речевой деятельности, как готовность учащегося к речи, а также мышление, память, воображение, навыки, умения, способности и готовность в качестве мотивации к выполнению деятельности. Методологический компонент предусматривает все универсальные умения и действия. Сюда входят умения работать с информацией, в том числе с визуально-графической; умение планировать свою учебную деятельность [22, 34].

Рассмотрим цели овладения иностранным языком в младшем школьном возрасте на основании Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Исходя из того, что предмет иностранного языка относится к гуманитарным дисциплинам филологического цикла, также как русский язык и литературное чтение, в рамках ФГОС выдвигается интегративная цель, которая относится непосредственно к обучению иностранному языку в младших классах: «формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме». Элементарная коммуникативная компетенция — это.

" способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника" [24, 8].

Таким образом, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит первой целью формирование начальных элементарных умений иноязычного общения. Второй целью ФГОС устанавливает расширение кругозора и освоение минимальных лингвистических знаний, требующихся для владения устной и письменной речью на начальном уровне. Третья цель — это приобщение учащихся к иноязычной культуре посредствам знакомства с жизнью сверстников, с детским фольклором и с детской художественной литературой. Все цели и задачи должны быть реализованы при обучении иностранному языку в начальной школе. Предмет «иностранный язык» изучается в начальной школе потому, что он признан реализовывать эти цели [24, 8].

К сожалению, цели, зафиксированные в стандарте общего начального образования, являются недостаточными для реализации развития потенциала предмета «Иностранный язык» и для реализации задач начальной школы, поскольку они связаны с развитием личности младшего школьника, его способностей и нравственных качеств, а не с компетенциями. Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве цели подразумевает то, что мы лишаемся способа духовного воспитания детей. Однако задачами начальной школы и начального иноязычного образования являются:

  • 1) формирование нравственных ценностей;
  • 2) формирование основных компонентов учебной деятельности;
  • 3) развитие комплекса способностей, обеспечивающих общение и взаимодействие с представителями других культур на иностранном языке [17, 91].

Стратегической целью овладения иностранным языком в начальном иноязычном образовании является коммуникативное, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности младшего школьника и формирование его способности к иноязычному общению на иностранном языке. В процессе реализации данной цели происходит развитие личности младшего школьника как субъекта учебной деятельности и своей культуры, у которого формируется способность и готовность достойно представлять свою культуру и свои духовно-нравственные ценности в иноязычном общении со сверстниками. Стратегическая цель овладения иностранным языком включает:

  • 1) воспитательную составляющую цели — формирование нравственных качеств и ценностей;
  • 2) развивающую составляющую цели — формирование иноязычной речевой способности и когнитивных процессов, ее обусловливающих, развитие учебно-познавательной и социальной мотивации, и познавательного интереса к изучению нового языка;
  • 3) учебно-культуроведческую составляющую цели — формирование учебно-познавательной способности, культуроведческих умений и способности к иноязычному общению [17, 93].

Поскольку мы придерживаемся понятия" содержание начального иноязычного образования", выдвинутом Зинаидой Николаевной Никитенко вкниге «Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования» (М.: Прометей, 2013), рассмотрим аспекты содержания начального иноязычного образования: аксиологический, мотивационно-когнитивный и социально-культуроведческий аспекты. Аксиологический (ценностный) аспект связан с обретением учащемся духовно-нравственных ценностей и нравственных качеств, которые формируют нравственную культуру этого ученика, который предполагает в дальнейшем совершить межкультурное общение на иностранном языке. Мотивационно-когнитивный аспект формирует речевую культуру ученика и заинтересованность овладения иностранной речью младшим школьником. Социально-культуроведческий аспект связан с овладением иноязычным общением, основываясь на учебно-познавательную деятельность, и формирует культуру общения и культуру учебного труда, и опыт знакомства с иной культурой [17, 91].

Подводя небольшой итог, можно сказать, что цели и содержание начального иноязычного образования тесно взаимосвязаны. Основной целью начального иноязычного образования является развитие личности и его способностей к иноязычному общению. Содержание начального иноязычного образования обогащает социальный опыт младшего школьника, основанный на развитии его культуры общения.

Выводы по 1-й главе

Говоря о современном начальном образовании, стоит отметить, что оно является основополагающей ступенью общего образования и определяет всю дальнейшую жизнь образованного человека.

В начальном образовании происходит становление и развитие у школьников гражданской позиции, формирование критического мышления, чувство личной ответственности, а также способностей к конструированию своего профессионального и жизненного пути.

При системно-деятельностном подходе младшие школьники способны овладеть универсальными учебными действиями, которые происходят по принципу: от действия — к мысли, что помогает в последствии приобрести возможность самостоятельного и успешно усваивать новые знания, умения и навыки, включая умение учиться.

В современной начальной школе учителям необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из своих учеников, а также давать возможность личностному самоопределению — высказывать собственное мнение; формирование мировоззрения; раскрытие личной индивидуальности. В отличие от образовательного процесса прошлого века, в современной начальной школе учащегося младших классов считают субъектом образовательного процесса, учитывая его личные интересы и потребности, а не воспринимают его в качестве объекта обучения, как было принято раньше.

Упор ставится на индивидуальное развитие личности.

Цель начального образования — освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие социального общения и познавательных способностей.

В младшем школьном возрасте ученик активно осваивает окружающий мир, внося элементы собственной культуры и делает переход к более взрослой жизни, неся за собой собственные изменения.

Начальное иноязычное образование является новым понятием в методике преподавания иностранных языков, означающее включение в образование духовно-нравственного воспитания младших школьников, которое заключается в приобщении его к духовным ценностям, в обретении личных смыслов и потребности в саморазвитии.

Культура — является содержанием образования и познается через язык определенного народа, который является составляющим той самой культуры.

В методике преподавания иностранных языков существует четыре цели обучения: практическая, воспитательная, познавательная и развивающая. Первая из которые подразумевает овладение иностранным языком как средством общения, вторая — предусматривает воспитание моральных качеств, третья — основывается на познании учащимися иностранного языка и его культуры, четвертая — задействует психические процессы.

Содержание обучения иностранному языку включает в себя три компонента: лингвистический, объединяющий языковой материал с речевым, психологический, рассматривающий готовность учащегося к речи и коммуникации, а также его мотивацию, и методологический компонент, предусматривающий универсальные умения и действия.

Начальная школа осуществляет процесс получения младшими школьниками начального образования согласно новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) общего начального образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году.

Комплексно проанализировав ФГОС, можно сделать вывод о том, что все зафиксированные в нем цели являются недостаточными для реализации развития потенциала предмета «Иностранный язык» и для реализации задач начальной школы, поскольку они связаны с развитием личности младшего школьника, его способностей и нравственных качеств, а не с компетенциями. Исходя из этого, стратегической целью овладения иностранным языком в начальном иноязычном образовании является коммуникативное, интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности младшего школьника, а также формирование его способности к иноязычному общению на иностранном языке, в процессе чего у учащегося младших классов формируется способность представлять свою культуру и свои духовно — нравственные ценности в иноязычном общении со сверстниками.

Содержание начального иноязычного образования включает в себя аксиологический, мотивационно-когнитивный и социально-культуроведческий аспекты. Первый из них формирует нравственную культуру ученика, второй — формирует речевую культуру ученика и его заинтересованность к овладению иностранной речью, третий — формирует культуру общения и культуру учебного труда, а также опыт знакомства с иной культурой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой