Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связность при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать… Читать ещё >

Проблемы формирования словаря детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи ребенка может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка.

Второй аспект — овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2 — 3 года и заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Ко второму аспекту близко примыкает третий, связанный с овладением смысловой стороной речи. Наиболее ярко он выражен в период школьного обучения.

В психическом развитии ребенка речь имеет громадное значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.

Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации ее общественной направленности, приобретения знаний.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь — один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка.

И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря — один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л. С. Выготский отмечал: «…Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи.

Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональными знаниями в области логопедии и дефектологии, хорошо знать психологические особенности детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать гражданскую ответственность за успех их обучения, воспитания и подготовки к жизни и труду.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер.

Разработке профилактических медицинских, психологических и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

Одним из фундаментальных методологических принципов, которым следует наука о человеке, является принцип анализа психофизиологических функций в их развитии и становлении. Именно исследование процесса формирования психики, и речи в частности, и различных психофизиологических функций позволяет не только констатировать наличный, актуальный уровень развития ребенка, но и проследить закономерности становления психологических и психофизиологических новообразований, постепенного усложнения и обогащения его психики на различных этапах онтогенеза или, наоборот, в случае патологии рассмотреть механизмы и закономерности нарушения развития как качественно нового процесса.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики и психолингвистики.

Речь сопровождает каждую деятельность ребенка, совершенствует ее и обогащается сама. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг ребенка благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

Взгляды известных педагогов (Выготского Л.С., Эльконина Д. Б., Сохина Ф. А. и др.) на природу языковых способностей и развития речевой деятельности можно представить следующим образом:

  • — речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • — язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • — ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
  • — ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Развитие речи в дошкольном детстве (овладение родным языком) представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека — это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связность при построении развернутого высказывания — решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как эта задача, аккумулировала в себе все стороны речи — фонетическую, лексическую, грамматическую.

Развитие связной речи — ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности) которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания (описание, повествование, рассуждение).

Развитие лексической стороны речи — слово рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой выделяется звуковая оболочка, предмет, называемый словом, и смысл, который оно вызывает в нашем сознании. Главное условие осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей. (объединение слов в тематические группы; развитие семантических полей). Слово — единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств.

Формирование грамматического строя речи — в процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).

Развитие звуковой стороны речи — фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, такт, фраза — связаны между собой и составляют систему. Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные свойства). Все эти единицы взаимосвязаны.

Развитие образной речи — образная речь является составной частью культуры речи — соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство (большой объем словаря), точность (оптимальное словоупотребление) и выразительность (отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой