Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мировая и русская философия, его личный вклад в нее, который общепризнан, участие в философско-религиозном движении эмиграцииантропологизм и социальность философских воззренийНепосредственный участник философско-религиозного Ренессанса в России начала XX в., а затем сподвижник видньпс русских философов, оказавшихся в эмиграции С С. Булгаков, Л. А. Зандер, Н. 0. Лосский, С. Л. Франк, С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО В ДОРЕВОЛЩИОНЫИ ПЕРИОД.¦
    • 1. 1. Общественно-научная и педагогическая деятельность
  • В. В. Зеньковского в дореволюционный период
    • 2. 1. Становление педагогической концепции В-В.Зеньковского и его воззрений на личность и Факторы ее развития
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. РОЛЬ В-В.ЗЕНЬКОВСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
    • 2. 1. Педагогическая и общественная деятельность
  • В. В. Зеньковского в белградско-пражский период
    • 2. 2. Развитие педагогических воззрений В-В.Зеньковского в белградско-пражский период
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ В-В.ЗЕНЬКОВСКОГО

3.1. Педагогическая и религиозно-философская деятельность В. В. Зеньковского и ее влияние на формирование концепции религиозного воспитания. Основные факторы воспитания. Место и роль религии в Формировании личности

Выводы по 3 главе.

Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: Личность и факторы ее формирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Имя Василия Васильевича Зеньковского С1881−1962) — известного русского педагога, психолога, общественного и религиозного деятеля России и Российского Зарубежья, человека и мыслителя, волею судьбы оказавшегося за пределами родной страны, — возвращается в научное и культурно-образовательное пространство современной России.

Целостное восприятие всего богатства духовных ценностей России, понимание своеобразия национальной культуру невозможно без глубокого изучения проблем образования и педагогической мысли, а также практической деятельности виднык представителей русской эмиграции, в особенности это касается В. В. зенысовского как одного из зачинателей общественно-педагогического движения и видного теоретика педагогики, в.в.зеньковский — автор более ста оригинальных работ по различным вопросам философии образования, педагогики, психологии, истории педагогики и культуры, большинство из которых неизвестно современному читателю. Изучение педагогического, психологического и философского наследия В. В. Зеньковского, не только продолжившего традицию русской классической педагогики и отстаивавшего гуманистические идеи формирования личности, может иметь серьезное значение для современной педагогической науки.

Изучение педагогического наследия В.В.зеньковского важно для целостного представления о различных направлениях педагогической мысли Российского Зарубежья, в частности ее философско-религиозного направлениями обогащения современной педагогики незаслуженно забытыми идеями и положениями. Оно представляет интерес для решения современных проблем сохранения национальных традиций и русской школы в условиях ближнего зарубежья.

Историографический анализ проблемы показывает, что основное внимание исследователей Российского Зарубежья в целом сосредоточено на изучении истории, литературы, философии и культуры. Общепризнан вклад В. В. Зеньковского в развитие русской философии и богословия. В педагогической историографии жизни и деятельности В. В. Зеньковского можно выделить два этапа: зарубежный и российский.

К первому этапу относятся работы, выполненные за рубежом в 20−50 гг. XX в., раскрывающие основные веки биографии.

B.В.Зеньковского как общественно-педагогического и религиозного деятеля С К. Андроников /135/, С. Верховской /143/, К.А.Ельча-нинов /156/, Б. Зайцев /157/, Л.А.зандер /159/, А. Князев /165/, марита Р. Гризетти /172/, И. В. Морозов /181/, Н. К. Рауш /183/, Ю. Юрьев /213/ и др.). Исследовались историко-философские воззрения С С. Л. Франк, Н. 0. Лососий, С. Четвериков и др.). Впервые педагогический анализ наследия В. В. Зеньковского был дан.

C.и. Гессеном в очерке «Русская педагогика в XX веке» /152/. Кроме того, в.в.Зеньковский представил собственную концепцию в общем контексте педагогической мысли XX в. («Русская педагогика в XX веке». Париж, 1934) /110/.

Второй этап — этап исследований жизни и деятельности В. В. Зеньковского в СССР и современной России — неоднороден. В советских энциклопедических изданиях наследие В. В. Зеньковского рассматривалось как «религиозно-мистическое», ФальсиФици-рущее философскую мысль России и враждебное марксизму-ленинизму. В истории педагогической мысли советского периода анализу его идей, естественно, не нашлось места.

В 90-х годах началось исследование проблем образования и педагогической мысли Российского зарубежья. Издание педагогических произведений В. В. Зеньковского открыло для современной педагогики целый пласт оригинальных идей. В работах М. В. Богуславского /221, 223/, С. Ф. Егорова, В. м. Мальцевой /242, 243, 244/, Е. Г. Осовского /252, 253, 254, 255, 256, 257,. 258, 259, 260, 261/, Л. А. Романовой /270, 272/,' и ДРД9 характеристика жизненного и творческого пути В. В. Зеньковского, обозначены основные проблемы научных изысканий мыслителя, освещены отдельные аспекты его педагогическихпсихологических и религиозно-философских воззрений. ;

Исследованием JL А. Романовой «Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В.В.Зеньковско-го» С19 963 /271/ положено начало изучения педагогического наследия В. В. Зеньковского на диссертационном уровне.

Историографический анализ проблемы показывает, что, несмотря на глубокий интерес и изученность отдельных аспектов и периодов творческой деятельности В. В. Зеньковского, пока не осуществлен целостный историко-педагогический анализ жизни, деятельности и педагогического наследия мыслителя во взаимосвязи с перипетиями его судьбы, основными этапами биографии, развитием философско-религиозных, психологических и богословских воззрений.

Противоречие между значительностью личности В. В. Зеньковского, его вкладом в историю и теорию педагогической мысли и недостаточной разработанностью кардинальных аспектов его педагогического наследия определило выбор темы диссертационного исследования — «Становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского: личность и Факторы ее формирования» .

Названное противоречие обозначило проблему исследования, которая может быть сформулирована следующим образом: каков вклад В. В. Зеньковского в развитие русской педагогической мысли XX в.- какие факторы и условия предопределили эволюцию его педагогических воззрений.

Решение этой проблемы составляет цель исследованияпроанализировать взгляды и основные направления педагогической деятельности В. В. Зеньковского в контексте развития педагогической мысли Российского Зарубежья, выявить основные условия и факторы, предопределившие их эволюцию.

Объектом исследования является научное наследие В. В. Зеньковского как философа, психолога, педагога и богослова в системе развития гуманитарных наук Российского зарубежья.

Предмет исследования — становление и эволюция педагогических воззрений В. В. Зеньковского, его взгляды на личность и факторы ее формирования.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие его задачи®

— изучить основные этапы жизни и общественно-педагогической деятельности В. В. Зеньковского;

— проанализировать научное наследие и его вклад в развитие педагогической мысли России и Российского Зарубежья;

— дать характеристику условий и Факторов, повлиявших на эволюцию педагогических взглядов ученого в различные периоды жизни и деятельности.

Методологической основой исследования явились философские концепции образования и культуры Сантропологическая, культурологическая и цивилизационная), опирающиеся на принципы историзма, научности, объективности, плюрализма, идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурологических и педагогических, объективных и субъективных факторов в развитии образования, наиболее приемлемым является культурологический подход к проблемам развития школы, образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, находившейся на стыке разных культур России и стран проживания. В связи с этим продуктивной является идея «диалога культур» СМ. М.Бахтин, В. С. Библер и др.) как основа историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания.

Методологическое значение для нашего исследования имели труды по истории образования, педагогики, философии и культуры. Российского Зарубежья Р. И. Александровой /215а/, м. В. Богуславского /221, 222/, В. И. Додонова /230, 231/, Г. Б. Корнетова /235/, В. М. Мальцевой /242, 243/, Е. Г. Осовского /255, 256, 261/, З. И. Равкина /267, 268, 269/ и др.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: изучение, анализ и систематизация педагогической литературы, периодики, исторических документов и архивных материаловсравнительно-сопоставительный анализ теоретической и практической деятельности В. В. Зеньковского в области образования в контексте российского общественно-педагогического движения эмиграции, раскрытие ее спецификиобобщение и систематизация полученных результатов и выводов, в диссертации применялись также теоретические методы анализа, синтеза, аналогии, актуализации, систематизации, классификации.

В работе использован как метод исследования метод периодизации. Выступая как «прерыв» непрерывного исторического процесса, периодизация указывает этапы относительно однородного развития и условные границы изменений изучаемого Феномена. В педагогической биографии В. В. Зеньковского наш выделено три основных периода: киевский С1900;1918) — период научного становления, начала общественно-педагогической деятельности ученогобелградско-пражский С1918;1926) — первый период эмиграции, новый этап его общественно-педагогической и научной деятельности — парижский с1927;1962) — второй период эмиграции, усиление религиозно-педагогической деятельности и разработки русской православной педагогики. данная периодизация обусловила структуру исследования.

В качестве основных источников исследования выступили труды В. В. Зеньковского в области философии, педагогики, психологии, богословия, литературыпедагогические и философские работы теоретиков Российского Зарубежья, сподвижников и современников В-В.Зеньковского СА.Л.Бема /137, 138/, Н. А. Бердяева /139, 140, 218/, С. Н. Булгакова /225/, С. Верховского /143/, С. И. Гессена /149, 150, 151, 152, 153/, Л. А. Зандера /158, 159, 160/, с.л.Франка /202, 203, 204, 205/, С. Четверикова /206, 207, 208, 209, 210, 211/ и др.) — историко-педагогическая и общепедагогическая литература, научно-педагогическая литература первой половины XX векаматериалы периодической печати русской эмиграциинаучная и историко-педагогическая литература по анализируемой проблеме.

В работе использованы материалы Государственного архива Российской Федерации С Фонды «Пражского архива»), Русского государственного исторического архива С е.- Петербург).

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе документальных источников и литературы осуществлен целостный анализ наследия В. В. Зеньковского и исследованы факторы, обусловившие их эволюцию на разных этапах его жизни и деятельностипредложена периодизация педагогической и общественной деятельности ученого и богослова, характеризующая ее основные этапыизучена эволюция педагогических взглядов мыслителя на личность и факторы ее Формированияпоказана роль В. В. Зеньковского в становлении религиозной педагогики, основанной на кристианской антропологиирассмотрен его вклад в различные отрасли педагогического знания и образовательную практику Российского Зарубежья.

Практическая значимость настоящего исследования в том, что представленные в нем материалы о жизни и педагогическом наследии В. В. Зеньковского, восполняя пробелы современного знания об истории образования и педагогической мысли Российского Зарубежья, могут быть использованы при Создании нового поколения учебный пособий по истории школы и педагогики, спецкурсах по образованию и педагогике Российского Зарубежья в педагогических вузах, повышении квалификации педагогических работников.

Апробация и внедрение. Результаты и выводы исследования докладывались на Федеральной научно-практической конференции С Н. Новгород, 1995), XYII сессии Научного Совета по проблемам образования и педагогической науки (Москва, 1996), на ежегодных научных конференциях Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева С1994;1998), на конференции молодых ученых СМосква, 1997), на Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья» (Саранск, 1997).

На защиту выносятся следующие положения: г. В. В. Зеньковский С1881−1962) — видный философ, педагог, историк педагогики, психолог, богослов дореволюционной России и Российского Зарубежья. Его педагогическое наследие представляет собой важную составную часть русской педагогики XX в. и должно быть включено в общий контекст российского и мирового историко-образовательного процесса.

2. Педагогические воззрения Зеньковского прошли сложный путь эволюции, связанный с драматическими событиями его жизни и творческой биографии. Основными факторами и условиями, предопределившими становление, развитие и эволюцию его взглядов, стали: вынужденная эмиграция и жизнь в изгнании, условия социума эмиграции и трагедия детей-эмигрантов, активная научная, общественно-педагогическая и общественно-религиозная деятельность в условиях эмиграции, переход от светской жизни в лоно православной церкви, междисциплинарность научного и религиозного познания и др. В эволюции воззрений можно выделить три основных периода: киевский, белградско-пражский и парижский, каждый из которых характерен принципиальными изменениями в научных позициях ученого.

3. Значительна роль В. В. Зеньковского как организатора общественно-педагогического и религиозно-педагогического движения российской эмиграции. Его участие в развитии школьного дела, становлении содержания образования русской школы за рубежом, национального воспитания, детского и молодежного движения и организации защиты детства, педагогических съездов и совещаний, журналистики и др. способствовали формированию оригинальной педагогической концепции В. В. Зеньковского, отражавшей опыт, накопленный в дореволюционный период, достижения мировой педагогической мысли, напряженный научный поиск, потребности образования и воспитания детей в условиях эмиграции.

4. Для научной концепции В. В. Зеньковского характерен аксиологический подход. Личность выступает как главная ценность воспитания. По мере эволюции его воззрений от неконфессиональной педагогики к православной педагогике, основанной на христианской антропологии, усиливается представление о личности как богоподобном образе. Основными Факторами, определяющими Формирование и развитие личности, В. В. Зеньковский считал единство биологических, социальных и эсхатологических начал воспитанияКонцептуальным ядром системы духовного воспитания личности является идея целостности и иерархичности, единства развития телесности, интеллекта, социальности, религиозной, моральной, эстетической сфер личности. На последнем этапе В. В. Зеньковским была разработана целостная концепция воспитания личности в свете христианской антропологии и «оцерковле-ния школы» .

Структура диссертации, диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Выводы по 3-ей главе.

1. Парижский период жизни Зеньковского связан с заведыванием кафедрой педагогики и руководством Религиозно-педагогическим кабинетом Свято-Сергиевского православного богословского института. Переломным в его духовной жизни стало принятие священнического сана С1941). Теоретическая деятельность в эти годы постепенно сосредоточилась на проблемах христианской философии, антропологии, космологии, апологетики.

2. В этот период им создано направление русской религиозной педагогики СЗандер, Лаговский, Четвериков и др.). Ученым были сформулированы принципы православной педагогики, в которых сочетаются религиозно-нравственные идеалы и общечеловеческие ценности. Среди них примат духовного воспитания над интеллектуальным, целостности личности, иерархичности души и духовного воспитания, уважения свободы личности и другие. Продолжая идею религиозной педагогики как педагогики мировоззренческой, Зеньковский считал, что она должна стать, особенно в России, оплотом борьбы против антирелигиозной культуры. Опираясь на идеи христианской антропологии и личности как образа и подобия Божия, Зеньковский сформулировал аксиологический подход к личности ребенка как самоценности высшего порядка, подчеркнув этим меру ответственности и значимость миссии педагога. Они определили личностно-ориентированное понимание воспитательного процесса, общечеловеческий и гуманистический характер педагогической деятельности в целом. Общую задачу религиозного воспитания В. В. Зеньковский видел в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, запросы у детей, дать им окрепнуть и созреть.

3. Высшей целью педагогики Зеньковский считал раскрытие образа Божия в детях путем подготовки их к настоящей и будущей жизни. В образовании главной становится идея «оцерковления жизни», а вместе с ней и школы, имевшая в виду активное духовно-нравственное и интеллектуальное воздействие церкви на все стороны жизни, культуры, образования, социальной жизни в целом, приобщение к христианским ценностям. Педагогика Зеньковского, как верно отмечал С. И. Гессен, «не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она — церковная педагогика» /-192584 /.

4. Огромное внимание в социализации ученый уделял внешкольному религиозному образованию. Основной и наиболее продуктивной формой религиозной внешкольной работы он признавал религиозные кружки, различные формы культуры и творчества? особо отмечал исключительное значение религиозных съездов молодежипрекрасным образцом внешкольной религиозной работы он считал Русское Студенческое Христианское Движение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Материалы нашего исследования, посвященного проблемам становления и эволюции педагогических взглядов В. В. Зеньковского, позволили сделать следующие выводы.

Неуклонно возрастающий интерес к философско-педагогическому наследию Российского Зарубежья обусловлен вполне осознанной необходимостью восполнить пробел в объективном научном исследовании малоизученного пласта национальной культуры, концептуально осмыслить то, что было внесено выдающимися нашими соотечественниками в развитие педагогики. Необходимость осмыслить глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, в том числе и в сфере образования, с учетом исторических традиций развития духовной культуры России и ее менталитета, во многом определила наше обращение к творчеству одного из наиболее ярких представителей Российского Зарубежья — В. В. Зеньковского.

Педагогические взгляды В. В. Зеньковского, не только продолжившие традицию русской религиозно-философской мысли, но и явившиеся одной из практически реализовавшихся попыток переосмысления процесса развития педагогики на путях христианского миропонимания, дают возможность выхода на одну из актуальнейших проблем современности — проблему педагогико-антропологического обоснования теории и практики образования.

Видный русский философ, психолог, богослов В. В. Зеньковский внес значительный вклад в развитие педагогики XX века. Драматическая судьба ученого-эмигранта обусловила непростой путь эволюции его педагогических и религиозно-философских воззрений. Анализ показывает, что в разные периоды жизни Скиевский, белград-ско-пражский, парижский!) доминирующими оказывались те или иные политические, социальные или психологические факторы, влиявшие на основные события жизни и научного творчества, среди которых следует выделить организаторскую и научно-педагогическую деятельность в эмиграции, особенности детского, научного, педагогического и религиозного социума, динамику мировоззрения, переход от светской жизни в лоно православной церкви и др.

Как историк образования он впервые дал анализ развития русской педагогики XX в., отметил зарождение «новой педагогики», указав на две важные ее тенденции: стремление педагогики к органическому синтезу и целостности воспитания и перенос акцентов с проблем образования на. целостный личностно-ориентированный воспитательный процесс.

Исследование позволило определить источники, питавшие педагогическую концепцию Зеньковского и влиявшие на эволюцию его взглядов на личность и факторы ее формирования:

— мировая и русская философия, его личный вклад в нее, который общепризнан, участие в философско-религиозном движении эмиграцииантропологизм и социальность философских воззренийНепосредственный участник философско-религиозного Ренессанса в России начала XX в., а затем сподвижник видньпс русских философов, оказавшихся в эмиграции С С. Булгаков, Л. А. Зандер, Н. 0. Лосский, С. Л. Франк, С. Четвериков), Зеньковский обратился к анализу истории европейской и русской философской мысли и ее влияния на гуманитарные науки, на культуру и образование. Главное отличие русской философии он видел в антропоцентризме философских исканий, увлеченности темой о Человеке, смысле его жизни и судьбы, моральных императивах, ее «панморализме». Отмечая религиозность ее представителей, он отрицал теоцентризм русской философии. Антропологизм С философский и религиозно-православный) и социальность философских воззрений Зеньковского обратили его внимание к «вечным» и актуальным проблемам культуры, образования, воспитания, самопознания и самосовершенствования личности, духовной жизни в эмиграции и России и послужили основой его педагогических взглядов.

— высокая научно-исследовательская психологическая культура, исследование проблем психологии детства, пола, педагогической и религиозной психологии: использование современных методик исследования, глубокое и критическое овладение всем опытом мировой психологической науки;

— русская педагогика, воззрения таких «зодчих русской культуры», как Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лес-гафт, П. Ф. Каптерев, С. А. Рачинский и др., их гуманистический и религиозно-педагогический потенциал. В. В. Зеньковскому принадлежит целый ряд очерков истории русской педагогики, начиная с возникновения религиозной богословско-педагогичесокй мысли и кончая педагогикой XX в., в том числе анализом становления и развития педагогики в советской России. Он впервые четко определил зарождение и тенденции развития «новой педагогики» в России, научного этапа педагогики, указав на две важные тенденции: стремление к органическому синтезу и целостности воспитания и перенос акцентов с проблем образования на целостный воспитательный процесс;

— философские, психологические, духовно-нравственные, религиозные идеи великой русской литературы — А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, их восприятие проблем человека, смысла жизни и смерти, условий и факторов его развития. Как религиозного деятеля и богослова его привлекали эсхатологические аспекты их творчества, возможности его использования в религиозном воспитании;

— история, теория и практика образования в зарубежных странах, критический анализ ведущих направлений педагогики Европы и Америки С руссоизм, гербартианетво, вальдорфская педагогика, движение «новых школ» и теория трудовой школы, фрейдизм и др.), ориентированных на развитие личности. Зенъковский изучал постановку внешкольного религиозного образования в Америке, одним из первых осуществил критический анализ вальдорфской педагогики, идей Р. Штай-нера;

— активная деятельность по созданию русской системы образования за рубежом, учитывавшая национальный менталитет, реалии западного образа жизни, внедрение инновационного педагогического опыта в предреволюционной России, а затем в эмиграции;

— хотя у Зеньковского нет специальных работ советологического характера, можно говорить о влиянии «советского фактора» на его научную-деятельность. Тема советской философии и педагогики присутствует в его работах. Он вынужден был резко откликаться на критику его философских воззрений. В советской педагогике он видел противоречивость философских оснований, «теологизм», утопизм, прагматизм, моноидеологизм, классовый подход к детству, претенциозность, поспешность в использовании инноваций. Вместе с тем положительная оценка была дана идеям и практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейна;

— православная религия, религиозная и религиозно-педагогическая деятельность, обусловившие его мировоззренческие позиции, ставшие основой его системы русской православной педагогики.

В центре научных и религиозных исканий В. В. Зеньковского стояла личность развивающегося ребенка в целостном образовательном процессе, ее биологический, социальный и эсхатологический пласты в их «иерархическом» ' строении. Он глубока исследовал факторы, обусловливающие духовно-нравственное вызревание личности. В христианской антропологии он нашел основания для построения оригинальной педагогической концепции духовного воспитания личности. Его привлекала в ней возможность соединить общечеловеческие и религиозные ценности, придать педагогике гуманистический характер, поставить личность в центр воспитательного процесса с его личностной ориентацией, подчеркнуть приоритетность духовного воспитания над эмпирическим, чисто интеллектуальным-Определяющим стал взгляд на воспитание личности как образа и подобия Божия.

Обобщая, можно сказать, что в педагогике Зеньковским пройден путь от неконфессиональной гуманистической педагогики, строящейся на религиозных началах, до православной педагогики «духовного устроения», основанной на христианской антропологии, от педагогического плюрализма до «мировоззренческой» религиозной педагогики. В его взглядах нашли свое выражение сплав русской и западно-европейской культуры, философии, психологии и педагогики, их соединение с православной религиозно-философской мыслью.

Следует согласиться с выводом С. И-Гессена о том, что педагогические воззрения Зеньковского последнего периода жизни — это не просто религиозная или вероисповедальная педагогика, это церковная педагогика. И это следует иметь в виду при современном использовании педагогического наследия выдающегося мыслителя.

Данное исследование не исчерпывает всего многообразия и мно-гоаспектности педагогического наследия В. В. Зеньковского. В последующем самостоятельным предметом исследования могут стать его наследие в области педагогической психологии, дошкольной и социальной педагогики, полового воспитания и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Автономия и теономия//Путь. Париж, 1926. -N 3. — С. 301−315.
  2. В. В. Апологетика. Париж, 1957. — 262 с.
  3. В. В. Беседы с юношеством' о вопросах пола. Париж, 1929. — 72 с.
  4. В.В. Б.Л.Вышеславцев как ФилосоФ//Новый журнал. -Нью-Йорк, 1955. N 40. — С. 252−261.
  5. В. В. Вера и знание//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953. С. 27−53.
  6. В. В. Воспитательная проблема в школе//Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, 1925. Кн. 9. — С. 15−18.
  7. В. В. Гоголь и Достоевский/0 Достоевском. Сб. ст. под ред. А. Л. Бема. Прага, 1929. — С. 65−76.
  8. В.В. Дар свободы. Париж, -19.-3. — 24 с.10с- Зеньковский В. В. Дети и война. 0 влиянии войны на детскую психику. Пг., 1915. — С. 38−66.
  9. В. В. Дети эмиграции. Детская душа в наши дни. -Прага, 1925. -251 с.
  10. Зеньковский В, В. Духовность и душевность//Вестник РСХД. Париж, 1926. N 9. — С. 43−44.
  11. В.В. Духовный облик современной молодежи//Вес-тник Педагогического Бюро. Прага, 1929. — N 16−17. — С. 29−31.
  12. В.В. Единство России//Народоправство. М., 1917.- N 5.- С. 2.
  13. В.В. Епископ Иоанн ССан-Францискский) «Записки о любви к Богу и человеку»//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1959. — U 2.- С. 50.
  14. В. В. Живое предание. Париж, 1937. — 195 с.
  15. В.В. Задачи и средства воспитания//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. — N 16−17. — С. 6−9.
  16. В.В. Знание и вера//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1954. 105 с.
  17. В.В. Идея всеединства Вл. Соловьева//Православная мысль. Париж, 1955. — Вып. IX. — С. 51−65.
  18. В.В. Идея православной культуры//Православие и культура. Берлин, 1923. — С. 25−46.
  19. В.В. Идея религиозной науки: мой ответ господину Сережникову//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. — N 8−9. -С. 26−33.
  20. В. В. Идея христианского реализма//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1954. N 33. — С. 19−22.
  21. В.В. Из журналов и газет//Педагогическая мысль.- Киев, 1905. Вып. 1. — С. 188−192.
  22. В.В. Искусство и духовная жизнь в нас//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1930. — N 12. -С. 1−4.
  23. В.В. История русской’философии. Париж, 1950. -Т. 1. — 230 с. — Т. 2. — 250 с.
  24. В. В. К вопросу о совещаниях между родителями и педагогическими советами//Педагогическая мысль. Киев, 1904.•- Вып. 2. С. 117−123.
  25. В. В. К юбилею А. П. Чехова//Вестник РСХД. Париж-Нью-йорк, 1959. — N 4. — С. 8−10.
  26. В. В. Коренная проблема современной педагоги-ки//Русская школа. Прага, 1935. — N 2−3. — С. 11−18.
  27. В. В. Критические заметки на книги 1Л. 0. Гершензона и В. И. Иванова «Переписка из двух углов». М.-Берлин, 1922″ //Православие и культура. Сборник религиозных статей под ред. Зеньковского В. В. — Берлин, 1923. — С. 222−223.
  28. В. В. Критический отзыв на перевод Караваевым В. А. книги Э. Васманна «Итоги сравнительной психологии"//Вопросы философии и психологии. М., 1907. — Кн. 89. — С. 535−536.
  29. В. В. Кто фальсифицирует историю русской Филосо-Фии//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1955. — N 4. — С. 30−35.
  30. В. В. Курс общей психологии. Прага, 1925. — 212 с. •
  31. В.В. К.Грос. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. — И с.
  32. В. В. К.Д.Ушинский//Зодчие русской культуры. -Прага, 1926. С. 57−65.
  33. В. В. Л. Шестов «Афины и Иерусалим"//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1952. N 5. — С. 30−31.
  34. В. В. Мечты о Росеии//Веетник РСХД- Париж-Нью-Йорк, .1957. — N 47. — С. 20−25.
  35. В. В. Моим друзьям/Памяти о. Василия Зеньковского. Париж: РСХД, 1984. С. 104−116.
  36. В.В. Мы снова зовем//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. — М 2. — С. 28.
  37. В. В. Н. В. Гоголь. Париж, 1961. — 262 с.
  38. В.В. Н. 0. Лосский//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1961. — N 1. — С. 3−4.
  39. В.В. На пороге.зрелости. Париж, 1952. — 47 с.
  40. В. В. Национальный вопрос в свете христиан-ства//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1934. — N 4. — С. 7−12.
  41. В. В. Наша эпоха. Париж, 1952. — 47 с.
  42. В.В. Несколько впечатлений//Вестник РСХД. Па-риж-Ныо-Йорк, 1927. — N 8. — С.- 20−21.
  43. В. В. Несколько слов в ответ г.Сережникову//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. -, N 3. — С. 22−26.
  44. В.В. Новый труд по вопросу об ассоциации//Вопро-сы философии и психологии. М., 1906. — Кн. 82. — С. 92−126.
  45. В.В. Новый этап//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1935. — N -. — С. 12−18.
  46. В. В. Нужно ли педагогу иметь миросозерца-ние?//Вестник РСХД. Париж, 1959. — N 54. — С. 56−57.
  47. В.В. О внешкольном религиозном образовании//Рус-ская школа за рубежом. Прага, 1927−1928. — Кн. 26. — С. 290−291.
  48. В.В. О иерархическом строении души//Научные труды Русского народного университета в Праге. Прага, 1929. -Кн. 2. — С. 3−46.
  49. В.В. О мнимом материализме русской науки и философии. Мюнхен, 1956. — 71 с.
  50. В.В. О национальном воспитании//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. — N 8. — С. 1−2- 1930. — N 10.- С. 1−3- 1931. — N И. — С. 1−4.
  51. В.В. О педагогическом интеллектуализме//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. — Кн. 4. — С. 1−21.
  52. В. В. О религиозном воспитании в семье. Париж, 1928.- С. 56−95.
  53. В.В. О современной молодежи//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. — N 3. — С. 1−2.
  54. В. В. О так называемом «Экуменическом вопросе»//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. — N 6. — С. 3−7.
  55. В. В. О чуде. Возможность и реальность чудес. -Варшава, 1929. 30 с.
  56. В. В. Об образе Божием в человеке/УПравославная мысль. Париж, 1930. — Вып. 2. — С. 102−126.
  57. В.В. Об участии Бога в жизни мира//Правбславная мысль. Париж, 1947. — Вып. 5. — С. 19−23.
  58. В. В. Об участии Господа в жизни человека//Правос-лавная мысль.- Париж, 1947. Вып. 6. — С. 83−89.
  59. В. В. Обзор новейших работ по психологии детства С1923 33)//Русская школа. — Прага, 1934. — N 1.- С. 47−55.
  60. В.В. Окамененное нечувствие: у истоков агрессивного безбожия//Правоелавная мысль, 1951. Вып. 8. — С. 35−47.
  61. В. В. Основы христианской философии. Т. 1. Христианское учение о познании. — Франкфурт, 1960. — 149 с.
  62. В. В. Основы христианской философии. Т. 2. Христианское учение о мире. Франкфурт, 1960. — 186 с.
  63. В. В. Основы экуменического общения//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1934. N 12. — С. 13−21.
  64. В. В. Очерк моей внутренней биографии//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. — N 66−67. — С. 8−15.
  65. В. В. Очерк моей философской системы//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1962. N 66−67. — С. 37−39.
  66. В. В. Очерки идеологии РСХД//Вестник РСХД. Па-риж-Ныо-Йорк, 1929. — N 5. — С. 20−24.
  67. В.В. Очерк о педагогическом интеллектуализ-ме//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. — Кн. 2−3. — С. 1−30.
  68. В. В. Памяти В. Н. Лосского//Вестник РСХД. Париж-Нью-йорк, 1958. — N 48.- С. 37.
  69. В. В. Памяти доктора Д.Мотта//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1955. Ы 4. — С. 2−3.
  70. В. В. Памяти митрополита Владимира//Вестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1959. N 4. — С. 2−3.
  71. В. В. Памяти митрополита Евлогия//Православная мысль. -.Париж, 1947. Вып. 5. — С. 19−23.
  72. В. В. Памяти М.й. Лот-Бородиной//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1957. Ы 46. — С. 34.
  73. В. В. Памяти Н. В. Гоголя//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1959. — N 2. — С. 1−3.
  74. В. В. Памяти о. Сергия Четверикова/УВестник РСХД.- Париж-Нью-Йорк, 1957. N 45. — С. 37−39.
  75. В. В. Памяти Пушкина//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1937. — N 1−2. — С. 37−39.
  76. В. В. Педагогика. М., 1996. — 170 с.
  77. В. В. Педагогика и психология/УРусская школа за рубежом. Прага, 1924. — N 9. — С. 1−24.
  78. В.В. Перед съездом//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. — N 8. — С. 19. '
  79. Зеньковский J3. В. Перед съездом//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. — N 13. — С. 1−3.
  80. В. В. Переселение душ: проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. Париж, 1936. — 167 с.
  81. В. В. Письма издалека//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. — N 2. — С. 18−20, N 3. — С. 20−23.
  82. В.В. Платон в истолковании П. Наторпа//Вопросы философии и психологии. М., 1908. — Кн. 95.- С. 588−619.
  83. В.В. По выходу книги В.С.Варшавского «Незамеченное поколение"//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1956. — Ы 42. — С. 34−37.
  84. В.В. Православие в жизни.- Нью-Йорк, 1953. 411 с.
  85. В. В. Православие и культура. Берлин, 1923. -285 с.
  86. В.В. Предисловие к сборнику «Православие и культура»//Православие и культура. Берлин, 1923. — С. 2−6.
  87. В.В. Предпосылки в строительстве новой шко-лы//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. — N 2−3. — С. 216−230.
  88. В. В. Принцип индивидуальности в психологии и пе-дагогике//Вопросы философии и психологии. М., 1911. — Кн. 108 — С. 369−393, Кн. 110. — С. 814−855.
  89. В. В. Проблема космоса в христианстве//Живое предание. Православие в современности. Париж: JMKA — PRESS, 1937. — С. 63−81.
  90. В.В. Проблема психической причинности. Киев, ^ 1914. — 120 с.
  91. В.В. Проблема школьного воспитания в эмигра-ции//Русская школа за рубежом. Прага, 1929. — Кн. 32. — С. 170−183.
  92. В. В. Проблема школьного воспитания в эмиграции/Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. — С. 296−312.х 95. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934. — 256 с.
  93. В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. — 272 с.
  94. В. В. Проблемы культуры в русском богословии//Вес-тник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1952. — N 25. — С. 3−10, 1953. -N 26. — С. 5−12, N 28. — С. 2−10, N 29. — С. 8−15.
  95. В. В. Программа по курсу общей психологии. Прага, 1924. 212 с.
  96. В. В. Психология детства. Лейпциг, 1924. — 348с.
  97. В. В. Психолого-педагогические воззрения А. Нечае-ва//Вопросы философии и психологии, 1906. N 82. — С. 92−126.
  98. В.В. Пути Движения и Россия//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1931. — N 6. — С. 9−13.
  99. В. В. Пять месяцев у власти С15 мая 19октября 1918 г.): Воспоминания/Публикация текста, ред. М. А. Колерова. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1995. — 240 с.
  100. В. В. Религиозное воспитание и религиозное обра-зование//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1929. -Ы 4. С. 1−2.
  101. В.В. Религиозное движение среди русской молодежи в эмиграции//Путь. Париж, 1925. — N 1. — С. 121−127.
  102. В.В. Религиозные темы в творчестве Б. И. Зайцева: к 50-летию творческой деятельностИ//Вестник РСХД. Париж, 1952. — N 1, — С. 19.
  103. В. В. Рецензия на книгу М. Ettlinger «Untersuchungen uber die Bedeutung der Deszenden2theorie fur die Psychologie/ZBonpocbi философии и психологии. ML, 1907. — Кн. 90. — С. 721−723.
  104. В. В. Россия и православие. Киев, 1916. — 75 с.
  105. В.В. Русская земля: Альманах для юношества. -Париж, 1928. 101 с.
  106. В.В. Русские мыслители и Европа: Критика европейской культуры и русских мыслителей. Париж, 1955. — 279 с.
  107. В.В. Русская педагогика в XX веке. С приложением очерка О. С. Субботиной «Советская педагогика после 1931 г.».-Париж, 1960. 55 с.
  108. В.В. Свобода и соборность//Путь, 1927. N 7. -С. 3—22.
  109. В.В. Связь нерушимая//Сб. памяти Н. Е. Осипова. -Прага, 1936. С. 101−113.
  110. В.В. Современные учения о разуме//Православная мысль, 1957. Вып. .11. — С. 73−85.
  111. В.В. Современное состояние психофизической проблемы. Киев, 1905. — 37 с.
  112. В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути. -М.: Моск. просвет, комиссия, 1918. 91 с.
  113. В.В. Старые молодым. Париж, 1960. — 107 с.
  114. В.В. Страничка из истории русской педагогики С С. И. Гессен) //Вестник РСХД. Париж-НькЯЙорк, 1959. — N 52. — С. 59−60.
  115. В.В. Судьба Халкидонеких определений//Пра-вославная мысль. Париж, 1953. — Вып. 9. — С. 51−65.119.-Зеньковский В. В. Факты и размышления//Путь. Париж, 1927. -N 8. — С. 73−88.
  116. В.В. философские мотивы, в русской поэзии. Пушкин и его современники С Баратынский, Веневитинов>//Вестник РСХД. Париж-НькнИорк, 1959. — N 3. — С. 12−23.
  117. В.В. философские мотивы в русской поэзии. Ф. И. Тютчев//Вестник РСХД. Париж-НькьЙорк, 1959. — N 4.1. С. 30−38.
  118. В.В. философские мотивы в русской поэзии. А. К. Толстой//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1961. — N 2. -С. 37−43.
  119. В. В. Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании. Париж, 1933.
  120. В.В. Церковь и школа. Церковная школа//Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. — Вып. 1. — С. 28−50, С. 100−110.
  121. В.В. Церковная школа//Русская школа за рубежом. Прага, 1927−28. — Кн. 26.- С. 291−292.
  122. В. В. Чаадаев П.Я. как религиозный мысли-тель//Православная мысль, 1947. Вып. 5. — С. 75−91.
  123. В.В., 1909, Киев Сстипендиат по кафедре философии). Отзыв проф. А. Гилярова о нем. ЦГИА СССР. Ф.733 0.154. Д. 376. Л. 35−36.
  124. В.В., 1909, Киев. Переписка с Попечителем учебного округа об оставлении его при университете для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности, его Спечатные) сочинения. ЦГИА СССР. Ф.733 0.154. Д. 377. Л.239−246.
  125. В.В., 1911, Киев. Заключение ученого комитета МНП по отчету о его научных занятиях при университете. ЦГИА СССР. Ф.733 0.155. Д. 16. Л.74.
  126. Зеньковский В-В., 1912, Киев. Магистрант по кафедре философии. Перечень работ, автобиография. ЦГИА СССР. Ф.733 0.155. Д. 375.
  127. В.В., 1916, Киев. Магистр философии. ЦГИА СССР. Ф. 733 0.156. Д. 582. Л. 30−35: отзыв профессора А. Гилярова о Зеньковском В. В., автобиография.
  128. В. В. Педагогическая психология. Лекции, читанные профессором В. В. Зеньковским в весенний семестр 1924 года. ЦГАОР СССР. Ф. 5773 0.1. Д. 48. Л. 1−49.
  129. К. О.Василий Зеньковский как богослов/Памяти отца Василия Зеньковского. -Сб. Париж: РСХД, 1984.- - С. 71−82.
  130. К. Рецензия на работу -В.В.Зеньковского «Основы христианской философии» Т. II С186 с.) «Учение о мире"//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1964−65. — N 75−76. — С. 102−106.
  131. Бем А. Итоги первого съезда деятелей русской зарубежной шко-лы/УРусская школа за рубежом. Прага, 1923. — Кн. 2−3. — С. 1−30.
  132. Бем А. Л. Школа и дети в эмиграции//Свободная Россия. Прага, 1924.- N 3. — С. 168−173.
  133. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1935. 250 с.
  134. Н.А. 0 назначении человека. Опыт ортодоксальной этики.- Париж, 1931. 287 с.
  135. П.М. Народное и человеческое//Современные записки. -Париж, 1925. Кн. 25. — С. 484−494.
  136. П.М. Нация и народ//Современные записки. Париж, 1928.- Кн. 37. — С. 342−355.
  137. С. Отец В.Зеньковский//Новый журнал. Нью-Йорк, 1962.- N 70. — С. 271−285.
  138. Внешкольный съезд С1−3 июля, 1928 г.)//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1928. — С. 9−11.
  139. Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. — Вып. 1.-254 с.
  140. Воспоминания 500 детей-змигрантов С С предисловием Зеньковского В. В.)//Бюллетень Педагогического Бюро по делам, средней и низшей русской школы за границей. Прага, 1923. — N 4. — С. 9−31.
  141. .П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. — 296 с.
  142. .П. Христианство и социальный вопрос. Варшава, 1929.- 37 с.
  143. С.И. К открытию русского педагогического института в Праге//Русская школа за рубежом. Прага, 1923. — Кн. 2−3. -С. 95−100.
  144. С.И. Мировоззрение и образование//Русская школа. -Прага, 1934. N 1. — С. 3−22.
  145. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию .- Берлин: Слово, 1923. 420 с.
  146. С.И. Русская педагогика в XX веке//Учитель.~ Белград, 1939. N 9−10& - С. 556−584.
  147. С.И. Школа и хозяйство//Русская школа. Прага, 1938. — N10.- С. 18−23.
  148. П. Д. Русская беженская школа//Русская школа за рубежом. Прага, 1924. — С. 63−83.
  149. Евразийский семинарий в Праге//Евразийская хроника. Прага, 1926.- Ы 5. — 86 с.
  150. К.А. Отец Василий как философ/Памяти о. Василия Зеньковского.- Париж: РСХД, 1984. С. 67−70.
  151. . Ушедшему//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. -N 66−67.- С. 22−24.
  152. Л. А. Два пути работы//Вестник РСХД. Париж, 1927. -N 4.- С. 15−17, N 5. — С. 19−20.
  153. Л. А. Отец Василий как общественный деятель//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. — Ы 66−67. — С. 24−27.
  154. Л. А. Статья по поводу выхода в свет-1 т. Основ Христианской антропологии СВ.В.Зеньковского)//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1962. N 61. — С. 50−60.
  155. Н.М. За рубежом: Белград Париж — Оксфорд С Хроника семьи Зерновых- 1921−1972 гг.). — Париж, 1973. О Зеньковском В. В. в гл. IY: Белградский студенческий кружок и его руководители. — С. 29−30.
  156. Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974. — 382 с. О Зеньковском В. В. — С. 36, 122, 237, 153, 269, 347.
  157. С. И. Русская школа за границей//Своими путями. -Прага, 1925. N 8−9. — С. 41−43.
  158. Князев А- Отец Василий Зеньковский//Вестник РСХД. Париж-Нью-йорк, 1962. — N 66−67. — С. 15−19.
  159. П.Е. Роль русской эмиграции в мировой науке. -Мюнхен, i960. 227 с.
  160. И. А. В час испытаний//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. — N'11. — С. 5−9.
  161. И. А. Русская молодежь здесь и там//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1934. Ы 5. — С. 9−16.
  162. И. А. Советская жизнь//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1939. — N 11. — С. 22−27.
  163. И. И. Рецензия на. работу В. В. Зеньковского «Психология детства"//Русская школа за рубежом. Прага, 1926. — N 17. -513−517.
  164. Ю. Принцип соборности и его применение//Благовест. -Париж, 1930. N 1. — С. 37−95.
  165. Р. Гризетти. Памяти моему духовному отцу Со В. В. Зень ко веком)//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1962. — N 66−67. — С. 35−36.
  166. Материалы для библиографии русских научных трудов за рубежом. Вып. 1 С1920−1930). Белград, 1931. — 394 е., Вып. 2 С1930−1940). — Белград, 1941. — 384 с.
  167. М. В. Отец Василий друг молодежи//Вестник РСХД. -Париж-Ныо-йорк, 1962. — Ы 66−67. — С. 27−33.
  168. П. Существо русского православного созна-ния//Православие и культура: Сборник религиозно-философских статей под ред. В. В. Зеньковского. Берлин, 1923. — С. 7−23.
  169. Первый педагогический съезд во Франции СПариж. 19−20 мая 1929 г.)//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. — N 19−20.- 16 с.
  170. Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме ихристианстве. Сборник статей: Н. Бердяева, о.С.Булгакова, Б. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, Г. В. Флоровского, С.Франка. -., 1935. 167 с.
  171. .В. РСХД в Латвии Эстонии (материалы к истории РСХД): JMCA-PRESS, 1993. 310 с.
  172. Православие и культура: Сб. религ.-филос. ст./Под ред. Зеньковского В. В. Берлин: Русская книга, 1923. — 237 с.
  173. Проблемы русского религиозного сознания. Сборник статей: Б. Вышеславцева, Н. Бердяева, Л. Карсавина, В. В. Зеньковского, С. Франка, Н. Лосского, Н. Арсеньева. — Берлин: JMCA — PRESS, 1924. — 389 с.
  174. Протокол религиозно-педагогического семинара//Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. Париж, 1930. — N 1.- С. 4−7.
  175. Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия. Изложение по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1943. — 678 с. -о В. В. Зеньковском С. 450−451.
  176. Н. К. Отец Василий как человек и пастырь/Памяти о. Василия Зеньковского. Париж: РСХД, 1984. — С. 62−66.
  177. Религиозно-Педагогическое Совещание в Париже 6−9 сентября 1927 г.//Бюллетень Педагогического Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. Прага-Париж, 1927. — 27 с.
  178. В.В. Зарубежная школа (1920−1924 гг.). Париж, 1924. — 278 с.
  179. В. В. Судьбы эмигрантской школы. Прага, 1929. — 7 с.
  180. Руднев В. В Условия жизни детей змиграции//Русская школа за рубежом. Прага, 1927−1928. — Кн. 26. — С. 182−198.
  181. Русская земля. Альманах для юношества (Ко дню русской культуры)/ Под ред. А. М. Черного и В. В. Зеньковского. Париж, 1928. 101 с.
  182. Русская религиозная мысль XX века: Сборник статей под ред. Полторацкого Н. П. Питтсбург, 1975. — 413 с.
  183. Русские в Праге. 1918−1928 гг./Под ред. Постникова С. П. -Прага, 1928. 351 с.
  184. Русские во Франции. Справочник/Под ред. Зеелера В. Ф. Париж, 1937. — 86 с.
  185. Русское педагогическое общество в Париже//Вестник Педагогического Бюро. Прага, 1929. — N 3. — С. 1−2.
  186. Сборник памяти С. JL франка/Под ред. прот. о. В. Зеньковского. Мюнхен, 1954. 193 с.
  187. К. Г. О религиозной науке и религиозной философии (Ответ профессору В.В.Зеньковскому)//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. — N 2. — С. 15−21.
  188. К. Г. философия или теология//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1930. — N 3. — С. 17−22.
  189. Е. Русская молодежь в Зарубежье//Возрождение. -Париж, 1971. N 233. — С. 114−123- N 234. — С. 125−134.
  190. Татаринова О-В. «.Ив душе моей ликование» Воспоминания о русском философе В. Зеньковском. /Публ. А. Козырева//Континент. М., 1994. — N 79.- С. 243−260.
  191. С. Проблема брака в христианском сознание/Православие и культура. Берлин, 1923. — С. 87−112.
  192. Г. Красная Россия и Святая Русь. Париж, 1931. -42 с.
  193. Е. Н. Мировоззрение в красках и линиях//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1934. — N 11. — С. 11−29.
  194. Г. П. Национальное и вселенское//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1928. — N 6. — С. 1−5.
  195. С. Л. Личная жизнь и социальное строительство. Париж, 1934. 35 с.
  196. С. JI. Материализм как мировоззрение. Париж, 1928. -35 с.
  197. C.JI. С нами Бог. Париж, 1964. — 560 с.
  198. С. JI. Сочинения. М., 1990. — 60? с.
  199. С. Безвозвратно' ушедшая Россия. Берлин, б. г. -109 с.
  200. С. 0 религиозных запросах детей и подрос-тков//Вопросы религиозного воспитания и образования. Париж, 1927. — Вып. 1. — С. 7−99.
  201. С. Оптина Пустынь: Исторический очерк и личные воспоминания. С приложением писем И. В. и Н. П. Киреевских, Московского митрополита Филарета, Н. В. Гоголя и др. лиц к оц-тинским старцам. Париж, 1926. — 184 с.
  202. С. 0 трудностях религиозной жизни- в детстве и юности//Путь. Париж, 1932. — N 34. — С. 52−63.
  203. С. Путь чистоты: Из бесед пастыря-законоучителя. -Париж, 1929. 39 с.
  204. С. Теософия и христианство//Вестник РСХД. Париж-Нью-Йорк, 1927. — N 10. — С. 5−8.
  205. С.И. Воспоминания. Берлин. Ч. 1. — 224 е., 4.2.- 212 с.
  206. Ю. К кончине протоиерея В. Зеньковского//Вестник РСХД. -Париж-Нью-Йорк, 1962. N 66−67. — С. 20−22.
  207. . В. Десять лет русской философии 1914−1924 гг.//Логос. — Международный ежегодник под ред. Гессена С.И.- Прага, 1925. Кн. 1. — 237 с. 0 Зеньковском В. В. — С. 197.
  208. П. В. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20 годы.- М., 1993. 288 с.
  209. В. Ф. философия в киевском университете в 1914 1922 гг. СИз воспоминаний студента)//Вопросы философии. — М., 1990.- N8.- С. 90−109.
  210. Н.А. Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности.- М., 1918. 305 с.
  211. Бим-Бад Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в Рое-сии//Педагогика. М., 1990. — N 9. — С. 102−110.
  212. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века: Лекции по педагогической антропологии й философии образования. М., 1994. — 112 с.
  213. М.В. Пока горит свеча среди бушующего мира: о педагогическом наследии В.В.Зеньковекого//Учит. газета. -М., 1994. N 6. — 8 февр.- С. 22.
  214. М.В., Васильева С. Н. Школа «первой волны» эмиг-рации//Учит. газета. М., 1993. — N 37. — С. 8.
  215. С.Н. Свет невечерний. М., 1917. — 213 с.
  216. К.Н. Рецензия на работу В. В. Зеньковского «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике"//Свободное воспитание. М., 1912. — N 9. — С. 29−46.
  217. В. А. Русская школа за рубежом: организация» содержание образования С 1920-е годыЗ//Образование и педагогика Русского Зарубежья. М., 1995. — С. 29−43.
  218. .С. Общечеловеческие ценности в образовании//Пе-дагогика.- М., 1992.- N 5−6. С. 3−13.
  219. Н. С. Эволюция русского православия С20 80 гг. XX столетия). — М., 1984. — 64 с.
  220. В.И. Бердяев о духовно-нравственном развитии личнос-ти//Педагогика.- М., 1994. N 3. — С. 73−76.
  221. В. И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности в наследии русских философов конца XIX начала XX вв. — М., 1994. — 140 с.
  222. Духовность: современность и ретроспектива: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1995. — 212 с.
  223. К биографии В. В. Зеньковского/Подготовка к печати и предисловие Ю. Н. Сухарева//Начала. М., 1993. — N 3. — С. 156−159.
  224. А. А. Грани ответственности ученого/Духовность: современность и ретроспектива: Межвузовский сборник научных трудов.- Н. Новгород: НГПУ, 1995. С. 50−62.
  225. Г. Б. Всемирная история педагогики. М., 1994. -138 с.
  226. В. И. Из истории начала российской эмиграции//Славяно-ведение.- М., 1992. N 4. — С. 3−6.
  227. В. В. Методология педагогического исследования. -Самара, 1994. 164 с.
  228. П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значе-ние/Избр. пед. соч.- М.: Педагогика, 1988. С. 16−228.
  229. Летние общеобразовательные курсы, устроенные Киевским Фребе-левским обществом для народных учителей в г. Киеве в 1911 и 1912 гг. Киев, 1913. — 70 с.
  230. И.О. История русской философии. М., 1991. — 560 с.
  231. В.М. Зеньковский о духовно-нравственном развитии личности/'/Пе даго гика.- М., 1994. N 4. — С. 96−98.
  232. В.М. Общечеловеческое и духовное развитие личности К изучению философского наследия В.В.Зеньковского С1881−1962)./'/Край смоленский. Смоленск, 1992. -N 11−12. — С. 130−133.
  233. Материалы к сводному каталогу периодических и продолжающихся изданий Российского Зарубежья в библиотеках Москвы С1917−1990 гг.). М., 1991. — 87 с.
  234. Методы педагогических исследований/Под ред. А. И. Пискунова. -М., 1979. 256 с.
  235. Мир философии. М., 1991. — Т. 1. — 647 е., Т. 2.- 625 с.
  236. М.В. Миссия русской эмиграции. Т. 1. Ставрополь: Кавказ, край, 1992. — 416 с.
  237. К. И. Современная христианская антропология С анализ основных направлений и методологии обоснования религии). -Дисс.докт.Фил.наук. М., 1990. — 404 с.
  238. Обозрение преподавания на осеннее полугодие 1913 г. С приложением расписания лекций. Киев, 1913. — 18 с. — О В. В. Зеньковском С. — 2.
  239. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции по проекту «Национальная школа России"/Под ред. Осовского Е. Г. Саранск, 1994.- 75 с.
  240. Е.Г. Альтернативная педагогика 20-х годов//Педаго-гика. -М., 1992. -N 3−4. С. 74−82.
  241. Е.Г. К вопросу о периодизации развития педагогической науки в Российском Зарубежье//Современные проблемы психолого-педагогических наук. Саранск: МГПИ, Межвуз. сб. науч. тр., 1997. — Вып. 9. — С. 3−5.
  242. Е.Г. К вопросу об эволюции педагогических взглядов В.В.Зеньковекого//История образования: наука и учебный предмет/Материалы федеральной науч. конференции. Н. Новгород, 1996. — С. 43−46. .
  243. Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья: состояние и проблемы исследования//Образова-ние и педагогическая мысль Российского Зарубежья: Тезисы Всероссийской научной конференции. Саранск, 1994. — С. 4−6.
  244. Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского Зару5ежья//Педагогика. М., 1995. — N 3. — С. 41−47.
  245. Е.Г. Педагогика Российского Зарубежья С 10−30-е гг. XX в.)//Живые педагогические идем С К 70-летию
  246. А. В. Плеханова). Владимир, 1996. — С. 92−99.
  247. Е.Г. Психологи Российского Зарубежья С 20−50-е гг. XX в.): И. И. Лапшин, И. О. Лосский, П. А. Сорокин, С. И. Четвериков С материалы к «Психологическому словарю»)//Современные проблемы психолого-педагогич. наук. Вып. 6. — Саранск, 1996. — С. 3−6.
  248. Е.Г. С. И. Гессен: педагогика как прикладная Филосо-фия//фрадкин Ф.А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. — С. 27−43.
  249. Е.Г. С. И. ГЕссен: странности судьбы//Педагогика. -М., 1993. N 6. — С. 57−59.
  250. Отчет о деятельности Киевского Фребелевского общества за 1912/13 и 1913/14 гг. -Киев, 1915. 56 с. — О В. В. Зеньковском. — С. 18−19.
  251. Очаг слушательниц Киевского Фребелевского института. Киев, 1914−15. — 5 с. 1. S/b '
  252. В.М. Методы исследования проблем образования//Пе-дагогика. М., 1994. — N 2. — С. 10−15.
  253. Православная педагогика в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Владимир: ВГПУ, 1998. — 202 с.
  254. В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли: учебник-справочник. М., 1995. — 150 с.
  255. З.И. Историзм как методологический принцип педагоги-ки//Пе даго гика. М., 1985. — N 10. — С. 47−54.
  256. З.И. История педагогики и современность//Педагогика.- М., 1988. Ы 7. — С. 102−108.
  257. Равкин 3. И. Мифы и реалии' в истории отечественной педагоги-ки//Педагогика. М., 1991. — N 10. — С. 110−117.
  258. JI.A. Православная педагогика Российского Зарубежья. В.В.Зеньковский/Православная педагогика в России: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Владимир: ВГПУ, 1998. — С. 170−198.
  259. Романова ЛТА. Цели и средства духовного воспитания личности в педагогической концепции В. В. Зеньковского. Дисс.канд. пед.наук.- Владимир, 1996. 185 с.
  260. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — Т. 1.- 608 с.
  261. Российское образование. История и современность СКоллективная монография под ред. С. Ф. Егорова!). М., 1994. — 253 с.
  262. Русская эмиграция в Югославии. М.: Индрик, 1996. — 350 с.
  263. Русский космизм: Антология философской мысли/Под ред. Семеновой С. Г., Гачевой А. Г. М., 1993. — 365 с.
  264. Русское Зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М., 1997.- 742 с.
  265. В. В. В.В. Зеньковский. Очерк жизни и творчества. М., 1996. — С. 550−557.
  266. Современные проблемы истории образования и педагогической науки/Под ред. З. И. Равкина. Т. 3. — М., 1994. — 224 с.
  267. B.C. Сочинения: в 2-х т. М., 1989. — Т. 1. — 586 с., Т. 2. — 623 с. 280.' Соловьев В. С. Смысл любви. М., 1994. — 224 с.
  268. В. А. Журнал «Русская школа за рубежом»//Педагогика. М., 1994. — N 3. — С. 123−125.
  269. Е.Н. Великая Россия и кризис патриотизма. Ростов-на-Дону, 1919. — 45 с.
  270. К. Д. Полное собрание сочинений. — АПН РСФСР. — М.-Л.. 1950. Т. 3. — 383 о.
  271. Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. Пособие для пел. университетов, институтов и колледжей/Сост. Осовский Е. Г. Осовский О.Е. — М.* Институт практической психологии. 1996. 528 с. .
  272. Г. Отчет о деятельности психологической Семинарии при Университете св. Владимира за 1902−1906 гг.. — Киев. 1907. 11 с. — 0 В. В. Зеньковском — С. 11.
  273. Г. Критические заметки к проблеме психической причинности С По поводу книги В.В. Зеньковского «Проблемы психической причинности». Киев. 19 145. — Киев. 1914. — 31 с.
Заполнить форму текущей работой