Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Развитие профессиональных педагогических компетентностей педагогов в воспитательной системе образовательных учреждений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В свою очередь мы считаем, что меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков… Читать ещё >

Введение. Развитие профессиональных педагогических компетентностей педагогов в воспитательной системе образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность

Базовое звено Российского образования — средняя общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Современная школа, согласно Концепции модернизации российского образования, является фундаментом гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. В документе сказано, что развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. [27].

Современная общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности педагогов и обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. [24, с.4].

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» записано: «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой». [24, с.4]. Одной из важных задач сегодня является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка одаренных, талантливых детей и молодежи. [54]. школа образование компетентность педагогический Эти процессы получили свое отражение и закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». [83].

В Законе РФ «Об образовании» Воспитание выступает как первостепенный приоритет и становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В ряду этих источников Воспитания особое место принадлежит образовательным учреждениям. Они — единственный институт государственного и общественного воспитания. Именно школа, держит круговую оборону, мужественно отбиваясь от нападок, насмешек, унизительной критики. Ни шоу-бизнес, ни СМИ и прочие не несут ответственности за судьбы молодых людей, а лишь активно пытаются навязать им свои сословные, клановые ценности и интересы, выдавая эти подделки за подлинные ценности.

Сегодня вокруг столько фальши и откровенной лжи, что мы уже перестали остро реагировать, а лишь слабо огрызаемся. Мы дошли до той черты, когда люди честные и искренние вызывают не уважение, а раздражение. Активное же неприятие лжи и фальши воспринимается как пережиток прошлого. Нет ничего страшнее проникновения этих тенденций в природу детства, в школу, в образование. А этот процесс уже идет полным ходом. Такая позиция в принципе аморальна, а в Воспитании она преступна. Значит, «Важнейшие задачи воспитания в образовательном учреждении — это отработка системы и механизмов формирования у школьников и педагогов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». [25, с.15]

«Аристотель утверждал: «Все должны обладать добродетелями хорошего гражданина — только в этом случае государство может быть совершенным». В каждом из нас соединяются черты и качества истинно гражданские, это чувство Родины, готовность ее защищать, стремление сделать жизнь более справедливой и т. п., так и обычные — «обывательские» к которым относятся — лень, пассивность, желание уйти от ответственности. Конечно же, школа со своими прочными традициями «разумного, доброго, вечного» и есть фундамент воспитания.

В свою очередь мы считаем, что меры государственной поддержки образования должны сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда. В решении этих перспектив важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Исследования, проведенные в 2003 году Институтом социологии, показали следующее: 90% учащихся среднего звена учатся жизни через телевидение, видеофильмы, компьютерные игры; 7% предпочитают вообще не слышать о правильном поведении и жить так, как им нравится. И лишь 3% прислушиваются к мнению старших и любят читать. Несмотря на влияние современной массовой культуры, многие наши дети испытывают огромную потребность в доброте, ласке, внимании. И очень важно эту потребность вовремя удовлетворить. Сегодня все больше старшеклассников хотят обрести в школе опыт социального взаимодействия. Но где найти такую школу? Есть только один выход создавать самим. [37].

Главный вывод такого рода исследования заключается в следующем. Сегодня приоритетом социального заказа со стороны российского социума и местного сообщества к образовательному учреждению является «создание необходимых условий в учебно-воспитательном процессе школы и вне ее для формирования и закрепления гражданской и социальной компетенции учеников, учителей, с учетом современной реальности общества».

Все большую силу набирает движение воспитательных систем. Создание воспитательной системы — это принципиально новый подход к воспитательной работе школы. Главный критерий эффективности воспитательной системы — многоаспектное развитие личности ребенка.

За последние 7 лет в образовательных учреждениях ЗАТО Северск разработаны и успешно функционируют авторские воспитательные системы. Несмотря на авторские особенности, все воспитательные системы имеют традиционные направления, главным из которых является демократический уклад школьной жизни. Школы продолжают в своей работе развитие тех форм, которые складываются в городе. Предпочтение отдается формированию этической культуры, толерантности, способности к самоопределению, формированию гражданских и нравственных качеств личности через построение модели ученического самоуправления, творческого самоуправления. [43].

Выполняя государственный заказ российскому образованию важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях и, прежде всего в себе, таких компетентностей, которые помогут всем не только выжить в новых условиях, но и сохранить лучшие человеческие качества.

Проблемы развития профессиональных педагогических компетентностей руководителей первичных детских общественных организаций, частой сменяемости кадрового состава, пути их решения обсуждаются сегодня на расширенных заседаниях методических объединениях, научно-практических конференциях, семинаров-практикумов по воспитательной работе, «круглых столах» муниципального, регионального, всероссийского уровней.

Объектом исследования в работе являются профессиональные педагогические компетентности.

Предметом исследования является процесс формирования профессиональных педагогических компетентностей руководителей детских организаций и объединений образовательных учреждений.

Цель исследования: определить уровень влияния детских общественных объединений на процесс формирования профессиональных педагогических компетентностей у руководителей этих объединений.

Задачи выпускной квалификационной работы:

  • 1. Проанализировать проблему формирования профессиональных педагогических компетентностей в педагогической литературе.
  • 2. Определить содержание понятия профессиональная педагогическая компетенция.
  • 3. Дать характеристику социально — психологическим особенностям руководителей детских общественных организаций.
  • 4. Исследовать влияние детских общественных объединений на формирование профессиональных педагогических компетенций у руководителей этих объединений.

Результатом проведенного исследования должно быть принятие организационных и методических рекомендаций по формированию системы работы, организации условий профессионального мастерства старших вожатых в системе образовательного учреждения и методического кабинета ЗАТО Северск.

Гипотеза: процесс формирования профессиональных педагогических компетентностей у руководителей детских общественных организаций и объединений идет более эффективно если:

  • — осуществляется психолого-педагогическое обеспечение деятельности детского объединения,
  • — руководители детских общественных организаций проходят обучение в сопровождении программ методического кабинета.

Методы исследования — анализ литературы по данной проблематике, изучение нормативных, методических документов, методических рекомендаций, диагностическое анкетирование, наблюдения.

Сроки выполнения исследования октябрь 2006 г. — декабрь 2007 г.

Экспериментальной базой исследования являются общеобразовательные учреждения ЗАТО Северск, методический кабинет Управления образования ЗАТО Северск.

Реализации поставленных задач подчинена структура дипломной работы, которая содержит

введение

2 главы, заключение, список литературы, приложение.

В первой главе «Проблемы развития профессиональных педагогических компетентностей руководителей первичных детских общественных организаций, объединений» рассмотрим, основные ключевые понятия: теоретическое основание профессиональных педагогических компетентностей в образовании. Проведем исследование, как современные детские общественные организации и гражданское образование в воспитательных системах школ создают условия для воспитания в современном подрастающем поколении лучшие человеческие качества, когда непомерно возросли личные амбиции, индивидуалистические тенденции, значение личного успеха. И как эти условия влияют на развитие профессиональных компетентностей педагога, категории старшие вожатые.

В связи с кардинальными изменениями социально-экономической ситуации, проблемы, с которыми сталкивается школа сегодня, негативно влияют на педагога. Сегодня педагог на себе испытывает чувство, прежде всего социальной ущемленности. В результате с каждым годом сокращается приход специалистов в школы. Актуальной проблемой остается большая текучесть педагогических кадров. Практикуется прием на работу студентов. Это часто происходит среди педагогов категории — старшие вожатые. Причиной следствия, является низкая заработная плата, отсутствие льготного педагогического стажа, нехватка рабочих мест по специальности в школе. А ведь у молодых специалистов, не работающих по своей специализации низкий уровень мотивации. Они не видят перспективы, возможности для профессионального роста. Педагог, устроившийся в школу не по специальности, не имеет представления, с кем ему придется работать, не представляет специфику данного направления. На наш взгляд в данном случае необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в образовательном учреждении, необходимые условия для адаптации педагога, обеспечить возможности для становления его профессионального мастерства, самореализации, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. Все необходимые условия, прежде всего, должна создать администрация учреждения с привлечением специалистов муниципального уровня образования. Ведь большинство педагогов пришедших в школу, ощущают свою необходимость, любят детей.

Во второй главе «Экспериментально-исследовательское развитие профессиональных педагогических компетентностей старших вожатых первичных детских общественных организаций, объединений в образовательных учреждениях» представлены: характеристика кадрового состава городского методического объединения педагогов, категории старшие вожатые, диагностика их развития профессиональных педагогических компетентностей, рекомендации методического сопровождения подготовки квалифицированного педагога, данной категории. Раскрываются особенности организации работы с кадрами в условиях воспитательного отдела методического кабинета Управления образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой