Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Проблема агрессивного поведения детей в отражении СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Государственной думе Российской Федерации в настоящее время идет обсуждение инициатив, связанных с обеспечением безопасности в школах: предлагается ужесточить методы воздействия на учеников, введя должности школьных приставов (это предложение высказали представители КПРФ); представители ЛДПР предложили установить в классах видеокамеры для постоянного контроля за поведением учащихся и учителей… Читать ещё >

Введение. Проблема агрессивного поведения детей в отражении СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из острейших социальных тем, которая периодически отражается в разных средствах массовой информации, является подростковая агрессия. И действительно, мало кого может оставить равнодушным жестокость школьниц, затравивших свою сверстницу, агрессия ученика, избившего своего учителя, или трагедия со стрельбой в московской школе. Все перечисленные случаи широко обсуждались в СМИ в течение последних нескольких лет. Следует отметить, что тема детской агрессии находит свое отражение как в общественно-политических, так и в специализированных средствах массовой информации. Педагоги, психологи, социологи, журналисты и простые граждане пытаются понять, почему дети, особенно подростки, в том числе и из внешне вполне благополучных семей, ведут себя порой как звери. Социальные педагоги и психологи ищут способы предупреждения агрессивного поведения, но, к сожалению, рост количества трагедий, связанных с жестокостью и агрессией подростков, с каждым годом только увеличивается. Интересно, что официальная статистика детской преступности, представленная МВД в 2014 г., свидетельствует об уменьшении почти втрое преступлений, совершенных несовершеннолетними, по сравнению с аналогичными данными, отражающими ситуацию в 1990;е гг. Скорее всего, это свидетельствует о безнаказанности большинства агрессивных подростков, которые часто с удовольствием и без последствий для себя выкладывают видеоролики со сценами физического и морального насилия в социальные сети.

В Государственной думе Российской Федерации в настоящее время идет обсуждение инициатив, связанных с обеспечением безопасности в школах: предлагается ужесточить методы воздействия на учеников, введя должности школьных приставов (это предложение высказали представители КПРФ); представители ЛДПР предложили установить в классах видеокамеры для постоянного контроля за поведением учащихся и учителей. Однако социальные психологи и педагоги утверждают, что необходима продуманная комплексная система мер, направленных в первую очередь на предупреждение случаев агрессивного поведения, а репрессивные действия могут лишь повысить уровень агрессии — как в школе, так и в обществе в целом.

Среди причин агрессивного поведения современных подростков специалисты называют и влияние СМИ, особенно сети Интернет. Очевидно, что отражая данную тему, журналисты всегда рискуют неправильно расставить акценты, исказить информацию, привлечь нездоровый интерес у детей из группы социального риска и даже спровоцировать новую волну негативных действий.

В данном исследовании мы попытались разобраться в причинах подростковой агрессивности, рассмотреть конкретные случаи ее проявления и проанализировать особенности отражения данной темы в СМИ, выделив возможные риски, чтобы обосновать необходимость корректного подхода к данной проблеме со стороны журналистов.

Актуальность работы связана с ростом уровня агрессии в детской и подростковой среде в современном обществе и увеличением влияния средств массовой информации на это явление, в том числе посредством неосторожного и некорректного освещения данной проблемы журналистами.

Гипотеза исследования: СМИ могут оказывать существенное влияние на агрессивность подростков, в том числе негативное.

Цель работы: показать закономерности появления ошибок журналиста при освещении данной проблемы, обосновать необходимость корректного отражения проблемы агрессивного поведения в СМИ.

Задачи:

  • 1) изучить методологические подходы к проблеме агрессивного поведения детей и подростков в современном обществе;
  • 2) на основе анализа теоретических источников, нормативно-правовых актов, журналистской практики сравнить особенности освещения проблемы агрессивного поведения подростков в общественно-политических и специализированных (социально-психологических и педагогических) СМИ;
  • 3) выявить типичные ошибки при освещении данной проблемы.

Объектом исследования послужили материалы общественно-политических и специализированных изданий и порталов.

Предмет исследования — особенности освещения детской агрессии в СМИ.

Методы исследования: контент-анализ, сравнительный анализ, глубинное интервью со специалистом в области подростковой агрессии для определения этических и социально-психологических ориентиров для корректного освещения данной темы журналистами, а также с уполномоченным по правам ребенка и журналистом с целью выявления возможных рисков в работе над темой подростковой агрессии в журналистике.

Теоретико-методологические основы и источники исследования:

Исследование основано на подходах и методах психологии, педагогики и теории журналистики. Ключевыми психологическими трудами стали работы Л. Берковица и Д. Олвейса. Приняты во внимание труды специалистов в области психологии массовой коммуникации (Н.В. Брушлинская, Ж. Годфруа, Е. Л. Доценко, В. Ф. Олешко, Е. Е. Понина и др.), работы, специально рассматривающие эффекты транслирования элементов агрессии в СМИ и влияние массмедиа на агрессивное поведение подростков (М.А. Бережная, И. В. Ерофеева Д. Журов, С. М. Виноградова, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина и др.) Vinogradova S., Melnik G. Media phsychology: a new branch of The theory in mass communication — the problem оf protiction from adverse media impacts // Эstanbul Ьniversitesi Эletiюim Fakьltesi Dergisi, 2013. I, 44.P.177−187; Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. — № Вып.4. — С.194−204; Виноградова С. М., Мельник Г. С. Теленасилие: исследовательские подходы к современной медийной практике // Интегрированные коммуникации: актуальные проблемы и инновационные технологии. — Челябинск, 2010. — С. 21−27; Мельник Г. С. Исследование интернет-зависимости в медиапсихологии // Языковая картина мира и творческая личность в условиях трансграничья: Материалы междунар. научн.-практ. конф. / ред. колл.: И. В. Ерофеева, А. Е. Горковенко, С. В. Петухов, И. А. Романов, С. И. Чугунов. — Чита, — 2011. — С. 188−198; Виноградова С. М., Мельник Г. С. Глава 11. Психологическое воздействие сцен насилия и жестокости на телевизионную аудиторию // Психология массовых коммуникаций. — М.: Юрайт, 2015. — 502 с.; Журов Д. Теленасилие. Манипуляции на российских телеканалах. URL: http.://www.psyfactor.ru. Методологическое значение для данной работы имели также психологические и педагогические исследования социально-эмоционального и личностного развития ребенка (А.Г. Асмолов, А. Бондура, Л. Берковиц, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, И. С. Кон, К. Левин, А. Н. Леонтьев, Е. М. Метус, А. Маслоу, А. Рубинштейн, К. Роджерс, Д. Уотсон, С. Холл, Э. Эриксон и др.), педагогические труды, посвященные проблеме агрессивного поведения подростков В. Дольто, Д. Фельдштейном, С. Дубининым и др.

Хронологические рамки исследования: 2011;2016 гг. Эмпирическую базу работы составили публикации общественно-политических СМИ — «Российская газета», «Комсомольская правда», а также сетевые порталы Newru.com, Dailynewslight и др., и специализированные СМИ, посвященные проблемам психологии, педагогики и образования. Характер выборки — сплошной.

Структура работы. Состоит из введения, двух глав, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой