Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методологические подходы к освещению проблемы детской агрессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальный эффект от транслирования паттернов агрессивного поведения сказывается на столько на индивидуальном сознании, сколько на массовом. Вызывают опасение изменения в ценностно-смысловом поле журналистской практики. Многие ученые полагают, что в России продолжается процесс криминализации общественного сознания, проявляющийся в постоянном культивировании норм и ценностей криминальной среды… Читать ещё >

Методологические подходы к освещению проблемы детской агрессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перед тем, как перейти к анализу особенностей и возможных рисков освещения проблем детской агрессии в СМИ, попробуем понять, что такое агрессия и агрессивность, опираясь на теоретические источники и комментарии практикующих педагогов-психологов.

Тема детской агрессии в универсальных и специализированных СМИ

Тема агрессии в психологии — одна из самых популярных научных проблем социальных наук за последние полвека. По средним подсчетам количество монографий по данной теме перешагнуло отметку в 500 наименований. Профессор Е. П. Ильин во вступлении к своему труду «Психология агрессивного поведения» указывает на самые цитируемые труды последних десятилетий: А. Басс (Buss, 1961), Л. Берковиц (2001), Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2001), Д. Зильманн (Zillmann, 1979), К. Лоренц (1994), Д. Олвейс (Olweus, 1978, 1993), Э. Роланд (2012), А. Налчаджян (2007), В. К. Сафонов (2003) и др. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с. Из них большая доля трудов посвящена агрессии в детском и подростковом возрасте. Практически с самого начала исследований ученые обратили внимание на связь между телепросмотром и агрессивным поведением детей. В настоящее время социальные науки сосредоточены на различных узких аспектах широкой темы агрессии. Особую важность данной проблемы для человечества подчеркивает тот факт, что в начале 70-х гг. прошлого столетия была основана организация, объединяющая и координирующая научные изыскания в области агрессиологии на международном уровне, — Международное общество по изучению агрессии (МОИА), которая включает ведущих специалистов по проблеме — психологов, социологов, философов, юристов, физиологов, этологов, психиатров, фармакологов Там же. С. 9. .

Перед тем, как перейти к анализу особенностей и возможных рисков освещения проблем детской агрессии в СМИ, определим, что такое агрессия и агрессивность, основываясь на психологическом подходе.

Агрессия — это умышленное причинение морального, физического или материального вреда одним субъектом другому.

Агрессивное поведение — это связанные с проявлением агрессии действия:

оскорбительные высказывания, насмешки, издевательства (речевая или вербальная агрессия);

физические действия — удары, избиение и т. д. (физическая агрессия), порча имущества, вымогательство, кража и т. д. (материальная агрессия);

любые формы морального насилия над личностью, прямо невыражаемые — игнорирование, бойкот и т. д. (косвенная агрессия).

Агрессивность — свойство личности, характерная, отличительная черта характера, индивидуальная особенность человека.

В специальной литературе разграничиваются такие понятия, как агрессивное, деструктивное и девиантное поведение См. напр.: Гребенщикова Л. Г. К вопросу о соотношении понятий «деструктивное», «агрессивное» и «девиантное» поведение // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. — № 19. — С. 61−67.. Однако в рамках медиаисследования представляется возможным оставить термин «агрессивное поведение», как наиболее понятный для журналистского сообщества и аудитории СМИ, однако не тождественный деструктивному и девиантному.

Ключевыми понятиями для данного исследования также оказываются жестокость (морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/86 251.; жестокость как структурный компонент агрессивности), насилие (преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются, либо имеется высокая степень вероятности этого Таусинова О. К. Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 708−712.) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб), издевательство (акт умышленного причинения вреда, совершаемый путем словесного запугивания, физического насилия или другими более изощренными методами принуждения, такими, как манипуляция http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/476 379.).

Новейшие исследования также ввели в научный тезаурус понятия буллинга (психологический террор, избиение, травля одного человека другим) и моббинга (обзывания, непристойные шутки, сплетни), которые в русском языке являются эквивалентом травли Ануфриева А. Что такое буллинг? // Psychologies. 20.04.2015. URL: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/bulling-bolezn-vlasti/ .

Представители разных психологических школ рассматривают со своих позиций природу человеческой агрессии и агрессивности. Представители психоаналитического направления считают, что агрессивность — неотъемлемое свойство личности, помогающее ей адаптироваться в различных условиях жизнедеятельности. Агрессия возникает из-за внутреннего бессознательного конфликта между различными сторонами личности. Психоанализ определял агрессивное поведение как выплескивание инстинктивной энергии, созданной бессознательным процессом, который, в свою очередь, инициирован внешним образом Дольто Ф. На стороне подростка. — СПб.: Петербург — ХХI век, 1997. — 278 с.

Психолог Э. Фромм Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. — М., 1982. С. 30. различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную. Оборонительная агрессия, по его мнению, способствует выживанию человека, и поэтому ее необходимо считать доброкачественной. Примером служит мать, которая, защищая своего ребенка, накидывается на того, кто угрожает его безопасности. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность. Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия проявляется в жестокости и напрямую связана с характером.

Сторонники индивидуально-типологического подхода считали, что агрессивность — одно из характерных определенному типу характера свойство. То есть агрессивность в данной концепции связана с врожденно-биологическими характеристиками человека. Еще Гиппократ оперировал понятиями типов темперамента (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик), в дальнейшем эту линию продолжили Э. Кречмер, И. П. Павлов, У. Шелдон, Г. Айзенк и др. Агрессивность как природное свойство проявляется в определенных обстоятельствах, на которые человек реагирует в соответствии со своей природной организацией. Адаптация к неблагоприятным условиям возможна путем выработки индивидуального стиля деятельности (например, обучение быстрому способу принятия решений холериков), а также выбора оптимального направления деятельности для каждого из конституциональных типов.

Сторонники фрустрационной теории считают, что агрессивность формируется у человека из-за неудовлетворенности определенных потребностей. Вследствие состояния фрустрации может возникать фрустрационное поведение, выражающееся в интрапунитивной, экстрапунитивной или инпунитивной реакциях (классифицируемых по направлению агрессии на себя, на внешние объекты или ее устранению) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: (Серия «Мастера психологии»).

Психолог К. Бютнер называет ряд фрустрирующих обстоятельств, способствующих развитию и подкреплению детской агрессивности Бютнер К. 1) Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1967. — 141 с.; 2) Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1991. Цит. по: Агрессия подростков с умственной отсталостью: психологический контекст: учебное пособие / сост. Л. В. Шипова. — Саратов, 2015. — 202 с. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1355.pdf.:

" 1. Группа обстоятельств, связанная с воспитанием в семье: эмоциональное отвержение, лишение ребенка любви и внимания родителей; конфронтация, реальная вовлеченность детей в «войну со взрослыми», которая ежедневно проявляется в обидах, запретах, наказаниях, пренебрежительном отношении к детям; амбивалентное воспитаниенеразборчивое смещение осуждения и одобрения, одновременно ласкового и агрессивного обращения, в результате которого у ребенка появляется сомнение: любим он или нет; всякого рода страхи: страх физического наказания, лишения любви родителей и т. д.

  • 2. Обстоятельства, связанные со взаимоотношениями со сверстниками. Отвержение группой сверстников, невозможность иметь желаемый статус в коллективе сверстников, насмешки и т. д.
  • 3. Обстоятельства, связанные с общением в детских учреждениях: неспособность многих воспитателей и педагогов создавать оптимальные условия для формирования гуманных отношений между детьми; неспособность многих воспитателей дарить любовь отверженным, озлобленным, нелюбимым детям и таким образом частично компенсировать душевную травму, нанесенную родителями; господствующие в школе методы воспитания, опирающиеся на осуждение, унижение и конкуренцию.
  • 4. Общество и господствующая в нем система отношений" . К сожалению, констатирует К. Бютнер, само общество представляет «глобальную модель того, чему дети должны научиться, чтобы выжить».

Существуют и другие подходы к определению причин проявлений детской агрессии в рамках социума. Так, исследователь Н. А. Томина выделяет следующие группы авторов, исследовавших природу детской агрессии: микросоциум (И.Н. Кириленко, О. В. Бережнова, Л. М. Миргалимова, И.А. Веревкин), психофизиологические факторы (А.В. Киренская, В. Г. Григорян, Л. С. Степанян, А. Ю. Степанян, А.Р. Агабабян), технологизация и компьютеризация (А.В. Шевченко, В. Н. Буркова, М. Л. Бутовская, Н.А. Корниенко), СМИ (П.С. Воробьева, А. А. Абрамова, С.О. Кузнецова) и т. д. Томина Н. А. Агрессивное поведение детей 4−5 лет: оценка воспитателями дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Н. А. Томина // XVIII Международная конференция памяти проф. Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 19−20 марта 2015 г., г. Екатеринбург. — Екатеринбург: [УрФУ], 2015. — С. 1125−1126. .

Один из ведущих специалистов в области исследования проблемы агрессии американский ученый Л. Берковиц Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с., рассматривая причины возникновения гнева и агрессии, выделил две основные формы реакции, вызванные неприятным событием: тенденцию к борьбе и тенденцию к бегству. По мнению Берковица, неприятное событие возбуждает негативный аффект; неприятное переживание автоматически продуцирует разнообразные экспрессивно-моторные реакции, чувства, мысли и воспоминания. Некоторые из этих психических процессов ассоциированы с побуждением бороться, атаковать кого-то.

Сторонники же когнитивно-поведенческого подхода рассматривают природу агрессивности с позиции социального научения: агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Так, например, родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению. Представители этого направления психологии утверждают, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль. Кроме того, эта теория более других ориентирована на педагогическую коррекцию агрессивного поведения и способы его предупреждения.

Наиболее полно современные представления о детской агрессивности рассмотрел С. Н. Дубинин, подчеркнув, что особое внимание агрессии уделяется в силу ее высокой социальной значимости Дубинин С. Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна из форм девиантного поведения // Сибирский педагогический журнал. 2011. — № 5. — С.98−116.

Обобщая полученные сведения о природе агрессии и агрессивности можно сделать следующие выводы:

Несмотря на то, что у представителей разных психологических школ нет единого мнения о механизмах возникновения и проявления агрессии, никто из них не исключает влияния внешних факторов на поведение человека.

Негативные события (фрустрирующие обстоятельства) вызывают у человека, как правило, одну из двух реакций — стремление к бегству или желание бороться.

Агрессивность следует рассматривать, с одной стороны, как индивидуальную особенность, свойственную человеку от природы, но, с другой стороны, агрессивность может сформироваться как свойство личности, усвоившей соответствующие модели поведения в процессе воспитания.

Основываясь на этих определениях, можно сделать вывод о том, что в СМИ чаще всего освещается тема агрессивного поведения, причем в его физическом проявлении. Увеличение информации о проявлениях детской агрессии в СМИ связано с несколькими факторами:

  • 1) группой социальных причин, вызывающих эскалацию детской агрессивности Важным положением для данного исследования является указание на возрастную группу, которая принимается во внимание при рассмотрении агрессивного поведения. В психологических исследованиях разграничительная линия проходит по биологическому возрасту (дети до 14 лет и подростки 14 — 18 лет), а также по социальному статусу (дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста и подростки). В данной работе под термином «дети» рассматриваются люди в возрасте от 6 до 18 лет со статусом «школьник», поскольку в текстах СМИ чаще всего упоминается именно эта категория детей.;
  • 2) повышенным вниманием аудитории и профессионального сообщества журналистов к теме;
  • 3) виральностью Характеристика, определяющая стремительность распространения контента среди пользователей. Если контент (текст, изображение, видео, аудиозапись и т. д) является виральным, он распространится в сети самостоятельно, силами пользователей. видеороликов, демонстрирующих агрессивное поведение, в Интернете.

Рассмотрим указанные причины детально.

Первые исследования агрессивности стали проводится в России в 1920;1930;е гг. В последние десятилетия психологи уделяли внимание следующим аспектам:

  • — изучению биологических причин агрессивности;
  • — роли семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения;
  • — поиску путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного поведения;
  • — специфике агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп;
  • — изучению психологических особенностей подростков-нарушителей;
  • — влиянию СМИ на развитие агрессивного поведения у детей и подростков, а также изучению взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения;
  • — исследованию особенностей агрессивного поведения у дошкольников Чепракова Е. А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. — № 3. — С. 2−3. .

При этом исследователи признают, что систематических и лонгитюдных исследований в психологической науке достаточно мало. Лонгитюдное исследование Е. Чепраковой, например, показало, что высокий уровень агрессии в сочетании с адекватной самооценкой свидетельствует о легитимизации агрессии, которая рассматривается подростками как уместная и необходимая в небезопасном и враждебном мире, окружающем их Там же. С. 13.. Исследования негативного воздействия СМИ и их влияния на агрессивное поведение детей проводятся как психологами, так и исследователями журналистики. Особое внимание в основном уделяется телевидению, в нашем же исследовании акцент смещен на периодическую печать. Озабоченность влиянием телевидения у американских исследователей началась более полувека назад. Так, наиболее известное исследование Уильямса, Забрака и Джой (Williams, Zabrack & Joy, 1982) показало, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — С. 109.

Данные о влиянии демонстрации насилия в СМИ на агрессивность получают главным образом из трех источников: лабораторных исследований, лонгитюдных исследований и анализа статистико-демографических данных Латынова Т. Ю. Насилие в средствах массовой информации и агрессивное поведение // Познание. Общество. Развитие / ред.-сост. Д. В. Ушаков. — М., 1996. — С. 162. Вместе с тем есть данные о том, что насилие на телевидении не оказывает влияния на агрессивное поведение детей (Milavsky et al., 1982), либо что оно имеет слабое влияние, а для некоторых групп детей даже способствует снижению агрессивности (Feshbach & Singer, 1971) Там же. С. 163. Впрочем, исследования, доказывающие обратное, доминируют, а связь между телевизионным насилием и детской агрессией продолжает оставаться актуальной темой научных исследований как зарубежных, так и отечественных авторов Чурсинова О. В. 1) Влияние телевидения на содержание представлений подростков об агрессивном поведении // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. — № 10. — С. 165−175; 2) Влияние телевидения на структуру представлений подростков об агрессивном поведении // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Серия: Психологические науки. 2010. — № 3. — С. 92−97; Mayer E.V. The influence of modern television on the formation of aggressive behavior // Инновационные тенденции развития российской науки Материалы IV Международной (заочной) научно-практической конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск Ю. В. Платонова. 2011. С. 405−406; Golbik E. The influence of critical pnenomena on the educational process of children and young people. Part III. «General social factors shaping the educational processes of the transformation period» // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. — № 1. — С. 153−155. .

Так, статья Виноградовой С. М. и Мельник Г. С. Психологические последствия демонстрации сцен насилия на телевидении // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 4. С. 194−204. посвящена изучению проблемы телевизионного «насилия» в обществе, утверждающем как норму негативное отношение к нравственно-правовым ценностям и социальным нормам. Данная статья сводит воедино результаты последних исследований в Западной Европе, США и России, а также интерпретирует особенности телевизионного воздействия на российскую аудиторию.

Одной из актуальных тем современных медиаисследований является также тема социальных эпидемий, распространяемых и провоцируемых СМИ. Профессор Г. С. Мельник подчеркивает, что использование манипуляций конкретными средствами массовой информации наносит вред эмоциональной, волевой, интеллектуальной и мотивационной сфере аудитории Мельник Г. С. Влияние СМИ на социальные эпидемии: конструктивные и деструктивные последствия // Ученые записки. Т.23: Современные социальные коммуникации в системе цивилизации и культуры (Modern social communication in the system of civilization and culture): материалы междунар. научн.-практ. конф. 18−19 ноября 2013 г. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2014. — С.135−142.

Принимая во внимание результаты подобных исследований, мы полагаем, что существует связь между освещением темы детской агрессивности в СМИ и проявлениями агрессивности в реальной жизни. Более того, лонгитюдные исследования доказывают, что детская агрессия под воздействием различных факторов в дальнейшем обнаруживается и у взрослого индивида. Появления индивидуальной агрессии впоследствии могут лечь в основу группового агрессивного поведения, которое может стать частью политической реакции. Социальные последствия такой агрессии значительны: объектами группового деструктивного поведения могут быть индивид, гражданин, социальная группа, общество в целом, государство и окружающая среда Дейнека О. С., Забарин А. В. Психолого-политические основания группового деструктивного поведения // // Современные проблемы науки и образования. 2014. — № 6. — С.15. .

Социальный эффект от транслирования паттернов агрессивного поведения сказывается на столько на индивидуальном сознании, сколько на массовом. Вызывают опасение изменения в ценностно-смысловом поле журналистской практики. Многие ученые полагают, что в России продолжается процесс криминализации общественного сознания, проявляющийся в постоянном культивировании норм и ценностей криминальной среды, стереотипов преступного поведения Зелинский С. А. Манипулирование массовым сознанием с помощью СМИ (Современные политтехнологии манипулирования). URL: http://psyfactor.org/lib/zln1.htm. Образы преступников, распространяемые в СМИ, не только становятся привычными и неизбежными атрибутами нашего существования, но и нередко способны вызывать сочувствие и даже симпатию Сафронова О. В. О проблеме распространения жестокости, агрессии и насилия в современных средствах массовой информации // Система ценностей современного общества. 2015. № 39. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-rasprostraneniya-zhestokosti-agressii-i-nasiliya-v-sovremennyh-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 03.05.2016).

Таким образом, тема агрессивного поведения и детской агрессии является широко изученной во многих аспектах и теоретических подходах, но в то же время оставляет новые вопросы для изучения. В рамках данной работы акцент сделан на детской жестокости, которая проявляется в виде физической и моральной травли сверстников. Проблема школьной травли впервые была исследована в 1970;е гг. скандинавскими учеными (Д. Олвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд).

Актуальность выбранного аспекта обусловлена статистикой по зафиксированным случаям проявления жестокости как компонента агрессивности. 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек Из отчета ВОЗ «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», 15 февраля 2013 г. В 2012 г. «Российская газета» приводила данные исследования Института социологии РАН: 14% старших школьников и 2% 7−9-классников поставили галочку в строке «избиение с группой человека» Екатерина Добрынина. Поколение «А» // Российская газета. Выпуск № 5797 (124). 2012. URL: http://rg.ru/2012/06/01/pokolenie.html .

В целом буллинг можно подразделить на два типа — физический и психический. Проявления первого типа чаще встречаются в общественно-политических СМИ, для которых информационным поводом служат в основном факты избиения и изнасилования, а проявления второго типа — в специализированных СМИ, посвященных педагогике или психологии, а также образовательному процессу в целом. При освещении подобных случаев журналистов интересуют не только обстоятельства происшествия, но и, главным образом, реакция причастных людей — одноклассников, родителей, администрации, чиновников. Для анализа такой реакции важными могут быть данные психологических исследований. Так, кросскультурное исследование школьников Москвы и Риги показало, что практически каждый второй из опрошенных избирает тактику открытой поддержки и защиты жертвы школьной травли. Пассивное сочувствие выражает каждый седьмой школьник, и, наконец, каждый десятый склонен проявлять агрессивную реакцию по отношению к жертве буллинга. Вместе с тем около четверти подростков ориентированы на реакцию самоустранения и безразличие Собкин В. С., Смыслова М. М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. — № 2. — С. 85. Еще одно исследование продемонстрировало, что преобладающими формами насилия в школе являются унижения, сплетни и интриги, угрозы, исключение из совместной деятельности Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестн. Краснояр. государственного пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2015. — № 3 (33). — С. 143.

В ходе нашего исследования была проанализирована частотность публикаций по теме школьной травли как проявления агрессивного поведения детей за период 2011 — 2016 гг., чтобы сопоставить степень тревожности исследователей-психологов и социальных журналистов относительно этой проблемы (рис. 1). В выборку попал только анализ конкретных случаев травли школьниками своих одноклассников в российских регионах, которые стали резонансными информационными поводами на уровне страны, а не только субъекта Федерации. За скобками остались многочисленные публикации, посвященные законодательству по данной теме. Так, в 2015 г. активно обсуждался законопроект (а в январе 2016 г. — его отклонение), предлагавший запретить СМИ демонстрировать сцены жестоких действий с участием несовершеннолетних.

В целом частотный анализ показывает, что среднее количество публикаций в год по указанной тематике в общественно-политических СМИ не превышает трех публикаций (среднее значение за 5 лет — 15 журналистских текстов).

Методологические подходы к освещению проблемы детской агрессии.

Если же проанализировать интерес Интернет-аудитории к демонстрации детской жестокости, то очевиден его высокий уровень: по запросу «школьники драка» ресурс Youtube индексирует 24 000 видеороликов. Более того, статистика просмотров этих роликов косвенно указывает на коммерческую составляющую появления и распространения таких видео — в среднем это десятки тысяч просмотров, способные приносить прибыль. Российские СМИ начали писать об этой проблеме еще 10 лет назад, ссылаясь на «моду», пришедшую с Запада — happy slapping, так называется «избиение для развлечения» с последующей видеофиксацией В российских школах модная забава: снимать пытки на видео и продавать их в интернете // Newsru.com. 22.03.2007. — URL: http://www.newsru.com/russia/22mar2007/nasilie.html. По данным исследования сотрудника Института социологии РАН, 15-летние подростки не просто снимают видео, они заказывают и выступают режиссерами кровавых драк для того, чтобы впоследствии загруженное в Интернет видео набрало максимальное количество просмотров Позднякова М. Е. Особенности девиантного поведения подростков // Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической и научно-методической конференции «Конфликты в социальной сфере» (15−16 марта 2013 г., г. Казань). Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. С. 224. .

Итак, мы проанализировали причины, по которым возникает интерес к теме проявлений детской и подростковой агрессии, жестокости и насилия у современной аудитории, психологов и журналистов. Следующим шагом исследования является анализ правовых и этических предпосылок работы журналистов с такой информацией.

Важным положением для данного исследования является указание на возрастную группу, которая принимается во внимание при рассмотрении агрессивного поведения. В психологических исследованиях разграничительная линия проходит по биологическому возрасту (дети до 14 лет и подростки 14 — 18 лет), а также по социальному статусу (дети дошкольного возраста, дети младшего школьного возраста и подростки). В данной работе под термином «дети» рассматриваются люди в возрасте от 6 до 18 лет со статусом «школьник», поскольку в текстах СМИ чаще всего упоминается именно эта категория детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой