Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Современные средства массовой информации и их влияние на сознание индивидов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выборы депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2011 года и выборы Президента России в марте 2012 года получили широкий резонанс в публичной сфере. Эксперты медиаотрасли (А. Качкаева, В. Гатов, О. Бородина и др.) См. Качкаева А. Г. ПроТВстояние. Как телевидение освещает массовые протесты // svoboda.org: электронная версия радио «Свобода». — 26.12.2011. — URL… Читать ещё >

Введение. Современные средства массовой информации и их влияние на сознание индивидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Периоды избирательных кампаний федерального и регионального уровня, как правило, характеризуются следующими внешними признаками: повышением социальной активности населения, включенным вниманием общества к вопросам государственного устройства, проблемам страны (внешнеполитическим, внутренним) и особенно интенсивной деятельностью средств массовой информации на общем фоне.

Интерес исследователей массовой коммуникации к избирательному процессу вполне закономерен. В подобные моменты появляется редкая возможность наглядно проследить и зафиксировать степень воздействия СМИ на мнения и поступки людей, а также оценить силу влияния различных каналов коммуникации на принятие индивидами окончательного электорального решения.

В политологии, социологии и смежных дисциплинах существуют специальные научные направления и целые институты, изучающие электоральное поведение граждан См. Шевченко Ю. Д. Поведение избирателей в России: Основные подходы // Выборы в посткоммунистических обществах. — М., 2000. — С.111−136. Степень воздействия СМИ как на отдельного человека, так и на различные социальные группы с целью влияния на принятие электоральных решений находится в фокусе научных исследований более ста лет См. Исследования У. Липпманна, К. Хоуланда, Т. Ласуэла, Э. Каца, П. Лазерфельда, Д. Клаппера, Э. Ноэль-Нойман, М. Маккомбс, Д. Шоу и др. Техническая сторона процесса формирования влияния медиа на сознание индивидов, а именно сами механизмы осуществления влияния менее изучена, и потому представляет больший интерес для современного исследователя. К тому же окружающая действительность постоянно представляет все новые факты и материалы, требующие эмпирического исследования и научного обоснования.

Выборы депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2011 года и выборы Президента России в марте 2012 года получили широкий резонанс в публичной сфере. Эксперты медиаотрасли (А. Качкаева, В. Гатов, О. Бородина и др.) См. Качкаева А. Г. ПроТВстояние. Как телевидение освещает массовые протесты // svoboda.org: электронная версия радио «Свобода». — 26.12.2011. — URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24 433 449.html (Дата обращения: 15 .05.2013); Качкаева А. Г. «Дети декабря» — кто они и как их показывают по телевизору // svoboda.org: электронная версия радио «Свобода». — 19.12.2011. — URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24 426 373.html (Дата обращения: 15 .05.2013). отмечали сильное расхождение в содержании информационных потоков разных типов СМИ в период выборов. Журналисты ведущих средств массовой информации, известные блогеры, общественные деятели и в целом группа населения, получившая название «креативный класс» См. Кучера С. Можете выбросить все ТЭФИ, которые вы получили за «лучшие информационные программы» // kommersant.ru: сайт радиостанции Коммерсант-FM. — 07.12.2011. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/1 832 621 (Дата обращения: 15 .05.2013); Бородина А. Более тотального замалчивания я за последнее время не припомню // kommersant.ru: сайт радиостанции Коммерсант-FM. — 07.12.11. -URL: http://www.kommersant.ru/doc/1 832 950 (Дата обращения: 15 .05.2013). выказывали массовое недовольство «непрозрачностью» проведением предвыборной кампании и по сути существованием двух параллельных информационных реальностей в России.

Подобная картина фиксируется российскими исследователям массовой коммуникации не впервые. В период выборов 2007;2008 гг., когда проходившие по всей стране митинги пенсионеров и студентов против принятого Закона о монетизации льгот (Закон 122-ФЗ) были проигнорированы общенациональными телеканалами, ведущие печатные издания (отнюдь не только газеты либерального крыла) широко освещали данные протесты См. Старобахин Н. Н. Программная политика общенациональных российских телеканалов (1999;2006 гг.): информационная повестка дня и медиа-реальность [Текст]: автореф. дис. … канд. филологии / Н. Н. Старобахин. — М.: МГУ, 2008. — 27 с.; Кольцова О. Кто и как влияет на производство новостей в современной России / О. Кольцова // Журнал российской внутренней и внешней политики «Pro et Contra». — 2000. — № 4. .

Однако на тот момент расхождение информационной «повестки дня» центрального телевидения и печатных СМИ обсуждалось, в основном, специалистами и по сравнению с недавними событиями само по себе не вызвало столь массового возмущения и не получило столь широкого освещения в СМИ. Возникшее общественное напряжение было относительно безболезненно снято своевременно показанными в телевизионном эфире сюжетами о нескольких митингах, как за монетизацию льгот, так и против нее. Этого хватило, если не для разрядки, то, по крайней мере, для смягчения ситуации. Стиль реакции государственной власти и федеральных телеканалов на публичную «повестку дня» в 2011;2012 гг. не сильно изменился за пять лет, прошедших со времени тех событий.

Между тем соотношение сил и аудиторий традиционных СМИ и Интернета в России с тех пор существенно изменились. Появившийся в этой сфере серьезный игрок — социальные сети — быстро набрал популярность и на данный момент уже уверенно отвоевывает у традиционных СМИ рынок рекламы В феврале 2012 года комиссия исследователей «АКАР» опубликовали данные, в которых показано, что объемы рынка рекламы в Интернете превысили объем рынка рекламы в печатных СМИ — URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id1865 (Дата обращения: 15 .05.2013). и рынок свободного времени потребителей Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 336 с. Кроме того, за последний год стало очевидным, что социальные сети (или социальные медиа — на настоящий момент исследователи не пришли к общему термину. В данной работе используется первая дефиниция, в связи с тем, что исследование в своей теоретической части опирается на книгу Мануэля Кастельса и его теорию о власти сетей Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age By: Manuel Castells Cambridge: Polity, 2012.), становятся не только серьезным конкурентом в борьбе за потребителя и рекламодателя, но и значимым фактором становления гражданского общества В США в апреле 2011 г. была издана книга о революции в Египте «Твиты с Тахрира» (издательство OR Books, 160 страниц), в которой собраны сообщения из твиттера наиболее активных активистов с площади Тахрир с 25 января до 11 февраля.

В то время как российские публицисты не без пессимизма отмечают, что традиционные СМИ не справились со своей ролью четвертой власти См. Гатов В. Журналисты не понимают, что их эпоха прошла // m.forbes.ru: электронная версия журнала"Forbes".? 23.12.11.? URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=61 484 (Дата обращения: 15 .05.2013)., зарубежные авторы оптимистично провозглашают Интернет и социальные сети — новой, теперь уже пятой властью. В частности, американский исследователь Уильям Даттон говорит о том, что Интернет позволяет формировать и менять существующий баланс сил В переводе Г. А. Асмолова — Dutton W. The Fifth Estate Emerging through the Net-work of Networks: Prometheus. — 2009, 1−15. .

С динамичным развитием информационных технологий и социальных сетей представления об их потенциале и возможностях также резко меняются. Современные исследователи массовой коммуникации понимают под ее «силой» в первую очередь способность конструировать картину мира человека, возможность создавать объединение сетей на базе конкретной проблемы В переводе В. Гатова: Castells M., A Network Theory of Power // International Journal of Communication. — № 5. — 2011. pp.773−787., и владение механизмами установления информационной повестки дня В переводе Е. Г. Дьяковой — Communication and democracy: exploring the intellectual frontiers in agenda-setting theory… McCombs, Shaw & Weaver, — 1997.

Любопытно, что действие этой последней силы, на наш взгляд, как раз и нашло отражение в политических и общественных событиях в России последних двух лет. Если предположить, что к настоящему моменту были сформированы две параллельные медиареальности, то нагляднее всего это можно проследить в расхождении информационных повесток дня. По этому вопросу высказался и бывший президент РФ (ныне действующий премьер-министр) Дмитрий Анатольевич Медведев в интервью руководителям трех федеральных российских телеканалов (Первый канал, Россия-1, НТВ) в декабре 2010 года, «сами каналы должны давать приоритеты — что важнее, что менее важно. Но повестка дня — перечень новостных событий, не должен иметь драматического разрыва с Интернетом и другими СМИ. А, на мой взгляд, именно так это сегодня и выглядит» Цит. По: Российская газета [Электронный ресурс]: электронная версия газеты. Дата обновления:24.12.12. URL: http://www.rg.ru/2010/12/24/medvedev-tv-anons.html.

Проблема расхождения информационной «повестки дня» на телевидении и в сети интернет стала чертой времени и имеет огромный потенциал для научного изучения и обоснования.

В данной работе мы намерены проанализировать «повестку дня» в новых коммуникационных условиях, применяя теорию к реальности социальных сетей (теоретическая часть исследования). В практической части данной работы предпримем попытку зафиксировать информационную «повестку дня» на протяжении исследуемого периода Период с 14.11.2011 по 29.12.2011 и с 04.02.2012 по 18.03.2012. в новостях федеральных телеканалов и в социальных сетях, а затем сравним для доказательства существования расхождения между ними.

Научная новизна исследования в рамках магистерской диссертации состоит в попытке научного доказательства существования двух информационных реальностей (в основном до сих пор эта гипотеза находила публицистическое, а не научное осмысление). Необходимо зафиксировать, описать и объяснить изменение информационной среды, в которой телевидение вследствие своего «драматического отставания» уже перестало объективно отражать действительность, оказалось неспособным разглядеть появление нового типа информационного героя, и потому вынуждено следовать за «повесткой дня» сети интернет.

Объект исследования — информационные сюжеты выпусков новостей трех федеральных каналов, сетевого СМИ «Besttoday.ru» и раздела «Темы дня» сервиса «Яндекс.Блоги» в период выборов 2011;2012 гг.

Предмет исследования — особенности расхождения «повесток дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях в период выборов 2011;2012 гг.

Цель исследования — зафиксировать и доказать расхождение информационной «повестки дня», создаваемой в новостях федеральных каналов и социальных сетях в период выборов 2011;2012гг.

Исходя из поставленной цели, мы определили следующие задачи данного исследования:

  • · изучить и составить краткий реферативный обзор развития теории информационной «повестки дня» с момента возникновения и до настоящего времени;
  • · теоретически обосновать запланированные эмпирические исследования;
  • · сформировать список информационных сюжетов в телевизионном эфире и социальных сетях для сопоставления и исследования степени их корреляции;
  • · сопоставить полученные данные для подтверждения либо опровержения заявленной гипотезы.

Теоретическая база данного исследования представляет собой совокупность следующих теорий:

  • · Теории массовой коммуникации (М. Маклюэн, У. Липпман, П. Лазерсфельд, М. Кастельс и др.).
  • · Теории воздействие на аудиторию посредством СМИ (Т. Ласуэла, К. Хоуланда, Э. Каца, Д. Клаппера, Э. Ноэль-Нойман и др.).
  • · Теория установления информационной «повестки дня» в трудах зарубежных исследователей (М. Маккоумбс, Д. Шоу, Дж. Диаринг, Э. Роджерс, Дж. Коген и др.).
  • · Теория установления информационной «повестки дня» в трудах российских исследователей (М.В. Шкондин, Н. Н. Старобахин, Е. Г. Дьякова, А. Трахтенберг, В. Н. Амелин, Д. Брайант, Л. Л. Реснянская, О. Кольцова).
  • · Теория влияния социальных сетей на формирование гражданской активности в современном мире (М. Кастельс, У. Даттон и др.).

Эмпирическая база данного исследования:

  • · совокупность информационных сюжетов новостей федеральных телеканалов в исследуемый период;
  • · совокупность информационных сюжетов в социальных сетях в исследуемый период;
  • · публицистические материалы по указанной теме за 2011;2013 гг.

Эмпирическая часть данного исследования базируется на материалах трех независимых источников: (1) сообщения в рубрике «Пост дня» портала Besttoday.ru, (2) перечень новостей раздела «Темы дня» сервиса «Поиск по блогам» компании Яндекс, и (3) закодированная база телевизионных сюжетов Первого канала, России-1 и НТВ за исследуемый период.

Закодированная база телевизионных сюжетов в необходимый нам период получена в результате проведения исследования «Освещение деятельности власти и оппозиции ведущими российскими телеканалами в период думских и президентских выборов 2011;2012 гг.» на факультете медиакоммуникаций ВШЭ.

Доступ к архивам портала Besttoday.ru и рейтингам тем сервиса Яндекс любезно предоставлен представителями редакции и поискового сервиса. Таким образом, мы получили возможность сравнить специфику и результаты установления информационной повестки дня на трех принципиально разных площадках (три ведущих федеральных канала, где планированием занимается редакция; интернет-СМИ Besttoday.ru, в котором читателю предлагают отобранную редакцией повестку дня блогов; раздел «Темы дня» сервиса «Поиск по блогам» компании Яндекс, который формируется исключительно автоматически на основе популярности той или иной темы). Сопоставление этих трех каналов коммуникации позволит нам наиболее точно и объективно зафиксировать и доказать расхождение в темах.

Гипотеза: в период выборов 2011;2012гг. имело место расхождение информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях.

При написании магистерской диссертации были использованы различные методы.

Теоретические: метод сравнительного анализа, историко-типологический метод, анализ научной литературы, документов и публикаций.

Эмпирические: контент-анализ, анализ публицистических статей.

Практическую значимость данная работа может представлять в качестве научно подкрепленного аргумента в общественных дискуссиях, касающихся проблематики свободы СМИ и избирательного процесса в России. Научная фиксация проблемы позволит всем заинтересованным лицам более конструктивно, объективно и с меньшим эмоциональным накалом искать пути ее решения. Не меньшую практическую значимость может иметь и фиксация отсутствия проблемы как таковой.

Основное содержание работы: Магистерская диссертационная работа состоит из введения, трех глав с двумя-тремя параграфами в каждой, заключения, списка литературы.

Во введении сформулированы цели и основные задачи работы, обозначены теоретические и эмпирические методы, обоснована актуальность темы исследования, изложены научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе идет речь о возникновении и развитии теории установления информационной «повестки дня», отмечаются основные вехи и существующие модели, выделяются ключевые исследователи, внесшие серьезный вклад в продвижение теории. Во втором параграфе первой главы предпринимается попытка дать оценку современному этапу развития теории, опираясь на имеющийся опыт российских ученых и последние лабораторные исследования изменяющейся социальной среды в сети интернет.

Во второй главе мы предлагаем первые результаты сравнения информационной «повестки дня» в новостях федеральных каналов и в социальных сетях, обосновываем используемые методы исследования, описываем модели изменения повестки дня на трех выбранных платформах в период выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года.

В третьей главе работы мы вплотную подходим к доказательству гипотезы, сравниваем полученные данные об информационной «повестке дня» в новостях телеканалов и в социальных сетях по итогам двух волн исследования: парламентских и президентских выборов. Кроме того, в третьей главе мы фиксируем корреляционные связи между результатами установления информационной «повестки дня» в трех каналах коммуникации, делаем предпложения относительно первопричин подобных взаимосвязей и прогнозируем дальнейшее развитие отдельных тенденций.

В заключении формулируем общий вывод по итогам проделанной работы, строим прогноз относительно перспективы развития данного исследования в будущем.

информационный медиа федеральный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой