Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идейно-функциональная особенность патриотизма в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной России становление ценности патриотизма сталкивается с проблемами, поскольку на смену национальной идеологии единства и дружбы народов (как это было в СССР) приоритет имеют иные категории, такие как рынок, правовое государство, политический, идейный и социальный плюрализм. Кроме того, понимание верности, героизма, отваги, долга, Отечества, чести и достоинства происходит искаженно… Читать ещё >

Идейно-функциональная особенность патриотизма в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значение сути патриотизма определяли многие философы, писатели, политологи, поэты, общественные деятели. Выдающийся российский историк Н. М. Карамзин считал, что: «Патриотизм есть любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях» Карамзин Н. М. О любви к отечеству и народной гордости // Избранные сочинения в 2-х томах. URL: http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol2/03publicity/70.htm (дата обращения: 24.04.16). Это подтверждает и опыт истории — физическая, моральная, политическая привязанность к Родине, Отечеству еще не дает оснований для безоговорочного признания данного человека патриотом. Для этого необходимо, чтобы трудовые, духовные и общественные свершения людей в действительности стали национальным достоянием, народной гордостью и способствовали тем самым проявлению достоинства народа. Именно такое народное достоинство является истинной и надежной опорой патриотизма.

Тема любви к Родине присутствует в поэтических произведениях А. С. Пушкина: «Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»). О патриотизме высказывался В. Г. Белинский: «…патриотизм чей бы то ни был, доказывается не словами, а делами» Белинский В. Г. Речь о критике // Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 5. М.: Художественная литература, 1979. С. 117. Л. Н. Толстой также много трудов посвятил теме патриотизма, но видел в нем и опасность угрозы мировому порядку, всеобщее несчастье и проявление эгоизма в государственном масштабе Толстой Л. Н. Патриотизм или мир? (1896) Журнал «Толстовский листок / Запрещенный Толстой». Выпуск 3. М.: АВИКО ПРЕСС, 1993. URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750−1.shtml (дата обращения 18.04.16).

Позиций и взглядов на идею и сущность патриотизма очень много. Но вряд ли кто-то усомнится в том, что в культуре, политике, экономике, идеологии и других сферах общественной деятельности патриотизм всегда занимал важное место. Показателями содержания и направленности данной категории выступают духовный и нравственный климат общества, его исторические корни. В периоды социальных конфликтов, воин, кризисов, стихийных бедствий патриотизм возрастает в своей значимости. В трудные исторические периоды героизм, отвага, жертвенность во имя своего народа проявляется наиболее часто. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Патриотизм выражает любовь к Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями. Такое отношение к своей стране составляет духовно-нравственную основу человека, формирует его гражданскую позицию и побуждает личность к самоотверженному служению Родине. Поэтому патриотизм можно считать фундаментом и идеологической опорой национальной жизнеспособности. «Не ошибемся если скажем, что патриотизм служит квинтэссенцией социально-ценностного отношения к миру» Корконосенко С. Г. Теория журналистики: моделирование и применение. М.: Логос, 2010. С. 147. Его концепт включает области морали и политики, высокого искусства и бытового поведения, затрагивает общественное и личное.

«Патриотизм — это разновидность политической любви, природа которой определяется способом описания ее предмета» Макаренко В. П. Кто и как чешет национальную похоть // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2012. № 4. С. 18. Для его определения чаще всего используются такие слова как «родина», «отчизна», «отечество» и т. д. Они означают отношения родства и места жительства. В данном случае мы говорим о естественных связях каждого отдельного человека, в выборе которых он несвободен априори: «национальность уподобляется цвету кожи, полу, родословной или эпохе, в которую довелось родиться» — т. е. это то, что изменить нельзя и свойственно индивиду с рождения, «именно потому, что эти узы не выбирают, они и окружены ореолом бескорыстной преданности» Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-ц, Кучково поле, 2001. С. 161.

Единство исторической памяти, общности судеб граждан одной страны возвышает патриотизм над социальной и этнической разобщенностью людей. Выделяют два ключевых понятия, используемых для характеристики патриотизма, — Родина и Отечество. Однако патриотизм — это не только общественно-политическое явление, обусловленное социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Существуют также и «естественные» основы патриотизма, которые, например, проявляются в привязанности к родному дому, любви к своей стране, языку, культуре, традициям, истории государства и народа и т. д. Но, помимо этого, данное понятие подразумевает и наличие определенных знаний, взглядов и убеждений человека, поэтому говоря о патриотизме, мы имеем в виду и определенную рациональную составляющую.

Патриотизму также свойственны некоторые парадоксальные феномены. Например, нация может требовать «жертв», а эта идея в свою очередь связана с идеей чистоты (пример — войны ХХ века, когда тысячи людей погибали и жертвовали собой ради родины). Другой парадокс связан с тем, что «объект привязанности людей приобретает качества анонимного вымышленного предка (родственника)» Макаренко В. П. Указ. соч. С. 19. Язык связывает каждого человека с его предыдущим поколением. С помощью национально-патриотических народных песен и государственных гимнов осуществляется единая духовно-эмоциональная связь настоящего и прошлого. При этом кроме звуков, слов песен и эмоций людей ничего не связывает. Опираясь на эту точку зрения, можно сказать, что любовь к родине не отличается от других аффективных процессов, которые основываются на воображении.

По Канту «патриотическим называется такой образ мыслей, когда каждый в государстве (не исключая и его главы) рассматривает общность как материнское лоно и страну свою как родную почву, на которой он вырос и которую он как драгоценный залог должен оставить после себя» Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 80. Также немецкий философ затрагивает феномен «всеобщей» любви, которая приравнивается к любви «общественной», главным принципом которой является общественное согласие. Оно основывается не на принципе консенсуса, а на принципе гармонии в адрес каждого другого человека, определенных лиц и всего человеческого рода. И в патриотизме такая любовь обоснована совместным происхождением с другими индивидами. Этот принцип невозможно оправдать характером правления или любовью к Конституции, так как они не являются заранее уготовленными для конкретного общества. Первоначально появляется «любовь к отечеству», которая проявляется в соединении народа Ридель М. Универсализм прав человека и патриотизм (Кантовское политическое завещание). URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000053/ (дата обращения 17.04.16).

«Объединительная идея патриотизма, дружбы народов, веротерпимости предполагает глубокое методологическое осмысление психолого-педагогических, социокультурных, конфессиональных и межэтнических процессов становления современной российской гражданственности» Троицкий Е. С. О русской идее. М.: АКИРН, 1994. С. 17. Интегративная функция патриотизма отражает степень сплочения этнической, политической, экономической и социально-психологических сфер общественной жизни. Именно она отвечает за единство нации и принадлежность каждого отдельного человека к общей социальной системе.

Помимо интеграции патриотизм также осуществляет воспитательную, регулятивную и дифференцирующую функции. Первая формирует качество гражданина-патриота и те оценки, согласно которым должны восприниматься те или иные общественные явления и политические процессы. Вторая связана с тем, как патриотические идеи будут влиять на сознание и действие общества. Последняя определяет место, назначение и причастность отдельного индивида к определенному социуму.

В структуре патриотизма выделяют компонент патриотического сознания (это осознание субъектом ценности своей Отчизны, стремление и готовность отстаивать и представлять национальные интересы; это своего рода морально-нравственный регулятор отношений между человеком и объектом его патриотической деятельности), патриотического отношения (это реальная связь между субъектом и объектом, возникающая до осуществления уже конкретный действий) и патриотической деятельности (реализованные действия, мотивированные патриотическими идеями).

Ряд мыслителей и исследователей феномена патриотизма в качестве его объекта рассматривают государство. Предпосылки, ведущие к понятию «государственного патриотизма», одним из первых выразил Гегель. Он утверждает, что интересы и цели государства являются приоритетными по отношению к частным. Государство «обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства» Гегель Г. Философия права. М.: Изд-во «Мысль», 1990. С. 264., оно же имеет особое отношение к индивиду — государство есть «объективный дух».

Позднее о неразрывности формы государства и нации, общества писал Л. Н. Толстой. Писатель посвятил немало своих трудов, обращая внимание общественности, феномену патриотизма и его негативному влиянию на мировой порядок: «патриотизм не переставая, производит неисчислимые бедствия» Толстой Л. Н. Указ. соч. Но в данном случае нас скорее интересует тот факт, что писатель в контексте патриотизма приравнивает понятия отчизны, народа, нации и государства: «зачем же теперь поддерживать преданность людей к своему государству» Там же. По его мнению, это неразрывные вещи, и территориально-правовая форма имеет прямое отождествление с объектом привязанности и любви со стороны общества.

Истоки такого единения государства и общества ведут нас во времена Древней Руси и принципу соборности — принятии совместного решения народом, князем и церковью. О самых первых проявлениях такого общественного поведения мы можем говорить при централизации государства во времена правления Ивана III, который провозгласил себя Государем Всея Руси, то есть государем всего русского народа. Он стремился к объединению русских земель через единение вокруг себя всего народа, таким образом, сокращая дистанцию между верховной властью и обществом. Одновременно вплоть до XVI века на Руси сохранялась традиция собирать вече, на котором принимались и обсуждались важные общественные решения. Общенародное ополчение начала XVII века под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского служит примером того, как общество готово помочь государству для наведения порядка на всей земле, и это инициатива простого люда. В русской истории можно найти и другие подтверждения подобного единства. Церковь, как один из важнейших общественных институтов, принимала важное участие в спорных народных вопросах, оказывала влияние на деятельность сначала князей, а потом и на все государство. Таким образом, становится очевидным, что принцип соборности и отождествления власти и народа возник еще сотни лет назад и составляет часть архетипа русского народа и нашей цивилизации, оказывая непосредственное воздействие на восприятие государства у его современных представителей.

В современной России становление ценности патриотизма сталкивается с проблемами, поскольку на смену национальной идеологии единства и дружбы народов (как это было в СССР) приоритет имеют иные категории, такие как рынок, правовое государство, политический, идейный и социальный плюрализм. Кроме того, понимание верности, героизма, отваги, долга, Отечества, чести и достоинства происходит искаженно и неверно в отличие, например, от периода Великой Отечественной войны. Вместе с тем, утрачена система патриотического воспитания в стране, поэтому формирование национального сознания происходит иными путями. В коммуникации власти с обществом значительную роль играют средства массовой информации. Телевидение, радио, пресса и интернет-ресурсы оказывают сильное влияние на массы, поэтому роль СМИ в возрождении патриотического сознания и ценностей чрезвычайно велика.

Возможно, поэтому особенно часто в последние годы стали обсуждаться вопросы о патриотическом отношении к прессе, о путях русской журналистики, направлении и тенденциях ее развития. Заметно то, что отечественная пресса имеет склонность перенимать черты зарубежных практиков, например, верность факту, доказательность, сухое изложение сведений, беспристрастность и даже профессиональный словарь, но стоит отметить, что у отечественной журналистики есть свои особенности, которые были заложены еще публицистикой XVIII—XIX вв. — например, эмоциональность, выраженное авторское мнение. Эти черты являются визитными карточками русской журналистики.

Как мы выяснили, патриотизм не имеет четко выраженного определения, это и любовь к Родине, и уважение своих традиций, и желание созидать во имя славы своего народа. Смыслов, образующих это понятие, очень много и каждый будет выражением особого понимания этого феномена. Это позволяет определить, что само слово «патриотизм» является концептом, который образует вокруг себя концептосферу. Исходя из многовекового исторического опыта нашего государства, концептосфера понятия «патриотизм» в России очень богата, многообразна и существует столетия, поэтому ее потенциал способен играть огромную роль в коммуникации и возбуждать в сознании людей самые разные образы и смыслы.

В процессе реализации и продвижения в массы идеологий, базирующихся на патриотизме, одним из главных инструментов является вербальная коммуникация. Для достижения более глубокого и действенного эффекта она используется не только для реализации информативной функции, но и для осуществления эмоционального воздействия. Чаще это происходит через визуализацию системы ценностей с помощью конкретных примеров. Учитывая богатую историю России, нередко эмоциональным импульсом выступают события прошлого, апеллирующие к исторической памяти, общественным явлениям, затронувшим максимальное число людей. В таких условиях концептосфера «патриотизма» позволяет выстраивать бесчисленное количество ассоциаций и интерпретаций, которые еще больше побуждают социум к определенным моделям поведения и возбуждают в его сознании яркие ассоциации и провоцируют соответствующие реакции.

Используя предшествующий опыт страны, и обладая знаниями об активных («болевых») точках нации (здесь мы имеем в виду события и концепты, связанные с пережитым опытом, которые имеют особое значение для граждан страны), современное телевизионное вещание может создавать определенные образы уже современных политических, социальных и экономических действий. Преподносить информацию прямо или косвенно таким образом, чтобы у зрителя возникали аналогии. И таким образом, формировать патриотическое настроение населения, и на этой базе формировать политические идеологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой