Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рецепция творчества В.С. Высоцкого в советской прессе 1960-х — 1980-х гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первой среди них стала выпущенная в 1991 г. книга В. И. Новикова «В Союзе писателей не состоял: Писатель Владимир Высоцкий"6. И. Чулков, рецензируя данную вещь и появившуюся в том же году книгу A.B. Скобелева и С. М. Шаулова «Владимир Высоцкий: Мир и слово"7, специально отмечал, что работа Новикова «знаменует собой некий рубеж, отделяющий начальный этап изучения наследия Высоцкого, неизбежно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.С.З
  • Глава 1. Рецепция раннего творчества В. С. Высоцкого в советских
  • СМИ.С
  • Глава 2. Творчество В. С. Высоцкого в советской периодике 1-й половины 1970-х гг. С
  • Глава 3. В.С.Высоцкий в советской прессе 2-й половины 1970-х
  • 1980 м. г. С

Рецепция творчества В.С. Высоцкого в советской прессе 1960-х — 1980-х гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена рецепции творчества B.C. Высоцкого в советской периодике 1960;х- 1980;х гг.

Творчество Высоцкого не относится к главным, магистральным темам советской периодики. Тому были свои причины: не принадлежа к магистральному направлению советской поэзии, он представлял в своем творчестве странный культурный феномен. С одной стороны, его творчество официально не было запрещено, он имел возможность исполнять свои песни на концертах, некоторые из них звучали и в художественных фильмах. Поистине, в 1970;х гг. Высоцкий становится всенародно любимым исполнителем и актером. Но, с другой стороны, его имя редко появлялось в печати, а как поэта его при жизни практически не воспринимали. Соответственно, и работ, посвященных исследованию рецепции творчества Высоцкого в периодике, на сегодняшний день не существует.

Таким образом, новизна работы заключается в том, что работа по обобщению отзывов о Высоцком в прессе и выявлению причин появления этих отзывов предпринимается впервые.

Объект исследования — статьи периодической печати 1960;х — 1980;х гг., посвященные творчеству B.C. Высоцкого. Предмет исследованияистория отечественной журналистики 2-й половины XX века.

Целью настоящей диссертации является выявление связи публикаций, посвященных B.C. Высоцкого, с его творчеством и историко-политическим контекстом 1960;х- 1980;х гг.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

— проанализировать публикации в СМИ, сопровождавшие первый периода актерской деятельности Высоцкого в Театре на Таганкепроанализировать ряд негативных публикаций о творчестве B.C. Высоцкого, появлявшихся в советской прессе в этот период;

— выявить публикации, сопровождавшие расцвет творчества Высоцкого в качестве театрального актера, и прежде всего те, которые посвящены его роли Гамлета в одноименном спектакле Театра на Таганке;

— выявить и описать публикации, посвященные творчеству Высоцкого-поэта и Высоцкого-киноактера (2-я половина 1970;х гг. — 1980 г.).

Методология исследования. В основе работы лежит историко-культурный метод, при котором каждое культурное явление — в данном случае образ Высоцкого, создающийся в советской прессе исследуемого периода — обусловлен тем или иным историческим контекстом.

Хронологические рамки исследования — 1964 — 1980;й гг. Выбор этих рамок обусловлен тем, что в 1964 г. Высоцкий приходит в Театр на Таганке и в прессе появляются первые упоминания о его актерской деятельности. В 1980 г. Высоцкий умер, и, соответственно, в печати завершилось прижизненное рассмотрение его деятельности в качестве поэта и киноактера.

Источники данной работы можно условно разделить на несколько групп.

Во-первых, это материалы периодической печати. При всей специфике советского культурного поля мы имеем дело с изданиями, ориентировавшимися на разные аудитории и имевшими различные тиражи. Огромный массив — это центральные газеты с их миллионными тиражами, такие как «Советская Россия», также B.C. Высоцкий упоминается в газете «Правда», когда против него начинает выстраиваться так называемая кампания 1968 года". Далее следуют газеты и журналы, обслуживающие культурную зону: «Литературная газета», «Советская культура», «Вечерняя Москва», журналы «Советский экран», «Искусство кино», «Театр». Именно они задают основные медийные темы и предлагают их ключевую интерпретацию. Также предметом анализа становятся региональные и местные газеты, такие как «Пензенская правда», «Комсомолец Киргизии». В некоторых случаях в поле рассмотрения попадали и малотиражные газеты (как правило, ориентированные на рабочих), «Рабочий», «Молот», «Электросила» — где с одной стороны был представлен совершенно иной уровень журналистики, но параллельно этому и иной уровень свободы. Характерно, что именно в газетах подобного типа мы встречаемся с перепечатками песен Высоцкого1.

С другой стороны, к исследованию были привлечены различные общественно-политические журналы и журналы, специализировавшиеся на проблемах культуры. Аудитория этих журналов более конкретная, чем аудитория газет. Так, журнал «Коммунист» был адресован партийным читателям, журнал «Экран» — поклонникам отечественного телевидения, журналы «Искусство кино» и «Театр» — на тех, кто профессионально разбирался в соответствующих проблемах, обладал высоким образовательным цензом.

Тем самым нами рассмотрен достаточно широкий массив источников, дающих представление об артикуляции представлений, касающихся Высоцкого, характерных для разных слоев и групп.

1 Высоцкий В. [" На братских могилах." ] // Рабочий. Куйбышев, 1967. 10 декабря- «Вертикаль» // Молот. Ростов — на — Дону, 1967. 7 июля- [Высоцкий В. «Если друг.» ] // Электросила. Л., 1967. 4 марта.

Вторая группа источников — произведения самого Высоцкого, так или иначе попадавшие в поле зрения читателей и критиков и оказывавшие безусловное влияние на характер рецепции творчества Высоцкого.

Высоцкий был, прежде всего, исполнителем песен, его песни расходились, в основном, нелегальным образом, в магнитных записях. Однако и при жизни поэта официальным образом были изданы несколько пластинок — 7 миньонов и один диск-гигант, выпущенный для экспорта: «Песни из кинофильма Вертикаль» (1968; код ЗЗГД-867, ЗЗГД-868. Вошли песни: «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина», «Военная песня») — «Песни Владимира Высоцкого» (1972; код 33д-32 907, 33 Д-32 908. Вошли песни: «Он не вернулся из боя», «Песня о новом времени», «Братские могилы», «Песня о земле») — «Песни Владимира Высоцкого» (1972; код ЗЗД-000Э5249, 33д-35 250. Вошли песни: «Мы вращаем Землю», «Сыновья уходят в бой», «Аисты», «В темноте») — «Песни Владимира Высоцкого» (1974; код ЗЗС-4 607, ЗЗС-4 608. Вошли песни: «Корабли», «Чёрное золото», «Утренняя гимнастика», «Холода») — «Владимир Высоцкий. Песни» (1974; код Г62−8 447−8. Вошли песни: «Песня о переселении душ», «Жираф», «Лирическая», «Ноль семь») — «В.Высоцкий. Песни» (1975; код Г62−4 737, Г62−4 738. Вошли песни: «Кони привередливые», «Скалолазка», «Москва-Одесса») — «Песни Владимира Высоцкого» (1975; код М62−37 515, М62−37 516. Вошли песни: «Она была в Париже», «Кони привередливые», «Скалолазка», «Москва-Одесса») — «Баллады и песни» (1979; диск-гиганткод С90−10 769, С90−10 770).

К этой же группе источников следует отнести художественные фильмы с участием Высоцкого («Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» и др.), а также сохранившиеся фрагменты спектаклей Театра на Таганке с его участием.

Цитирование произведений Высоцкого в данной работе производится по изданию: Высоцкий B.C. Сочинения. Т. 1−2. Екатеринбург: изд-во «У-Фактория», 1999. На сегодняшний день это самое авторитетное издание произведений Высоцкого.

Третья группа источников — это источники личного происхождения, мемуары и переписка современников.

Первой ласточкой" здесь была книга вдовы поэта, Марины Влади, «Высоцкий, или прерванный полет», вышедшая в 1989 г. и выдержавшая с тех пор множество переизданий. В свое время эта книга произвела весьма сильное впечатление — во многом благодаря тому, что на фоне приглаженных «советских» мемуаров очень личная интонация этой книги, достаточно типичная для «западных» воспоминаний, воспринималась как своего рода вызов советскому официозу в целом.

В том же году появился еще один том воспоминаний, пожалуй, столь же ярких и интересных, но не получивших того резонанса, как книга Влади о.

Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю" актрисы Аллы Демидовой, долгие годы работавшей с Высоцким в Театре на Таганке и дружившей с ним.

С тех пор вышло множество мемуаров о Высоцком, написанных как его друзьями, так и знакомыми разного рода. Укажем лишь на «Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть» Валерия Золотухина4, и «Владимир Высоцкий. Между словом и славой: воспоминания» переводчика Давида.

2 Влади М. Владимир, или прерванный полет. М., 1989.

3 Демидова A.C. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю М., 1989.

4 Золотухин B.C. Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть. М., 2000.

Карапетяна5, хорошо знавшего Высоцкого, но долгое время уходившего от любых разговоров о покойном друге. Книга Карапетяна содержит в себе довольно много неизвестных ранее фактов.

История вопроса: Творчество Высоцкого начинает систематически изучаться с начала 1990;х гг. — т. е. уже после краха Советской власти. С тех пор появилось несколько биографий Высоцкого.

Первой среди них стала выпущенная в 1991 г. книга В. И. Новикова «В Союзе писателей не состоял: Писатель Владимир Высоцкий"6. И. Чулков, рецензируя данную вещь и появившуюся в том же году книгу A.B. Скобелева и С. М. Шаулова «Владимир Высоцкий: Мир и слово"7, специально отмечал, что работа Новикова «знаменует собой некий рубеж, отделяющий начальный этап изучения наследия Высоцкого, неизбежно обостренно личностный, породивший любопытный жанр статьи, в которой творчество и биография поэта чаще всего становились материалом для осмысления автором собственной духовной биографии, от следующего — «монографического», устремленного к поэзии Высоцкого как самостоятельной художественной о данности». Монография «В Союзе писателей не состоял.» соединяла в себе филологичность и публицистичность разом, причем публицистичность преобладала, что достаточно типично для эпохи перестройки, когда писалась.

5 Карапетян Д. А. Владимир Высоцкий: Между словом и славой: Воспоминания. М., 2002.

6 Новиков. В. И. В Союзе писателей не состоял: Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.

7 Скобелев A.B., Шаулов С. М. Владимир Высоцкий: Мир и слово. Воронеж, 1991.

8 Чулков В. Две книги о Высоцком (несостоявшийся диалог) // Луч. 1993. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://w.mediaplanet.ru/articles/CHulkov-Dve knigi о Visotskom/.text (дата обращения: 25. 07. 2011.) книга. Интересно, как всего лишь год спустя эту особую перестроечную публицистичность Чулков ставит Новикову в вину: «За этим и рядом других, фрагментов книги <.> встает позиция самого критика, суть которой, если коротко, в следующем. B.C. Высоцкий — большой советский поэт, поэт «нашей бучи», понятой им правильнее, чем другими («предтеча перестройки», как сказал другой критик), но все такой же «боевой» и «кипучей». В этом, думаю, основной изъян книги <.> Дело в том, что Высоцкий не был советским поэтом в привычном для нас смысле этого словосочетания. Советская действительность реанимировала тип поэта, возникшего в XVIII веке — поэта, способного существовать только в до него и без него сформулированной и возведенной в ранг «истинной», потому что «верной» системе социальных, нравственно-этических, эстетических ценностей, из которых изъято то, что делает человека самим собой, но сохранено и умножено все, что делает его неотличимым от других. Сам XVIII век был взят как исходная точка (можно взять и другие — социалистический реализм вообще есть явление интересное и по-своему уникальное, соединившее в себе приметы и мифа, и фольклора, и романтизма, и. и т. д.). А далее все пошло уже иначе. Система ценностей могла трансформироваться в каком угодно направлении <.>. Неизменным оставалось одно — стремление ограничить человека рамками того, что нужно системе сегодня, растворить его в кипящем котле бесконечных социально-политических и экономических новации. Короче, сделать его существом социальным и только социальным, внушить ему, что он пришел в этот мир, чтобы пересоздать его, изменить. Естественно, только к лучшему. Что, другие уже пытались и у них не получилось? Значит, были допущены ошибки. Мы их нашли, исправили, так что вперед и выше"9. Здесь можно видеть, как события августа 1991 г., повлекшие за собой смену режима в стране, оказались водоразделом, переход через который заставил переосмыслить отношения с властью.

В 1995 г. выходит книга Н. М. Рудник «Проблема трагического в поэзии B.C. Высоцкого"10. Эта работа является интертекстуальным анализом трех песен Высоцкого — «Купола», «Моя цыганочка» и «История болезни»: «Купола» рассматриваются на фоне иконописной символики, лубка, творчества A.C. Пушкина, М. И. Цветаевой, A.A. Блока- «История болезни» -на фоне булгаковского «Мастера и Маргариты», гетевского «Фауста», «Ворона» Эдгара По, и т. д. Местами это любопытно, местами материал кажется притянутым искусственно.

Характерные слабости работы Рудник особенно заметны на фоне небольшой, но очень «плотной» статьи H.A. Богомолова «Высоцкий — Галич — Пушкин, далее везде». В этой статье анализируется одно стихртворение Высоцкого — «Слева бесы, справа бесы.». Автор показывает, что стихотворение это, судя по всему, не предназначенное для пения, вырастает из большой литературной традиции, сформированной «Бесами» A.C. Пушкина. Богомолов находит в тексте стихотворения прямые отсылки к поэме В. В. Маяковского «Человек» и поэме А. Т. Твардовского «За дальюдаль», а также к нескольким песням A.A. Галича. Автор делает вывод о том, что все эти аллюзии осознанно введены Высоцким11.

9 Там же.

10 Рудник Н. М Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого. Курск, 1995.

11 Богомолов H.A. Высоцкий — Галич — Пушкин, далее везде // Богомолов H.A. От Пушкина до Кибирова: Статьи о русской поэзии. М., 2004. С. 426 — 440.

Своего рода лидером «высоцковедения» является A.B. Кулагин. Ему принадлежит работа «Поэзия B.C. Высоцкого. Творческая эволюция», впервые опубликованная в 1995 г. и выдержавшая два издания12. В ней автор достаточно подробно анализирует творчество Высоцкого и предлагает периодизацию этого творчества.

Кулагину принадлежит и сборник статей «Высоцкий и другие», собравшая под одной обложкой статьи, написанные автором о Высоцком с.

13 начала 90-х гг. Часть статей посвящена различным частным вопросам творчества Высоцкого, анализу отдельных его песен. Две трети книги занимают статьи о «пушкинских контекстах» у Высоцкого. Однако при чтении этих статей возникает вопрос, идет ли речь о реальном диалоге с Пушкиным, или же собеседником выступает некое растворенное в общекультурном сознании «наше все»: расхожая цитата, отражение Пушкина в массовой культуре.

При этом Высоцкий-поэт существует как бы вне среды современников. Такой взгляд приводит к своеобразным деформациям. Так, говоря о ранних, «допесенных» текстах Высоцкого, Кулагин подчеркивает, что «в этих стихотворениях обращает на себя внимание нетрадиционная для литературы тех лет, «непоэтическая тематика» «14. Но значительная часть этих стихотворений писалась для капустников — а сам характер такого рода спектаклей подразумевает работу с фактурой, хорошо знакомой аудитории. Поэтому тексты для капустников заведомо будут гораздо ближе к жизни, чем тексты «литературные». С другой стороны, утверждение Калугина о.

12 Кулагин A.B. Поэзия B.C. Высоцкого: Творческая эволюция. Коломна, 1996; То же, испр. и доп.: М., 1997.

13 Он же. Высоцкий и другие. М., 2002.

14 Там же. С. 6. нетрадиционности житейской тематики в литературе тех лет применимо исключительно к ее «печатной», официальной части.

Исследователей привлекают тематические параллели творчества Высоцкого не только с творчеством Пушкина, но и с творчеством других поэтов. На принципе такого параллелизма построена работа М. П. Перепелкина «Бездны на краю. И. Бродский и В. Высоцкий: диалог художественных систем"15. Параллели, которые выстраивает Перепелкин, достаточно далеки: как бы ни было, «Песня про сумасшедший дом» Высоцкого соотносится с «Записками сумасшедшего» Н. В. Гоголя, «Палатой номер шесть» А. П. Чехова — но весьма и весьма далека от поэмы И. А. Бродского «Горбунов и Горчаков».

В 2007 г. выходит книга А. В. Скобелева «Много неясного в странной стране"16- в ней автор делает попытку «фронтального» комментирования творчества Высоцкого и обоснования нового подхода к изучаемому материалу. Автор дает определенную классификацию, выделяя в текстах песен неопределенные пространственные и временные характеристики, предметную неопределенность (когда в песне упоминаются странные, часто, казалось бы, случайно втянутые в текст объекты), указывает, что герои совершают странные, бессмысленные или необъяснимые поступки, а многие ситуации носят фантастический или мифологически-сказочный характер и т. д.17. Далее Скобелев анализирует отдельные песни Высоцкого в хронологическом порядке, акцентируя в них фразы или выражения, которые могут быть непонятны читателю, при этом текст песен целиком не.

15 Перепелкин М. П. Бездны на краю. И. Бродский и В. Высоцкий: диалог художественных систем. Самара, 2005.

16 Скобелев A.B. Много неясного в странной стране. Ярославль, 2007.

17 Там же. С. 8−26. приводится — дается только отсылка на название, далее же следует разбор присущих данной песне неясностей. Порой возникает ощущения, что автор комментирует вещи, которые можно оставить без внимания, так, например, оговаривая, что строке «он за растрату сел, а я — за Ксению» — не совсем понятно, оказался ли герой песни в тюрьме из-за преступления против Ксении или же преступление он совершил из-за нее. При этом читателя не оставляет ощущение, что автор книги, давая свои толкования, работает с бумажным текстом, а не с аудиоматериалом — ибо при прослушивании авторское интонирование Высоцкого многое «неопределенное», с точки зрения Скобелева, делает весьма и весьма определенным и недвусмысленным. В общем, книга Скобелева оставляет впечатление некоторой невнятности.

Заметим, что в качестве примера действительно внимательного и адекватного «чтения» текстов Высоцкого можно привести лишь одну работу.

— статью H.A. Богомолова «Чужой мир и свое слово». Автор статьи пытается отследить специфику диалога Высоцкого с предшествовавшей ему поэтической традицией. Для Высоцкого было очень важно обретения точки опоры в существующей до него русской поэзии — обретение ощущения преемственности. Интересны наблюдения Богомолова об интонационной близости (именно близости, а не перекличке) стихотворения.

В.Г. Шершеневича «Страшный год» с творчеством Высоцкого .

В 2000;х гг. наступает время обобщений — появляются монографии, посвященные жизни и творчеству Высоцкого в целом. Лучшей из них на сегодняшний день является книга В. И. Новикова «Владимир Вйсоцкий»,.

18 Богомолов H.A. Чужой мир и свое слово // Богомолов H.A. Указ. соч. С. 395 вышедшая в 2002 г. серии ЖЗЛ, и с тех пор выдержавшая еще три переиздания. Причем по мере перепечатки книга исправлялась и.

19 тт дополнялась. На сегодняшний день — это не только самая полная, но и самая качественная — не только по охвату материала, но и по глубине понимания той эпохи — биография Высоцкого. Интересно, что в тех случаях, когда Новиков принимается комментировать тексты поэта, он часто делает это гораздо корректнее и изящней, чем большинство исследователей поэтики Высоцкого.

Отдельные главы этой биографии (а вернее, ее сокращенную версию) до выхода книги печатал журнал «Новый мир». Биография Высоцкого подавалась там как культурное событие: редакция пошла даже на то, чтобы, начав ее публикацию в конце 2001 года, в ноябрьском и декабрьском номерах, окончание перенесла на следующий год — оно вышло в январской.

20 ' книжке «Нового мира» за 2002 год: в журнальной практике случай экстраординарный. Журнальной публикации Новиков предпослал предисловие, которое не вошло в книгу. В нем он особо оговаривал жанр своего труда, подчеркивая, что это не сухая научная работа, а, по сути, документальный роман о Высоцком и его времени: «.Я выбрал форму беллетризованного повествования, основанного, однако, исключительно на реальных фактах и свидетельствах. Эту книгу я воспринимаю как роман, написанный в соавторстве с Высоцким, поскольку сюжет своей судьбы он, следуя пушкинскому принципу «самостоянья», сумел выстроить вопреки социально-политическим обстоятельствам. Неотъемлемой частью этого.

19 Новиков В. И. Высоцкий (ЖЗЛ). М., 2005.

20 Он же. Высоцкий // Новый мир. 2001. № 11 — 12- 2002. № 1. романа жизни" стали и песни Высоцкого — как единое целое, как законченный образ мироздания."21.

В 1998 г. появляется биографическая книга В. К. Перевозчикова «Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980"22, посвященная, как явствует из названия, последнему году жизни поэта. Автор проговаривает в ней то, что до того старались обходить стороной, хотя это было своего рода «секретом Полишинеля» — наркозависимость Высоцкого, сформировавшуюся в последние годы его жизни.

Существует также целый ряд коллективных сборников, посвященных Высоцкому. Прежде всего, это серия альманахов «Мир Высоцкого. Исследования и материалы», издававшихся под эгидой Государственного культурного центра-музея B.C. Высоцкого. Всего было издано шесть выпусков, после чего издание прекратило свое существование. В среднем, в каждом выпуске было представлено около 30 — 40 авторов, а общий объем книги составлял 500 — 600 страниц. Понятно, что и материалы, и их качество в таких сборниках заведомо разнородны. В рамках нашей работы особый интерес представляют статьи C.JI. Страшнова «Феномен Высоцкого в рамках социокультурных контекстов 50 — 60-х годов"23, JI.X. Абдулаевой.

Он же. Высоцкий. Главы из книги // Новый мир. 2001. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/novyi mi/2001/l 1/nov.html (дата обращения: 25. 06 2011.).

22 Перевозчиков В. К. Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980;й. М., 1998.

23 Страшное C.JI. Феномен Высоцкого в рамках социокультурных контекстов 50 — 60-х годов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. М., 1999. Вып. III. С. 22 — 29.

Художественная интерпретация социальных реалий в «Балладе о.

5? 24 ~ детстве ", вошедшие, соответственно, в третии и пятый выпуски альманаха.

Еще один сборник, вышедший под эгидой ГКЦМ B.C. Высоцкого.

Владимир Высоцкий: Взгляд из XXI века. Материалы третьей международной научной конференции. Москва 17−20 марта 2003 года".

Сборник представляет собой самые разнообразные труды, посвященные как творчеству Высоцкого, так и людям, имеющим отношение к авторской песне.

Издатели указывают, что в сборник вошли не все доклады, представленные на упомянутой конференции, однако не оговаривают принципы отбора, а лишь указывают, что в книге представлено примерно две трети заявленных работ. Участвовали в этом мероприятии как весьма известные, так и начинающие «высоцковеды». Представление и о сборнике, и о конференции дают сами темы таких работ: C.B. Свиридов «Гнусная теоръя космических негодяев. Опыт футурологии Высоцкого», H.A. Выдрина «О некоторых.

26 особенностях изучения поэзии В. С. Высоцкого в средней школе", O.A. Фомина «Особенности метрического репертуара песенного и поэтического.

27 творчества Высоцкого", Бабенко В. Н. и Рыбальченко В. К. «Высоцкий на.

24 Абдулаева JI.X. Художественная интерпретация социальных реалий в «Балладе о детстве» //Там же. М., 2001. Вып. V. С. 316 — 318.

25 Свиридов C.B. Гнусная теоръя космических негодяев. Опыт футурологии Высоцкого // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва 17−20 марта 2003 года. М., 2003. С 24.

26 Выдрина H.A. О некоторых особенностях изучения поэзии В. С. Высоцкого в средней школе // Там же. С. 308.

27 Фомина O.A. Особенности метрического репертуара песенного и поэтического творчества Высоцкого // Там же. С. 311. украинском", Богомолов Н. А. «Высоцкий — Галич — Пушкин, далее.

29 везде", Крылова Н. В. и Михайлова В. А. «Владимир Высоцкий — Юрий.

Шевчук: к проблеме творческого поведения" и т. п. Как следует из этих названий, и конференция, и сам сборник ставил перед собой задачу показать «всеохватность» творчества Высоцкого.

Подводя итоги, следует констатировать: творчество Высоцкого в настоящий момент достаточно хорошо изучено, однако вопрос о рецепции этого творчества в советской прессе не только не изучался, но и должным образом не был поставлен.

Положения, выносимые на защиту.

1. До настоящего времени не существовало исследований, в которых бы специально изучалась рецепция творчества B.C. Высоцкого в советской прессе.

2. Отношение СМИ к творчеству Высоцкого во 2-й половине 1960;х гг. определялось тем, что, во-первых, он был начинающим киноактером, а во-вторых, уже играл в культовых спектаклях Театра на Таганке («Десять дней, которые потрясли мир», «Антимиры», «Жизнь Галилея»).

3. В первой половине 1960;х гг. игра Высоцкого в театре оценивалась, скорее, положительно. Однако в связи с изменением внутренней и внешней политики СССР во 2-й половине 1960;х гг. отзывы прессы о постановках Театра на Таганке в целом и о творчестве Высоцкого в частности становятся резко отрицательными.

28 Бабенко В. Н., Рыбальченко В. К. Высоцкий на украинском // Там же. С. 449.

29 Богомолов Н. А. Высоцкий — Галич — Пушкин, далее везде // Там же. С. 151.

30 Крылова Н. В., Михайлова В. А. Владимир Высоцкий — Юрий Шевчук: к проблеме творческого поведения // Там же. С. 249.

4. Развернутая в 1968 г. компания травли Высоцкого в прессе на самом деле была направлена не столько против него лично, сколько против «оттепельных» умонастроений в молодежной среде. Благодаря этой травле вокруг Высоцкого сформировалась определенная аура — не столько оппозиционера, сколько индивидуалиста, отчуждающего себя от «советского образа жизни».

5. Важной вехой в творчестве Высоцкого — театрального актера стало исполнение главной роли в спектакле Театра на Таганке «Гамлет» (1971). Рецензии, вышедшие сразу после премьеры спектакля, справедливо отмечали, что идеи, положенные в основу спектакля, соотносятся с некоторыми социально-политическими реалиями советского общества 1960 х-1970;х гг.

6. Аналогичным образом в прессе освещался и фильм «Плохой хороший человек», поставленный по повести А. П. Чехова «Дуэль», в котором Высоцкий также играл одну из главных ролей. Обсуждая прочтение классики, рецензенты видели за ним попытки ответить на болезненные вопросы современности.

7. Во второй половине 1970;х гг. популярность Высоцкого в советской прессе растет. Этому способствует, во-первых, изменение внутриполитической ситуации — начавшийся процесс урегудирования отношений СССР и США. Во-вторых, Высоцкий сыграл главную роль в фильме «Место встречи изменить нельзя», ставшим поистине одним из самых популярные советских сериалов. Соответственно, пресса начинает обращать внимание не только актерскую игру, но и на исполнительское творчество Высоцкого.

8. Не смотря на то, что Высоцкий воспринимался советской прессой неоднозначно, запрета на печатные упоминания о нем не существовало.

Более того, к началу 1980;х гг. пресса вплотную подошла к осознанию творчества Высоцкого как своеобразного культурного феномена. Однако вывод об этом на страницах СМИ так и не прозвучал.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности, при написании книг и статей, подготовке курсов лекций, семинаров, учебных пособий по истории отечественной литературы и журналистики и публицистики, а также при написании биографических работ о Высоцком.

Апробация исследования. Положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры литературной критики Института Массмедиа РГГУ. По теме диссертации автором опубликовано 4 статьи, из них 3 — в рецензируемых научных журналах. Автор диссертации также принял участие в конференции: «Агрессия. Интерпретация культурных кодов» (г.Саратов, 2009, октябрь), где выступал с докладом «» Язык агрессии" в публикациях о B.C. Высоцком в 1968;1972 гг.".

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Заключение

.

Таким образом, из данной работы можно сделать следующие выводы:

1. отношение СМИ к творчеству Высоцкого во 2-й половине 1960;х гг. носило неоднозначный характер. Прессой Высоцкий воспринимался, прежде всего, как актер. Он быстро развивался в этом качестве, вскоре после дебютных эпизодических ролей в кино и недолгого периода сотрудничества с театром им. Пушкина, Высоцкий начал работать с такими режиссерами, как Туров и Полока в кино и Ю. П. Любимов в Театре на Таганке. Эти работы затрагивали проблемы, волнующие в тот момент все общество в целом и связанные с мироощущением интеллигенции на излете «оттепели». Но если роли Высоцкого в кино, сыгранные в те годы, вызывали довольно прохладную или негативную реакцию в СМИ, то с его работой в Театре на Таганке дело обстояло сложнее. Ряд постановок этого театра («Десять дней, которые потрясли мир», «Антимиры», «Жизнь Галилея») стали культурными событиями десятилетия и именно в этом качестве привлекли к себе внимание прессы. Однако если в первой половине 60-х гг. игра Высоцкого в театре оценивалась, скорее, положительно — то во второй половине десятилетия и I сам театр, и Высоцкий все больше подвергаются критике. Связано это с изменением внутренней и внешней политики СССР и попыткой властей нейтрализовать идеи «социализма с человеческим лицом», приведшие к «Пражской весне».

Именно этим стремлением объясняется кампания против песен Высоцкого, которая велась в прессе в 1968 г., на самом деле направленная не столько против певца, сколько против умонастроений молодежи в целом. Кампания эта строилась по образцам, заданным еще в 30-ые гг. в I выступлениях Жданова против журналов «Звезда» и «Ленинград» и статьей «Сумбур вместо музыки». В ходе этой кампании во многом воспроизводилась журнальная риторика 1930;х гг., тем самым подчеркивался «охранительный» характер этой кампании. Благодаря этому вокруг Высоцкого сформировалась определенная аура — не столько оппозиционера, сколько индивидуалиста, отчуждающего себя от «советского образа жизни».

2. Советская пресса особо акцентирует работу Высоцкого в 1970;х гг.: исполнение главной роли в спектакле Театра на Таганке «Гамлет» (1971). Обращение Театра на Таганке к «классической» трагедии Шекспира позволила заострить многие проблемы 1970;х гг., открытое обсуждение которых было табуировано. Характерным образом рецензии, вышедшие сразу после премьеры спектакля, соотносили его с некоторыми современными реалиями общества 1960;х-1970;х гг.

Серьезного обсуждения в СМИ удостоился и фильм «Плохой хороший человек». Обсуждая прочтение классики, рецензенты видели за ним попытки ответить на болезненные вопросы современности.

В целом же в к. 1960;х — начале 1970;х гг. Высоцкий в 'прессе и массовом сознании — это, прежде всего, автор песен к художественным фильмам.

3. во второй половине 1970;х гг. исполнительское творчество Высоцкого более широко освещается прессой. Публикации о том, что B.C. Высоцкий — исполнитель песен часто появляются в газетах. Причина тому, прежде всего, заключалась в изменении исторической ситуации. К тому же B.C. Высоцкий снимается в фильме, обретшем невероятную популярность «Место встречи изменить нельзя», где играет Глеба Жеглова. Вероятно, это тоже влияет на восприятие Высоцкого советской прессой. Роль советского сыщика, естественно, оказывается абсолютно лояльной режиму.

И, наконец, главный вывод, который можно сделать из проведенного исследования: оценка советской прессой творчества Высоцкого менялась, прежде всего, в зависимости от конкретно-политической обстановки в СССР, а также от тех культурных установок, что были актуальны для того или иного политического периода. В начале карьеры Высоцкий воспринимался прессой прежде всего как театральный и киноактер, затем пресса стала воспринимать его и как автора песен к кинофильмах, потом к этому восприятию добавились и оценки Высоцкого как исполнителя песен. Высоцкому, не связанному с диссидентскими кругами, по-видимому, предназначалась роль своеобразной культурной отдушины для отечественной интеллигенции.

В поздних публикациях о B.C. Высоцком учитывают, что такая фигура существует в культурном поле страны, но об этом говорят косвенно. Феномен Высоцкого, фактически, принимается советской прессой — но этот момент не артикулируется. К тому же, окончательному его принятию мешает скоропостижная гибель поэта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Печатные источники: I
  2. М. Пой песню, пой! / М. Азовский // Советская культура. 1976. — 17 сентября.
  3. В. П. Таинственная страсть / В. Аксенов. М., 2009.500 с.
  4. В.П. Певец Метрополии / В. П. Аксенов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2000. -Вып. IV. — С.125−130.
  5. А. Алиса в стране пластинок / А. Алексеева // Неделя. 1977. 14−20 февраля.
  6. В. Невертикальная «Вертикаль» / В. Алексеев // Пензенская правда. 1967. — 2 августа.
  7. Л., Кордо Н. Театр без актера? Письмо Ю.П. Любимову, главному режиссеру Театра на Таганке / Л. Амирагова, Н. Кордо // Комсомольская правда. 1968. — 18 сентября.
  8. A.A. Трагедия гения / A.A. Аникст // Московский комсомолец. 1966. — 13 сентября.
  9. Антология французского сюрреализма. 20-е годы / Сост. С. А. Исаев, Е. Д. Гальцова. М.: ГИТИС, 1994. — 392 с.
  10. А., Ригин А. Детективный диалог / А. Аронов, А. Ригин // Московский комсомолец. 1979 — 18 ноября.
  11. Н.И. Снова на экране «Маленькие трагедии» A.C. Пушкина / Н. И. Архангельская // Телевидение. Радиовещание. СПб., 1979. -№ 7. -с.35.
  12. В.Н., Рыбальченко В. К. Высоцкий на украинском /
  13. B.Н. Бабенко, В. К. Рыбальченко // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва 17−20 марта 2003 года/ сост. Е. Г. Язвикова. М: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2003. — С.449−459. >
  14. В. Не взятая вертикаль / В. Барановский // Знамя коммунизма. Одесса, 1967. — 16 июля.
  15. A.B. Живая плоть трагедии / A.B. Бартошевич // Советская культура. -1971.-14 декабря.
  16. Е. С чужого голоса / Е. Безруков // Тюменская правда.1968.-7 июля.-№ 158.
  17. С. Театр двух актеров / С. Бержанер // Ташкентская правда. 1978. — 3 октября.
  18. Е. Праздник откровенности. Изданы дневники Святослава Рихтера / Е. Бирюкова // Известия. 2003. — 26 января.
  19. Ю. Он сотворил из себя миф / Ю. Богомолов // Известия. 2003. — 24 января.
  20. М. Владимир Высоцкий / М. Борк // Театр. 1977. — № 1.1. C.46−54.
  21. С. Левая наружка угодила под административный ресурс/ С. Бочарова // Независимая газета. 2007. — 4 сентября.
  22. . О неаристотелевской драме / Б. Брехт // Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: в 5-ти тт. М.: Искусство, 1965. — Т. 2 Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/INPROZ/BREHT/breht5 2 l. txt (Дата обращения 29.08.2011.)
  23. И. А. Сочинения: В 4-х тт. / И.А. Бродский- сост. Г. Ф. Комаров. СПб.: Пушкинский фонд, 1992 — 1995. Т. 1 — 4.
  24. И.А. Большая книга интервью. Второе, исправленное и дополненное издание / И.А.Бродский- сост. В. П. Полухина М.: Захаров, 2000. — 704 с.
  25. П. Владимир Высоцкий в Нью-Йорке / П. Вайль // Новое русское слово. Нью-Йорк, 1979. — 23 января.
  26. А. «Шаг в сторону» / А. Вартанов // Искусство кино. -1966.-№ 12. с.10−13
  27. А. Всем бы таких сантехников! / А. Велижганова // Комсомольская правда. 2003. — 27 ноября.
  28. И.Л. Жизнь Галилея / И. Л. Вишневская // Вечерняя Москва. 1966. — 13 июня.
  29. М. Владимир, или прерванный полети / М. Влади. М: Прогресс, 1989.-303 с.
  30. С. Да, с чужого голоса! / С. Владимиров // Тюменская правда. 1968. — 30 августа. — № 204 (6754).
  31. Р. Артист с гитарой / Р. Врабель // Film a divaldo. -Прага, 1977. -№ 13.-с. 17
  32. Встреча с Брехтом // Вечерняя Москва. 1979. — 20 декабря. i
  33. Е. В. Прекрасное в каждый дом / Е. В. Вучетич // Правда. — 1968. — 14 апреля.
  34. B.C. Вертикаль / B.C. Высоцкий // Молот. Ростов — на — Дону, 1967. — 7 июля-
  35. B.C. Владимир Высоцкий: монологи со сцены / B.C. Высоцкий- лит. запись О. Л. Терентьева. Харьков: М., 2000. — с.205.
  36. B.C. «В суету городов. ». / В. С. Высоцкий // Калиниградский комсомолец. Калининград, 1967. — 24 декабря.
  37. B.C. «В суету городов. ». / В. С. Высоцкий // Комсомолец. — Челябинск, 1967. 6 октября.
  38. B.C. «В суету городов. ». / В. С. Высоцкий // Комсомольское племя. Оренбург, 1967. — 25 августа.
  39. B.C. «В суету городов. ». / В. С. Высоцкий // Ленинец. Уфа, 1967. — 9 сентября.
  40. B.C. «В суету городов. ». / В. С. Высоцкий // Молодой ленинец. Калуга, 1967. — 22 декабря.
  41. B.C. «В суету городов. ». / В. С. Высоцкий // Орловский комсомолец. Орел, 1967. — 17 сентября.
  42. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Амурский комсомолец. Благовещенск, 1967. — 1 октября.
  43. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Брянский комсомолец. Брянск, 1967. — 10 декабря.
  44. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Волжский комсомолец. Куйбышев, 1967. — 16 июля.
  45. B.C. «Если друг.». / B.C. Высоцкий // Вологодский комсомолец. Вологда, 1967. — 22 октября.
  46. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Заря молодежи. Саратов, 1967. — 18 августа.
  47. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Молодой сибиряк. Омск, 1967. — 12 ноября.
  48. B.C. «Если друг.». / B.C. Высоцкий // Новгородский комсомолец. Нижний Новгород, 1967. — 9 декабря.
  49. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Северный комсомолец. Архангельск, 1967. — 8 декабря.
  50. B.C. «Если друг.». / В. С. Высоцкий // Тюменский комсомолец. Тюмень, 1967. — 16 июня.
  51. B.C. «Если друг.». / B.C. Высоцкий // Электросила. -Д., 1967. -4 марта.
  52. B.C. «Если друг.». / B.C. Высоцкий // Электросила. -Л., 1967.-4 марта.
  53. B.C. «На братских могилах.». / В. С. Высоцкий // Рабочий. Куйбышев, 1967. — 10 декабря.
  54. B.C. Нерв: стихи / B.C. Высоцкий- предисл. Р.И. Рождественского- примеч. А. Е. Крылова. 3-е изд. — М.: Современник, 1988.-238 с.
  55. B.C. О друге / B.C. Высоцкий // Молодой коммунист. -Чебоксары, 1967. 26 декабря.
  56. B.C. Песня из кинофильма «Вертикаль» / B.C. Высоцкий // Магаданский комсомолец. Магадан, 1967. — 8 сентября.
  57. B.C. Песня из кинофильма «Вертикаль» / B.C. Высоцкий // Молодость Сибири. Новосибирск, 1967. — 12 ноября.
  58. B.C. Песня из кинофильма «Вертикаль» / B.C. Высоцкий // Советская молодежь. Иркутск, 1967. — 9 декабря.
  59. B.C. Песня о друге / B.C. Высоцкий // Комсомольская icKpa. Одесса, 1967. — 17 сентября. ,
  60. B.C. Песня о друге / B.C. Высоцкий // Молодой ленинец. Ставрополь, 1967. — 25 ноября.
  61. B.C. Письмо В. И. Степанкову от 24 июня 1968 г., Москва Электронный ресурс. URL: http://irrkut.narod.ru/raznoe/Ofis-pisma-1 .htm. (Дата обращения: 30.08.11).
  62. B.C. Сочинения: в 2 т. / Сост., подгот. текста иIкоммент. А.Е. Крылова- вступ. ст. В. И. Новикова / B.C. Высоцкий- А. Е Крылов, В. И. Новиков 11-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: — У-Фактория, 1999.
  63. B.C. 130 песен для кино : Сборник. / B.C. Высоцкий- сост., текстол. подгот. и примеч. А. Крылова. -М.: Киноцентр, 1991. -303 с.
  64. A.A. Избранные стихотворения / А. А. Галич. М.:11. Новости, 1989.-239 с.
  65. A.A. Песня об Отчем Доме: Стихи и песни с нотным приложением / A.A. Галич. М.: Локид-Пресс, 2003. — 543 с.
  66. Л. Владимир Высоцкий: встречи, интервью, воспоминания / Л. Георгиев- пер с болг. В. Викторова. М., 1991 Электронный ресурс. URL: http ://otblesk.com/vysotsky/i-lubenl .htm#ixzzlXkSsie6r (Дата обращения: 12.09.11).
  67. И. Кинокамера читает историю / И. Германова //I
  68. Комсомольская правда. 1976. — 11 апреля.
  69. И. «Штрафной удар» / И. Григорьева // Призыв. -Владимир, 1963. 9 июня.
  70. А. Конец «Черной кошки» / А. Гущин // Вечерняя Москва. 1979. — 17 ноября.
  71. A.C. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. -176 с.
  72. В. Про знатоков и других / В. Демин // Правда. 1979. -27 декабря.
  73. День поэзии 1975, альм. М., Сов. писатель, 1975. — 200 с.
  74. С.Д. Соло на IBM / С. Д. Довлатов // Довлатов С. Д. Собр. соч.: в 3-х тт. СПб., 1993. Т. 3. — С. 198 — 234.
  75. Г. Вертикаль / Г. Дружина // Комсомолец Киргизии. -Фрунзе, 1967. 19 июля.
  76. Еще раз о чужих голосах // Тюменская правда. -1 1968. -3 декабря.
  77. A.A. Вступительная на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б), 1946. Электронный ресурс. URL: http://www.theremin.ru/archive/sovok/zhdanov 48 l. htm (дата обращения: 29.09.2009.)
  78. A.A. Доклад «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» (Сокращенная и обобщенная стенограмма докладов т. Жданова на собрании партийного актива и на собрании писателей в Ленинграде / A.A. Жданов // Правда. 1946. — 21 сентября. — № 225 (10 307).
  79. В. «Арап Петра Великого» / В. Железняк // Труд. -1975. 12 октября.
  80. За и против // Искусство кино. 1977. — № 12. — С.45−54.
  81. B.C. Секрет Высоцкого: Дневниковая повесть / B.C. Золотухин М.: Алгоритм, 2000. -315 с.
  82. Ю. Поиски на Таганке / Ю. Зубков // Советская культура. 1966. — 10 октября.
  83. Д.Б. О массовом музыкальном воспитании / Д. Б. Кабалевский // Советская музыка. 1969. — 3 марта.
  84. Д. Владимир Высоцкий: Между словом и славой: Воспоминания / Д. Карапетян. М.: Захаров, 2002. -277 е.
  85. А. Любимов во Франции / А. Каролин // Express. Париж, 1977. № 1375. 14−20 ноября.
  86. Карьера Димы Горина // Кинонеделя Ленинграда. 1961. — 30 июня (№ 26).
  87. А.Н. О Владимире Высоцком вспоминает Алла Николаевна Качалина. 2008. — 12 декабря Электронный ресурс. URL: http://v-vysotsky.narod.ru/vospominaniia/Kachalina/text.html Дата обращения: (12.09.11).
  88. К. Письма в «Континент» / К. Ковальджи // Континент. 1992. — № 4 (74). — С.339−344.
  89. В. «Я не даю своих песен для исполнения эстрадным певцам, говорит Высоцкий» / В. Копелев // Коммунист. — Череповец, 1978.
  90. И. В лице Владимира Высоцкого мы встретились не только с автором популярных песен. / И. Коршунова // Бауманец, 31 мая, 1978 г.. по: Вагант, 1994, № 2,3., С.ЗО.
  91. Крик моды за трешницу // Тюменский комсомолец. 1968. — 14июня.
  92. Е.Л. Избранное / Е. Л. Кропивницкий. М.: Культурный слой, 2004. -317 с.
  93. H.A. В кино и «дома» / H.A. Крымова // Советский экран. 1974.-№ 14.
  94. М.В. Ученик отступника / М.В. Кудимова// Континент. -M.- Париж, 1992. № 2 (72). — С.323−341.
  95. М. Чехов? Да, Чехов / М. Кузнецов // Советская культура. — 1974. — 4 января.
  96. Ф.Ф. Конфуз с «Метрополем» / Ф. Ф. Кузнецов // Московский литератор. 1979. — 9 февраля. — С. 75−79.
  97. Т. «Жизнь Галилея» / Т. Ланина // Вечерний Ленинград. -1967.- 10 мая.
  98. А. Театр на Таганке в гостях у краснобогатырцев / А. Левашов // Красный Богатырь. М., 1976. — 15 июля.
  99. С. С. Я хочу видеть этого человека! / С. С. Лисневский //Московский комсомолец, 1967, 21 декабря.
  100. А.И. Веселое лукавство ума / А. И. Липков // Искусство кино. 1977. -№ 3.~ С. 61−73.
  101. А. «Чтобы помнили» / А. Лозовая // Вечерняя Тюмень. -2007. № 29−30 Электронный ресурс. URL: http://lozovaia.narod.ru/visotskyst.html. (Дата обращения: 31.08.11).
  102. Юб.Лойша В. Не сотвори себе кумира / В. Лойша // За советскую науку. Томск. 1967. № 34. ,
  103. А. Вертикаль / А. Локтев // Спутник кинозрителя. 1967.-№ 7.
  104. Л.В. Упорная жизнь Джемса Клиффорда: Возвращение одной мистификации / Л. В. Лосев //Звезда. 2001. — № 1. — С. 184−192.
  105. P.A. Что за песней? / P.A. Лынев // Комсомольская правда. Тюмень. — 1968. — 16 июня.
  106. Ю.П. Интервью длиной в двенадцать лет (1976−1988). Интервью взял А. Щербаков / Ю. П. Любимов, А. Щербаков // Театр. 1988. -№ 7. — С.143−148.
  107. Ю. П. Веление времени / Ю. П. Любимов // Известия. -1965. 19 февраля.
  108. Марина Влади и Владимир Высоцкий // Film, szinhaz, musika. -Будапешт, 1978. № 4. — С. 23 — 25.
  109. Н. Песня это оружие / Н. Мейсак // Вечерний Новосибирск. — 1968. — 18 апреля.
  110. М. На пути к Шекспиру /М. Мелкумян // Театр. 1972. -№ 3. — С.24−33
  111. Метрополь, альм. / Сост. В. П. Аксенов, А. Г. Битов, В. В. Ерофеев, Ф. А. Искандер, Е. А. Попов М.: Зебра Е, Эксмо Пресс, 2001. — 832 с.
  112. А.Н. Когда оживают гравюры / А.Н. Митта- беседу вел Л. Карахан // Искусство кино. 1976. -№ 11. — С. 104−105.
  113. Г., Бондарюк А. О чем поет Высоцкий / Г. Мушта, А. Бондарюк // Советская Россия. 1968. — 9 июня.
  114. Недостойная игра // Известия. 1970. — 9 октября.
  115. С.М. Станиславский работает над Шекспиром / С. М. Нельс //Театр. 1972,-№ 9.-С. 131−139.
  116. Правда. 1972. — 22 августа.
  117. .Л. Избранное: в 2-х тт. М.: Худож. лит., 1985. -Т.2. -623 с.
  118. В.К. Из интервью Л.Абрамовой, 1987 / В. К. Перевозчиков, Л. Абрамова Электронный ресурс./ URL: http://ruzhany.narod.ru/sources/015.html. (Дата обращения: 25.08.2010).
  119. M. Записки без даты / М. Поляков // Театр. 1967. — № 4. -С.101−106.
  120. И. 713-й просит посадку / И. Раздорский //I
  121. Московская кинонеделя. 1962. — 20 мая.
  122. А.Н. Митта на студии «Мосфильм» ставит героическую комедию «Ибрагим-Ганнибал, арап Петра Великого» // Комсомольская правда. 1975. — 11 ноября.
  123. Л. Бегство мистера Мак-Кинли / Л. Рыбак // Советский экран. 1975. — № 14. — С.10−12.
  124. В. Владимир Высоцкий / В. Саввина // Новый фильм. -Алма-Ата, 1976.-№ 17.
  125. Самиздат века / Сост. А. И. Стреляный, Г. В. Сапгир, В. В. Бахтин. -М.: Минск: Полифакт, 1997. -1192 с.
  126. Ф. Альпинизм широким экранам / Ф. Свешников // Советский спорт. — 1967. — 11 августа.
  127. НЗ.Свободин А. Поэма о революции / А. Свободин // Кругозор. -1965. -№ 6. С. 6.144.713-й просит посадку // Кинонеделя Ленинграда. 1962. — 25 мая21.
  128. В. Б. Живой, и только. Воспоминания о Высоцком. М.: Интерконтакт: Радуга, 1990. — 108 с.
  129. В.Б. Владимир Высоцкий // Смехов В. Б. Театр моей памяти / В. Б. Смехов. М.: Вагриус, 2001. — С. 319−340.
  130. И. Путь предательства / И. Соловьев // Правда. 1974. -14 января. |
  131. Соловьев-Седой В. П. Модно не значит современно / В.П. Соловьев-Седой // Советская Россия. — 1968. — 15 ноября.
  132. А. Об отношении к классическому наследию / А. Солодовников // Коммунист. 1968. — № 13. — С. 107.
  133. М.Н. Жизнь или смерть Галилея / М. Н. Строева // Театр. 1966. -№ 9. — С. 11−16.
  134. M., Высоцкий B.C. Интервью В. С. Высоцкого таллиннскому телевидению 17−18 мая 1972 года / М. Тальвик, B.C. Высоцкий // Владимир Высоцкий. Неизданное. Прерванный полет: DVD-room. M., 2007.
  135. Тунеядцам не место в нашем городе // Вечерний Ленинград. -1964. 8 января.
  136. В. Т. Интервью Б. Акимову от 4 ноября 1988 // В. Т. Туров, Б. Акимов // Студенческий меридиан. М., 1989. — № 6. — С. 53. 1
  137. Увольнение на берег // Кинонеделя Ленинграда. 1962. — 6 июля27.
  138. Увольнение на берег // Московская кинонеделя. 1962. — 17 июня25.
  139. Уткоречь. Антология советской поэзии / Сост. Д. Е. Галковский. -Псков: Псковская областная типография, 2002. 400 с.
  140. Ф. Ибрагим Ганнибал арап Петра Великого / Ф. Французов // Советский экран. — 1976. — № 6. — С. 16.
  141. В. Открытия и надежды / В. Фролов // Юность. 1966. -№ 10.-С. 86−90.
  142. В. Послушайте. Маяковский / В. Фролов // Советская культура. 1967. — 30 мая.
  143. И.Е. Правда сложна / И. Е. Хейфиц // Советский экран. -1974. № 7. — С.3−4.
  144. Хроника текущих событий, журн. 1968−1983 Электронный ресурс. URL: http://www.memo.ru/history/DISS/chr/ (Дата обращения: 6.09.2011)
  145. П. Маленькие трагедии / А. Черняев // Советская Россия. 1979. — 3 августа.
  146. Шах-Азизова Т. Маяковскому / Т. Шах-Азизова // Театр. 1967. -№ 12. — С.16−21.
  147. ШвыдкойМ.Е. Спектакль «Гамлет» / М. Е. Швыдкой / Театр. I1972,-№ 9. -С. 40−42.
  148. М.Е. Театр на Таганке. / М. Е. Швыдкой // Театр. -1977.-№ 10.-С. 11−15.
  149. Г. Ф. Я родом из детства // Шпаликов Г. Ф. Избранное. Сценарии. Стихи и песни. Разрозненные заметки / Г. Ф. Шпаликов. М., 1979. -407 с.
  150. А.П. Последний парад: Комедия, почти водевиль, в двухчастях, с песнями, танцами, куплетами, и, разумеется, счастливым концом.1
  151. Стихи и музыка В. Высоцкого // Штейн А. П. Пьесы: в 2-х тт. / А. П. Штейн -Т.2.-М., 1978.-315 с. !
  152. Штрафной удар // Московская кинонеделя. 1963. — 8 сент.37.
  153. М. Любимовская полемика с натурализмом / М. Шугар // Film a divaldo. Прага, 1977. — № 20.
  154. А. Трагедия Шекспира на сцене театра на Таганке / А. .Щербаков // Комсомольская правда. 1971.-26 декабря.
  155. Этажи «Мелодии» // Комсомольская правда. 1975. — 8 июля.
  156. Я родом из детства // Московская кинонеделя. 1966. — 25 декабря (№ 52).
  157. Dietrich. Wege zu Tshechov // Teatr der Zeit. Берлин, 1977. — № 10. -P. 9−11.
  158. Bork M. Wladimir Wysocki / M. Bork // Seena. Sophia, 1977. — № 11. -P. 23−24.
  159. Vissotsky: trios recitals a Paris // France-URSS. Париж, 1979. — № 104.-P. 6−7.
  160. Бегство мистера Мак-Кинли: Худож. фильм // реж. М. А. Швейцер, СССР, Мосфильм, 1975.
  161. Вертикаль: Худож. фильм // реж. С. С. Говорухин и Б. В. Дуров, СССР, Одесская киностудия, 1967.
  162. B.C. Баллады и песни. Диск-гигант. — М-., 1979. -Код С90−10 769, С90−10 770.J
  163. B.C. В.Высоцкий. Песни. Гибкая пластинка. — М., 1975. — Код Г62−4 737, Г62−4 738.
  164. B.C. Владимир Высоцкий. Песни. Гибкая пластинка. — М., 1974. — Код Г62−8 447−8.
  165. B.C. Выступление в ДК «Родина» (г. Химки Московской области) 4.02.1976: Фонограмма.
  166. B.C. Выступление в Строительно-дорожном институте г. Усть-Каменогорска (Казахстан) 14.10.1970: Фонограмма.
  167. B.C. Концерт Физико-техническом институте, г. Жуковский Московской области 20.02.1980: аудиозапись Электронный ресурс. URL: http ://www.bards.ru/ archives/part.php?id= 19 113 (Дата обращения: 16. 11.1010).
  168. B.C. Песни Владимира Высоцкого. Гибкая пластинка. — М., 1972. — Код ЗЭД-32 907, 33д-32 908.
  169. B.C. Песни Владимира Высоцкого. → Гибкая пластинка. М., 1972. — Код ЗЭД-35 249, ЗЗД-000Э5250.
  170. B.C. Песни Владимира Высоцкого. Гибкая пластинка. — М., 1974. — Код ЗЗС-4 607, ЗЗС-4 608.
  171. B.C. Песни Владимира Высоцкого. Гибкая пластинка. — М., 1975. — Код М62−37 515, М62−37 516.
  172. B.C. Песни из кинофильма «Вертикаль». Гибкая пластинка. — М., 1968. — Код ЗЗГД-867, ЗЗГД-868.
  173. Земля Санникова: Худож. фильм // реж. А. С. Мкртчян, JI. С. Попов, СССР, Мосфильм, 1973.
  174. Иван-да-Марья. Худож. фильм // реж. Б. В. Рыцарев, СССР, Киностудия им. М. Горького, 1974.
  175. Интервенция: Худож. фильм // реж. Г. И. Полока, СССР, Одесская киностудия, 1967.
  176. Короткие встречи. Худож. фильм // реж. К. Г. Муратова, СССР, Одесская киностудия, 1967.
  177. Маленькие трагедии: Худож. фильм // реж. М. А. Швейцер, СССР, Экран, 1979.
  178. Место встречи изменить нельзя: Телесериал: В 5 сер. // реж. С. С. Говорухин, СССР, Одесская киностудия, 1979.
  179. Один из нас: Худож. фильм // реж. Г. И. Полока, СССР, Мосфильм, 1970.
  180. Опасные гастроли: Худож. фильм // реж. Г. Э. Юнгвальд-Хилькевич, СССР, Одесская киностудия, 1968.
  181. Плохой хороший человек: Худож. фильм // реж. И.Е.' Хейфиц, СССР, Ленфильм, 1973.
  182. Последний жулик: Худож. фильм // реж. B.C. Масс, Я. Г. Эбнер, СССР, Рижская киностудия, 1966.
  183. Саша-Сашенька: Худож. фильм // реж. В. П. Четвериков, СССР, Беларусьфильм, 1966.
  184. Сказ про то, как царь Петр арапа женил: Худож. фильм // реж.
  185. A.Н. Митта, СССР, Мосфильм, 1976.
  186. Служили два товарища. Худож. фильм // реж. Е. Е. Карелов, СССР, Мосфильм. Творческое объединение «Товарищ», 1968.
  187. Хозяин тайги: Худож. фильм // реж. В. Назаров, СССР, Мосфильм, 1968.
  188. Черный принц: Худож. фильм // реж. А. А. Бобровский, СССР, Мосфильм, 1973.
  189. Е. С. Леенсон Е.И. Таганка: личное дело одного театра / Е. С. Абелюк, Е. И. Леенсон. -М.: НЛО, 2007. -648 с.
  190. В.П. Певец Метрополии / В. П. Аксенов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2000. -Вып. IV С.125−129.
  191. В.Н., Рыбальченко В. К. Высоцкий на украинском /
  192. B.Н. Бабенко, В. К. Рыбальченко // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва 17−20 марта 2003 года М: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2003. — С.449−459.
  193. Белая книга по делу А. Синявского и Ю. Даниэля / Сост. А. Гинзбург. Франкфурт на Майне: Посев, 1967. — 528 с. Электронныйресурс. URL: http://im werden. de/pdf/be 1 aya%2Okni ga podelusinyavskogodani elya1967. pdf (Дата обращения: 28.08.2011).
  194. H.A. Высоцкий Галич — Пушкин, далее везде / H.A. Богомолов // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва 17−20 марта 2003 года. — М: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2003. — С. 151−167.
  195. H.A. Высоцкий Галич — Пушкин, далее везде // Богомолов H.A. От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской поэзии / H.A. Богомолов. — М.: НЛО, 2004. — 621 с.
  196. H.A. Чужой мир и свое слово/ Николай Богомолов. От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской поэзии. М.: НЛО, 2004. с. 621.
  197. П. Рынок символической продукции / П. Бурдье // Вопросы социологии. 1993. — № ½- 5 Электронный ресурс. URL: http://bourdieu.name/content/rvnok-simvolicheskoi-produkcii (Дата обращения: 11.08.2007).
  198. Н.В. Авторское «я» и маски в поэзии B.C. Высоцкого: Iавтореф. дис. канд. филол. наук / Н.В. Волкова- Тверской государственный университет. Тверь, 2006. -20 с. 1
  199. Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М., 1968.-576 с.
  200. Высоцкий на Таганке: Сб. статей / Сост. С.Никулин. М.: СТД СССР, 1988.-91 с.
  201. . «Десять дней, которые потрясли мир» / Б. Галанов // Спектакли и годы. М.: Искусство, 1969. — С. 289.
  202. Д.Е. Бесконечный тупик: в 2-х тт. / Д. Е. Галковский.- М.: Издательство Дмитрия Галковского, 2008.
  203. M.JI. Очерк истории русского стиха / Б. Л. Гаспаров. -М., 2000. -352 с.
  204. Д.М. Филологические бдения / Д. М. Давыдов //Новое время. 1998.-№ 34.
  205. Г. Общество спектакля / Г. Дебор- пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. М.: Логос, 2000. -224 с. i
  206. Дело «МетрОполя»: Стенограмма расширенного заседания секретариата МО СП СССР от 22 января 1979 года (подготовка текста, публикация, вступ. ст. и коммент. Марии Заламбани) / М. Заламбани // НЛО.- № 82 (6, 2006). С.243−281.
  207. К. От составителя / К. Джангиров // Время Икс. Современный русский свободный стих. М.: Прометей, 1989. С. 7 -' 8.
  208. .В. Интеллектуальные группы и символические формы / Б. В. Дубин. М.: Новое издательство, 2004. -352 с.
  209. .В. Конец века // Дубин Б. В. Интеллектуальные группы и символические формы / Б. В. Дубин. М.: Новое издательство, 2004. — С. 150 — 169
  210. .В. Посторонние: власть, масса и массмедиа в сегодняшней России / Б. В. Дубин // Отечественные записки. 2005. — № 6 Электронный ресурс. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2005/6/20056 1 .html. (Дата обращения: 11.08.2007).
  211. Е.И. Рифма и строфика поэзии B.C. Высоцкого и их выразительные функции: автореф. дис. канд. филол. наук / Е.И.Жукова- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2006. -24 с.
  212. Н.И. Феликс Эдмундович Дзержинский: Краткая биография / Н. И. Зубов. М.: Госполитиздат, 1941. -48 с.
  213. Ю.Ю., Соловьёв С. А. Серебряные струны: Поэт и власть: по материалам творчества B.C. Высоцкого / Ю. Ю. Иерусалимский, С. А. Соловьев. Ярославль: ЯГУ, 2001. — 181 с.
  214. Ю.Ю., Соловьев С. А. Баллада о Времени: отражение в творчестве B.C. Высоцкого духовной жизни советского обществава 1960−1970-х гг. / Ю. Ю. Иерусалимский, С. А. Соловьев. -Ярославль: ЯГУ, 2001.- 193 с.
  215. Г. Д. Эти странные семидесятые или потеря невинности / Г. Д. Кизельватер. М.: НЛО, 2010. — 432 с.
  216. Н. Из Мордовии в Сорбонну/ Н. Климонтович // Ех Libris НГ. 2005. — 13 октября.
  217. Я.И. Высоцкий и Галич / Я. И. Корман. М.: Ижевск, 2007. -396 с.
  218. А. Е. Бытование и трансформация крылатых выраженийI
  219. Высоцкого в газетно-журнальных заголовках / А. Е. Крылов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2000. -Вып. IV. — С.217−227.
  220. Е.И. В. Высоцкий в «зеркале критики»: роли в театре и кино / Е. И. Кузнецова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2003. — 176 с.
  221. М. В зеркале антологий / М. Кузьмин // Арион. 2001. -№ 2 Электронный ресурс. URL: http://magazines.russ.ru/arion/2001 /2/kuz.html. (Дата обращения: 24. 02.2010).
  222. A.B. Что считать ранней лирикой поэта? / A.B. Кулагин // Высоцкий и другие: сб. статей. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002.С.5−15.
  223. A.B. «Но я в другие перешел разряды.»: К выходу звучащего собр. песен В. Высоцкого / A.B. Кулагин // Независимая газета. -1992. 17 ноября.
  224. A.B. «Отступники» и «недоучки»/ A.B. Кулагин // Независимая газета. 1993. — 5 марта.
  225. A.B. Беседы о Высоцком: книга для старшеклассников /
  226. A.B. Кулагин. Коломна: КГПИ, 2005. -163 с.
  227. A.B. Высоцкий и другие / А. В. Кулагин. М.: ГКЦМ
  228. B.C. Высоцкого, 2002. -195 с.
  229. A.B. Как перед вечною загадкою.: «Пушкинская» песня Высоцкого / A.B. Кулагин // Независимая газета. 1993. — 24 июля.
  230. A.B. Поэзия В. С. Высоцкого: Творческая эволюция / A.B. Кулагин. Коломна: КГПИ, 1996. — 124 с.
  231. A.B. Что считать ранней лирикой поэта? // Кулагин А. В. Высоцкий и другие / A.B. Кулагин. М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2002. — С. 516.
  232. Т. Д. Урок, посвященный Владимиру Высоцкому: Русский язык / Т. Д. Махунова // Русский язык в школе. 1997. — № 6. — С. 23 -26.
  233. А. Рецензия на: Новиков В. И. Высоцкий (М., 2007) Электронный ресурс. URL: http://ps. 1 september.ru/articlef.php?ID:=200 208 010 (Дата обращения 10.09. 2011).
  234. И.А. «Мне двадцать лет» / И. А. Мусский // 100 великихIотечественных фильмов. -М.: Вече, 2005. -251 с.
  235. С.М. Станиславский работает над Шекспиром / С. М. Нельс //Театр. 1972,-№ 4.-С. 131−139.
  236. С.М. Шекспир на советской сцене / С. М. Нельс. М.: Искусство, 1960. — 506 с.
  237. В.И. Высоцкий // Новый мир. 2001. — № 11 — 12- 2002.1.
  238. В.И. Высоцкий (ЖЗЛ) / В. И. Новиков. М.: Молодая гвардия, 2005. — 412 с.
  239. . В.И. В Союзе писателей не состоял: Писатель Владимир Высоцкий / В. И. Новиков. М.: Интерпринт, 1991. -220 с.
  240. В.К. Правда смертного часа: Владимир Высоцкий, год 1980-й / В. К. Перевозчиков. М.: Сампо, 1998. — 431 с.
  241. М.П. Бездны на краю: И Бродский и В. Высоцкий: диалог художественных систем / М. П. Перепелкин. Самара: Самарский университет, 2005. -176 с.
  242. Ф.И. Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы: самая полная биография «шансонье всея Руси» / Ф. И. Раззаков. М.: Яуза, Пресском, 2004. -478 с.
  243. Ф.И. Я, конечно, вернусь. / Ф. И. Раззаков. fyL: Эксмо, 2005. -670 с.
  244. А.И. Как Пушкин вышел в гении: Историко-социологические очерки / А. И. Рейтблат. М.: НЛО, 2001. -416 с.
  245. Н.М. Проблема трагического в поэзии В. С. Высоцкого / Н. М. Рудник. Курск: Изд-во КГПУ, 1995. -246 с.
  246. А. Элиты должны быть расколоты Электронный ресурс. URL: http://www.ng.ru/ng politics/2007−08−07/11 elitv. html (Дата обращения: 11.08.2007).
  247. C.B. «Гнусная теоръя космических негодяев. Опыт футурологии. Высоцкого"/ C.B. Свиридов // Владимир Высоцкий: взгляд из XXI века: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва 17−20 марта 2003 года. М: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2003. — С. 24−31.
  248. Семидесятые как предмет истории русской культуры / Ред-сост. К. Ю. Рогов. М.: НЛО- Венеция, 1998. — 304 с. Электронный ресурс. URL: http://www.mthenia.ru/document/202 590.html (Дата обращения: 1.09.2011).
  249. A.B. Много неясного в странной стране / A.B. Скобелев. Ярославль: Индиго, 2007. — 188 с.
  250. А. В., Шаулов С. М. Владимир Высоцкий: Мир и слово / A.B. Скобелев, С. М. Шаулов. Воронеж: Логос, 1991.-175 с.
  251. И.А. Авторская песня: От фольклора к 'поэзии / И. А. Соколова. М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 2002. -292 с.
  252. И.А. Формирование авторской песни в русской поэзии (1950 1960-е годы): дис. канд. филол. наук / И.А. Соколова- МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 2000. -178 с.
  253. С.Л. Феномен Высоцкого в рамках социокультурных контекстов 50 60-х годов / С. Л. Страшнов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. — М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. — Вып. III. — С. 22 — 29.
  254. С.Л. Феномен Высоцкого в рамках социокультурных контекстов 50 60-х годов / С. Л. Страшнов // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. — М.: ГКЦМ B.C. Высоцкого, 1999. — Вып. III. — С. 22 — 29. I
  255. И. На разрыв аорты (1960−1980. Песни-баллады В. Высоцкого) / И. Сухих // Звезда. 2003. — № 10 Электронный ресурс. URL: http://magazines.russ.m/zvezda/2003/10/suhih.html (Дата обращения: 11.08.2007).
  256. И.В. Кино и поэзия / И. В. Сэпмэн. СПб.: РИИИ, 1994.132 с.
  257. Трагедия Великой Октябрьской социалистической революции // Ex Libris НГ. 2007. — 11 августа Электронный ресурс. URL: http://exlibris.ng.m/kafedra/2007-l 1−08/4 lenin. html (Дата обращения: 11.08.2007).
  258. В. Т. «Он всю жизнь прожил с правдой» / В. Т. Туров // Белорусские страницы: сб. статей. Минск, 1999. — Вып.1. — с.7.
  259. В.Т. «О дружбе с Высоцким я молчал шестнадцать лет.»: Диалог ведёт Б. Крепак / В. Т. Туров, Б. Крепак // Мир Высоцкого: сб. статей. -М., 1997.-Вып.1.-С. 5−50.
  260. М.И. Обыкновенный фашизм, или сорок лет спустя / М. И. Туровская // Искусство кино. 2007. — № 7. — С. 115−121.
  261. М.И. «Я родом из детства» Электронный ресурс. URL: http://v-vysotsky.narod.ru/statii/2010/Yarodom iz detstva/text.html (Дата обращения 25.08.2010).
  262. T.B. Громкое и тихое в авторской песне//
  263. Т. В. Между «Брежневым» и «Пугачевой»: Типология совет. iмассовой культуры / Т. В. Чередниченко. М.: РИК Культура, 1993. — С.202 221. I
  264. И. Две книги о Высоцком (несостоявшийся диалог) / И. Чулков // Луч. Ижевск, 1993. — № 3 Электронный ресурс. URL: http://vv.mediaplanet.ru/articles/CHulkov-Dve knigi о Visotskom/.text (Дата обращения: 11.08.2007).
  265. Я. Караоке для революции и оркестра / Я. Шенкман // Независимая газета. 2005. — 17 ноября Электронный ресурс. URL: обращения:I
  266. Д.Е. Поэзия советская: Из материалов к «Энциклопедии Высоцкого» / Д. Е. Галковский // Новый мир. 1992. — № 5. -С. 204−205.
  267. И.И. Владимир Высоцкий // Актеры советскрго кино / И.И. Рубанова- сост.: JI. Польская, М. Хаджимуратова. М.: Искусство, 1975. Вып. 11.-175 с.
  268. Современные русские поэты: Справочник-антология / Сост. В. В. Агеносов, К. Н. Анкудинов. М.: Научно-практический центр Мегатрон, 1998.-364 с.
  269. A.C. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? I
  270. Когда?: Библиографический справочник (1960−1990 гг.) / A.C. Эпштейн, сост. Харьков: Студия JI- Прогресс, 1992. — 400 с. http://exlibris.ng.ru/subiect/2005-l 1−17/1 karaoke. html (Дата 11.08.2007).
Заполнить форму текущей работой