Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Леворукость как психолого-педагогическая проблема

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует сделать вывод, что леворукие дети также неоднородны, как и праворукие дети. Есть среди них и одаренные, и дети с нормальным, соответствующим возрасту, развитием. Встречаются и дети с явным отставанием в речевом, моторном, психическом развитии. Однако такое отставание не результат их леворукости. Скорее и леворукость, и отставание в развитии — следствие патологии головного мозга… Читать ещё >

Леворукость как психолого-педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Физиологические особенности леворуких детей

Действительно ли леворукие дети «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чём-то превосходить праворуких? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего, потому, что леворукое меньшинство ещё не очень хорошо изучено, да и предубежденье против левшества не изжито. Кроме того, леворукие люди вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, но всё остальное — от дверной ручки до сложнейших станков — почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс — стресс праворукой среды. Это среда, в которой леворукие люди вынуждены жить, а значит, они находятся в менее благоприятных, чем праворукие, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: улучшения морали, прекращения нервных болезней и огромного повышения духовной деятельности человека, — сохраняются сторонники двух крайних взглядов. Первые всё-таки считают, что у леворуких снижены умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности леворуких и праворуких с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга — левого у праворуких и правого у леворуких, в популярной литературе даже появился термин «левополушарные дети», «правополушарные дети». Стоит выделить и четвёртую точку зрения: её сторонники отрицают различие между леворукими и праворукими на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у леворуких перекрывает групповые различия.

Ознакомимся с основными позициями в описании характеристик левшей. В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами.

Первый основан на том, что показатели поведения и нервно-психической деятельности у левшей хуже, чем у правшей. Сторонники этого подхода приводят данные о частоте левшества среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняют низкие адаптационные возможности, определенную «хрупкость» психической деятельности.

Второй подход утверждает равенство способностей правшей и левшей. Согласно третьему подходу, левши обладают более высокими показателями нервнопсихической деятельности и большими адаптационными возможностями, чем правши. Обосновывается это тем, что левше постоянно приходится приспосабливаться к «правостороннему» миру (действительно, возьмите хоть такие мелочи, как ножницы или турникеты в метро, созданные в расчете на правшей). Правильность этого подхода можно продемонстрировать, приведя целый список известных людей, которые все делали «одной левой», поражает — Марк Твен, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни и Ринго Старр, Мерилин Монро, Роберт де Ниро. Леворукими были Юлий Цезарь и Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Карл Великий, Уинстон Черчилль и Жанна Д’Арк, и даже три последних президента США — Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон. Некоторые ученые считают, что и президент России Владимир Путин является скрытым левшой.

Я думаю, что все три взгляда на способности левшей имеют право на существование, тем более, что, по сути, они соответствуют основным концепциям возникновения левшества, а следовательно, не противоречат, а дополняют друг друга. К тому же отрицательные и положительные свойства левши могут быть двумя сторонами одной и той же медали. Так, например, имеются данные, позволяющие предположить, что связи между отделами коры головного мозга, находящимися в разных полушариях, у левшей, по сравнению с правшами, менее жесткие. Возможно, поэтому левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

За что же отвечает каждое из полушарий мозга? Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Оно обрабатывает информацию последовательно.

Правое полушарие, в отличие от левого, воспринимает мир живо, образно, целостно, а не просчитывает его. Оно чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально (Приложение 1).

Поэтому считается что: леворукие склонны к гуманитарным наукам, а правши — к точным; леворукие более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы; праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких характерно преобладание отрицательных эмоций, то есть они более пессимистичны; леворукие мыслят образами, вникают в проблему быстрее, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций; леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (поэтому левши и амбидекстеры всегда при тестировании показывают более быстрые результаты по степени реагирования на происходящие события, чем правши). Правое полушарие также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы.

Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность «делится» между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие — левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передаётся информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути — комиссуры мозга. Основная из них — мозолистое тело. Мозолистое тело — одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3−4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело ещё не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребёнка.

При рассмотрении особенностей леворуких людей следует отметить различные особенности:

Морфологические особенности: — левая рука несколько больше правой; - ноготь левого мизинца несколько шире правого; - более развиты вены на тыльной стороне левой кисти; - более подвижна мимика левой половины лица.

Психофизические особенности:

  • — плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;
  • — речевые нарушения. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;
  • — особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;
  • — сложно концентрировать и переключать внимание.

Эмоционально-психологические особенности:

  • — повышенная эмоциональная чувствительность; ранимость;
  • — быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;
  • -высокий уровень креативности; - ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
  • — раздражительность и обидчивость;
  • — подверженность различным страхам (боязливость);
  • — низкий уровень самоконтроля;
  • — пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);
  • — конформность (склонность к пассивному восприятию действительности); - сонливость;
  • — повышенный уровень тревожности;
  • — эстетическая впечатлительность.

Следует сделать вывод, что леворукие дети также неоднородны, как и праворукие дети. Есть среди них и одаренные, и дети с нормальным, соответствующим возрасту, развитием. Встречаются и дети с явным отставанием в речевом, моторном, психическом развитии. Однако такое отставание не результат их леворукости. Скорее и леворукость, и отставание в развитии — следствие патологии головного мозга. Активность правостороннего полушария выше, чем левостороннего. Правостороннее полушарие отвечает за эмоциональную сферу, гуманитарную науку, дети бывают «фантазийные», склонные к творчеству, имеют богатый внутренний мир, который иногда им мешает жить в коммуникативной жизни. Леворукие дети видят мир через призму своего внутреннего мира. Часто проживают «ролевую» жизнь, хорошо сочиняют, танцуют, тонко чувствуют музыку. Родители должны развивать музыкальные способности (клавишные инструменты), что улучшает связь между полушариями. У подростков бывает тенденция к дивиантному поведению, к импульсивным поступкам, коммуникативным затруднениям, аутичным синдромам в поведении. Когда их богатый внутренний мир обращается против них самих. Нужна помощь психолога, невролога, родителей.

леворукость обучение письмо.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой