Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические предпосылки возникновения частных школ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система образования Великобритании представляет большой интерес, т.к. отражает ее социальную систему, в основе которой лежит классовость. Основным принципом, как в обществе в целом, так и в образовании в частности, является деление на богатых и бедных. Деление такого рода осуществлялось с 5 века и до наших дней. У детей разного класса и обучение было разным. Обучение и воспитание детей знатного… Читать ещё >

Теоретические предпосылки возникновения частных школ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторический анализ школьного образования Великобритании

Система образования Великобритании представляет большой интерес, т.к. отражает ее социальную систему, в основе которой лежит классовость. Основным принципом, как в обществе в целом, так и в образовании в частности, является деление на богатых и бедных. Деление такого рода осуществлялось с 5 века и до наших дней. У детей разного класса и обучение было разным. Обучение и воспитание детей знатного рода было углубленным. Уделялось большее внимание грамотности. Детей из бедного социального класса обучали, в основном, различным ремеслам.

Следующим, не менее важным фактором можно назвать избирательность, в распределении интеллектуальных ресурсов учеников: кого-то выбирают для обучения в высшей школе, а кого-то нет. И этот фактор снова связан с классовостью.

Но, как и все, искусственно созданные, процессы, процесс школьного образования в Великобритании происходило поэтапно.

Первый исторический этап характеризуется преобладающим влиянием церкви. До эпохи Возрождения католическая церковь держала все образование в Западной Европе в своих руках. Берут свое начало такие школы с V в.

Они создавались при монастырях и подразделялись на внутренние (для обучения будущих служителей церкви) и внешние (для жителей прихода) школы. Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами, повышенного образования — большими школами. В школах подобного типа обучались мальчики. Преподавали в тот период, в основном, латынь, церковное пение и письмо. В противовес ставилось физическое образование. Христианские учителя руководствовались догматом: «Тело — враг души».

Грамматика являлась главным учебным предметом. Изучение латыни начиналось с элементарных правил, освоения простейших фраз (правила были весьма сложными, например, знаки препинания появились только в VIII в.). После усвоения грамматики переходили к изучению литературы. Сначала читали короткие литературные тексты (например, басни). Далее приступали к правилам стихосложения, читали поэтические сочинения. Изучались, прежде всего, сочинения отцов церкви (например, Пруденция, Седулея). В программу входили сочинения древнеримских авторов — Сенеки, Катона, Орозия и некоторых других.

Сроки обучения не были установлены, потому что не было давления на классы по возрасту. В одном классе могли обучаться дети дошкольного возраста (5−6 лет) и подростки (8−14 лет). В малых школах один учитель (схоласт, дидаскол, магнискола) обучал всем предметам. По мере увеличения количества учащихся к нему присоединялся кантор, преподававший церковное пение. В больших школах, кроме учителей, за порядком надзирали циркаторы.

Целью такого обучения было привитие определенных ценностей и предоставление определенных знаний, а вовсе не взращивание новых священников. Кафедральные школы до IX в. являлись ведущим типом церковных учебных заведений.

К XIII в. Популярность церкви падает, как и падает популярность церковно-приходского типа обучения. Среди бедного населения популярным оставалось домашне — семейное образование. Оно было направленно на получение навыков и умений в том или ином ремесле.

Дети находились на попечении матери вплоть до семилетнего возраста. Затем, мальчики переходили на попечение отца или других мужчин семьи и рода. Девочки оставались с матерью. Их учили шить, готовить, убирать и т. д. Программа воспитания мальчиков обязательно включала в себя физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду (рыбака или хлебопашца) и профессии воина.

В наиболее организованном виде сословное домашне — семейное воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.

Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного — двух учеников, которые становились даровыми работниками. Во многих договорах об ученичестве оговаривалось, что мастер позволял посещать ученику в течение года или двух лет школу или сам брался выучить его грамоте. Завершив учебу, ребенок становился подмастерьем, работая у мастера за плату, пока не открывал собственное дело.

Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения — рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. В этом идеале был заложен мотив превосходства над остальными сословиями. В феодальной среде было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Юношей обучали, прежде всего, военному искусству. Педагогами обычно служила придворная челядь.

С семи лет мальчики приобретали знания и умения, будучи пажами при супруге сюзерена и ее придворных. В 14 лет они переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». К «началам любви» относились: вежливость, доброта, великодушие, знание этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воздержанность в гневе, еде и пр.

Ближе к завершению службы оруженосца, на первый план ставилось религиозное воспитание. В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечом. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах, поединках, пирах и пр.

Второй этап в развитии школьного образования является переходным (вторая половина 13 начало — 14 века). Он связан, в основном, с непосредственным появлением первых светских частных школ (приказные школы). Их появление обусловлено возникновением нового типа государственного управления — британского парламента как органа сословного правительства и законодательной власти. В этот же период создаются и первые английские публичные (городские) школы (вторая половина XIII — начало XIV в.), учредителями которых были городские объединения граждан.

Они содержались на средства цехов и давали общеобразовательную подготовку (чтение, письмо, счет, элементы геометрии и естествознания). Обучение велось на родном языке. Появляются городские школы, где преподавание ведется на латинском и родном языках, а также аналогичные учебные заведения для девочек.

Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого именовали ректором. Тогда на улицах можно было увидеть, например, такое объявление: «Кто желает научиться быстро читать и писать, тот может этому здесь выучиться за небольшое вознаграждение». Ректор сам подбирал себе помощников. Учителями становились, прежде всего, духовники, позже — бывшие студенты университетов. Учителя получали плату деньгами и натурой (оплата была нерегулярной и меньше, чем в церковных школах). По истечении контракта педагогов могли уволить, и те подыскивали работу в другом месте. В результате возникла особая социальная группа — бродячие учителя.

Программа городских школ по сравнению с программой церковных имела, скорее, прикладной характер. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки.

Параллельно с этим в Великобритании набирали популярность частные школы или школы-пансионаты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой