Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками в онтогенезе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также выявлено более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета — дети употребляют их гораздо чаще, чем взрослые (в речи детей этого возраста представлены такие основные цвета, как чёрный, красный, белый, синий). Так как формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи, к школьному периоду ребёнок овладевает… Читать ещё >

Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование лексического запаса Доктор психологических наук, Захарова А. В., выделила самые употребляемые прилагательные в процессе анализа словарного состава разговорной речи детей с нормальным речевым развитием в возрасте 7−8 лет [20]. Их можно разделить на несколько групп:

  • — прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, хороший, мамин и др.);
  • — антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький — большой), оценки (хороший — плохой);
  • — слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий);
  • — слова, входящие в словосочетания (детский сад, Новый год);
  • — местоименные прилагательные (такой, который, этот, свои, всякий, самый и др.).

В активном словаре детей 7−8 лет систематически присутствует повторяемость прилагательных со значением размера (средний, большой, крупный, громадный, маленький, крохотный, крошечный), причем прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».

Также выявлено более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета — дети употребляют их гораздо чаще, чем взрослые (в речи детей этого возраста представлены такие основные цвета, как чёрный, красный, белый, синий).

Если анализировать словарь детей возраста 7−8 лет, можно отметить, что учащиеся активно употребляют сравнительную степень прилагательных; а также употребляют отрицательную оценку чаще, чем положительную.

Противопоставление «большой — маленький» заменяет на этом этапе все варианты параметрических прилагательных (длинный — маленький, толстый — маленький), а противопоставление «хороший — плохой» — все варианты качественно — оценочных прилагательных (злой — хороший).

Преодоление этих замен, а также возникновение синонимии характерная особенность этого возрастного периода. В этом возрасте системная организация словаря ребенка активно приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Если брать во внимание все вышеперечисленные данные, можно отметить, что к моменту поступления в 1 класс в речи ребёнка с нормальным речевым развитием присутствует достаточно активный словарь имён прилагательных. Однако, младшие школьники все же имеют определенные трудности в их распознавание среди других частей речи. Но несмотря на то, что некоторые первоклассники нередко относят к прилагательным имена существительные, обозначающие качество предметов (например, храбрость, доброта), уже во 2 классе, системные связи между отдельными лексикосемантическими группами слов легко актуализируется в сознании детей. У детей с нормальным речевым развитием привычные сочетания слов входят в каждодневной речевой обиход. В очередной раз опираясь на данные, полученные А. В. Захаровой, можно сделать вывод, что к концу второго года обучения в начальной школе количественные показатели по подбору антонимов и синонимов (87,5% правильных ответов) значительно возросли по сравнению с данными, полученными во время исследований активного словаря прилагательных у учеников 1 класса [20].

Исследование грамматического строя Младшие школьники с нормальным речевым развитием, в первую очередь, овладевают именительным падежом прилагательных. Косвенные падежи усваиваются значительно позже, особенные трудности дети испытывают с формой косвенных падежей множественного числа имен прилагательных ввиду их нераспространенности в русском языке. Овладением родом прилагательных начинается значительно позже, чем усвоение рода глаголов прошедшего времени. Формы мужского и женского рода прилагательных, которые вначале смешиваются детьми, появляются одновременно. А согласование прилагательного с существительным устанавливается сначала в мужском и женском роде, значительно позже в среднем.

Также дети 7−8 лет испытывают трудности при согласовании прилагательных с существительными.

В том числе с учащимися необходимо проводить работу по образованию прилагательных от существительных, используя различные суффиксы, потому что многие дети имеют сложности с образованием относительных и качественных прилагательных в форме сравнительной степени.

Ошибки по части словообразования имён прилагательных можно разделить на несколько групп:

  • 1) притяжательные прилагательные с суффиксомибез чередования (волчий);
  • 2) относительные прилагательные с суффиксамин-, -ан-, -ян-, -енн-;
  • 3) качественные прилагательные с суффиксамин-, -ив-, -чив-, -лив. Необходимо проводить работу с учащимися по согласованию прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа; а также согласованию прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Так как формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее — в связной речи, к школьному периоду ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой