Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π›ΠΈΠ½Π³Π²ΠΎ-мСтодичСскиС ΠΈ психологичСскиС основы обучСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ экспСримСнтов, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° орфоэпичСского проговаривания, Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ врСмя заслуТиваСт Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ вСсьма распространСнная ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° П. Π‘. Π’ΠΎΡ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ систСму ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΡƒΡΠΈΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… кинСстСзиях, утвСрТдая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π΅ΡΠ»ΠΈ слово ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ…, Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ останутся Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ½ΠΈ-Ρ‚ΠΎ ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π›ΠΈΠ½Π³Π²ΠΎ-мСтодичСскиС ΠΈ психологичСскиС основы обучСния ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-физиологичСскиС основы обучСния ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания русскому языку опираСтся Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ смСТных Π½Π°ΡƒΠΊ: психологии, Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, лингвистики.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ особСнности психичСских процСссов, возрастныС возмоТности усвоСния Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ вопросы ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°ΠΌΠΈ, упраТнСниями Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ способности учащихся.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ Π΄Π°Π΅Ρ‚ прСдставлСниС ΠΈ ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСской основС Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ографичСских ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², прСдлагая Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… Ρ„ормирования.

Рассматривая Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ Π² ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, психологи ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ с Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚виями, указывая ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π° Π΅Π³ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ сторону — Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ извСстныС ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ — психологи, ΠΊΠ°ΠΊ А. А. Π›ΡŽΠ±Π»ΠΈΠ½ΡΠΊΠ°Ρ, Н. Π€. Π’Π°Π»Ρ‹Π·ΠΈΠ½Π°, Н. А. ΠœΠ΅Π½Ρ‡ΠΈΠ½ΡΠΊΠ°Ρ рассматривая Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ дСйствиС, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ свойствами. ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚Ρ‹. Π’Π°ΠΊ, М. А. Π”Π°Π½ΠΈΠ»ΠΎΠ² ΠΈ Π‘. П. Есипов Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ дСйствиС, ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹.

НапримСр, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‰ΠΈΠΉ письмо, Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»ΡΠ΅Ρ‚ Π½Π°Π΄ содСрТаниСм Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚, Π° Π²ΠΎΠ²ΡΠ΅ Π½Π΅ Π½Π°Π΄ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ слова. Говоря Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ словами, Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ осмысливаСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являСтся Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Боздавая тСкст, ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅ΠΌ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠ΅ слова Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° затрудняСмся Π΅Π³ΠΎ Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ дСйствиС.

Π•.Π’. Π“ΡƒΡ€ΡŒΡΠ½ΠΎΠ², Н. Π’. Π‘Π°Π²ΠΈΠ½ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠΌ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ способ выполнСния дСйствия, Ρ‚. Π΅. Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ структурный ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ дСйствия, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ свойствами.

Π‘.Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½, Π”. Н. БогоявлСнский, Π‘. Π€. Π–ΡƒΠΉΠΊΠΎΠ² Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ дСйствиС, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ качСствСнноС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π΅Π³ΠΎ формирования Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. На Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стадии — это Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ — Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ способ Π΅Ρ‘ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡ.

Анализируя процСсс письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π›. Π‘. Выготский писал: «ΠœΡ‹ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ часто скаТСм сначала ΠΏΡ€ΠΎ сСбя, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ пишСм; здСсь Π½Π°Π»ΠΈΡ†ΠΎ мыслСнный Ρ‡Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ²ΠΈΠΊ».

Π”Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, любой Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ — ΡΠΎΠ·Π΄Π°Ρ‚ΡŒ этот «ΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Π½ΠΎΠ²ΠΈΠΊ», ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ² Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎ сСбя, Π·Π°ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΆΠ΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ, ΠΎΡ‚Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ, Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΡƒΡŽ Π² Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авляСт трудности. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ смыслС ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ письма Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠ°Π»ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ отличаСтся ΠΎΡ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ взрослого, затруднСния ΠΆΠ΅, испытываСмыС школьником, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ связаны ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Π° Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обусловлСно спСцификой самой письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это, говоря словами Π›. Π‘. Выготского «Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π±Π΅Π· Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ звучания». Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΉ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠ· ΡΡ‚ΠΈΡ… Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ — ΠΎΠ·Π²ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, «ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΡΡ‰ΡƒΡŽ Π² ΠΌΠΎΠ»Ρ‡Π°Π½ΠΈΠΈ». А. Π . Лурия, анализируя психофизиологичСскиС особСнности письма ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΌΠΎΠ»Ρ‡Π°», «ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ΅ слово», особСнно Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ступСнях обучСния Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅.

Роль Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ озвучивания Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ письмС нСльзя Π½Π΅Π΄ΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ обучСния ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½Π΅ΡΠ΅Π½ΠΈΠ΅ записываСмых слов, Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‚ΡΡ, Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π΅Ρ‰Π΅ Π”. И. Π’ΠΈΡ…ΠΎΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ.

Π’Π°ΠΊ способ произнСсСния слов, согласно ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ написанию, ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, способ проговаривания, Π΅Ρ‰Π΅ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ становлСния ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ обучСния ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Π·Π°Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π» сСбя ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ срСдство формирования орфографичСского Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°.

Н.И. Π–ΠΈΠ½ΠΊΠΈΠ½, анализируя процСсс ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΊ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ, ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ (ΠΊΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ) устного произнСсСния слов, поэтому Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ввСсти Π² ΠΎΡ€Ρ„ографичСскоС ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ учащимися всСх слов ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ½ΠΈ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ написаны». Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ опасСния, распространСнныС срСди ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ орфографичСскоС ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ орфоэпичСскоС. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ психолога, эти волнСния напрасны, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΠΊΠΎΠ΄ орфоэпичСский Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ лишь Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ΄ орфоэпичСский Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ лишь Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ устной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π’ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ экспСримСнтов, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° орфоэпичСского проговаривания, Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ врСмя заслуТиваСт Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ вСсьма распространСнная ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° П. Π‘. Π’ΠΎΡ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ. ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ систСму ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΡƒΡΠΈΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… кинСстСзиях, утвСрТдая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π΅ΡΠ»ΠΈ слово ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ…, Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ останутся Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ½ΠΈ-Ρ‚ΠΎ ΠΈ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ правописаниС слова». А Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ запас Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π» Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ этих Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, считаСт П. Π‘. Π’ΠΎΡ†ΠΊΠΈΠΉ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ ΡΠ΅Π±Ρ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡ΠΊΡƒ ΠΊ ΠΎΡ€Ρ„ографичСскому Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π΅ΠΌΡƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π°Π΄ΠΎ с ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ класса.

Учитывая всС Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹Ρ… кинСстСзий Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ письма, Π½Π΅Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ орфографичСскоС ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ тСкста — Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ условиС списывания, соблюдСниС ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… сомнСний. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ орфографичСски списываСмый тСкст ΠΊΠ°ΠΊ Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° письма, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ Π΅Π³ΠΎ записи, Ρ‡Ρ‚ΠΎ обусловлСно, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, самим ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ.

М.Н. ΠšΠΈΡ‚Π°Π΅Π², Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, сам ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌ орфографичСского проговаривания ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΏΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΠΉ» ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ соотвСтствСнно ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅» Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ слова ΠΏΠΎ ΡΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌ Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌ соотвСтствии с ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ.

Если Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ приходится Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ П. Π‘. Π’ΠΎΡ†ΠΊΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚ΠΎ ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ здСсь Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ нСсколько ΠΈΠ½Ρ‹Π΅ трСбования. «Π•ΡΠ»ΠΈ слова Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠ³ΠΈ, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎ ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ. Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, слово Π½Π°Π΄ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ, Π½ΠΎ ΡΠ»ΠΈΡ‚Π½ΠΎ». Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, создаСтся Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹ орфографичСскоС ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ послоговым ΠΈ «ΠΏΠΎΡΠ»ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ», (Ρ‚.Π΅. Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ сохраняСтся фонСтичСская Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ слова). Но Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ процСссС письма Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ сСбС Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΡƒΠ΅Ρ‚, ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ записываСмыС слова Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ члСнятся Π½Π° ΡƒΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ для произнСсСния «Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‡ΠΊΠΈ» — слоги. УдСрТивая Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ слова Π² ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ, любой ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‰ΠΈΠΉ всС Ρ€Π°Π²Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ³ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎ ΡΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌ, ΠΈΠ±ΠΎ это соотвСтствуСт физиологичСским особСнностям Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Π₯отя П. Π‘. Π’ΠΎΡ†ΠΊΠΈΠΉ считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΠΉΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‚Скста, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅Ρ‡ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΊ ΡΠ»ΠΎΠ²Ρƒ, Π΅Π³ΠΎ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅».

А ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄, ΠΈΠ³Π½ΠΎΡ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ содСрТаниС тСкста, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, Π½Π΅ΠΌΠΈΠ½ΡƒΠ΅ΠΌΠΎ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π΄ΡƒΡ… противорСчия Ρƒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π½Π΅Π΄Π°Ρ€ΠΎΠΌ Π΅Ρ‰Π΅ Π”. Н. Ушаков выступал Π·Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ учащийся ΠΎΡ‚Π΄Π°Π²Π°Π» сСбС ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚ Π² ΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ списываСт…».

ΠŸΡ€ΠΈ практичСском осущСствлСнии списывания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ° формирования Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ письма Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ словосочСтаниями ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΌΠΈ прСдлоТСниями, Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ совсСм нСбольшими, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ постСпСнно ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌ, ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ «Π²Ρ‹Ρ€Π°Ρ‰ΠΈΠ²Π°Ρ» Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹. Π­Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ.

РассмотрСв психолого-физиологичСскиС основы обучСния ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠΌ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ экспСримСнта:

  • Β· ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ орфографичСского Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ участиС Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², воздСйствуя Ρ‚Π΅ΠΌ самым Π½Π° Π²ΡΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ памяти, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠΊΡƒΠ»ΡΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ орфографичСского проговаривания списываСмого тСкста;
  • Β· Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ памяти Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ уровня с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° обучСния, Ρ‚. Π΅. с ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° обучСния Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π΅.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ расхоТдСния Π² Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ°Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ рассматриваСтся Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ способ выполнСния дСйствия, Ρ‚ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ способ выполнСния Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‚. Π΅. Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ дСйствия, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅ дСйствиС.

МногиС ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одисты ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ процСсс формирования орфографичСского умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°. Π’ ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ XIX Π²Π΅ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° происходило становлСниС тСорСтичСского направлСния Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, Π±Ρ‹Π» поставлСн вопрос: Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ орфографичСских Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² — мСханичСский процСсс ΠΈΠ»ΠΈ осознанныС дСйствия?

ΠŸΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (Π¦.П. Π‘Π°Π»Ρ‚Π°Π»ΠΎΠ½, Π“. И. Π”ΡŒΡΡ‡Π΅Π½ΠΊΠΎ, Π’. А. ЗСлинский, Π’. П. ШСрСмСтСвский, Π­. Π‘ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π½), Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π±Ρ‹Π» ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ мСханичСский процСсс, ставили Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ΅ мСсто Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡŽ чувствСнный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, Π³Π΄Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Π° Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, восприятий, прСдставлСний, Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ памяти, Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ «ΠΎΠ±Π΅Ρ€Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° … ΠΎΡ‚ Π²ΡΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ написания слов. ΠŸΡƒΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ … Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ‹ слов Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅» (Π­. Π‘ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π½). Они Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ упраТнСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π½Π° Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ восприятиС: списываниС, Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΈΠΊΡ‚Π°Π½Ρ‚, письмо ΠΏΠΎ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π΄Ρ€.

Π‘Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ направлСния (Π€.И. БуслаСв, И. И. БрСзнСвский, Π”. И. Π’ΠΈΡ…ΠΎΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ², К.Π”. Ушинский), Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π»Π΅ΠΆΠ°Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ орфографичСских Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² Π½Π° ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ основС, сосрСдотачивали своС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ографичСских ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» для формирования Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ письма. По ΠΏΠΎΠ²ΠΎΠ΄Ρƒ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ К. Π”. Ушинский писал: «ΠΠ΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π΄ΡƒΠΌΠ°ΡŽΡ‚ всё ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ пСрСпиской с Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ² … Но ΠΎΠ½ΠΈ Π·Π°Π±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ пСрСписка Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ Π΄Π°Ρ‘Ρ‚ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, Π½ΠΎ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², ΠΌΠ΅ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ».

Однако К. Π”. Ушинский ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Π» Π½Π΅ ΡΠΏΠΈΡΡ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ само ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅, Π° ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ°.

Π’ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ К. Π”. Ушинским Π±Ρ‹Π»Π° прСдпринята ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ процСсс обучСния ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ процСсс ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, успСх ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ зависит, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΎΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΡΡΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· грамматичСских ΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ографичСских ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников.

Взгляды К. Π”. Ушинского Π½Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ΅ влияниС ΠΈ Π½Π°Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ развития ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ правописания. По ΡΠ»ΠΎΠ²Π°ΠΌ Π”. Н. БогоявлСнского, Ушинский Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ области Π²ΠΎΠ·Π³Π»Π°Π²ΠΈΠ» Ρ†Π΅Π»ΡƒΡŽ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ, которая ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ грамматичСского направлСния Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ.

Π’ Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ описаны Π΄Π²Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ овладСния Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Один ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…грамматичСскоС Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅, созданноС послСдоватСлями К. Π”. Ушинского. Π‘Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² этого направлСния, нСсмотря Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ отличия Π²ΠΎ Π²Π·Π³Π»ΡΠ΄Π°Ρ…, объСдиняла тСория ΠΎ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ происхоТдСнии орфографичСского Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ. Π’Π°ΠΊ заслуТиваСт внимания Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния Π€. И. БуслаСва, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡ΠΈΠ² ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½, Π½Π΅ Π΄ΡƒΠΌΠ°Ρ, ΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ. А ΡΡ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ лишь Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° орфографичСский Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ сформирован Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… усилий.

ГрамматичСскоС ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° являСтся «Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ изучСния языка, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ², Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ языка, Ρ‚. Π΅. ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ; грамматичСскоС ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ Π²Π»Π°Π΄Π΅Π» Π±Π΅ΡΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ» (К.Π”. Ушинский).

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ