Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учёт расчетов по претензиям

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявление ненадлежащего качества товаров после проведения их приемки. Возврат поставщику товара с предъявлением требования о замене его на товар соответствующего качества. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При получении ТМЦ от поставщика покупатель обязан провести… Читать ещё >

Учёт расчетов по претензиям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации часто сталкиваются с невыполнением контрагентами своих договорных обязательств. Спор, затрудняющий осуществление участниками договорных отношений своих прав и обязанностей, может быть решен посредством претензии.

Претензияэто требование о добровольном урегулировании спора, связанного с нарушением имущественных интересов участниками контракта, предъявляемое субъектом хозяйствования к своему контрагенту при нарушении последним условий контракта. Претензии могут выставляться к поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, кредитным организациям и в том числе покупателям и заказчикам. Претензионный порядок предусматривается законодательством либо соглашением сторон и применяется, как правило, при обжаловании действий одной из сторон гражданско-правовых отношений. Претензия предъявляется дебитору в письменной форме, поскольку ведение претензионной работы предполагает документальное оформление результатов с отражением их в учете. В претензии требование к виновной стороне должно быть сформулировано четко и понятно, например, догрузить, заменить, устранить дефекты, оплатить затраты по устранению дефектов третьим лицом, уменьшить контрактную цену, расторгнуть договор и возвратить уплаченные по нему денежные средства. Наряду с этим в тексте претензии должны содержаться: все необходимые сведения о сроках и размерах предъявляемых требований с приведением обоснованного расчета, если заявленное требование подлежит денежной оценке; обстоятельства, на которых основываются требования, и доказательства, их подтверждающие, со ссылкой на нормы договора и акты законодательства; перечень прилагаемых к претензии документов, доказывающих факт причинения убытков; номер и дата ее составления; подпись уполномоченного на то лица и дата ее совершения иные сведения по усмотрению покупателя, необходимые для урегулирования спора.

Товар, поставляемый продавцом без тары, в открытой или поврежденной таре, принимается покупателем по количеству в момент получения его от продавца или от перевозчика либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и грузовых мест, но не позднее сроков, установленных для их разгрузки действующими на транспорте правилами или договором перевозки. В таком порядке принимаются и грузовые места по массе брутто и количеству мест в исправной закрытой таре. Товар в исправной закрытой таре по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом грузовом месте принимается покупателем одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящемуся товару — не позднее 24 часов с момента доставки груза продавцом либо при вывозе груза самим покупателем со склада продавца.

В случае обнаружения в ходе приемки недостачи товара, несоответствия отдельных грузовых мест массе брутто, указанной в транспортных или сопроводительных документах, покупатель обязан:

  • — приостановить приемку;
  • — принять меры по обеспечению сохранности товара и предотвращению его смешения с иным товаром;
  • — вызвать для участия в приемке товара представителя продавца или иного представителя.
  • — оформить факт выявленной недостачи актом, подписанным лицами, производившими приемку товара.

Факт выявленной недостачи оформляется актом. Следует отметить, что акт составляется в день обнаружения недостачи. Поскольку форма акта не установлена, то организация-покупатель самостоятельно разрабатывает и утверждает его форму с учетом требований, предъявляемых к первичному учетному документу. Акт подписывается всеми лицами, которые участвовали в приемке товара. Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка. При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров по количеству и качеству, от подписания акта в нем делается об этом запись. Если приемка товаров производилась в выходной или праздничный день, акт приемки утверждается указанными в настоящем пункте лицами в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

Если продавец передал покупателю наряду с товарами, ассортимент которых соответствует договору купли-продажи, товары с нарушением условия об ассортименте, покупатель вправе по своему выбору:

  • 1) принять товары, соответствующие условиям об ассортименте, и отказаться от остальных товаров;
  • 2) отказаться от всех переданных товаров;
  • 3) потребовать заменить товары, не соответствующие условию об ассортименте, товарами в ассортименте, предусмотренном договором;
  • 4) принять все переданные товары.

В случае отказа покупателя от товаров, ассортимент которых не соответствует условию договора купли-продажи, или предъявления требования о замене товаров, не соответствующих условию об ассортименте, покупатель вправе также отказаться от оплаты этих товаров, а если они оплачены — потребовать возврата уплаченной суммы.

Товары, не соответствующие условию договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров. Если покупатель не отказался от товаров, ассортимент которых не соответствует договору купли-продажи, он обязан их оплатить по цене, согласованной с продавцом. В случае когда продавцом не приняты необходимые меры к согласованию цены в разумный срок, покупатель оплачивает товары по цене, которая в момент заключения договора при сравнимых обстоятельствах обычно взималась за аналогичные товары.

Отражение недостач и порчи в бухгалтерском учете зависит:

  • — от причин их возникновения;
  • — от условий договоров поставки и перевозки, порядка распределения рисков случайной гибели и повреждения товаров между поставщиком, перевозчиком и покупателем.

Выявление ненадлежащего качества товаров после проведения их приемки. Возврат поставщику товара с предъявлением требования о замене его на товар соответствующего качества. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При получении ТМЦ от поставщика покупатель обязан провести проверку качества полученных ТМЦ (приемка ТМЦ по качеству). Порядок проверки качества товара устанавливается законодательством или договором.

Приемка товара по качеству на складе покупателя производится в следующие сроки:

  • · при поступлении товара из другого населенного пункта — не позднее 20 дней, а скоропортящегося товара — не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя;
  • · при поступлении товара из данного населенного пункта — не позднее 10 дней, а скоропортящегося товара — не позднее 24 часов после его получения от перевозчика или поступления на склад покупателя.

Если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • 1) соразмерного уменьшения покупной цены;
  • 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
  • 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

  • 1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
  • 2) потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Отражение в бухгалтерском учете получения некачественных ТМЦ будет зависеть от действий самого покупателя. Покупатель может:

  • 1) отказаться от принятия некачественных ТМЦ, т. е. осуществить возврат ТМЦ;
  • 2) потребовать от продавца замены некачественных ТМЦ на качественные;
  • 3) потребовать от продавца устранить недостатки ТМЦ за свой счет (т.е. за счет продавца);
  • 4) потребовать от продавца возместить расходы покупателя на устранение недостатков.

Для учета расчетов по претензиям используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому предусмотрен субсчет 76.3 «Расчеты по претензиям». В дебет этого счета списывают сумму причиненного ущерба по качеству или количеству поступившей продукции (материалов) с кредита счетов учета материальных ресурсов или потерь от брака, возникающих по вине поставщиков. По дебету этого счета отражают также суммы НДС от суммы выставленных претензий и суммы штрафов, пени и неустоек, предъявляемых другим организациям и признанных плательщиком (непризнанные на учет не принимаются).

Аналитический учет расчетов по претензиям ведется по каждому дебитору и предъявленной претензии в отдельности (линейным способом). Таким образом, учет расчетов по претензиям позволяет выявлять стоимость недостачи продукции, ненадлежащего качества ее и т. д.; правильно документально оформлять урегулирования споров с покупателями и заказчиками; принимать меры по возмещению причиненного вреда.

Составляются следующие корреспонденции:

Дт 76.3 Кр 60,76 — Предъявление претензии к поставщикам и транспортным организациям за обнаруженную при приемке товаров недостачу или порчу по их вине (сверх норм естественной убыли) Дт 76.3 Кр 41 — Предъявление претензии поставщикам, другим юридическим и физическим лицам при обнаружении случаев завышения цен за товарно-материальные ценности, тарифов и ставок за услуги.

Дт 76.3 Кр 50,51 — Уплата судебной пошлины при оформлении претензии юридическим и физическим лицам.

Дт 41 Кр 76.3 — Отражение в учете стоимости поступивших товаров в возмещении претензии, предъявленной поставщику.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой