Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вокально-хоровой анализ. 
Хор "Стукнула, грукнула"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Артикуляционный ансамбль Предполагает выработку в хоре единой манеры произнесения текста. Это выражается в активизации деятельности не только артикуляционного аппарата, но и всех органов голосообразующей системы. В хоре дикционная отчетливость произношения неотделима от характера излагаемого партиями музыкального материала. Наиболее важные его линии, разделы могут быть подчеркнуты интенсивностью… Читать ещё >

Вокально-хоровой анализ. Хор "Стукнула, грукнула" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сочинение для хора «Стукнула, грукнула» написано для однородного 4-х голосного смешанного хора. Общий диапазон:

Диапазон партии сопрано: ре1- ля1. Диапазон партии альтов: до1-фа1. Диапазон партии тенора: ля малой — фа1. Диапазон партии баса: ля большой — фа малой. Диапазоны женского хора очень малы, партии мужских голосов боле развиты, но при этом хор написан в очень удобном диапазоне, простой фактуре, в простейших гармониях, созвучиях, в простом метре, что делает это произведение доступным широкому кругу исполнителей — ансамблю хору, любительского уровня, или детско-юношеского хора. Но так же произведение содержит в себе ритмическую трудность — переменный метр в припеве, но и эта сложность соответствует общей двудольности музыки, и поэтому легкоусваиваемого.

Особенности хорового строя и ансамбля в данном сочинении.

Строй хора это чистота интонирования в пении. Строй является одним из главных элементов хоровой техники. Он требует постоянной кропотливой работы, неослабного внимания исполнителей во все моменты звучания хора. Особенно труден строй хора без инструментального сопровождения, так как здесь певцы интонируют опираясь только на собственные слуховые ощущения. В связи с этим острота, четкость и определенность интонации становятся не только необходимыми для выразительного исполнения, но и средством, укрепляющим и выравнивающим хоровой строй и потому одним из важнейших качеств хоровых певцов и дирижеров. Пение церковного хора требует особой точности строя, т. к. отдельные неточности строя могут отклонить хор от тональности, хор «поползет» начнет понижать, потеряв тональную устойчивость. Строй хора делится на строй мелодический — горизонтальный, т. е. строй хоровой партии, и строй гармонический — вертикальный, т. е. строй общехоровой. Мелодический и гармонический строй представляют собои одно органическое целое и разделять эти два строя на две отдельные составные части ни в коем случае нельзя, и вот почему. То же самое можно сказать и о вертикальном строе. Отдельных гармонических аккордов, не связанных между собою мелодической линией, не бывает в произведении. В отдельных случаях мелодия может быть менее выявлена, или передана солисту, но она всегда существует. Без мелодии не может быть гармонии. кант песня хоровой вокальный В канте «Стукнула, грукнула» гомофонно-гармоническая фактура, композитор использует трезвучия, унисоны и терцовые созвучия — что является консонантными созвучиями и сложными в исполнении. Следует тщательно проработать звучание мажорных и минорных созвучий, так же обратит особое внимание на схождению голосов в унисоны, так и октавные.

Огромное внимание к себе требует ансамбль.

Ансамбль (буквально «вместе») означает взаимную согласованность, стройное целое, единство. В хороведении ансамбль часто определяется как художественное единство, образующееся в процессе исполнения партитуры коллективом певцов. В хоровой практике существует понятие частного и общего ансамбля. Частный ансамбль — это ансамбль однотипной по составу унисонной группы певцов хора или ансамбль партии. Общий ансамбль — это ансамбль всего хора, ансамбль сочетаний унисонных групп. В отличие от частного, является самостоятельным выразительным средством. Формирование ансамбля трудоемкий и продолжительный труд, большое искусство, которое предполагает развитие у певцов ансамблевого чувства: умение приспосабливать звучание своего голоса к голосам партнеров.

Хороший ансамбль в хоре может быть создан лишь в том случае, если хор правильно скомплектован.

Недопустимо:

  • 1) большая диспропорция в коллективном составе певцов;
  • 2) неравноценность партий по качеству звучания, силе, тембру;
  • 3) участие в хоре певцов с «тремолирующими» и «качающимися» голосами;
  • 4) участие в хоре голосов с резким «горловым», «зажатым», «плоским» звуком;
  • 5) речевые недостатки: «картавость», «шепелявость» и другие врождённые дефекты.

Всё это затрудняет работу над ансамблем.

Необходимо:

  • 1) (желательно) участие в хоре певцов с хорошими сольными голосами, т.к. их тембр влияет на качество звучания партии в целом, на тембр партии;
  • 2) все голоса партии были сходны по тембру и могли образовать слитное унисонное звучание;
  • 3) при размещении певцов внутри партии стремиться к тому, чтобы образовался постепенный переход от более лёгких голосов к более тяжёлым, чтобы рядом находились исполнители, обладающие родственными по силе и тембру голосами.
  • 4) Количественное и качественное равновесие хоровых партий:

партия S (основной мелодический голос) партия Б (фундамент хоровой звучности) могут иметь несколько больший состав;

5) Главное качество певцов хора — музыкальность.

Существуют разновидности ансамбля:

  • — высотно-интонационный;
  • — метроритмичный;
  • — темпоритмический;
  • — тембровый (однотембровый и многотембровый);
  • — динамический;
  • — артикуляционный;
  • — агогический;
  • — гомофонно-гармонический;
  • — полифонический.

Коротко охарактеризуем особенности каждого из видов общего ансамбля Высотно-интонационный ансамбль Назначение этого ансамбля заключается в полной слитности всех голосов хоровой партии между собой по высоте. Без высотного ансамбля внутри партии невозможен общехоровой строй.

Способы достижения и совершенствования интонационно-высотного ансамбля:

  • — подравнивание к ведущим, более опытным певцам;
  • — подравнивание к тону, заданному дирижёром;
  • — подравнивание к строю сопровождения.

Темпоритмический ансамбль Подразумевает умение певцов одновременно начинать и заканчивать как произведение в целом, так и отдельные его части, постоянно ощущать основную метрическую долю, четко и точно передавать ритмический рисунок, удерживать постоянный темп и совместно менять его, исходя из указаний автора и художественно-исполнительских задач, единовременно произносить слова, брать дыхание и делать цезуры.

В тембровом ансамбле наиболее важным является внимательное отношение певцов к общему звучанию соответствующей партии хора, к той окраске тона, которая наиболее полно отвечает данной художественно-исполнительской задаче. Опираясь на единую, общую для всех певцов манеру звукообразования, каждый исполнитель сознательно сливает свой тембр с данной палитрой звучания хора.

Хоровое пение всегда должно сохранять полноту тембровых красок, мягкость звучания голосов, соразмерность оттенков.

Динамический ансамбль (греч.dinamis — сила) — уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле.

Чем богаче палитра динамических красок в хоре, тем больше его возможность в создании разнообразных художественных образов.

Расширение динамических возможностей хора достигается не увеличением громкости на fortissimo, а воспитанием навыков распределения звучности, умелой подготовкой кульминаций, формированием красивого выразительного pianissimo.

Общехоровой динамический ансамбль может быть:

  • — монолитным (одноплановым) — одинаковая динамика во всех партиях, используется в общехоровых унисонах;
  • — дифференцированным (многоплановым) — полифония.

Динамический баланс хора находится в тесной зависимости от других видов ансамбля, от тембрового и темпоритмического.

Артикуляционный ансамбль Предполагает выработку в хоре единой манеры произнесения текста. Это выражается в активизации деятельности не только артикуляционного аппарата, но и всех органов голосообразующей системы. В хоре дикционная отчетливость произношения неотделима от характера излагаемого партиями музыкального материала. Наиболее важные его линии, разделы могут быть подчеркнуты интенсивностью произношения. При этом следует иметь в виду, что дикционная разборчивость зависит от соотношения в слове ударных и неударных слогов. Конечно, стремясь к ровности произношения, дирижер не должен забывать о смысловых вершинах в слове, внимательно наблюдая, чтобы они были хорошо слышны в зале. То же следует сказать и о фразовых ударениях — они приобретают очень большое значение в понимании слушателями смысла спетого. Следовательно, отчетливость произношения не сводится к механической ровности, к абстрактной, отвлеченной дикционной активности. Она должна подчиняться произносительным нормам, логике музыкального развития, стилистике произведения.

Чтобы добиться ансамбля в произношении, поющие должны понимать смысл текста в единстве с его музыкальной интерпретацией, разбираться в орфоэпический нормах. Кроме того, дирижер должен знать, что дикционная разборчивость зависит от тесситуры, регистрового механизма голосообразования. Чем выше исполняемый певцом звук, тем сложнее добиться отчетливости произношения. В высокой тесситуре оно требует хорошей технической подготовленности хора, развитого вокального мастерства.

Полифонический ансамбль Стремится к высокой ритмической тембровой динамической и артикуляционно-штриховой дифференциации хоровой партии.

Трудность состоит в том, чтобы не потерять ансамблевого единства, не дать голосам разлететься, сочетать своеобразие каждой линии с единством композиционного плана.

Каждая хоровая партия должна уметь исполнить тему первым планом, затем гибко переключиться на пение вторым и третьим планом.

Главный тематический материал должен всегда звучать отчётливо, что создаётся чёткостью вступления голоса, рельефностью подачи текста. Сложная задача сохранить ясность, выразительность второго и третьего плана.

Гамофонно-гармонический ансамбль Разделяется на два подвида:

гомофонный — функция мелодичного и гармонического начал строго распределены между голосами: ведущим мелодию и аккомпонирующим;

хоральный — мелодический элемент присутствует во всех голосах.

Условия хорального ансамбля:

— выявить характерные интонации в каждой партии, придать им рельефность.

Отношения между хором и солистом, хором и сопровождением также подчиняются ансамблю. Различают три варианта соотношения хоровой и инструментальной звучности: когда хор излагает основной тематический материал; когда хор и сопровождение имеют равноправное значение; когда инструментальная часть доминирует. Соответственно в первом случае хор звучит динамически ярче, во втором — нюансировка подчеркивает равнозначность хоровой и инструментальной звучности, в третьем — она выводит на первый план сопровождение.

Соотношение хора и солиста в ансамбле должно быть таково, чтобы голос отдельного певца не тонул в общем звучании хора, чтобы оно не подавляло солиста.

В данном сочинении добиться полного, хорошего хорового ансамбля будет не простой задачей, так как в данном сочинении мы имей дело с полным ритмическим и текстовым ансамблем. Дирижеру необходимо проработать совместное произнесение текста, проследить за первоначальной гласной и особенно за окончанием слова, так же организовать ритмическую слитность коллектива, выработать её. Что требует большой и кропотливой работы от хормейстера.

Следует сказать, что всё же произведение не сложно в исполнении и такая простота музыки связана с жанром канта, и полностью ему соответствует, как наиболее популярному жанру непрофессиональной музыки в эпоху барокко.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой