Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Российская-имперская культура. 
Пособие по культурологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

XVIII век — век Просвещения, стилей барокко и классицизма в русском искусстве; век великих российских просветителей — М. В. Ломоносова, Екатерины Великой и ее врагов — революционно настроенных Новикова и Радищева. Формируется в духе Нового Времени наука. Ключевыми событиями стали открытие в 1725 году Академии Наук и в 1755 году Московского университета. Знаковой фигурой, лидером национальной… Читать ещё >

Российская-имперская культура. Пособие по культурологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правление царя-реформатора Петра I Великого (1689−1725) резко изменило жизнь России. Кажется, ни в чем не считаясь с прошлым, царь силою вводит стране новые европейские порядки. Не только армия, флот, промышленность и науки устраиваются по западному образцу, но и быт высшего сословия россиян — дворянства. «Поднял Россию на дыбы» — так охарактеризовали потомки деятельность Петра I. Однако не все при внимательном рассмотрении может быть однозначно понято. Многое в поступках царя имело глубокие корни в уходящей эпохе. В том числе и само поведение Петра I — наивысшее проявление российского самодержавия. Какими бы резкими не были перемены в его правление, они имели своей целью именно усиление самодержавия как государства. И это не было чем-то новым для России. Превращение власти в самодержавие было содержанием предыдущей эпохи.

Введение

иностранных образцов при Петре I имело невиданный размах. Этикет, быт, художественная культура, наука и образование, военное дело были изменены коренным образом. И это коснулось, прежде всего, высшего сословия — дворянства. Со времен Петра I различия в культуре дворян и крестьян резко увеличиваются. Крестьянская (народная) культура остается прежней: патриархальной, православной, общинной. Аристократическая культура изменяет свой облик: она становится европеизированной и светской. Именно ей принадлежит высокое искусство (=профессиональное, элитное), наука и образование. Однако, несмотря на всю новизну, неизменным со средневековой древности остается принцип дворянской чести — служение царю и отечеству. Россия в результате войн и территориальных присоединений становится империей, к 1917 году это гигантская держава со множеством верноподданных народов, принадлежащих к разным культурам (вероисповеданию, социальному строю, историческому-цивилизационному прошлому).

В этом имперском характере российской культуры лежат истоки общественного самовосприятия как великой нации и великого государства, играющего первые роли в мировой политике, большего интереса государства к развитию вширь (т.е. к захватам), нежели чем развития внутрь (т.е. самого общества). Братское сосуществование русского и других соседних народов в империи, терпимость к другим культурам, взаимопомощь и многие блага европейской цивилизации, которые русские принесли с собою на окраины империи, стали глубокой исторической предпосылкой к образованию уже в иных политических условиях новой общности — советского народа.

Пожалуй, наиболее ярким символом и памятником культуры и истории этой эпохи является «Северная Венеция», «Северная Пальмира» — блистательный Санкт-Петербург, новая российская столица на берегах Балтики, один из красивейших городов Европы.

Художественная культура (литература, изобразительное искусство, архитектура) и наука, несмотря на западноевропейское влияние, сумели найти собственное своеобразные, национальные пути развития. Именно как страна высокой собственной культуры Россия вновь после многих веков отсутствия переживала общие для многих стран поворотные моменты и вехи европейской цивилизации.

XVIII век — век Просвещения, стилей барокко и классицизма в русском искусстве; век великих российских просветителей — М. В. Ломоносова, Екатерины Великой и ее врагов — революционно настроенных Новикова и Радищева. Формируется в духе Нового Времени наука. Ключевыми событиями стали открытие в 1725 году Академии Наук и в 1755 году Московского университета. Знаковой фигурой, лидером национальной научной традиции стал М. В. Ломоносов. Крупнейшие события художественной культуры 18 века — образование постоянно действующего русского театра сначала в Ярославле, а затем в Петербурге (Волков, Сумароков); становление национальной живописи — налицо преемственность замечательного портретного жанра от «парсунной» живописи 17 века.

В веке девятнадцатом важнейшим явлением в российской культуре стал раскол между обществом и властью. Гром грянул, когда произошло восстание декабристов в 1825 году. Политическое бесправие, деспотизм, цензура, которые несло самодержавие, не оставляли места гражданским чувствам, свободомыслию и даже патриотизму, переполнявшим лучших представителей российского общества. В середине 19 века из Европы проникают идеи социализма. Зарождается политическая традиция революционеров-социалистов. Во второй половине века появляется марксизм. В1881 году убит царь Александр II Освободитель. Свержение политического строя становится делом жизни нескольких поколений революционеров. Борьба не на жизнь, а на смерть. Можно спорить о неизбежности революции 1917 года, но совершенно очевидны глубокие корни революционного террора в русской политической культуре.

Общество пытается осмыслить место России в человеческой истории — либо как особый путь развития, особую цивилизацию (славянофильство — А. Хомяков, И. и К. Аксаковы), либо как часть европейской цивилизации (западничество — Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, революционеры).

Критическое отношение к социальным порядкам, власти, неравенству, бесправию, нищете предопределило развитие художественной культуры, прежде всего, литературы и живописи. Вслед за недолгим увлечением в начале 19 века романтизмом наступает эпоха критического реализма в русской культуре. Она оказалась настолько плодотворной, что получила название «золотой век русской культуры». Мы полагаем, что именно внутренняя душевная свобода художников этой эпохи принесла такие прекрасные плоды. В этом ряду имена российских классиков А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С, Тургенева, Л. В. Толстого, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского, художников-передвижников — И. Е. Репина, И. Н. Крамского, В. Г. Перова, В. И. Сурикова и других.

Эти традиции развивались и в театральной культуре. Ее расцвет связан с именами М. С. Щепкина, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермоловой, В. И, Немировича-Данченко, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. П. Павловой и многих других.

Столь же блистательное развитие получила русская музыкальная культура. Имена ее классиков — М. И. Глинка, П. И. Чайковский, композиторы «могучей кучки» М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин и другие. Помимо оперного жанра развиваются церковная музыка, романс.

Отмена крепостного права в 1861 году, развитие промышленности, реформа образования, развитие высшего образования привели в конце 19 — начале 20 века к расцвету русской науки. Здесь можно много говорить о научном прорыве Д. И. Менделеева в химии, И. П. Павлова в биологии, изобретателя радио А. С. Попова в физике, теоретике космонавтики К. Э. Циолковсогом; историках В. О. Ключевском, О. М. Соловьеве и многих многих других славных именах.

Меняется лицо общества — социально активной, образованной части населения. Оно более не только дворянское, но и разночинное (буржуазно-демократическое). К концу века и в нем зарождаются явления, характерные для западной-европейской цивилизации — массовая культура и декаданс — явления индустриального общества. Совершенно новое отношение к своей роли появляется в художественной элите: потеря интереса к массовой публике — зрителям, читателям, покупателям, неспособным оценить высокое искусство по достоинству, оборачивается замыканием искусства на самом себе («искусство для искусства»). На деле это привело к утрате интереса к реализму и к увлечению символизмом, мистицизмом, эстетикой форм, наиболее всего проявившихся в поэзии (А.Белый, В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, К. Бальмонт, В. Хлебников и другие). Этот, по сути, кризис художественной культуры привел к новым творческим поискам, время которых (конец 19 — начало 20 века) само по себе оказалось взлетом — «серебряным веком русской культуры».

Ее развитие было искусственно прервано революцией 1917;1921 годов и приходом к власти большевиков. Началось строительство новой цивилизации — коммунизма. В жертву были принесены многие судьбы и достижения культуры. Но во многих линиях преемственность российской культуры сохранилась. В том числе и в основе нового строя лежали тенденции, гораздо раньше зародившиеся на русской почве: коллективизм в сознании и жизни русского крестьянства, авторитарная власть и сильная государственность, индустриализация, социалистические идеи равенства, справедливого распределения. Но это уже совсем другая история…

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой