Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Курсовая работа. 
Роспись серии декоративных пластин подглазурным методом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор материала Для каждой работы требуется определенная разновидность глины. Я выбрала фаянс. Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепком, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Обширный отдел изделий с черепком, проницаемым жидкостями… Читать ещё >

Курсовая работа. Роспись серии декоративных пластин подглазурным методом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема моей курсовой работы — серия декоративных анималистических декоративных пластин «Подворье». Выбрана именно эта тема потому, что тема животных в декоре была всегда близка мне. Изображение животных на керамических изделиях, как я считаю, является интересным декоративным дополнением в кухонном интерьере. В наше время становится более модным использование в оформление интерьера изделиями ручной работы. Керамика — один из наиболее распространенных материалов декоративно-прикладного искусства.

Итак, определившись с темой работы, приступают к процессу поиска решений. Какой материал использовать, каким способом формовки выполнять работу, как расписывать керамическое изделие и в каком виде его представить.

Эскизирование Эскиз — это обязательная часть любой работы. Когда художник ищет композиционное решение жанровой картины, отвечающее его творческому замыслу, он использует различные графические и живописные средства. Работу над эскизами часто начинают с карандашных и акварельных набросков. Такие наброски иногда очень скупые в изобразительных средствах, являются результатом выражения первого образного представления.

Каждая жанровая фигурная композиция должна иметь свое решение, свой строй, который отличает ее от других композиций, а потому нельзя вести работу на одном композиционном приеме, используя положения, позы и группировки фигур, уже встречающиеся в других работах. Сюжетное распределение фигур в композиции должно полностью зависеть от того жизненного сюжета, который выбран. Сюжет помогает определить и формат эскиза, и особенности композиции, и выбор тех предметов изображения, которые нужно сделать более крупными, отведя им главное место. Все то, что играет второстепенную, вспомогательную роль, придется «увести» на второй план, погасить в тоне и цвете.

В полном соответствии с выбранным сюжетом используются и различные приемы освещения, возможности тональной и цветовой насыщенности в изображении фигур персонажей и, конечно, определяется общий колорит.

Выбор материала Для каждой работы требуется определенная разновидность глины. Я выбрала фаянс. Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепком, который в изломе представляет шероховатый землистый вид и покрыт всегда глазурью, или поливой. Обширный отдел изделий с черепком, проницаемым жидкостями, существенно отличается от отдела изделий с непроницаемым черепком, к которому относится фарфор, имеющий спекшийся стекловидный излом, просвечивающий при проходящем свете.

Формирование изделия Выбрав для работы фаянс, я приступила к формованию изделия способом литья.

Литье изделий в пористых формах (шликерное литье)? один из старейших способов формования фарфоровых и фаянсовых изделий. Методом литья формуются суповые вазы, овальные и прямоугольные блюда, салатники, кувшины, а также разнообразные изделия художественно-декоративной керамики? вазы, статуэтки, скульптурные группы и др.

При разливе шликера по формам (сливной способ) необходимо следить за тем, чтобы его струя не била в стенку формы, не захватывала воздух и шликер равномерно заполнял форму без вспенивания. Это достигается при помощи специального наконечника? литейного конуса, прикрепленного к резиновому шликеропроводу. Конус сконструирован таким образом, что имеющийся в шликере воздух может частично удаляться при выходе шликера.

Позле разлива шликера ждем 30 минут медленно подливая шликер в пологие части изделия. Затем резким движением сливаем оставшийся шликер и оставляем форму для просушки (выпаривания лишней воды) заранее отделяя лишний фаянс с бортов.

Когда блюдо отходит от бортов, его вытаскивают и начинают работать над нужной пластикой изделия, если имеются так называемые «пузыри» воздуха, их нужно проколоть и залепить фаянсом для предотвращения трещин на изделии. После чего тарелку необходимо разгладить и нанести необходимый рельеф, задуманный ранее на эскизах. Затем положить на тряпку для просушки. Когда изделие высохнет аккуратно зачистить и поставить в обжиг.

Обжиг изделия Изделия тонкой керамики хозяйственно-бытового назначения обычно обжигают двукратно. В производстве фарфора по обычной технологии первый (утильный) обжиг неглазурованных изделий осуществляют при 900?1000° С для предварительной дегидратации глинистых минералов, разложения карбонатов, сульфидов, сульфатов и других примесей, имеющихся в сырье, придания полуфабрикату необходимой пористости? по водопоглощению 18?22%, повышения предела прочности при сжатии до 12—13 МПа, обеспечивающей его сохранность при последующих технологических операциях и устойчивость против размывания при глазуровании. Второй обжиг (политой) при 1350?1410° С предназначен для окончания процессов, начатых при первом обжиге по формированию структуры черепка изделий, закрепления глазури и подглазурного декора.

В технологии полуфарфоровых изделий по схеме для производства фаянса первый обжиг при 1250?1280° С является основным, формирующим черепок изделия, второй при 980?1050° С служит для закрепления глазури. В производстве фаянсовых изделий первый обжиг при 1180?1280° C является основным, а второй обжиг при температурах 1020?1050° С производится для закрепления глазури и подглазурного декора.

Подглазурная роспись Подглазурная роспись более устойчива, так как слой глазури защищает рисунок. Линии рисунка мягкие и не образуют выпуклости на поверхности изделия.

Основная особенность подглазурной росписи состоит в том, что краска наносится на поверхность изделия до того, как на него будет нанесена глазурь. Расписываться может изделие прошедшее предварительный обжиг или просто подсушеное. В первом случае? роспись по утилю, во втором? роспись по сырому материалу. После нанесения краски на сырой материал его обжигают, затем покрывают глазурью и подвергают обжигу вторично.

Обычно подглазурная роспись производится при помощи водных растворов солей тяжелых металлов, которые могут иметь разнообразные оттенки? голубой, розовый, серый и т. д. Эффект от их использования во многом зависит от того, была ли предварительно обработана поверхность. При росписи по сырому материалу при условии нанесения глазури на еще не высохшую краску рисунок получается очень красивым и более нежным, его контуры оказываются не совсем четкими и немного расплываются, что создает очень интересный эффект. При росписи по утилю такого эффекта добиться невозможно, нежность тона исчезает, рисунок получается более четким. Тот же эффект четкости рисунка возникает тогда, когда глазурь наносят на уже высохшую краску.

Нужно отметить, что соли тяжелых металлов не обладают ярким цветом, что должно затруднять работу. Чтобы облегчить ее, в соли добавляют анилиновые красители соответствующих цветов. Благодаря этому приему процесс нанесения рисунка облегчается, так как работник может видеть то, что он получит в результате. Этот прием основан на том, что в процессе обжига соли тяжелых металлов приобретают характерный для них цвет, тогда как анилиновые красители выгорают.

Рисунок наносят на поверхность изделия либо по карандашному контуру, либо сразу кистью, без предварительной разметки. В отличие от надглазурного способа, подглазурная роспись требует от работника гораздо большей точности, так как допущенную ошибку исправить практически невозможно. При этом после обжига на поверхности изделия все равно останутся пятна, а, следовательно, успешность исправления? это в первую очередь умение сделать пятно незаметным. Лучше использовать кисти, которые вбирают в себя большое количество краски, так как подглазурные краски впитываются в необработанную поверхность сильнее, чем надглазурные, из-за чего их расход на выполнение того же самого рисунка оказывается больше.

Еще один способ росписи? роспись по сырой глазури. Этот способ не следует путать с росписью по сырой глазури, проводимой с использованием надглазурных красок. Особенность предлагаемого способа как раз в том и состоит, что он предполагает применение подглазурных красок.

Краски при росписи подглазурными красками по мокрой глазури наносить нужно больше, чтобы рисунок получился достаточно ярким, нанося на поверхность изделия несколько слоев краски. При выполнении данного вида росписи иногда используют более насыщенный раствор солей металлов. Готовить его можно с использованием воды, температура которой выше, чем при приготовлении обычного раствора? благодаря этому вода растворяет больше солей металлов. Но нужно учитывать, что по мере того, как вода остывает, краска начинает постепенно осаживаться в виде кристалликов, которые при попадании на изделие могут испортить его вид. Поэтому лучше наносить краску обычной концентрации несколько раз, чем использовать раствор с более высокой концентрацией.

Делая роспись сначала нужно нарисовать рисунок с эскиза на тарелке. Затем смесь пигментов вместе с глицерином наносится на неглазурованное изделие, которое после росписи покрывают глазурью и обжигают в печи. Эти краски, будучи защищенными слоем глазури, являются очень долговечными.

До проведения обжига на декорируемом изделии можно сделать все необходимые исправления.

Глазурование Глазурь представляет собой водную суспензию тонкоизмельченного и нерастворимого в воде порошка.

Если готовая глазурная суспензия хранилась долгое время, то она может подсохнуть, загустеть, скомковаться или расслоиться, т. е. стать неоднородной. Поэтому почти всегда перед началом работы ее надо тщательно перемешать, отобрать необходимую для глазурования порцию и поместить в ступку, растереть пестиком, добавить, если нужно, воду и пропустить через тонкое сито. Последние порции суспензии надо пропускать с помощью кисти или толстой резинки, чтобы не изменить состав глазури. После такой подготовки в суспензии не должно ощущаться крупинок.

Не проверенную в обжиге глазурь целесообразно сначала опробовать на малом количестве материала, произвести пробные обжиги на небольших изделиях или на утильном бое.

О правильности толщины слоя глазури можно судить с известной достоверностью, если на утильный черепок перед глазурованием нанести карандашные пометки, которые должны быть едва-едва видны после покрытия их глазурной суспензией, графит сгорит во время обжига. Если глазуруют по подглазурному декору, то после нанесения глазури он также должен быть едва виден.

Следует помнить, что пыль, грязь и жир (места, захватанные руками) на черепке препятствуют хорошему приставанию (адгезии) к нему глазури. Поэтому перед глазурованием изделия необходимо всегда очищать, обдувая их сжатым воздухом или обметая кистью, и протирать влажной отжатой губкой. Увлажненный утильный черепок не так энергично втягивает воду глазурной суспензии. В противном случае, например при глазуровании кистью, мазок слишком быстро обезвоживается и кисть «присасывается» к поверхности, затрудняя равномерное продвижение руки вдоль глазуруемых мест.

После нанесения глазури на изделие, его ставят в обжиг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой