Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политическое лидерство. 
Политический лидер на ТВ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из факторов, влияющих на создание образа политического лидера, называет Т. В. Воронина: это биосоциальный фактор. То есть отношение к политику формируется как отношение к биосоциальному существу: сквозь призму его биологических, физических качеств, опосредованных социальной средой. Этот фактор выявляет устойчивые общественные стереотипы относительно физического образа лидера и зависящего… Читать ещё >

Политическое лидерство. Политический лидер на ТВ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Слово «лидер» происходит от английского слова, означающего «ведущий». И это слово хорошо отражает назначение такого человека. Учебник В. Н. Лавриненко даёт следующее определение понятию «лидер»: «Лидер — это авторитетный член организации, социальной группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах». Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2010.С. 252. Данное понятие неразрывно связано с понятием «лидерство». Лидерство — это определённое качество человека, позволяющее ему вести, брать ситуацию в свои руки, руководить небольшими группами людей либо целыми массами. Зависит это качество не только от самого лидера. Лидерство невозможно без желания групп людей и отдельных личностей подчиняться и доверять лидеру. Для того, чтобы быть успешным лидером и уметь влиять на массы, нужно обладать определёнными качествами, такими как интуиция, интеллект, способность к организации и самоорганизованность, уравновешенность. Лидеру в силу занимаемой им позиции нередко приходится брать на себя ответственность за массы людей и за принятые решения и действия. Наиболее важный и требующий огромной ответственности вид лидерства — это политическое лидерство.

«Политическое лидерство — долговременное влияние на большие группы людей, опирающееся на личный авторитет лидера». [Электронный источник]: URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskoe-liderstvo.html (Дата обращения: 01.05.16). Такое определение даёт интернет-энциклопедия grandars.ru. Однако оно не отражает всей полноты и сложности этого феномена. Политическое лидерство затрагивает очень большое количество людей и их судьбы, жизнь целых государств, способно изменять ход истории и развития государства. В современном понятии политическое лидерство включает в себя не одного человека, а целую систему. Например, помимо президента есть множество людей, с которыми он будет консультироваться, и чьё мнение будет учитываться при принятии решений, перед важными заявлениями. Еще Никколо Макиавелли сформулировал требования к тому, кто хочет быть политическим лидером: «ему нужно уметь избегать ненависти и внушать доверие; вне зависимости от реальных поступков он должен представляться народу как образец благородства и добродетели; он должен быть готов при необходимости действовать быстро и жестоко. В зависимости от обстановки он должен менять стиль управления». [Электронный источник]: URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskoe-liderstvo.html (Дата обращения: 01.05.16). Помимо всего вышеперечисленного, конечно же, имеют значение приятная, не отталкивающая внешность, личное обаяние и признание обществом авторитета в человеке. Исследование Т. В. Ворониной подтверждает вышесказанное: «Анализ политической практики показывает, что значительная часть россиян формирует отношение к политическому лидеру на основе представления о его личных качествах и внешних атрибутах, слагающих образ политика, то есть на чувственном уровне». Воронина Т. В. Макросоциальные факторы формирования образа политического лидера России: Автореф. дис. кандидата полит. наук: 23.00.02. М., 2003. С. 3.

Существует несколько типов лидеров: авторитарный и демократический; общенациональный, классовый, партийный. Но есть и собирательные типы:

  • — Лидер-знаменосец. Его отличает наличие устойчивого идеала, к которому он стремится, мечта. Он способен воодушевить массы идти к общей цели;
  • — Лидер-служитель. Ориентируется на интересы своего народа, ставит их превыше всего, действует от их имени;
  • — Лидер-пожарный. Ориентирован на насущные, актуальные проблемы, действует исходя из конкретной ситуации. [Электронный источник]: URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskoe-liderstvo.html (Дата обращения: 01.05.16).

В реальной жизни больше встречается смешение этих типов.

Помимо того отличают формальное лидерство и неформальное. Неформальное представляет собой признание обществом, членами группы за определённым человеком, авторитета, доверие к нему за счёт его умения подать себя в качестве лидера, умения влиять на толпу, управлять ей. Формальное лидерство основано на официальной установке управленческого статуса, определённого социального положения человека-лидера.

Еще одну типологию лидерства предлагают авторы учебника «Политология». В качестве критерия он берёт понятие легитимности власти. Выделяет следующие типы:

  • — Традиционное лидерство основано на обычаях и традициях. При этом типе лидерство человека зависит от его происхождения, власть передаётся по наследству. Такой тип характерен для эпох, когда были племена и вожди, а также для времён монархии и тех стран, где живы монархии. Сейчас он встречается всё реже;
  • — Рационально-легальное лидерство характерно для современных демократических государств. Правитель здесь избирается народом, и власть закрепляется за ним формально;
  • — Харизматическое лидерство базируется на личных качествах лидера, на его экстраординарности, обаянии и других достоинствах, способных заставить в него поверить. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2010.С. 259−260.

Помимо вышеперечисленных, существует множество делений лидеров и лидерства по различным критериям. Среди парных типов, построенных на противопоставлении, различаются лидеры идеологи и прагматики, реформаторы и революционеры, охранители и разрушители, реалисты и авантюристы, догматики и романтики и так далее. [Электронный источник]: URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskoe-liderstvo.html (Дата обращения: 01.05.16).

К функциям политического лидера будем относить следующие:

  • — Интегративную: соединение разных социальных групп на почве общих планов, общих ценностей и стремлений;
  • — Ориентационную: разработка политической стратегии действий на основе мировых тенденций и желаний масс;
  • — Инструменталистскую: воплощение в жизнь утверждённой программы, разработка способов её осуществления;
  • — Мобилизационную: создание мотивации для общественной деятельности, включение масс в свою деятельность;
  • — Социального арбитража и патронажа: обеспечение гарантии свободы, справедливости и порядка, защита прав граждан.

Политическое лидерство невозможно без публичности, особенно в демократическом государстве. Лидер всегда должен иметь возможность публичного выступления, оглашения своей программы, планов, идей. Массовая аудитория, население имеют право знать о том, что их ждёт, высказывать свою позицию различными способами, поддерживать или не поддерживать лидера в тех или иных решениях. Кроме того, необходимость появления лидера на публике также диктуется необходимостью создания и поддержания нужного имиджа. Одним из ключевых составляющих имиджа политика является его телевизионный образ. Именно поэтому так важно уделять внимание его созданию. Как было замечено ранее, общение с лидером посредством телевидения — часто единственный способ взаимодействия широкой публики и первого лица. Для достижения общественного блага или хотя бы иллюзии этого блага должен создаваться образ надёжного лидера, такого, с которым будет не страшно смотреть в будущее, на которого можно положиться. От этого зачастую зависят политические ориентации телезрителей. Воронина Т. В. подтверждает это: «Для достижения общественной стабильности в условиях упрочения демократической политической системы России особую актуальность приобрёл вопрос о доверии к политическим лидерам — носителям государственной власти. Так, важнейшее значение имеет проблема положительного отношения россиян к политическому лидеру национального масштаба… как к общенациональному символу, консолидирующему общество». Воронина Т. В. Макросоциальные факторы формирования образа политического лидера России: Автореф. дис. кандидата полит. наук: 23.00.02. М., 2003. С. 3. От отношения к политическому лидеру страны зависит отношение и к стране в целом. И это касается не только видения нашими гражданами Российской Федерации, но и видения других лидеров и стран, которых показывает телевидение. К. Р. Нигматуллина называет причину этого явления, а также рассказывает о том, кто и как помогает политикам создавать реальность: «…российская политика персонифицирована, а, значит, отношение как к власти, так и к политическим ценностям и установкам переносится на отношения к политическим лидерам. Политические лидеры, исповедующие те или иные идеалы, неизбежно продлевают жизнь тем политическим ценностям, которые оказываются артикулированными в телевизионном эфире. Подхватывая рассуждения об этих идеалах и представлениях, журналисты оказываются вовлеченными в процесс их формирования. Интерпретируя представления об идеальном в жизни общества и в речи политиков, журналисты привносят в эту проблематику долю профессиональной субъективности. При этом, действуя в интересах общества, нередко оказывается, что интересы эти оказываются заданными политическими „верхами“». Нигматуллина К. Р. Политические идеалы на российском телевидении: факторы и механизмы трансформации: Дис. кандидата полит. наук: 10.01.10. СПб., 2011. С. 123. Итак, персонификация — одно из основных понятий, с помощью которых формируется отношение аудитории к лидеру, его программе и его стране.

Один из факторов, влияющих на создание образа политического лидера, называет Т. В. Воронина: это биосоциальный фактор. То есть отношение к политику формируется как отношение к биосоциальному существу: сквозь призму его биологических, физических качеств, опосредованных социальной средой. Этот фактор выявляет устойчивые общественные стереотипы относительно физического образа лидера и зависящего от этого физического ощущения лидером самого себя и формирования лидерского Я-образа: «Массовые представления о физических качествах политического лидера, составляющих биосоциальный компонент образа-стереотипа политического лидера, стереотипны: политический лидер представляется энергичным, активным, сильным». Воронина Т. В. Макросоциальные факторы формирования образа политического лидера России: Автореф. дис. кандидата полит. наук: 23.00.02. М., 2003. С. 13. Значит, одной из задач телевидения при создании положительного образа становится показ лидера как можно чаще за различными делами, участвующего в различных мероприятиях, культурной деятельности, ездящего по стране, участвующего в благотворительности, например, и так далее. В таком случае публика воспринимает его как активного, социальноориентированного человека, не жалеющего времени и сил на решение общественных проблем. Также положительный образ укрепит показ политика за занятиями спортом, активным досугом и другой физической деятельностью, рассказ о каких-либо спортивных достижениях.

Имиджей у политика, как правило, несколько. Это объективный имидж, построенный на реальных достижениях и качествах лидера, субъективный имидж — это то, как воспринимается лидер различными социальными группами и отдельными личностями, и моделируемый имидж, создаваемый для него телевидением и окружением. Нас интересует последний. Какими же средствами может создаваться телевизионный образ политического лидера. Он создаётся как журналистами, их материалами о политике, его деятельности и так далее, так и самим политиком, появляющимся на экране, когда непосредственно он сам в эфире, он обращается к зрителям, либо принимает участие в каких-либо программах, организовывает прямую линию, записывает обращение и тому подобное. В свою очередь журналисты, и именно журналисты телевизионные, располагают двумя видами средств для создания образа: вербальными и невербальными. Под вербальными средствами мы подразумеваем любые формы словесного выражения мысли: это непосредственно то, что говорит журналист в эфире, то, что говорит корреспондент за кадром и в кадре, то, что написано на экране. К невербальным средствам относим мимику, жесты ведущего, его интонацию, различные визуальные средства (графики, иллюстрации, коллажи, видеомонтаж, подбор музыки, шумов, фона и т. д.), которыми обладает телевидение в своём арсенале — то есть, всё, что зритель может воспринять на чувственном уровне, всё, что создаёт настроение, атмосферу в которой подаётся новость. На чувственное, эмоциональное восприятие зрителя будут влиять многие вещи: ракурс, с которого снят человек, освещение, акустика помещения, в котором снято, глаза политика, то, куда, в какую камеру, направлен его взгляд, показан ли он со спины, в профиль или анфас и многое другое.

Образ политического лидера неотделим от событий, в которых он показан, от информационного повода, к которому имеет отношение, от самого настроения новости — положительного или отрицательного. Помимо всего перечисленного влияние на создание образа оказывает идеологический фактор. Принятая в государстве идеология, политические взгляды, менталитет страны заставляют выбирать критерии, по которым оценивается политик.

Другой способ создания телевизионного образа политического лидера — это демонстрация лидером самого себя перед камерами, в эфирах. Появление политика на экране может быть как запланированным, так и незапланированным, в тех случаях, например, когда телевидение ведёт трансляцию или репортаж какого-либо события, и политик попадает в кадр. Конечно же, значимому государственному лицу следует всегда быть готовым на больших мероприятиях попадать в обзор телекамер, но всё же доли непредсказуемости тут не избежать, ведь политик такой же человек, как все. Другой случай — подготовленное появление лидера в эфире. Так как политик такой же человек, как и мы все, то на его поведение и состояние во время эфира влияет множество факторов, в том числе и психологический. Под прицелом телекамер не избежать нервного напряжения. В такой ситуации могут не помочь даже качества отличного оратора, который легко выступает перед публикой, ведь камеры, эфир — это совсем другое. Ершов в своём исследовании утверждает, что особую сложность в эфирном выступление составляет проблема сохранения своего образа, имиджа, сохранения доверия аудитории, ведь телевидение «обладает специфической способностью обнажать истинное лицо выступающего». Ершов А. В. Психология поведения политика в телевизионной ситуации: Дис. канд. психологич. наук: 19.00.12. СПб, 2000. С. 5. «Скрыть элементы актёрства и лжи оказывается почти невозможным» — пишет автор. там же. Исследуя психологические механизмы отрицательного влияния телевизионной ситуации на коммуникативное поведение политика, Ершов вводит категорию конгруэнтности, как основного критерия эффективности поведения политика в эфире. Конгруэнтность по Ершову — «согласованное, целостное, взаимосвязанное проявление основных психологических процессов и механизмов, обусловливающих личностное функционирование. Это субъективно ощущаемая и объективно наблюдаемая согласованность вербального и невербального поведения политика в телевизионной ситуации». Ершов А. В. Психология поведения политика в телевизионной ситуации: Дис. канд. психологич. наук: 19.00.12. СПб, 2000. С. 9. Многие факторы отрицательно влияют на поведение лидера в эфире. Замена реальных слушателей камерой, самооценка политика, иногда неспособность видеть себя со стороны для поддержания нужного Я-образа — всё это может отрицательно сказаться на выступлении.

При выходе в эфир у лидера также есть набор вербальных и невербальных средств. Причём невербальные будут иметь особое значение в телевизионной ситуации. Например, при выступлении политика на радио гораздо большее внимание аудитория будет уделять содержанию речи, чем при просмотре выступления по телевизору. Так устроено наше восприятие, что большую часть информации мы получаем визуально, а, значит, при виде политика в эфире зритель будет оценивать его внешние данные, костюм, мимику, жесты, взгляд (например, «бегающие» глаза будут говорить о неуверенности в том, что произносится, будут внушать недоверие публики). Помимо этого важное значение имеет тон (спокойный, уверенный тон внушает доверие), громкость голоса, интонация, акценты на определённых словах и предложениях в тексте и другое. Не меньшее значение имеет грамотность речи, правильно построенные и согласованные предложения, речь без запинок, с достаточным количеством и длиной пауз, их уместностью, умение уделить достаточное внимание более важным и требующим немедленного решения проблемам.

При создании образа, при появлении лидера в эфире телевидение также может оказывать ему помощь. Например, если эфир не прямой, есть возможность вырезать что-либо из речи политического лидера. Тут уже заметно сказывается влияние на федеральные каналы государства, которое диктует тенденции построения образов политиков. Например, отрицательные образы политиков других стран можно создавать посредством контраста, сравнения с политиками нашей страны, посредством показа тех или иных ситуаций, в которых они будут проявлять себя не лучшим образом. Также есть возможность отбора новостей и формирование повестки дня таким способом, чтобы уделять большее внимание негативным ситуациям, связанным с политиками стран, противодействующих нашей или находящихся с ней в натянутых отношениях. При монтаже, например, есть также возможность вырезать из речи политика нужную и выгодную фразу и вставить её в эфир.

Таким образом, мы рассмотрели понятие «политический лидер», специфику политического лидерства и выявили основные качества, которыми должен обладать такой лидер: интеллект, находчивость, умение быстро принимать решения в критической ситуации, умение увлечь за собой толпу, вызвать к себе доверие, приятная внешность, интуиция, самоорганизованность, уравновешенность и так далее. Свои качества политический лидер должен уметь реализовывать с помощью телевидения, так как это один из способов взаимодействия первого лица и населения, способ реализации демократии. Политическому лидеру необходима публичность, которую ему может дать именно телевидение, способное транслировать все ключевые моменты деятельности лидера. Для более успешного влияния на массы необходимо создание положительного имиджа, одной из составляющих которого является положительный телевизионный образ не только в глазах аудитории своей страны, но и в глазах мировой аудитории, сквозь призму камер тележурналистов других стран. В создании образа политического лидера могут участвовать как журналисты, так и сам лидер. И у первых, и у второго есть для этого вербальные и невербальные средства. К вербальным средствам относится текст, который произносит журналист, текст, который произносит корреспондент за кадром и в кадре, а также содержание речи самого политического лидера в телевизионной ситуации. К невербальным относится всё, что зритель воспринимает на чувственном, эмоциональном уровне: интонация, жесты, мимика, внешний вид, подбор картинки, фоновая музыка, шумы и другое. Политическое сознание аудитории персонифицировано, то есть политические ориентации, отношение к стране, к её идеологии, к её положению на мировой арене тесно связано с отношением к лидеру, к его личностным качествам, к его положению в стране и мире. Именно поэтому для политического лидера так важен его образ в глазах населения.

Выводы. В данной главе мы рассмотрели понятия образа и имиджа на телевидении, понятия политического лидера и политического дискурса. Рассмотрели способы и приёмы организации политического дискурса на телевидении, а также способы создания телевизионного образа, в частности образа политического лидера и страны. Выявили факторы, влияющие на восприятие телевизионного образа аудиторией. Выяснили, что на федеральных каналах преобладает влияние государства и официальной государственной идеологии на формирование повестки дня и образов политических лидеров нашей и других стран. Телевидение, будучи одним из самых широкодоступных СМИ, обладая особенными характеристиками, такими как визуальность, вездесущность, персонифицированность, экранность, становится тем СМИ, которое диктует основные направления политической ориентации населения, формирует мировоззрение и навязывает определённые позиции. Поэтому с помощью телевидения легче всего оказывать влияние на массовую аудиторию, формировать общественное мнение относительно тех или иных проблем и событий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой