Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Педагог должен поощрять вопросы детей о происхождении слов… Читать ещё >

Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование словаря у детей дошкольного возраста в первую очередь происходит на специальных занятиях. На них, а также при руководстве другой речевой деятельностью детей взрослый оперирует специфичными приемами обучения.

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов действий, признаков, а также содействовать употреблению этого слова в их речи [9,18]. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей. Взрослый должен так произнести намеченное слово, чтобы дошкольники обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.

Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.

Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка», — говорит педагог, открывая дверцу духовки и показывая жестом.

Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».

Очень часто используется включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании трамвая педагог говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д. [3;110].

Для запоминания можно применять повторение слова самим взрослым неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознании нужного слова.

В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Педагог должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.

Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).

Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах. Много таких эффективных приемов было разработано Е. И. Тихеевой. Их следует шире использовать в практике работы. [3; 111].

Исходя из вышеперечисленного, рассмотрим более подробно систему занятий, через которую осуществляется формирования словаря у старших дошкольников.

Эта система складывается из занятий трех разновидностей: занятий, в которых развитие словаря осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.), занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями), и занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Во всех этих видах занятий развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Отсюда вытекают общие требования к организации и методике проведения занятий:

Единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятия, представления, мышления).

Целенаправленная организация речевой и познавательной активности детей в процессе занятия.

Наличие наглядности как основы для организации речевой и познавательной активности.

Единство реализации всех задач словарной работы на каждом занятии. [6,96].

Рассмотрим, как решаются задачи развития словаря на занятиях, посвященных, ознакомлению с качествами, свойствами, особенностями предметов и явлений.

При проведении таких занятий следует учитывать ряд положений:

Словарная работа на занятиях опирается на вычленение качеств и свойств предметов, поэтому взрослый должен уметь организовать их тщательное сенсорное обследование. Способы обследования формируются у детей в процессе обучения на этих же занятиях.

Формирование способов обследования требует точных указаний взрослого к использованию обследовательского действия, адекватного вычленяемому качеству (например, надави — для выделения твердости, погладь — для выделения гладкости, шероховатости поверхности, сомни — для выделения мягкости и т. п.).

Наглядный материал предоставляется для активных обследовательских действий каждому ребенку, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов, на основе их выделения и восприятия. Качествами называются те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета, например: твердый, мягкий, гладкий, холодный, гибкий и т. п.

Вычленение каждого качества и свойства, отделение его от сопутствующих наиболее эффективно достигается сравнением его с противоположным. Например, такое качество, как твердый, дается в сопоставлении с мягким, тяжелый — с легким, прозрачный — с непрозрачным и т. П. Это позволяет наиболее точно отделить твердость как качество от сопутствующих температурных ощущений, ощущений гладкости или шероховатости поверхности воспринимаемого предмета и т. Д.

Чтобы качества и свойства предметов осознавались детьми и осваивались, необходимо сделать их значимыми, т. Е. включить в результативную, содержательную деятельность, успех которой зависит от учета данного качества. Это требует от ребенка вычленения искомого качества или свойства и учета его для достижения результатов.

Успех на занятиях такого рода зависит и от подбора наглядного материала. Важно подобрать для занятия такие предметы, в которых вычленяемые качества были бы ярко представлены, а отвлекающих качеств (яркая раскраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т. П.) было бы как можно меньше.

Занятия такого рода имеют определенную структуру, которая диктуется логикой познания ребенка — дошкольника.

Первая часть этого занятия обычно посвящается вычленению качества предмета в ситуации той или иной деятельности.

Целью второй части является обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества каждым ребенком. На этой основе вводится новое слово, обозначающее данное качество.

В третьей части занятия организуются упражнения детей в выделении качества в разнообразных предметах и в использовании новых слов.

Знания и навыки, полученные детьми старшего дошкольного возраста, закрепляются на последующих занятиях и в повседневной жизни.

Усложнение занятий этого вида идет по линии увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Методические требования к занятиям такого содержания остаются теми же самыми, но сложность их состоит в том, что качества рассматриваются как признаки тех или иных свойств.

Завершающими в системе занятий, посвященных формированию словаря детей на основе углубления знаний о предметах, их качествах и свойствах, являются занятия по сравнению предметов.

Так как они опираются на сформированные умения видеть части, детали, выделять качества и свойства предметов, то проводятся главным образом с детьми старшего дошкольного возраста.

Целью таких занятий в плане решения задач словарной работы является формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей предметов.

Успех занятий, их эффективность зависят от ряда условий:

  • — подбора предметов для сравнения. Они должны иметь достаточное количество сравниваемых признаков: как признаков различия, так и общности (цвет, форма, величина, части, детали, назначение, материал и т. п.);
  • — плановости сравнения. Взрослый направляет, последовательно ведет детей от сравнения предметов в целом (по назначению, цвету, форме, величине) к вычленению и сравнению частей, деталей, сначала в плане различия, а затем сходства. Заканчивается сравнение обобщением, где выделяются отличительные признаки каждого предмета;
  • — отбора приемов обучения. Основным приемам обучения на таких занятиях является — вопросы.

Максимум речевой активности здесь должны проявлять дети. Педагог скупыми, немногословными, точными вопросами, указаниями возбуждает и направляет их умственную и речевую активность.

Таким образом, занятия по ознакомлению с частями, качествами и свойствами предметов и материалов позволяют вводить в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами, использования предметов, обследовательских действий), прилагательные (названия качеств). [6; 100 — 101, 104].

Кроме специальных занятий закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, как включенных в занятия, так и проводимых в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые в старшем дошкольном возрасте, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, „да“ и „нет“ не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета и т. п. [6; 114].

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте продолжают формировать словарь, характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой