Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности структуры образовательной системы Китая

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме административного критерия деления структуры на уровни, выделяется еще один критерий — по специализации, т. е. сян — для питания (престарелых людей), сяо — для образования, сюй— для стрельбы из лука (при династии Ся, Шан-Инь, Чжоу). Хотя механизм деления оставался прежним, но количество категорий, смысловое наполнение, их функции и способы наполнения каждого уровня варьировались. При… Читать ещё >

Особенности структуры образовательной системы Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для описания структуры китайского образования, определим главные характеристики данной структуры: иерархичность, надежность, целостность, симметричность.

Иерархичность систем обусловлена иерархичностью их целей. Системный анализ основан на представлении, что каждая система сама определяет цель. Для ее достижения необходимо решить ряд задач, стоящих ниже по уровню или достичь локальных целей. Таким образом, большая система содержит ряд подсистем различной степени сложности.

Иерархичность определяется жестким регламентированным делением на уровни. С периода правления династии Ся (XXIII-XVI вв. до н.э.) это территориальные отделения школ — сян, сюй, сюэ, сяо. Независимо от государственного устройства, экономической ситуации, преобладания иноземцев в управленческом аппарате — данная структура воспроизводится с момента создания. Поскольку подобное деление появилось в лоне образовательной системы, мы можем заключить, что именно она, воспроизводясь, сформировала иерархическое устройство этой национальной культуры.

Кроме административного критерия деления структуры на уровни, выделяется еще один критерий — по специализации, т. е. сян — для питания (престарелых людей), сяо — для образования, сюй— для стрельбы из лука (при династии Ся, Шан-Инь, Чжоу). Хотя механизм деления оставался прежним, но количество категорий, смысловое наполнение, их функции и способы наполнения каждого уровня варьировались. При династии Хань уже сливаются эти два критерия и получается следующие три типа учебных заведений:

  • 1. центральные учебные заведения (тай сюэ);
  • 2. специальные учебные заведения (фан сюэ) — а) художественное училище Хун-ду-мэнь, б) аристократическая начальная школа (сы син сяо сюэ) для детей императорской фамилии;
  • 3. местные учебные заведения: сюй в деревнях, сян в волостях, сяо в уездах и сюэ в провинциях.

В период правления династии Тан деление государственных школ осуществляется на основе происхождения учеников. У образовательной системы выстраивается иерархия, включающая шесть уровней по рангу родителей учеников, по положению в административном делении, по возрасту.

Важно отметить, что в современной европейской культуре в разных сферах деятельности экономической, социальной, политической и других реализуются разные системы воспроизводства культуры. Формируется внутренне разнородная структура. В Китае единая система самовоспроизводится во всех областях жизни, что доказывает ее устойчивость и способность противостоять процессам глобализации в современном мире. Отсюда следует, что система образования обладает надежностью, т. е. функционирование системы продолжается при выходе из строя одной из её компонент, сохраняются значения параметров системы в течение длительного периода.

Кроме иерархичности и надежности, важной чертой китайской системы образования является целостность — первичность целого по отношению к составным элементам; появление у системы нового качества, которое сводится к совокупности частей, и не присущее ни одному из них, взятому в отдельности. Независимо от влияния извне, включения дополнений, расширения границ содержания образования — китайская образовательная система оставалась целой единицей. Даже новые идеи внутри государства или смена позиций этнических китайцев в управлении страной не влияли на эту характеристику.

Китайская культура имеет отчетливую границу. Великая Китайская стена — не только видимая граница между Китаем и внешним миром, но линия смыслового самоотграничения. Доказательством тому является китайское мировоззрение, построенное на восприятии мира, включающего не четыре, а пять сторон света: север, запад, юг, восток и центр (см. Приложение).

Явные границы системы при каждом ее взаимодействии с окружающей средой становятся ярче, определяют ее форму, Процесс определения границ социальной системы носит, по Н. Луману, смысловой характер. В китайской культуре смыслы идеальны, они репродуцируются, воспроизводятся в неизменном виде и этим объяснима устойчивость как системы образования, так и китайской культуры.

Итак, самовоспроизводящаяся система образования с момента создания имеет надежную иерархическую симметричную целостную структуру. Границы китайской культуры выстроены через специфически отграниченное от четырех сторон света видение себя в центре мира. В Древнем Китае именно центральная, отграниченная, часть называлась Поднебесной, на нее проецировалась власть высших сил и Сына Неба, т. е. эта система была сакрализована. Можно сказать, что идея избранности, центральности впоследствии повлияла на формирование идеала личности и вообще устремленности как всей образовательной системы, так и всей национальной культуры к воспитанию такого эталона.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой