Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение качества учебного процесса и разработка эффективной системы оценки уровня подготовки выпускников вузов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обязать кафедры и деканаты проводить проверку знаний студентов, используя тестовые задания, выполненные с помощью автоматизированной системы тестирования (АСТ). Проверку текущих знаний должны проводить ведущие преподаватели (лекторы) во время аттестаций и экзаменов (зачётов), а проверку остаточных знаний студентов по изучаемым специальным дисциплинам должны организовывать деканаты. Такие проверки… Читать ещё >

Повышение качества учебного процесса и разработка эффективной системы оценки уровня подготовки выпускников вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ зарубежных источников показал, что из 100% выпускников, имеющих высшую степень инженерного или научного образования, только около 40% работают по специальности, а остальные успешно трудятся в других областях. Кроме того, 9 из 10 новых профессий, появившихся за последние 10 лет, относятся к инженерным. Учёными сделаны следующие выводы [4]:

  • — инженерное образование приучает людей к системному мышлению, такие специалисты имеют высокий интеллектуальный потенциал и способны быстро обучаться работе в других областях деятельности;
  • — необходимо расширять кругозор студентов технических вузов, учитывая многообразие областей применения их труда и значение инженерной деятельности в обществе (прежде всего, усилить подготовку, направленную на расширение знаний, выработку навыков научно-исследовательской работы).

Таким образом, престиж инженерного образования зависит также от качества знаний выпускников вузов [1, 5].

В России в течение короткого времени вышло 3 поколения образовательных стандартов, и в связи с этим кафедры занимались переработкой учебно-методических комплексов по дисциплинам обучения, разработкой новой учебно-методической литературы, модернизацией и созданием (для новых дисциплин) материально-технической базы. Однако, к сожалению, новые стандарты не рассчитаны на улучшение качества подготовки выпускников технических и технологических специальностей, поскольку время, отводимое бакалаврам на изучение специальных дисциплин, составляет не более 40% от общего времени обучения.

Для улучшения качества учебного процесса, кроме внедрения эффективной системы повышения квалификации ППС, необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

  • — увеличить количество часов на изучение специальных дисциплин, чтобы вместе со временем, отводимым на практику, оно составляло не менее чем 60% от общего времени на обучение;
  • — внедрить в систему образования активные и интерактивные методы обучения, на которые должно отводиться не менее 30% времени, выделяемого на изучение специальных дисциплин по профилю подготовки, а также электронные средства обучения [18, 19];
  • — отменить принятую на практике методику составления расписания занятий по двум типовым неделям, которая нарушает последовательность изучения учебных дисциплин, и использовать расписание, составленное на семестр. Или, как вариант, учебное управление будет только распределять аудитории для проведения лекций и других занятий согласно календарному плану, а кафедры будут подавать сведения о видах занятий и о проводящих их преподавателях [12, 16];
  • — обязать кафедры и деканаты проводить проверку знаний студентов, используя тестовые задания, выполненные с помощью автоматизированной системы тестирования (АСТ). Проверку текущих знаний должны проводить ведущие преподаватели (лекторы) во время аттестаций и экзаменов (зачётов), а проверку остаточных знаний студентов по изучаемым специальным дисциплинам должны организовывать деканаты. Такие проверки знаний позволят корректировать учебный процесс, в том числе изменять методики и формы обучения, совершенствовать учебно-методическое обеспечение и материально-техническую базу, а при необходимости проводить ротацию ППС [20, 21];
  • — предоставить возможность преподавателям выставлять лучшим студентам итоговые оценки по дисциплине по результатам текущей успеваемости и аттестаций, к примеру, если средний балл таких оценок 4,6 и выше — ставится оценка «5», а при среднем балле 4,0−4,5 — «4». Если средний балл текущей успеваемости студента не ниже 3,5, то гарантирует, что на экзамене (зачёте) он не получит «2». Такой подход к учебному процессу повысит не только мотивацию студентов, но и качество знаний по дисциплинам;
  • — на 4-м курсе бакалавриата и в магистратуре по дисциплинам специализации ввести новый вид занятий — методические занятия под руководством преподавателя, где студенты выступали бы в роли руководителей и приобретали навыки ораторского искусства [22];
  • — начиная с 2-го курса закреплять за студентами преподавателей-наставников, которые в перспективе будут руководителями выпускных квалификационных работ, и что важно наставники будут курировать не только процесс обучения, но и заниматься с подопечными научно-исследовательской, а также воспитательной работой;
  • — для подготовки высококвалифицированных специалистов обучение в магистратуре должно иметь два чётко выделенных направления подготовки кадров: для производства и для научно-педагогической деятельности;
  • — развивать общественное сознание у будущих руководителей предприятий и организаций путём привлечения к общественному труду (участие в волонтёрском движении, уборка закреплённой территории, общежития, учебных аудиторий и т. п.) [23].
По окончанию высшего учебного заведения выпускникам должен выдаваться документ — паспорт о высшем профессиональном образовании. Этот документ должен содержать следующие сведения: оценки и название дисциплин, практик и тему выпускной квалификационной работы; сведения об общекультурных и профессиональных компетенциях, трудовой активности, в том числе результаты научно-исследовательской работы, награды и т. п. [8].

Таким образом, вектор развития инженерного образования в современных вузах должен быть направлен не только на передачу профессиональных знаний, но и на формирование у студентов как будущих руководителей необходимых организаторских способностей [23].

Для повышения престижа инженерного образования необходимо увеличить стипендии, количество грантов, а также олимпиад, конкурсов и выставок студенческого творчества. Эти мероприятия также важны для приобщения обучающихся средних образовательных учреждений к техническому творчеству.

Выпускник вуза, как правило — будущий руководитель, во время обучения в вузе он приобретает теоретические знания, должен владеть практическими навыками, уметь грамотно говорить, организовывать работу (проводить анализ и итоги деятельности, ставить задачи, контролировать и корректировать их выполнение), немаловажная роль, как никогда, в настоящее время принадлежит патриотическому воспитанию.

Таким образом, дистанционное обучение, пропагандируемое в последнее время, неприемлемо для подготовки инженеров-руководителей, оно может применяться только для изучения гуманитарных дисциплин или в системах дополнительного образования, повышения квалификации научно-педагогических и производственных кадров [24].

В своё время было обязательно и даже престижно иметь среднее образование, сегодня престижно иметь высшее. С введением в нашей стране двухуровневой системы высшего образования достаточно иметь степень бакалавра, которая подтверждает достаточный уровень компетенции молодых людей. Несколько доказательных аргументов.

  • 1. Уровень развития научно-технического прогресса таков, что каждый молодой человек должен уметь пользоваться компьютерной техникой. Кроме того, необходимо знание английского языка для расширения кругозора, для глубокого и всестороннего изучения своей специальности (зарубежных достижений). Увеличилось количество используемых в быту устройств электронной автоматики, электротехнических и теплотехнических устройств, что требует знаний основ эксплуатации, в том числе, техники безопасности. Все эти знания могут быть получены при обучении в бакалавриате, и соответствующие дисциплины должны быть предусмотрены во всех направлениях подготовки, включая социально-гуманитарные.
  • 2. Важная роль в настоящее время принадлежит воспитательной работе. В возрасте 17−20 лет происходит осознанное формирование личности молодого человека. Средства массовой информации, в том числе Интернет оказывают на него негативное воздействие. В процессе обучения в бакалавриате должны углубленно изучаться традиции страны и региона, социально-культурные достижения, прививаться чувство ответственности за судьбу Родины и своего народа, вырабатываться стремление посвящать свой труд укреплению экономики России.

Таким образом, в процессе обучения в бакалавриате воспитательной и патриотической работе должно уделяться большое внимание. Здесь важно то, чтобы Министерство образования РФ через соответствующие органы управления начало активно работать со средствами массовой информации [25].

Как известно, доминантой компетентностного подхода в высшем образовании является не только качество подготовки выпускников, но и методы его измерения [3, 26, 27], критерии, позволяющие осуществить объективную оценку.

На взгляд автора, оценка качества подготовки выпускников вуза должна осуществляться в два этапа. На первом — вуз сам определяет качество подготовки выпускников на основе их оценок за период обучения и по результатам защиты выпускных квалификационных работ. Эту информацию учебное заведение направляет в Министерство образования РФ. Второй этап — через год, оценку по качеству подготовки выпускника выставляют работодатели предприятий и организаций в которых они трудоустроены. Итоговая оценка качества подготовки должна определяться как среднее арифметическое значение оценки вуза и оценки работодателя. Важно, чтобы Министерство образования РФ учитывало специальность подготовки и место трудоустройства выпускников вуза. Это необходимо для определения количества бюджетных мест.

Для повышения объективности оценки качества подготовки выпускников необходимо осуществлять её с учётом трёх критериев: общая оценка, средний балл обучения и оценка за качество обучения (процент хороших и отличных оценок от их общего количества) [26].

Повысить объективность оценки качества подготовки выпускников можно также, если учитывать уровень квалификации преподавателей, которые проводили у них занятия [28].

Министерство образования должно разработать критерии, по которым должны оцениваться работодателями выпускники вузов, а Правительство РФ должно их обязать делать такую оценку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой