Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π˜Π³Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ трСвоТности ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдоставляСт особыС возмоТности для изучСния ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Ρ‚рудностями Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΈΠ³Ρ€Π° являСтся Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ младшим школьникам, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ исходит ΠΈΠ· ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… интСрСсов ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй, ΠΈΠ· ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, опосрСдованных всСми чСловСчСскими ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π˜Π³Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ трСвоТности ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психокоррСкционной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ: Π‘. Π“. ΠΠ½Π°Π½ΡŒΠ΅Π²Ρ‹ΠΌ, А. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, Π›. Π‘. Выготским, П. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ, Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ.

Π­Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ гласят, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это цСлостная психологичСская структура, которая формируСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ усвоСния ΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ сознания ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° младшСго школьного возраста Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ с Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…одят, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π² Ρ‚ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, которая Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС развития являСтся Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ. Π’ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС это учСбная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π²ΡΠ΅ Π΅Ρ‰Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ остаСтся ΠΈΠ³Ρ€Π°. ΠŸΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹Ρ… условий всС Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ страха ΠΈ Ρ‚рСвоТности.

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ М. Π . Битяновой, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ — это ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² использования психологичСской ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅. Они ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, особСнно эффСктивно ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ младшСго школьного возраста. Π˜Π³Ρ€Ρ‹ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ ΡΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях своСго Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ Π΅Π³ΠΎ измСнСния ΠΏΡ€ΠΈ осущСствлСнии психологичСского задания.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… состояний ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ исслСдования К. Π›Π΅Π²ΠΈΠ½Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ сотрудников ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ситуации Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π±Π°Ρ€ΡŒΠ΅Ρ€ΠΎΠ². Часто Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Π½Π΅ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ситуации, это ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠ° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… состояний Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Π°. Π‘Ρ‚ΠΎΠΉΠΊΠΈΠ΅ Π°Ρ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π±Π°Ρ€ΡŒΠ΅Ρ€Ρ‹, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° младшСго школьного возраста, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠΌ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅. На ΡΡ‚ΠΎ свойство ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, «ΠΌΠ½ΠΈΠΌΠΎΠΉ» ситуации ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π» ΠΈ Π›. Π‘. Выготский, говоря ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… «ΠΌΠ½ΠΈΠΌΠΎΠΉ» ситуации Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ [15, с. 156].

Π˜Π³Ρ€ΠΎΠ²Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ прСдоставляСт особыС возмоТности для изучСния ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников с Ρ‚рудностями Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΈΠ³Ρ€Π° являСтся Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠΉ младшим школьникам, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ исходит ΠΈΠ· ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… интСрСсов ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностСй, ΠΈΠ· ΠΈΡ… ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² с ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, опосрСдованных всСми чСловСчСскими ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ с ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°. Как вСдущая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° дошкольного ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅Π³ΠΎ школьного возраста, ΠΈΠ³Ρ€Π° являСтся ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ срСдством для ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры, Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ личности Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ.

По А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Ρƒ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ главнСйшиС измСнСния Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСских процСссах ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских особСнностях личности Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ возрастной стадии развития. ΠΠ΅ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития, Π½Π΅Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, искаТСниС восприятиС ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚ΠΎΠΊ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ°Π΅Ρ‚ взаимодСйствиС со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈΠ· Π΄Π΅Ρ‚ского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΠΎ сказываСтся Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ личности. НаличиС ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ичСском ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° младшСго школьного возраста. ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ сказываСтся Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ личности Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ [15, с. 158].

Π˜Π³Ρ€Ρ‹ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π½Π° ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ возмоТностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ-Π½ΠΈΠ±ΡƒΠ΄ΡŒ Π²ΠΈΠ΄Π° активности, Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· это ΠΎΠ½ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ всС ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€Ρ‹ своСго Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°.

Рассмотрим основныС психологичСскиС ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹:

  • 1) ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ систСмы ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎ-дСйствСнной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Π² ΠΎΡΠΎΠ±Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… условиях, слСдованиС ΠΈΠΌ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠ° Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ…;
  • 2) ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ прСодолСния ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ эгоцСнтризма ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, благодаря Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ происходит осознаниС собствСнного «Π―». Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ€Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ компСтСнтности ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуаций;
  • 3) Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ (наряду с ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ) Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ партнёрских сотрудничСства ΠΈ ΠΊΠΎΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ личностного развития;
  • 4) организация поэтапной ΠΎΡ‚Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… способов ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π² ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях, ΠΈΡ… ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° Π½Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΠΌ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… состояний ΠΈ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡ благодаря Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствСнно, осознанию смысла ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΉ ситуации, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΅Ρ‘ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ;
  • 5) Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ способности Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ подчинСния повСдСния систСмС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ», Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Π΅ [15, c. 385].

М.Π . Битянова ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π·Π° ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ стоит ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… пСрСТиваниях. ОсобСнно это Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ для ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. Π˜Π³Ρ€Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΈΠΌ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π°Π³ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ волнСния ΠΈ Ρ‚рудности, ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ чувств ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, научится ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свой Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΈΡ€.

На ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ всё Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΈΡ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьного психолога ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°. Π˜Π³Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ психологичСский ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ использован для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‚Ρ€Ρ‘Ρ… ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡:

  • 1) Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΌ пространствС, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ погруТаСтся Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠΈΡ€ ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ;
  • 2) Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ свободным Π² ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΌ пространствС, ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ свои особСнности ΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми;
  • 3) Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊ инструмСнт самопознания ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… экспСримСнтов.

ΠžΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΠΌΡΡ Π½Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ…, Π½Π° Π½Π°Ρˆ взгляд, психолого-пСдагогичСских возмоТностях ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ школьной трСвоТности.

Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, ΠΈΠ³Ρ€Π° — это ΠΌΠΎΡ‰Π½Ρ‹ΠΉ стимул Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, это разнообразная ΠΈ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ мотивация. ΠŸΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π΅Π΅ ΠΈ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π΅Π΅ происходит Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ интСрСса, ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ нравится ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ являСтся, Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ большС, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π€.И. Π€Ρ€Π°Π΄ΠΊΠΈΠ½Π°, исслСдуя ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ участия школьников Π² ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ…, Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ учащиСся ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои способности ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности, Π½Π΅ Π½Π°Ρ…одящиС Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ, Ρ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈ — Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ, Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ свои ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹.

Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ психичСскиС процСссы участников ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ: Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½ΠΈΠ΅, интСрСс, восприятиС, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ [4, с. 311].

Π˜Π³Ρ€Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π° ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ способна Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡΠ°ΠΌΡƒΡŽ ΡΡƒΡ…ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΎΠΆΠΈΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ яркой, Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ. Π’ ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Π² Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, это Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°, которая противостоит пассивному ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ со ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ способСн Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ объСм Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π΅ΠΌΡƒ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ нСдоступСн Π² ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ситуации. Π’ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-пСдагогичСских исслСдованиях ΠΎΠ± ΠΈΠ³Ρ€Π΅ Π΄Π°ΠΆΠ΅ появился Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡΠΊΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ» обучСния.

Уникальная ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° позволяСт Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ собствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, «Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ Π½Π΅ Π²ΠΈΠ΄Π΅Π», ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ сСбС ΠΏΠΎ Ρ‡ΡƒΠΆΠΎΠΌΡƒ рассказу Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π² Π΅Π³ΠΎ нСпосрСдствСнном ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ» [13, с. 125].

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ, ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, слСдуСт Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ:

  • 1) Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π»ΡŽΠ±ΡƒΡŽ Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ поэтапно. ΠŸΡƒΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ½ ΡΠ½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ознакомится с ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, посмотрит, ΠΊΠ°ΠΊ Π² Π½Π΅Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, ΠΈ Π»ΠΈΡˆΡŒ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° сам Π·Π°Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚, станСт Π΅Π΅ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ;
  • 2) Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΈΠ·Π±Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ€Π΅Π²Π½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… учитываСтся ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ выполнСния задания, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΊΠ°ΠΊ «ΠšΡ‚ΠΎ быстрСС?»;
  • 3) Ссли Π²Ρ‹ Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅ Π½ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ, Ρ‚ΠΎ Π΄Π»Ρ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π΅ ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π°Π» опасности ΠΎΡ‚ Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ с Ρ‡Π΅ΠΌ-Ρ‚ΠΎ нСизвСстным, Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ Π½Π° ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅, ΡƒΠΆΠ΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠΌ Π΅ΠΌΡƒ (ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ). МоТно ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ инструкции ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΈΠ· ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π» Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚Π½ΠΎ;
  • 4) ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ с Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹ΠΌΠΈ Π³Π»Π°Π·Π°ΠΌΠΈ рСкомСндуСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ послС Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ½ ΡΠ°ΠΌ Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ это условиС.

Если Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ высокотрСвоТСн, Ρ‚ΠΎ Π•. К. Π›ΡŽΡ‚ΠΎΠ²Π° Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с Π½ΠΈΠΌ с Ρ€Π΅Π»Π°ΠΊΡΠ°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄Ρ‹Ρ…Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, «Π’ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡˆΠ½Ρ‹ΠΉ ΡˆΠ°Ρ€ΠΈΠΊ», «ΠΠ°Π΄ΡƒΠ²Π½ΠΎΠΉ мяч», «ΠšΠΎΡ€Π°Π±Π»ΡŒ ΠΈ Π²Π΅Ρ‚Π΅Ρ€», «Π’ΠΎΠ΄ΠΎΠΏΠ°Π΄», прСдставлСнных Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ΅ ΠΈΠ³Ρ€ ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π§ΡƒΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅Π΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π½ΡƒΡ‚ ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, И. Π’ Π¨Π΅Π²Ρ†ΠΎΠ²Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΊ ΡΡ‚ΠΈΠΌ упраТнСниям Π΄ΠΎΠ±Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅: «Π”Ρ€Π°ΠΊΠ°», «Π‘ΠΎΡΡƒΠ»ΡŒΠΊΠ°», «Π¨Π°Π»Ρ‚Π°ΠΉ — Π‘ΠΎΠ»Ρ‚Π°ΠΉ», «Π’Π°Π½Ρ†ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ€ΡƒΠΊΠΈ», «Π—Π°ΠΉΠΊΠΈ ΠΈ ΡΠ»ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠΈ», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΡ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡ.

ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΡƒΡ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ школьной трСвоТности Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ младшСго школьного возраста посрСдством ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ рСбят с ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π² ΠΎΠ΄Π½Ρƒ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡƒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈΠΌ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π»Π΅Π³Ρ‡Π΅ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌ нСдостатком. ΠŸΡ€ΠΈ этом дСйствия ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ:

  • 1) постоянно ΠΏΠΎΠ΄Π±Π°Π΄Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΠΎΡ‰Ρ€ΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΡ… ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…Π°Ρ…, возмоТностях;
  • 2) Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ностСй, пСрСнапряТСния, Π»ΠΈΡˆΠ½ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ;
  • 3) Ρ€Π°ΡΡΠ»Π°Π±Π»ΡΡ‚ΡŒ, ΡΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ напряТСниС с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€;
  • 4) ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ упраТнСния Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ смСлости, Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, увСрСнности Π² ΡΠ΅Π±Π΅;
  • 5) ΡƒΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ»ΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, муТСствСнных людСй;
  • 6) ΡΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ вмСстС с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΈΡ… ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½ΡƒΡŽ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‡ΡŒ [6, с. 47].

Π“ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΡΡΡŒ ΠΊ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΠΌΠΈ школьниками с ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ:

  • Β· Π²Ρ‹Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Ρƒ, ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ развития ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников;
  • Β· ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΠΈΠ³Ρ€ Ρ‚Π΅ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ;
  • Β· ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ с ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» Π²Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ постСпСнно;
  • Β· ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… самому ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Ρƒ, выполняя трСбования, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ участник.

Н.Π•. АракСлов Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ подростками младшСго школьного возраста Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄Π°Ρ†ΠΈΠΉ:

  • 1) Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ;
  • 2) провСсти Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников;
  • 3) с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ диагностичСских ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ школьной трСвоТности учащихся;
  • 4) ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Π·Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ постоянный ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π Π΅Π·ΡŽΠΌΠΈΡ€ΡƒΡ сказанноС Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, попытаСмся ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Ρƒ школьной трСвоТности.

По ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Π . Π‘. НСмова, школьная Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — постоянно ΠΈΠ»ΠΈ ситуативно проявляСмоС свойство Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии бСспокойства ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ страх ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³Ρƒ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСски ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ситуациях [7, с. 364].

По ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ А. Π’ ΠŸΠ΅Ρ‚ровского, школьная Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса; ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ [14, с. 405].

Как Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ³Π°, Π² Π΄ΡƒΡˆΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»Ρ‹ΠΉ ряд ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ «ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚» это состояниС Π²ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎ-Ρ‚ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅, ΠΏΡƒΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ нСприятноС, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ нСвыносимоС. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ внСшнС ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ спокойного ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ самоувСрСнного, Π½ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π²ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ «ΠΏΠΎΠ΄ маской».

ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, многочислСнныС источники ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ коррСкционная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ эффСктивна, Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ссли ΠΎΠ½Π° опираСтся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ психокоррСкционной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ: Сдинство ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия, Сдинство возрастного ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития, Сдинство диагностики ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ развития, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ осущСствлСния ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΊ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊ ΠΎΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ