Активизация работы по трансформации отечественных вузов в инновационные университеты
Целью данной Программы является достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задачи индустриально-инновационного развития страны и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования. Обучение специалист инновационный университет Совершенствование национальной системы высшего образования на ближайшую перспективу осуществляется… Читать ещё >
Активизация работы по трансформации отечественных вузов в инновационные университеты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
обучение специалист инновационный университет Совершенствование национальной системы высшего образования на ближайшую перспективу осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2011;2020 гг. [14].
Целью данной Программы является достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребности рынка труда, задачи индустриально-инновационного развития страны и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования.
Для достижения указанной цели предусмотрено решение такой важной задачи системы образования, как подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности. Обобщение зарубежного опыта и передовой хозяйственной практики показывает, что технологический «прорыв» в экономике возможен лишь тогда, когда эту задачу станут активно решать в каждой бригаде, отделе, фирме каждый менеджер и руководитель, которые, эффективно используя весь арсенал современных социально-экономических, технических, социальных мер, способны будут достичь стратегически важных производственно-экономических целей деятельности. Для этого необходимо создавать более благоприятные условия формирования профессионального и квалификационного уровня, компетенций и творческой деятельности каждого работника.
Новаторы составляют основу человеческого капитала, которая начинает формироваться задолго до появления первой новации. В этих динамично развивающихся процессах, началом которых, как правило, является семейное воспитание ребёнка, участвуют не только его родители, окружение, но и школа, вуз, средства массовой информации, сфера культуры.
Рассматривая представленную на рисунке 1 традиционную схему связей процессов формирования научно-технического потенциала персонала организации, легко увидеть закономерность последовательного наращивания интеллекта человека.
Развиваясь от поколения к поколению, процессы формирования творческого потенциала человека множат национальный арсенал научно-технических достижений.
Учитывая короткие сроки жизни инноваций и их дефицит в современной отечественной экономике, можно предположить, что ускорение процессов наращивания инновационного потенциала специалистов производства является главной национальной задачей. Для её решения требуются не столько финансовые и материально-технические ресурсы, сколько программы, стандарты отношения к семье и личности, т. е. к главным звеньям цепи процессов формирования и развития интеллекта человека (рис. 2).
Поскольку руководство страны полагает, что развитие Казахстана по индустриально-инновационному пути приведет к кардинальным изменениям не только в науке, но и в сфере подготовки кадров, в последнее время активизировалась работа по трансформации отечественных вузов в инновационные университеты.
Дело в том, что для обеспечения качественного многоуровневого образования, подготовки инновационно-ориентированных специалистов должны трансформироваться и сами вузы в университеты инновационно-предпринимательского типа на основе реализации единого цикла: фундаментальные и поисковые научно-исследовательские работы — опытно-конструкторские разработки — подготовка персонала, производства, материально-технической и технологической базы — выпуск и реализация наукоемкой продукции и оказание услуг.
Основными элементами такого цикла должны стать:
- · разработка ориентированных инноваций и их внедрение в различные сферы жизнедеятельности;
- · подготовка инновационно-ориентированных специалистов;
- · переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего и высшего звена, научных и научно-педагогических кадров;
- · эффективно действующая система внедрения инноваций, включающая коммерциализацию отечественных разработок и трансферта высокоэффективных зарубежных технологий и т. п.(рис. 3).
Предполагается, что университеты инновационного типа должны обеспечивать массовую подготовку специалистов, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность.
Это можно обеспечить только на основе формирования и развития инновационной инфраструктуры вузов, создания сети малых наукоемких производственных и инжиниринговых компаний, интеграции университетов с научными организациями и предприятиями.