Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дидактическая игра в развитии формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как констатирует И. П. Подласый, ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя проверяют. При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает… Читать ещё >

Дидактическая игра в развитии формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из главных условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий является использование в образовательном процессе начальной школы дидактической игры. В. А Сухомлинский подчеркивал, что игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [20, с.10].

Главными чертами, которые отличают от другого вида деятельности в научной литературе называются:

  • -свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • — творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • -эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
  • — наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [20, с.56].

Дрязгунова В.А. выделяет ряд особенностей игры:

  • 1. Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
  • 2. Игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
  • 3. Возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка — лошадь, стул — автомобиль и т. д.) Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [3, с.2].

В научной литературе по определению И. А. Гришановой дано понятие дидактической игры. Дидактическая игра это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [2, с.61].

Дидактическая игра — представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Согласно точки зрения В. В. Петрусинского, дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи, может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине — с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий [12, с.43].

И.А. Гришанова наряду с понятием дидактическая игра, рассматривает понятие педагогическая игра. Педагогическая игра — достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом [2, с.64].

Необходимость использования дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется в научной литературе рядом причин:

  • 1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу [5, с.20];
  • 2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  • 3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
  • 4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей [5, с.29].

Как пишет И. А. Гришанова, во многих дидактических играх, использованных учителем начальных классов, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию нравственных качеств личности, привитию навыков правильного поведения в коллективе. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры [2, с.66].

В.А Дрязгунова определяет функции дидактической игры:

  • 1) коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • 2) по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
  • 3) терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • 4) диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • 5) коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • 6) межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;
  • 7) социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития [3, с.23]

По мнению С. А. Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

  • 1. Функция социализации. Дидактическая игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
  • 2. Функция межнациональной коммуникации. Дидактическая игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
  • 3. Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Дидактическая игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
  • 4. Коммуникативная функция дидактической игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
  • 5. Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
  • 6. Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении
  • 7. Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко [24, с.25].

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • 1) дидактическая задача;
  • 2) игровые действия;
  • 3) правила игры;
  • 4) результат.

По характеру познавательной деятельности дидактические игры П. И. Пидкасистый относит к следующим группам:

  • — игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
  • — игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
  • — игры, включающие элементы поиска и творчества [13, с.14].

Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию дидактических игр.

  • 1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
  • 2. По характеру педагогического процесса:
    • — обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
    • — познавательные, воспитательные, развивающие;
    • — репродуктивные, продуктивные, творческие;
    • — коммуникативные, диагностические, профориентационные.
  • 3. Согласно Г. К. Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.
  • 4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
  • 5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
  • 6. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Как констатирует И. П. Подласый, ценность дидактических игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя проверяют. При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога [15, с.27].

Итак, дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебновоспитательные задачи, может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Основными функциями дидактической игры являются: социализации; коммуникации; диагностическая.

В рамках коммуникативной функции происходит освоение детьми диалектики общения. Структурными составляющими дидактической игры являются: дидактическая задача; игровые действия; правила игры; результат.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой