Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
Развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наше предположение основывалось на том, что прогимназическая образовательная программа обладает многими преимуществами по сравнению с традиционной образовательной программой. Прежде всего, она отличается большей четкостью, конкретностью, последовательностью и целенаправленностью обучения детей, к постепенному и систематическому овладению ими основами наук. Прогимназическая программа содержит… Читать ещё >

Заключение. Развитие памяти учащихся в процессе учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития памяти младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память — это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Память человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о формировании и развитии этих свойств психики.

Результаты экспериментов свидетельствуют и о четко выраженной тенденции к соответствию уровней продуктивности запоминания различного материала. У большинства наших испытуемых 8−9 лет между уровнями продуктивности запоминания объективно бессвязного по смыслу материала и логически связанного материала обнаружено полное соответствие. Эту особенность следует учитывать в процессе учебно-воспитательной работы с детьми.

Наше предположение основывалось на том, что прогимназическая образовательная программа обладает многими преимуществами по сравнению с традиционной образовательной программой. Прежде всего, она отличается большей четкостью, конкретностью, последовательностью и целенаправленностью обучения детей, к постепенному и систематическому овладению ими основами наук. Прогимназическая программа содержит материал, систему заданий и упражнений, которые способствуют успешному осуществлению принципа развивающего и воспитывающего обучения, обеспечивая прохождение материала на более высоком уровне трудности. Она направлена на усвоение не только прочных и глубоких, но и обобщенных знаний, на общее развитие детей и овладение ими рациональными и эффективными приемами и способами учебной и познавательной деятельности. Прогимназическая программа в отличие от традиционной предъявляет повышенные требования к аналитико-синтетической деятельности детей, к умению обобщать и планировать в уме, подчинять свои действия точному и своевременному выполнению поставленной задачи, к использованию мнемических приемов при запоминании нового материала и актуализации прошлого опыта при решении проблемных задач, к умению проявлять волевое усилие, самостоятельность, саморегуляцию и самоконтроль.

Данные, полученные в нашем исследовании и представленные в гистограммах, позволяют, видимо, сделать вывод о том, что различные условия обучения детей в школе по-разному влияют на развитие памяти детей. Более эффективным в этом отношении оказалось обучение детей в прогимназическом классе общеобразовательной школы.

Вместе с тем у испытуемых, обучавшихся в прогимназическом классе общеобразовательной школы, сдвиги в развитии продуктивности запоминания и отсроченного воспроизведения как логически связанного, так и бессвязного материала оказались более высокими, чем у детей, обучающихся по традиционной программе. Высоким у данных учащихся (прогимназический вид) оказалось и опосредованное запоминание. Также у данных учащихся преобладает смешанный тип памяти, помогающий более успешному и продуктивному запоминанию. Учащиеся, обучающиеся по общеобразовательной программе, показали результат значительно ниже, чем у предыдущей группы.

Таким образом, с высокой долей уверенности, мы можем утверждать, что уровень развития памяти младшего школьников существенно выше при активном стимулировании ее в процессе обучения.

В качестве рекомендаций педагогам, работающим с детьми данного возраста можно предложить следующее. Для успешного развития памяти в процессе обучения необходимо организация повседневного учебно-бытового поведения. Сознательность овладения режимом труда и отдыха можно обеспечить у младших школьников введением средств оргтехники: календарей, дневников, рабочих планов, еженедельников и т. д. Режим, становясь опосредованной формой управления временем своей жизни, создает (эффект присутствия) будущего в актуальном поведении и приводит к более высокому уровню функционирования форм памяти в повседневном поведении. Так же необходимо выделения и обособления в учебной деятельности собственно мнемических и репродуктивных действий и с возможностью сознательного контроля за их выполнением. Для этого можно в процессе обучения создавать и (изменять формы сотрудничества детей при решении разнообразных учебных задач (например, взаимный контроль). Начальной формой такого сотрудничества является совместная, разделенная с учителем деятельность детей. В дальнейшем наиболее пригодной формой является форма самостоятельной продуктивной работы учеников с текстами на основе использования письменной речи и (изобразительных средств (сочинение сказок, историй).

Формирование и освоение развитых структур мнемического и репродуктивного характера действий в определенном предметном содержании, освоение системы преобразований учебного материала с целью подготовки его для воспроизведения основывается на использовании разнообразных средств (матриц, схем, планов и т. д.). В младших классах эти средства должны быть прямо связаны с содержанием предмета запоминания и воспроизведения и постепенно принимать все более обобщенный характер. В начальных классах первоначально можно использовать рисунок, с помощью которого ребенок может строить отбор и организацию предметного содержания текста с целью его воспроизведения или же использовать речевые планы с помощью драматизации, а лишь затем переходить к составлению устных или письменных планов.

Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование в школе наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

С развитием словесной памяти увеличивается продуктивность запоминания при опоре на слова. Высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений — например, в проблемном обучении. Менее успешно школьники запоминают материал, данный им в готовом виде.

Результативность запоминания зависит от способов организации мнемической деятельности. Заучивание, распространенное в школе, становится малопродуктивным, когда следует логике чисто внешней последовательности изложения, заданной в учебнике или учителем, без самостоятельного раскрытия особенностей изучаемого материала. Учащимся с помощью учителя полезно освоить такие способы заучивания, как смысловая группировка материала, выделение опорных пунктов, смысловое соотнесение того, что запоминается, с тем, что уже известно, усвоено. Учебный материал лучше запоминается, в частности, если самим учеником в процессе запоминания выделяются опорные пункты — заглавия разделов текста, примеры, яркие цифровые данные, специальные термины, образы…

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой