Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Двигательная активность и обучение двигательным навыкам школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование двигательных навыков происходит на основе возникновения и закрепления целой системы сложных условных рефлексов. При передвижении возникают сложные системы взаимосвязанных нервных процессов, которые запечатлеваются в нервных клетках больших полушарий на основе механизма запоминания. Благодаря двигательной памяти и приобретаемому опыту человек выполняет движения все лучше и лучше… Читать ещё >

Двигательная активность и обучение двигательным навыкам школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь специфической стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

Обучение в физическом воспитании есть организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека (Жданова С. И Движение. — М.: Просвещение, 2003.).

Результатом обучения в физическом воспитании является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания — это определенная система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

Условно выделяется три уровня владения изучаемым двигательным действием.

Элементарное умение;

Навык;

Умение, мастерство;

В основе лежат единые психофизиологические закономерности формирования навыка.

Двигательный навык — это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

Решение образовательных задач имеет свои особенности. Так в процессе овладения учебным материалом решается активная двигательная деятельность, то есть учебная деятельность требует проявления физических сил.

В этой связи необходимо знать закономерности учебной деятельности ученика, а также общие закономерности работоспособности.

Возрастает ответственность перед учителем физического воспитания, который оказывает влияние (воздействие) на биологическую среду человека, на его физическое развитие и подготовленность.

Решение образовательной задачи имеет большое значение в работе со школьниками, особенно с требованиями к двигательной активности. Необходимо знать, что работоспособность зависит от следующих факторов: наследственных, приобретенных в жизни, и способности регуляции деятельности в конкретных условиях.

Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.

В процессе обучения двигательным действиям обеспечивается решение нескольких задач:

Создается «начальная школа движений», то есть необходимо научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата. Создаётся исходная база для более сложных форм двигательных действий.

Обучение действиям, которые будут использоваться как подводящие упражнения или как средство избирательного воздействия отдельных двигательных качеств, способностей.

Сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные изменения и навыки в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и в другой деятельности.

В процессе обучения изменяется характер управления движениями тех или иных частей тела. В зависимости от характера и особенностей изучаемых двигательных действий, приобретается ряд особенностей. Особенности обучения двигательным действиям существенно зависят от специфики проявляемых в них двигательных качеств и необходимого уровня их проявления. Процесс обучения двигательным действиям зависит от уровня двигательных качеств.

Формирование двигательных навыков происходит на основе возникновения и закрепления целой системы сложных условных рефлексов. При передвижении возникают сложные системы взаимосвязанных нервных процессов, которые запечатлеваются в нервных клетках больших полушарий на основе механизма запоминания. Благодаря двигательной памяти и приобретаемому опыту человек выполняет движения все лучше и лучше. Постепенно создается сложная уравновешенная система и образуется динамический стереотип.

В начале обучения на основе знаний возникают умения — это способность неавтоматизированно управлять движениями. При многократных повторениях движений умение постепенно переходят в навыки. Характерные черты двигательного навыка — осознанность, прочность, автоматизм и подвижность. (Акопян В. У. Психология и спорт. — СПб: Питер, 2003.).

Постепенно автоматизируются элементы хода, умение заменяется навыком, управление всем движением (ходом в целом) становится автоматизированным. Автоматизация движений — это главная характерная особенность навыка.

С образованием двигательного навыка сознание освобождается от контроля за каждым отдельным элементом, но он не исчезает, а меняет свою роль. Сознание начинает играть пусковую и тормозную роль или способствовать переключению с одного способа передвижения на другой.

Выполнение отдельных движений входящих в двигательные действия без сосредоточения на них внимания ученика достигается за счет наступившей автоматизации процесса выполненного упражнения.

Автоматизированное выполнение движения является приобретенным в результате обучения или жизненной практики. Автоматизм не снимает ведущей роли сознания при выполнении двигательного действия. Нельзя противопоставлять сознательное и автоматизм. Сознание и автоматизм в двигательных навыках предстает в диалектическом единстве (Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 2001.).

Сознание ученика направленно в основном на главные компоненты действия, на учет изменения в обстановке и творческое решение двигательной задачи.

Двигательный навык обладает высокой устойчивостью, это означает, что двигательное действие может выполняться с меньшей возможностью нарушений в других условиях. Для двигательного навыка свойственна определенная системность движений, это выражается объединением отдельных движений в цельное двигательное действие, с устранением лишних движений. Согласно последних данных автоматизация движений связана с появлением в определенных участках коры головного мозга так называемых тормозных валов. В физиологии принято выделять три компонента двигательного навыка:

афферентный, центральный, эфферентный.

Афферентный компонент двигательного навыка принимает раздражители, которые требуют ответных двигательных актов. Если раздражитель сложный. В афферентном синтезе важное значение принадлежит обратной связи. Если это невозможно, то увеличивается количество повторений.

Центральный компонент обеспечивает обработку поступающей информации и программирование предстоящих движений.

Эфферентный компонент обеспечивает выполнение запрограммированного движения. Эффект зависит от соответствия выработанной программы наличным функциональным возможностям организма. Реагирование между программой и фактическим выполнением, если учащийся утомлён или что-то другое, наблюдается рассогласование (Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. / Под редакцией С. Н. Попова — М.: Физкультура и спорт, 2002.).

После того, как двигательный навык сформировался, его развитие не останавливается. Навыки становятся более устойчивыми и гибкими. На это влияет уровень физической подготовленности и физического развития.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, то есть получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой