Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Н. П. Гиляров-Платонов и митрополит Филарет

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Священник Д. Федоров в публикации в сборнике, посвященном памяти Н. П. Гилярова-Платонова, отмечает, что «кабинетный ученый и стремящийся к популярности публицист соперничали в нем, взаимно ослабляя друг друга» Федоров Д., свящ. Н. П. Гиляров-Платонов как профессор Московской Духовной Академии // Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова / Ред. А. А. Алексеев, В. А. Викторович, Г. С. Прохоров… Читать ещё >

Н. П. Гиляров-Платонов и митрополит Филарет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассказывая о судьбе и об особенностях мировоззрения Н. П. Гилярова-Платонова, нельзя обойти стороной его сложные взаимоотношения с одним из крупнейших представителей православного богословия XIX века — митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Итак, Н. П. Гиляров-Платонов и митрополит Филарет были родом из одного города и отец первого учился на несколько классов старше второго. Будущий публицист впервые увидел митрополита еще будучи учеником Коломенского духовного училища, когда тот приезжал погостить на родину.

В Московской духовной академии, куда Н. П. Гиляров-Платонов поступил в 1844 году, митрополит Филарет, фактически, был главным и единственным ревизором, по специальному назначению от Священного синода. Он посещал экзамены и тщательно следил за тем, как велись хозяйственные дела в Академии. Поэтому, рано или поздно, их пути должны были пересечься.

Первые конфликты возникли, когда Н. П. Гиляров-Платонов защищал полукурсовую диссертацию на тему «Об онтологии Гегеля рассуждение» и, два года спустя, магистерскую диссертацию «О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого» Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. — C. 162 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p-gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.. Реакцию митрополита во время защиты на экзамене сам Н. П. Гиляров-Платонов вспоминал в письме к А. С. Суворину: «Филарет, председательствовавш[ий] на конференции, нашел в диссертации философский дух, напомнил в обвинение, что я „хорошо учился философии“; пытался ужаснуть тем, что венские студенты производят революции. Большего, впрочем, не последовало. Он лишил меня лишь первого места, под которым значился я в студенческом списке» Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. Автобиографические воспоминания: В 2 т. / Сост. А. П. Дмитриева — СПб.: Наука, 2009. — Т. 2. — С. 209. Разница между поколениями была слишком велика: митрополит Филарет действительно считал, что философский рационализм вредит богословским исследованиям.

Стоит отметить, что проблемы у Н. П. Гилярова-Платонова возникали уже на стадии формулировки темы работы. Так, в письме к И.Ф. Романову-Рцы, он рассказывает, что первоначально ему дали тему магистерской диссертации под названием «О необходимости воплощения Божия». Студент возмутился подобной формулировке и попытался уговорить ректора дать ему другую тему, поскольку, по его мнению, индуктивно к необходимости прибегнуть было нельзя, а дедуктивно пришлось бы искать нечто более высшее, чем Бог. Однако ректор не мог ослушаться приказа, поступившего напрямую от Филарета, поэтому единственное, чего добился упорный студент — изменение в формулировке темы. Вместо жесткого «о необходимости» появилось «о потребности» Цит. по: Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. — C. 162−163 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p-gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.

Как выяснилось позже, в таком критическом отзыве митрополита Филарета невольно оказался виновен тот самый ректор академии, архимандрит Алексий (Ржаницын), любимцем которого был Н. П. Гиляров-Платонов. Как вспоминал один из лучших друзей Н. П. Гилярова-Платонова, В. М. Сперанский, Алексий решил похвастаться рассуждениями своего любимого ученика перед митрополитом и стал упрашивать того прочитать работу студента. Филарет не собирался этого делать, отвечая архиерею, что хорошо наслышан о способностях Н. П. Гилярова-Платонова, однако ректор продолжал настаивать. Филарет начал читать с неохотой и придираться к словам. Алексий стал защищать студента, чем вызвал еще большее раздражение митрополита Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. — C. 164 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p-gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.. В итоге никакие увещевания, в том числе то, что студент носит почетную фамилию Платонов, которую он получил за работу по Гегелю, не убедили Филарета, и он, снял Н. П. Гилярова-Платонова с первого места.

По мнению А. П. Дмитриева, одной из причин такого отторжения, помимо излишней настойчивости архимандрита Алексия, было то, что у студента и митрополита расходились взгляды на стилевые особенности богословских работ и на исследовательский инструментарий Там же. С. 163. Разница в стилевых взглядах косвенно подтверждается позже самим Н. П. Гиляровым-Платоновым: «Несколько оживленное выражение казалось ему краснобайством, образность речи — неточностью, затемняющей смысл» Гиляров-Платонов Н. П. Столетие дня рождения митрополита Филарета // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. — М.: Синодальная Типография, 1905;1906. — Т. 2. — С. 337. Однако данный случай прямым конфликтом назвать сложно, скорее между двумя представителями богословской мысли разных поколений наметились разногласия.

Несмотря на такую проблематичную защиту магистерской диссертации Н. П. Гиляровым-Платоновым, стоит отметить, что после выпуска в 1848 году именно ему предложили единственное вакантное место бакалавра при академии. Новому магистру богословия (ученая степень, полученная им после защиты) предоставили кафедру герменевтики и сравнительного богословия, открывшуюся в том же году. То есть, будущим предметом своих публикаций — межконфессиональными конфликтами — Н. П. Гиляров-Платонов занимался профессионально. Более того, после открытия в октябре 1854 года Миссионерского отделения, он начал преподавать русскую церковную археологию и историю раскола в России.

Прежде чем рассматривать конфликт, произошедший 7 лет спустя и положивший конец академической карьере Н. П. Гилярова-Платонова, стоит ненадолго остановиться на времени его преподавания на кафедре (1848−1855 гг.), поскольку, с одной стороны, интересен подход молодого бакалавра к преподаванию дисциплин, тематику которых он затем будет не раз затрагивать в своей публицистике, и, с другой стороны, не менее интересны отзывы современников и учеников о том, каким Н. П. Гиляров-Платонов был преподавателем, для более подробного изучения особенностей его личности.

Сам Н. П. Гиляров-Платонов вспоминал об этом периоде так: «Казенно под именем герм[еневтики] разумелось безмыслие, под срав[нительным] богословием — догматическая полемика. Минуя казенное, я проходил пред слушателями по герменевтике то историю церковного сознан[и]я, то место библейских истин среди процесса разнооб[разного] знани[я] вместе с истори[ей] наук, то уходил в историю самого слова, что дало мне случай, на[коне]ц, заинт[ересоваться] ближе лингвистик[ой]. По сравнительному богословию, отн[яв] полемическую сторону, я излагал исто[рию] вероучений в ее сов[ершенно] диалектическом ходе. Мертвос[ть] католичества, сухо[сть] лютеранства, услов[ная] ложь анг[ликанства] менее, впрочем, меня занимали, тем бол[ее] что предмет был уже довольно обычным. Я особенно занялся изучени[ем] раск[о]ла русск[ого] в связи с разв[итием] русск[ой] мысли вообще.

Семил[етие] проф[ессором] было лучшим периодом моей жизни. Не богата обстано[в]ка; я получал 350 р[ублей] в год. Но слушатели меня любили. Занимался я от души" Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. Автобиографические воспоминания: В 2 т. / Сост. А. П. Дмитриева. — СПб.: Наука, 2009. — Т. 2. — С. 209.

Помимо очевидного желания разнообразить официоз академической программы, можно сразу отметить, как привлекла интерес молодого преподавателя тема раскола. Неудивительно, что он и в дальнейшем оставался чуток к проблеме диалога со старообрядцами. В то же время, лютеранству и, особенно, католичеству Н. П. Гиляров-Платонов впоследствии также уделял немало места на своих передовицах. Кроме того, стоит обратить внимание на оборот «условная ложь» по отношению к англиканству. Причины такого выделения станут ясны во второй части данной работы.

Фраза о любящих слушателях могла бы показаться нескромной, если забыть о самокритичном складе характера Н. П. Гилярова-Платонова. Но отзывы самих учеников лишь подтверждают правдивость такой оценки.

Например, Г. П. Смирнов-Платонов, сперва ученик, а потом и сослуживец Н. П. Гилярова-Платонова, в своих мемуарах писал: «В нашем курсе имел решительное влияние на студентов молодой бакалавр Н. П. Гиляров-Платонов На лекциях раскрывалась идея свободы совести и в сознание слушателей вводилось начало терпимости. Лекции сосредоточивались притом на истории русского раскола и на истории русской полемики против раскола вообще и, особенно, на истории русской полемической литературы. Бытовая сторона раскола, на которую совсем почти не обращали внимание наши деятели составляла жизненную стихию лекций нашего наставника…» Смирнов-Платонов Г. П. «Curriculum vitae»: Из области воспоминаний и мечтаний // Смирнов-Платонов Г. П. «Детская помощь»: К читателям и сотр. [периодического издания, имеющего выходить с 1885 года под названием «Детская помощь» (орган Общества попечения о неимущих детях в Москве)]. М.: тип. Л. Ф. Снегирева, 1885. С. 39.

Другой слушатель, будущий видный церковный историк Е. Е. Голубинский, отмечал, что Н. П. Гиляров-Платонов фактически не читал лекций, в их классическом виде, а больше разбирал существующую литературу о расколе, преимущественно критикуя ее. И когда он находился «в ударе», рассказы эти были очень увлекательны Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. — C. 165 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p-gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.

Много лет спустя Н. П. Гиляров-Платонов писал, что именно он начал первым преподавать историю раскола в объективно-научном, а не полемическом ключе. В письмах к И. С. Аксакову, впоследствии опубликованных как «Логика раскола» (1885), он отмечал, что полемическому взгляду свойственно видеть в расколе заблуждения, а основной его опорой являются мнения, с которым соотносилось и само вероисповедание Гиляров-Платонов Н. П. Логика раскола // Гиляров-Платонов Н. П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение…» / Сост. Ю. В. Климакова. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — С. 107. Кроме того, он отметал то, что казалось ему в курсах атавизмом, предпочитая сосредоточиться на более насущных вопросах: «Слушателей, уже прошедших полный богословский курс, предостерегать от какого-нибудь, положим, Спасова согласия было бы не меньшим детством, чем приводить в полдень доказательства зрячему, что солнце стоит на горизонте» Гиляров-Платонов Н. П. Логика раскола // Гиляров-Платонов Н. П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение…» / Сост. Ю. В. Климакова. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — С. 102.

Неудивительно, что такой нестандартный подход к чтению лекций нравился далеко не всем. Профессор Н. И. Субботин, сменивший Н. П. Гилярова-Платонова на посту руководителя Миссионерским отделением, например, возмущался тому, как молодой преподаватель, как он считал, насмехался над Отцами Церкви и распространял «дух отрицания и неверия» Марков В. С. К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н. И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для раскола и отношений к нему правительства. (1865−1904). — М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914. — С. 489.

Подобные недовольства привели к тому, что о манере ведения лекций Н. П. Гиляровым-Платоновым узнал митрополит Филарет, который, в свою очередь, потребовал текст лекций для изучения. Все это привело к неприятному для первого разговору, закончившемуся тем, что он согласился подписать прошение об отставке и, в конце 1855 года, сперва был уволен из академии, а затем и переведен из духовного сословия в светское.

Произошедшая история наделала немало шума в церковных кругах и многие гадали, что же послужило окончательным поводом для отставки. По официальной версии, Филарет обнаружил в работах подобие протестантского уклона. Среди неофициальных было предположение о том, что руководство академии испугалось, что императорская семья посетит их учреждение и услышит высказывания молодого преподавателя.

Князь Н. В. Шаховской считал, что поводом могла послужить записка Н. П. Гилярова-Платонова о расколе, расходившаяся с мнением правительства по этой проблеме. В 1854 году Николай I велел употребить репрессивные меры по отношению к старообрядцам, проживающим на границе, у реки Дунай, поскольку те рассказывали туркам информацию о войсках Российской империи. Н. П. Гиляров-Платонов в ответ на это якобы составил записку (несмотря на упоминания, достоверное существование этой записки доказано не было, возможно, потому что она была уничтожена пожаром на даче Н. П. Гилярова-Платонова в 1856 году), в которой, не соглашаясь с такими мерами, предлагал дать старообрядцам свободу вероисповедания и обрядов Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. — C. 168−169 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p-gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.

Сам Н. П. Гиляров-Платонов, объясняясь позже в письме к И. Ф. Романову-Рцы, отмечал, что поводом для отставки, вероятно, послужила неверная интерпретация студентами его лекций: «…когда я потребовал от одного из записывавших меня слушателей записанное им, я пришел в ужас: не понято, переврано; это была пародия на мои лекции. Пародия эта потом воплотилась отчасти в Щапове, которому, как я полагаю, достался подобный экземпляр, совершенно меня искажавший! А Филарету насказали (Анфим, бывший потом экзархом Болгарским), будто я проповедую, что религия христианская устарела» Дмитриев А. П. История одного увольнения: митрополит Филарет и Н. П. Гиляров-Платонов в 1855 году [Электронный ресурс] // Филаретовский альманах, вып.4. М., Изд-во ПСТГУ, 2008. — C. 174 / URL: http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-odnogo-uvolneniya-mitropolit-filaret-i-n-p-gilyarov-platonov-v-1855-godu. Дата доступа: 10.04.2016. Электрон. версия печ. публикации.

В 1883 году, вспоминая о митрополите Филарете в статье по поводу его столетия, Н. П. Гиляров-Платонов объясняет дотошность, с которой тот подошел сначала к его бакалаврским работам, а потом и к лекциям, складом характера. В частности, он характеризует склад ума митрополита как «микроскопический» в смысле тщательного акцентирования на мелких деталях, которые другие не заметят. Из малейшей неточности Филарет уже мог сделать вывод о неверной мысли, которой в сочинении или проповеди вовсе не было Гиляров-Платонов Н. П. Столетие дня рождения митрополита Филарета // Н. П. Гиляров-Платонов Вопросы веры и церкви: в 2 т. / Под ред. Н. В. Шаховского. — М.: Синодальная Типография, 1905;1906. — Т. 2. — С. 337.

Учитывая такую особенность характера митрополита и стиль преподавания, выбранный Н. П. Гиляровым-Платоновым, согласимся с А. П. Дмитриевым в том, что молодой профессор, вне зависимости от повода, в любом случае выглядел неудобной фигурой для Московской духовной академии и его отставка, скорее всего, в любом случае была вопросом времени Дмитриев А. П. Указ. соч. С. 180−181.

Кроме того, впоследствии было обнаружено свидетельство того, что Н. П. Гиляров-Платонов собирался оставить службу в академии, намек на это обнаруживается в письме графини А. Д. Блудовой, близкой знакомой, не раз выручавшей его Там же. С. 179. Примерно в то же время славянофилы, с кружком которых Н. П. Гиляров-Платонов к тому времени уже познакомился, предлагали ему встать во главе «Русской беседы» Гиляров-Платонов Н. П. Из пережитого. Автобиографические воспоминания: В 2 т. / Сост. А. П. Дмитриева. — СПб.: Наука, 2009. — Т. 2. — С. 272.

Священник Д. Федоров в публикации в сборнике, посвященном памяти Н. П. Гилярова-Платонова, отмечает, что «кабинетный ученый и стремящийся к популярности публицист соперничали в нем, взаимно ослабляя друг друга» Федоров Д., свящ. Н. П. Гиляров-Платонов как профессор Московской Духовной Академии // Возвращение Н. П. Гилярова-Платонова / Ред. А. А. Алексеев, В. А. Викторович, Г. С. Прохоров. — Коломна, 2007. — С. 14. При всей спорности данного утверждения, согласимся с ним отчасти. Неизвестно, насколько сильно желал популярности интроверт Н. П. Гиляров-Платонов, работавший по ночам, спавший днем и редко покидавший свой кабинет, будучи главным редактором «Современных известий». Учитывая историю его детства и юношества, а также отзывы современников, позволим себе предположить, что-то, что может показаться стремлением к популярности, было скорее порывом идеалиста, желающего рассказать о том, что ему казалось правильным и истинным и изменить неправильное, насколько это было возможно.

Но при всем этом нельзя не согласиться с тем, что личности его масштаба не хватало только одной роли. Помимо ученого и публициста, в нем уживался светский чиновник и издатель.

Неравнодушие Н. П. Гилярова-Платонова к проблеме раскола было причиной неординарного подхода к ведению лекций. Однако, возможно, осознавая масштаб идеологических расхождений с официальной позицией Священного Синода, молодой преподаватель решил подыскивать должность гражданскую, в более гибкой, чем духовенство, среде.

Принципиальность характера не позволяла ему идти на компромиссы и на этом посту, и на последующих. Будучи цензором, он пропускал в печать то, что ему казалось правильным и важным, несмотря ни на какие предупреждения. Недолгое пребывание в Комиссии для разработки проекта Устава о книгопечатании князя Оболенского обернулось тем, что мнение Н. П. Гилярова-Платонова коренным образом разошлось с позицией большинства и вскоре его место, «по случаю преобразования», было оставлено за штатом Гиляров-Платонов Н. П. Письма к А. С. Суворину // Н. П. Гиляров-Платонов Из пережитого. Автобиографические воспоминания: в 2 т. / Сост. А. П. Дмитриева.? СПб.: Наука, 2009. — Т. 2. — С. 211. А должность управляющего Московской синодальной типографией он потерял из-за борьбы с городским правительством, которое хотело продать типографские здания под торговые помещения.

Возможно, именно поэтому митрополит Филарет не оставил Н. П. Гилярова-Платонова в сане настоятеля одной из московских церквей (так обычно происходило с уволенными из академии, после рукоположения), понимая, что такие узкие рамки не удержат на месте его подчиненного. В начале 1860-х годов отношения между митрополитом и бывшим учеником наладились (именно Филарет устроил Н. П. Гилярова-Платонова после очередного увольнения в типографию) и после смерти Филарета публицист сохранил почтительное отношение к нему, что можно понять по серии материалов под названием «Столетие дня рождения митрополита Филарета».

Таким образом, в период преподавания в Московской духовной академии проявилась принципиальность Н. П. Гилярова-Платонова, которая позже нашла свое отражение и в его религиозной публицистике. Помимо этого, данный период позволяет увидеть истоки взглядов будущего публициста на проблему раскола.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой