Обучение как форма регуляции поведения
У. Торп выделяет две группы процессов, связанных с обучением: неассоциативное и ассоциативное, при этом в ассоциативное обучение он включает и те типы, которые у предыдущих авторов рассматриваются в качестве когнитивных. В частности, З. А. Зорина и И. П. Полетаева на основе данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и других предлагают следующую… Читать ещё >
Обучение как форма регуляции поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
- • основные принципы индивидуально-приспособительной деятельности;
- • значение разных форм обучения в формировании поведения животных;
уметь
- • анализировать роль обучения в происхождении различных форм поведения;
- • сопоставлять видоспецифическое и индивидуально приобретенное поведение животных;
владеть
• навыками анализа типов обучения животных разных систематических групп.
Индивидуально-приспособительная деятельность
Итак, как мы выяснили, каждый инстинктивный акт представляет собой сложное переплетение врожденных и приобретенных элементов. Индивидуальный опыт животного позволяет ему адаптироваться к условиям среды обитания, способствует выживанию и успешному размножению конкретной особи. Индивидуально-приспособительная деятельность животного весьма разнообразна и состоит из компонентов разной природы. Самая большая доля этих компонентов приходится на разные формы обучения.
Мы считаем нужным обратить внимание читателей на некоторое расхождение в терминологии, часто встречающееся в разных литературных источниках. В психологической литературе обычно фигурирует термин «научение». Физиологи, зоологи, этологи и исследователи поведения животных других специальностей предпочитают использовать термин «обучение». В большой степени это разночтение связано с разным переводом с английского языка одного и того же слова " learning" . Таким образом, оба эти термина по своей сути означают совершенно одно и то же!
В психологии обучением принято называть процесс, когда есть тот, кто обучает — обучающий, т. е. субъект обучения. Субъект, приобретающий в процессе обучения новый опыт, называется субъектом научения, а сам процесс — научением.
Проблемы приобретения индивидуального опыта, образования навыков, создание новых способов обучения и изучение физиологических механизмов этого процесса привлекают к себе внимание огромного количества исследователей самого широкого профиля, а также дрессировщиков и педагогов. В связи с этим существует целый ряд определений самого феномена обучения. Предмету современной зоопсихологии наиболее соответствует определение обучения, данное У. Торпом: «Обучение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта»[1].
Индивидуально-приспособительная деятельность, помимо разных форм обучения включает в себя и такой важнейший элемент, как рассудочная деятельность, речь о которой пойдет ниже.
Классификация форм обучения
Формы обучения животных весьма многообразны и поэтому существует целый ряд их классификаций.
В частности, З. А. Зорина и И. П. Полетаева на основе данных О. Меннинга (1992), Д. Дьюсбери (1981), Р. Томаса (1996), Дж. Пирса (1998) и других предлагают следующую классификацию форм индивидуально-приспособительной деятельности животных[2]:
- 1) неассоциативное обучение: привыкание;
- 2) ассоциативное обучение:
- • классические условные рефлексы;
- • инструментальные условные рефлексы;
- 3) когнитивные процессы:
- • латентное обучение;
- • выбор по образцу;
- • обучение, основанное на представлениях о пространстве; порядке стимулов; времени, числе.
О. Меннинг и Д. Дьюсбери включали в свои классификации также инсайт-обучение. Однако и когнитивные процессы, и инсайт-обучение в большой степени относятся к области рассудочной деятельности.
У. Торп выделяет две группы процессов, связанных с обучением: неассоциативное и ассоциативное, при этом в ассоциативное обучение он включает и те типы, которые у предыдущих авторов рассматриваются в качестве когнитивных[1].
Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе свойстве пластичности, которая проявляется в способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель, а также в случаях совместного действия раздражителя с другими факторами.