Организация как система управления
Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Бернар (1886−1961). Он считал, что организация — это «система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором», что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв… Читать ещё >
Организация как система управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика организации как системы управления
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация (организованность) является неотъемлемым свойством любой системы.
Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Бернар (1886−1961). Он считал, что организация — это «система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором», что руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только выполнив три важных условия: обеспечив систему коммуникаций, предприняв усилия, необходимые для действия системы, сформулировав и определив цели системы.
Организация — это группа людей (как минимум двое), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или нескольких целей (Мескон). Это определение относится к формальным организациям, т. е. специально созданным, в которых управление осуществляет специально назначенный руководитель.
Понятие «организация» может трактоваться как:
внутренняя упорядоченность и согласованность, взаимодействие автономных частей целого, обусловленные его строением (как свойство любых систем);
совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур (СЭС).
Всеобъемлющий характер понятия «организация» отметил русский философ и экономист А. А. Богданов, который рассматривал теорию организации как всеобщую организационную науку.
Организация обладает следующими общими признаками:
- 1. определение ее характера кадрами и менеджером; объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно;
- 2. сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте;
- 3. определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях;
- 4. единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.
В экономике организация (фирма, предприятие) является хозяйствующим субъектом, реализующим собственные интересы посредством производства (путем соединения факторов производства и управления ими) и реализации товаров (услуг) на рынке. Поскольку каждая организация имеет, как правило, несколько целей, для достижения которых требуются достижения промежуточных целей, то в организации можно выделить множество систем.
Любая система характеризуется по крайней мере тремя элементами:
входом в систему (поступающие ресурсы);
процессом преобразования ресурсов в продукт (услугу);
выходом из системы (продукт).
Очевидно, что соединение этих элементов определенными материально-вещественными и информационными связями, порядком их взаимодействия образует структуру и целостность системы. Последняя характеризуется определенными для данной системы ресурсами и продуктом, свойства которого, как уже сказано выше, не сводятся к сумме свойств составляющих элементов. Удаление любого из элементов или изменение их свойств разрушает данную систему или преобразует ее в другую.
Рис 1. Информационная модель системы управления предприятием