Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти
Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые. Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все… Читать ещё >
Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и отличительные черты СМИ
Средства массовой информации — один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.
Сегодня средства массовой информации характеризуют Горохов В. М. Средства массовой информации в системе политической коммуникации. — М.: Спартак, 2003 как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.
В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации" О средствах массовой информации: Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.95. Консультант Плюс.
Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам» Пугачев В. П., Соловьев А. И.
Введение
в политологию. — М.: Юрист, 2000. .
Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека — на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.
Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. .
Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц"2.
Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.
С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:
действительно всенародные, доступные каждому человеку;
с помощью средств массовой информации усиливается связь между личностью и обществом;
широкое распространение средств массовой информации привело к дифференциации потребления информации.
Кроме этого, следует отметить следующие отличительные черты средств массовой информации:
публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей;
наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
непостоянный, характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.
Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы Берёзкин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2008.
В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти и конкретных действий.
Средства массовой информации не могут наградить, но могут сделать популярным; не могут карать, но могут высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать избранию Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: СГУ, 1995.