Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Народное искусство мордвы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Народное искусство мордвы долгое время рассматривалось исследователями лишь в контексте изучения эстетической и материальной культуры XIXначала XX вв. Отчего многие виды его изводились до роли бытовых и обрядовых предметов, необходимых в жизни и быту народа. Естественно, предметы народного искусства пользовались широким спросом у мордвы, поэтому прошлые формы его существования (домашнее… Читать ещё >

Введение. Народное искусство мордвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народное искусство мордвы долгое время рассматривалось исследователями лишь в контексте изучения эстетической и материальной культуры XIXначала XX вв. Отчего многие виды его изводились до роли бытовых и обрядовых предметов, необходимых в жизни и быту народа. Естественно, предметы народного искусства пользовались широким спросом у мордвы, поэтому прошлые формы его существования (домашнее производство, домашняя работа на себя, культурные промыслы) обусловили в свое время эстетическую природу художественной деятельности в целом.

В отличие от других видов творчества, они всегда были в употреблении: в быту, на праздники, в обрядовом действии. Но функционировали они не только как «элемент» быта и результат творческой деятельности (произведение народного искусства), но и как объекта выражения образного мира, «элемент» сознания, связанный с этническими переживаниями и эстетическими представлениями о красоте, добре и зле, гармонии в природе и быту, — верованиями, обычаями и обрядами народа.

Самобытные традиции прикладного искусства мордвы

Народные мастера и умельцы отображали в творчестве свою человеческую меру совершенства и красоты, мир представлений о зримой Вселенной, о природе и жизни. Кроме того, подобное использовалось не только в повседневной практике, оно являлось мерилом трудолюбия и художественного вкуса. Поэтому не случайно на протяжении веков особое место у мордвы занимало изготовление одежды, украшение её вышивкой, составление украшений костюма из металла, монет, бус, раковин-каури, пуговиц и бисера, ткачество, изготовление предметов домашнего обихода и хозяйственной утвари из дерева, глины.

Самобытные традиции прикладного искусства мордвы, многовековой эстетический опыт народа наиболее ярко и выразительно отразился в вышивке. В прошлом вышивка выполняла свою определенную эмоциональную нагрузку; она была выражением положительных эмоций, оптимистического настроя в жизни и быту мордовского народа. С ней ассоциировались положительные символы, связанные с такими понятиями, как «оберег», «жизнь», «добро», «радость». Орнамент вышивки выполнял не только декоративную, но и смысловую нагрузку, которые передавались через своеобразную знаковую систему, содержавшую символический смысл изображаемого. Никто не учил мордовских вышивальщиц композиционным правилам художественным приемам. Они сами создавали систему декора.

В соответствии с религиозным мировоззрением народным опытом поклонялись тому или иному цвету и орнаментальным мотивам. Красный цвет, который преобладал в вышивке, всегда символизировал жизненные силы. Природа представала в зооморфной и растительной орнаментации. И что особенно примечательно, образы эти не сочинялись, они запоминались, переживались, оттачивались во времени. Каждый образ «отливался» в образ-тип, отчего сохранялись схематизированные изображения людей, животных, растений. В этих образах сохранились тотемистические воззрения древних — создателей этих изображений. Картины природы и человеческая жизнь в народном искусстве как бы вторят друг другу, и образный лейтмотив природы имеет всегда смысловое звучание. Так, мотив «Мирового дерева» (или «Древа жизни») известен в орнаменте почти всех народов. У мордовского народа наряду с реалистическими изображениями присутствуют и геометризованные мотивы деревьев.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой