Требования к культуре речи педагога
Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая… Читать ещё >
Требования к культуре речи педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться от «сорных» слов.
Дейл Карнеги, автор популярной в мире книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал:
«Умение говорить — это кратчайший путь к известности… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей… «.
Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки".
«Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.
Выделяют следующие формы речи:
Внутренняя. | Внешняя. |
Письменная. | Устная. |
Монологическая. | Диалогическая. |
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
- 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
- 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звукиэто паузы, а также звуки назализации -«хм-хм», «э-э-э» и др.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53% («говорим голосом, беседуем всем телом»).
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
- ? речевой — вербальный от лат. verbalis — устный, словесный;
- ? неречевой — невербальный.
Речь, как средство общения, одновременно выступает как:
- ? источник информации;
- ? способ взаимодействия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
- ? значение слова, фраз;
- ? смысл слов, фраз;
- ? речевые звуковые явления:
темп речи:
- ? быстрый,
- ? средний,
- ? замедленный;
модуляция высоты голоса:
- ? плавная,
- ? резкая;
тональность голоса:
- ? высокая,
- ? низкая;
ритм:
- ? равномерный,
- ? прерывистый;
тембр:
- ? раскатистый,
- ? хриплый,
- ? скрипучий;
интонация;
дикция речи.
? выразительные качества голоса:
характерные специфические звуки, возникающие при общении:
- ? смех,
- ? хмыканье,
- ? плач,
- ? шепот,
- ? вздохи;
разделительные звуки:
? кашель;
нулевые звуки:
? паузы;
звуки назализации:
- ? «хм-хм»,
- ? «э-э-э» и др.
В речевом общении также играют важную роль:
- ? точность употребления слова;
- ? выразительность;
- ? доступность;
- ? правильность построения фразы;
- ? доходчивость фразы;
- ? правильность произношения звуков, слов, выразительность;
- ? смысл интонации.
Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.
Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:
индивидуально-личностная;
эстетическая;
эмоциональная;
психологическая;
социально-иерархическая;
возрастная;
половая;
медицинская;
пространственная и другие.
Чтобы выступать перед аудиторией, учитель должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:
отбора литературы;
изучения литературы;
составления плана;
написания текста речи;
самообладания перед слушателями;
ориентации во времени.
Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным".
Определение. | Требования к культуре речи педагога. | |
1. | Речь — язык: | правильность богатство чистота. |
2. | Речь — мышление: | логичность ясность точность краткость. |
3. | Речь — объективный мир: | точность. |
4. | Речь — ее обстановка, содержание, назначение: | уместность. |
5. | Речь — эстетика: | образность выразительность благозвучие. |