Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Требования к культуре речи педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая… Читать ещё >

Требования к культуре речи педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Культура речи как наука о языке может и должна помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку; она научит отличать литературную речь от примитивной разговорной, поможет освободиться от «сорных» слов.

Дейл Карнеги, автор популярной в мире книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал:

«Умение говорить — это кратчайший путь к известности… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей… «.

Без сомнения, знание основ культуры речи и основ риторики, практическое их применение позволит каждому приобрести уверенность и стать раскованнее и общительнее. Только человек, владеющий словом и логикой, может добиться успехов в жизни. Но для того, чтобы овладеть логикой и речью, надо систематически работать, развивая необходимые навыки".

«Речь — это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

Выделяют следующие формы речи:

Внутренняя.

Внешняя.

Письменная.

Устная.

Монологическая.

Диалогическая.

Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

  • 1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  • 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель; нулевые звукиэто паузы, а также звуки назализации -«хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53% («говорим голосом, беседуем всем телом»).

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:

  • ? речевой — вербальный от лат. verbalis — устный, словесный;
  • ? неречевой — невербальный.

Речь, как средство общения, одновременно выступает как:

  • ? источник информации;
  • ? способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

  • ? значение слова, фраз;
  • ? смысл слов, фраз;
  • ? речевые звуковые явления:

темп речи:

  • ? быстрый,
  • ? средний,
  • ? замедленный;

модуляция высоты голоса:

  • ? плавная,
  • ? резкая;

тональность голоса:

  • ? высокая,
  • ? низкая;

ритм:

  • ? равномерный,
  • ? прерывистый;

тембр:

  • ? раскатистый,
  • ? хриплый,
  • ? скрипучий;

интонация;

дикция речи.

? выразительные качества голоса:

характерные специфические звуки, возникающие при общении:

  • ? смех,
  • ? хмыканье,
  • ? плач,
  • ? шепот,
  • ? вздохи;

разделительные звуки:

? кашель;

нулевые звуки:

? паузы;

звуки назализации:

  • ? «хм-хм»,
  • ? «э-э-э» и др.

В речевом общении также играют важную роль:

  • ? точность употребления слова;
  • ? выразительность;
  • ? доступность;
  • ? правильность построения фразы;
  • ? доходчивость фразы;
  • ? правильность произношения звуков, слов, выразительность;
  • ? смысл интонации.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:

индивидуально-личностная;

эстетическая;

эмоциональная;

психологическая;

социально-иерархическая;

возрастная;

половая;

медицинская;

пространственная и другие.

Чтобы выступать перед аудиторией, учитель должен обладать рядом специальных навыков. К ним относится навыки:

отбора литературы;

изучения литературы;

составления плана;

написания текста речи;

самообладания перед слушателями;

ориентации во времени.

Эти навыки должны использоваться комплексно, иначе речь будет неэффективной. Например, вы хорошо пишете текст речи, но не умеете просто и ясно излагать. Или убедительно, интересно говорите, но не укладываетесь во времени. Успех во многом зависит и от того, как выступающий знает предмет речи. Для этого он должен быть человеком начитанным, эрудированным".

Определение.

Требования к культуре речи педагога.

1.

Речь — язык:

правильность богатство чистота.

2.

Речь — мышление:

логичность ясность точность краткость.

3.

Речь — объективный мир:

точность.

4.

Речь — ее обстановка, содержание, назначение:

уместность.

5.

Речь — эстетика:

образность выразительность благозвучие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой