Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медиация. 
Основы философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В мусульманской этике васат («срединносгь») фиксирует момент взаимодействия, в котором противоположные стороны, обращаясь друг к другу, входят в контакт и «связываются», уступая одна другой. Любое действие воспринимается не как существующее в себе и для себя, а как составляющая взаимодействия в связанности с другим. Поэтому желательна взаимная уступчивость, сохраняющая отношения. Юрий Крижанин… Читать ещё >

Медиация. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Медиация (от лат. medius — «занимающий середину») — это посредничество, процедура примирения сторон спора с помощью третьей стороны — посредника (медиатора).

Мудрецы и философы часто выполняли посреднические функции при разрешении споров, во главе посольств, в межконфессиональных диалогах. Когда государства Антанты обратились в 1917 г. к президенту США Вудро Вильсону с просьбой принять решение о вступлении в Первую мировую войну на их стороне, то в качестве посредника они направили знаменитого во Франции философа Анри Бергсона (первоначально предлагалась кандидатура Бертрана Рассела).

Сосуществование сопряженных противоположностей предполагает наличие между ними соединяющего звена, в котором эти противоположности совпадают. Противоположности тем самым опосредуются, а соответствующая позиция является воплощением срединности.

Конструктивно принцип срединности часто реализуется в форме триад. Например, у Платона число — средний член между пределом — беспредельным («Филеб»). У неоплатоника Прокла в триаде «пребывание — выступление — возвращение» третье звено объединяет крайности первых двух и представляет собой некую «середину» между ними.

В китайской философии воплощением срединности является человек: «Позиция Небес — это верх. Позиция Земли — это низ. Позиция человека — это середина». Срединность как модель поведения благородного человека вариативна. Она может выражаться:

  • — запретом на проявление крайностей («Когда не проявляют удовольствия, гнева, печали и радости, это называется серединой»; сравните с тем, что говорится про низкого человека: «Роптать на небо, питать злобу к людям»);
  • — сочетанием противоположных качеств («Надень узорный наряд, накрой его полотном»);
  • — сбалансированностью противоположных качеств («Изысканность и естественность»);
  • — уместностью действий («Когда в государстве царит порядок, его слова соответствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание помогает ему сохранить себя»; сравните с тем, что говорится про низкого человека: «Вести себя дерзко, не считаясь ни с кем и ни с чем»);
  • — движением через противоположное («Повторяя ранее изученное, познаешь новое»).

Призвание человека — культивировать срединное. Даосский мудрец Чжуан-цзы советовал:

Беги славы, беги позора.

Ты то дракон, то змея, Превращайся вместе с временем.

Не желай никогда быть кем-нибудь.

Будь то вверху, то внизу, Согласие — вот твоя мера.

Перевод А. Волкова

Наиболее древним и общим самоназванием буддизма является мадхьяма-пратипат, что означает Срединный Путь. Будда советовал своим последователям избегать крайностей аскетизма и наслаждения.

В мадхьямаке Срединный Путь стал толковаться как избегание крайностей отрицания и утверждения по любому вопросу, так как все в мире иллюзорно и относительно, а реальность невыразима и непостижима. Утверждать срединную позицию — также крайность: «Мудрый, отвергнув крайности, совершенно не пребывает и в середине» (сутра «Царь самадхи»), И наоборот, срединность в зависимости от обстоятельств может состоять в крайности, когда нужно создать противовес противоположной крайности. Следует пребывать, не пребывая. На Срединном Пути нельзя стоять, находиться, по нему можно только двигаться, непрерывно отказываясь от очередных крайностей. Точка равновесия важна как точка роста.

Аристотель полагал, что в каждой вещи есть середина — то, что равно удалено от обоих краев. Применительно к человеку в «Никомаховой этике» он выделяет «золотую середину» между крайними проявлениями его личных качеств, например:

  • • безрассудная отвага — мужество — трусость;
  • • мотовство — щедрость — скупость;
  • • спесь — величавость — приниженность;
  • • хвастовство — правдивость — притворство;
  • • шутовство — остроумие — неотесанность;
  • • вздорность — дружелюбие — угодничество;
  • • бесстыдство — стыдливость — робость.

Золотая середина ищется в каждом конкретном случае как ускользающая цель.

В мусульманской этике васат («срединносгь») фиксирует момент взаимодействия, в котором противоположные стороны, обращаясь друг к другу, входят в контакт и «связываются», уступая одна другой. Любое действие воспринимается не как существующее в себе и для себя, а как составляющая взаимодействия в связанности с другим. Поэтому желательна взаимная уступчивость, сохраняющая отношения.

Юрий Крижанин (1617—1683) отметил отсутствие срединности в русской душе. Обсуждая свойства и недостатки русского народа, он писал: «Не умеют наши люди ни в чем держаться меры и идти средним путем, а всегда плутают в крайностях и погибелях»[1]. Сегодня признание антиномичности русской души и отсутствия в России срединной культуры аксиоматично.

Английский геополитик Хэлфорд Маккиндер (1861 — 1947) в работе выдвинул теорию России как хартленда (англ. Heartland — «сердцевина», срединная земля). Согласно Маккиндеру, основной геополитический закон гласит: «Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом; кто контролирует Хартленд, тот командует Мировым островом (т.е. Евразией и Африкой); кто контролирует Мировой остров, тот командует миром»[2].

  • [1] Крижант 10. Политика. М., 1965. С. 496.
  • [2] Mackinder Н. /. Democratic ideals and reality. Л study in the politics of reconstruction.N. Y" 1919. P. 186.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой