Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система методов педагогического воздействия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод упражнения — это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого. Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислю аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение… Читать ещё >

Система методов педагогического воздействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если методы воспитания обладают характеристикой стратегического плана: прямо выходят на планируемый педагогом результат, то … иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов практического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальном проявлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.

Так как отношение имеет три формы своего существования (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

  • · Суждение педагога (напр.: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия»),
  • · Аргументация педагога (напр.: «В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее»),
  • · Мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии («Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»),
  • · Сообщение об общепринятом в культуре («Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить их бутылки»),
  • · Диалог педагога с детьми («Я так считаю, а вы что думаете?»),
  • · Раскрытие внутреннего смысла происшедшего,
  • · Дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом,
  • · Обмен впечатлениями по восприятию художественного образа,
  • · Совет, рекомендации педагога по поводу жизненной коллизии.

Метод упражнения — это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:

  • · Примером педагога;
  • · Просьбой что-либо сделать;
  • · Просьбой что-либо переделать, изменив характер действий;
  • · Показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности;
  • · Специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки;
  • · Игрой с этико-психологическими правилами;
  • · Приказ к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-то адрес (например: прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету);

Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой стоит прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник отдает полностью себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка — наиболее эффективна, так как рассчитана на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.

Назовем виды открытой оценки, выстраивая последовательность по усилению меры воздействия. Положительную назовем по традиции — поощрением, отрицательную оценку — наказанием. Поощрение организуется:

  • · Одобрением — предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например: улыбка, кивок головы, слово «хорошо»).
  • · Похвалой — развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки.
  • · Материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний.
  • · Благодарностью — персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком.
  • · Присвоением звания — признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.

Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислю аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.

Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой