Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уроки — читательские мастерские

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие… Читать ещё >

Уроки — читательские мастерские (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок как основная форма организации учебной работы по литературному чтению

Существует несколько определений понятия «урок». Вот некоторые из них:

Урок — форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Урок — нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего [33:838].

«Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, — как писал В. А. Сухомлинский, — мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» [47:143].

Идя на урок, мы должны представлять, чему конкретно надо научить, что начать и продолжить формировать, развивать и воспитывать у своих учеников.

В чем состоит различие между целью и задачей урока? Согласно словарю педагогических терминов, цель — это запланированные результаты педагогической деятельности, состоящие в обеспечении такого развития и таких условий, которые дадут учащимся возможность раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности, тогда как задача — это осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

То есть, другими словами — цель — это то, ради чего ведется деятельность; задача — то, что мы решаем в ходе деятельности, чтобы достичь цели.

Всегда в педагогике выделяли триединую цель (образовательную, развивающую, воспитательную).

Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формировании на основе этих знаний обще-учебных и специальных умений и навыков. Обязательный минимум содержания общего образования по литературному чтению отражает инвариантное содержание курса и примерную логику его рассмотрения. При обучении литературному чтению учащиеся должны уметь применять теоретические знания, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развить интуицию и «чувство языка»; овладеть элементарными способами анализа изучаемых языковых явлений; овладеть умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитать эмоционально — ценностное отношение к родному языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Обще-учебными умениями являются учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. [55].

Развивающий аспект является наиболее трудным при планировании педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить это значит никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы [55].

Воспитательные задачи современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. Социальный блок задач включает воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной. Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формирование устойчивых положительных привычек. Воспитательная цель не может быть реализована на одном уроке: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи [55].

Кроме этого, на первом месте должна стоять задача развития речи. Язык — это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.

Триединая цель урока — это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий [53]. Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока — настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.

Таким образом, целеполагание — самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное — воспитание и развитие личности.

Урок — основная форма учебной деятельности. Для достижения триединой цели урока существует разнообразное количество методов проведения урока. Чаще всего используются игровые методики или методики, приближенные к игровым. К таким методикам можно отнести «читательские мастерские».

Данный вид уроков начальной школы мы рассмотрим далее в нашей работе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой