Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия и ее роль в жизни общества

УчебникПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бес-конечная в. пространстве и времени. Она то миллионы лет на-ходится в первозданном хаосе (в древнегр, мифологии — сти-хия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли с ее жизнью — Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность, гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля — лишь малая песчинка во вселенском… Читать ещё >

Философия и ее роль в жизни общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Понятие мировоззрения. Его исторические типы.

Философия в системе культуры. Функции Философии.

Основной вопрос философии. Понятие материи.

Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Исторические типы Философии и Философствования.

Философская мысль в древней Индии.

Древнекитайская философия.

Тема III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Материализм древнегреческой философии.

Идеализм Платона и его особенности.

Философия Аристотеля.

Тема IV. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ Особенности и принципы религиозно-философского стиля мышления. Мистика и схоластика — два метода средневекового философствования. Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм.

Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

Философское и космологическое учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

Новая методология научного познания ФРЭНСИСА БЭКОНА.

Тема VI. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)

Реализация идеи автономной философии в XVII в.

Философия французского механистического материализма.

Философия трансцендентального идеализма И. Канта.

Тема VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Классики немецкого идеализма И. Фихте, Ф. Шеллинг, и Г. Гегель.

Критика гегельянства «слева» (Л. Фейербах. К. Маркс и Ф. Энгельс) и «справа» (Шопенгауер, С. Кьеркегор и Ф. Ницше).

Тема VIII. СОВРЕМЕННАЯ НЕМАРКСИСТСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ — ФИЛОСОФИЯ

Особенности современной немарксистской западноевропейской философии.

" Философия науки" как течение современной философской мысли.

Экзистенциализм — философия существования (антиспиентизм).

Тема IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенности и периодизация русской философии.

В. С. Соловьев — основоположник нового религиозного сознания.

" Философия общего дела" Н. Ф. Федорова.

Тема X. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ

Жизненные корни и Философский смысл проблемы бытия.

Судьба проблемы бытия в XX в.

Тема XI. СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Смысл проблемы сознания. Особенности ее решения на разных этапах ее развития.

Марксистская концепция сознания.

Тема XII. АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 61

Проблема человека в истории философии. Его происхождение. Единство в нем биологического и социального.

Сущность и существование человека.

Индивид и личность. Смысл и цель жизни.

Тема XIII. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА

Исторические Формы и принципы диалектики.

Законы и категории материалистической диалектики.

Метафизика — антипод диалектики.

Тема XIV. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА

Понятие общества.

Общество как целостная саморазвивающаяся система.

Проблемы современного информационно-технического общества.

Тема XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.

Объективные экономические законы. Экономические отношения и экономические интересы.

Взаимодействие объективной и субъективной сторон экономической жизни общества.

Тема XVI. ПРАВОВАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Социальный институт и сущность права.

Правообразующие принципы: равенство, свобода, справедливость.

Концепция правового государства.

Правосознание и его уровни.

Тема XVII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Социальная природа и содержание духовной жизни.

Искусство — важнейший вил духовной деятельности.

Мораль как регулятор социального повеления.

Тема XVIII. РАЗВИТИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В XX ВЕКЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Человечество как субъект истории.

Экономические, социальные и политические процессы в XX в.

Глобализация общественной жизни в XX в.

Капитализм и социализм — основные тенденции XX в.

Тема XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель.

Основные Формы познания и учение об истине.

Состав, структура и динамика знания.

Тема XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Научное познание, его специфика и строение.

Методология научного познания.

Роль науки в развитии техники.

Тема XXI. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И НАУКИ

Философские проблемы технического прогресса. Его плюсы и минусы.

Человеческий разум и наука.

Философия современного научно-технического развития.

Тема XXI. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ЕЕ проблемы и перспективы

Специфика мировой ситуации конца XX в.

Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их преодоления.

Возможно ли предвидеть будущее? Тема I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

1. Понятие мировоззрения. Его исторические типы.

2. Философия в системе культуры. Функции философии.

3. Основной вопрос философии. Понятие материи.

Понятие мировоззрения. Его исторические типы.

Мировоззре-ние как понятие настолько часто используется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, или усматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово «мировоззрение» ?

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.

Мировоззрение — сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.

МИРООЩУЩЕНИЕ — это отношение человека к окружающей дей-ствительности, которое обнаруживается в его настроениях, чув-ствах и действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сто-рону мировоззрения и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные осо-бенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т. д.

МИРОПОНИМАНИЕ — это то или иное понимание мира, действи-тельности, система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокров-ная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оце-нок, рассудительных действий.

Оба эти «полюса» в ткани мировоззрения органически взаи-мосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в са-мых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.

В зависимости от степени познавательной глубины, логиче-ской последовательности, интеллектуальной силы аргументов раз-личают ДВА УРОВНЯ МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.

ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ миропонимание неред-ко называют «ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ», потому что оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном и многообразном повседневном опы-те. В этом его «плюсы» и «минусы». «Плюсы» сводятся к тому, что житейское миропонимание является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.

" Минусы" сводятся, во-первых, к тому, что житейское ми-ропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихий-ный характер, не отличается глубокой продуманностью, система-тичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне наблю-дается множество предрассудков, слабая защищенность от ошибок, подверженность влиянию нездоровых настроений (национальных и др.), современных «мифов» (например, вульгарно трактуемого ра-венства), отсутствие логики, превалирование эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это составляет питательную почву для деятельности отдельных социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели.

" Минусы" сводятся, во-вторых, к тому, что житейское миро-понимание пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уров-ней мировоззрения в определенной мере прослеживается в истори-ческой последовательности. В данном случае можно сказать, что «жизненная философия» в наиболее общем виде проявляется в ми-фологии и религии. А это значит, что мифология и религия пред-шествуют философии.

Исторически первым типом мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий, пы-талось ответить на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах зани-мал прогресс в жизнедеятельности человека: добывании огня, изо-бретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких живот-ных.

Мировоззренческие вопросы в мифологии в основном решались генетически: научное объяснение процесса происхождения мира за-меняли рассказы о том, кто кого породил. Так, в «Теогонии» Гесиода, «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов — вечный, безграничный, темный Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т. ч. Земле и ее богине — Гее. Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т. д. Анало-гичная схема встречается в мифологии других народов мира.

Мифология играла огромную роль в жизни людей. Она уста-навливала гармонию между миром и человеком, природой и обще-ством, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее ду-ховные потребности. Поэтому содержание мифов первобытному че-ловеку представлялось в высшей степени реальным, заслуживаю-щим абсолютного доверия.

На ранней стадии развития человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В этот же пе-риод существовала и РЕЛИГИЯ, которая с содержательной сторо-ны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, сос-тавляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания «религиозны», а другие — «мифологичны». Однако религия отличалась от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, включавшей в себя обрядо-вые действия, направленные на установление определенных отно-шений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую сис-тему, выступал в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую си-стему, приобретали характер ВЕРОУЧЕНИЯ, основная функция кото-рого состояла в том, чтобы избавить человека от земных, исто-рически изменчивых, преходящих аспектов бытия, возвысить его до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявлялось в придании религиозным нормам, ценностям и идеалам характера неизменного, не зависящего от повседневно-сти, социальных институтов и т. д. Религия, таким образом, придавала смысл и значение, а, значит, и устойчивость челове-ческому бытию, помогала людям преодолевать житейские труднос-ти.

По мере развития человеческого общества, совершенствова-ния познавательного аппарата появилась потребность в новой форме решения мировоззренческих проблем, основанной уже не на образах и символах, а на Логосе — разуме, т. е. на мышле-нии. А это уже другой, более высокий уровень миропонимания — теоретический, а, следовательно, и новый исторический тип ос-мысления действительности — ФИЛОСОФИЯ.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимуще-ственным вниманием к превосходящим человека силам природы и существам, Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду научного знания мира и человека. На ранней стадии развития она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому, видимо, термин «философия» в переводе с греческого языка означает ЛЮ-БОВЬ К МУДРОСТИ (филео — люблю, тсофия — мудрость). Слово «фи-лософ» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре — Платон.

Первоначально понятие «философия», по сути дела, означа-ло совокупность теоретических знаний, приобретенных человече-ством. Но по мере того, как накапливался эмпирический матери-ал и совершенствовались методы научного исследования, формы теоретического освоения действительности дифференцировались, философия обрела новый облик, изменились ее метод и функции. Так, с появлением самостоятельных отраслей научного знания — математики, физики, биологии, химии и др. — философия утрати-ла функцию быть единственной формой теоретического знания. Од-нако в новых условиях более четко обнаружилась специфика фи-лософии как формы универсального теоретического осмысления мира и человека. ФИЛОСОФИЯ — ЭТО ФОРМА ПОЗНАНИЯ НАИБОЛЕЕ ОБ-ЩИХ. А ТОЧНЕЕ, ВСЕОБЩИХ ОСНОВАНИЙ БЫТИЯ.

Целостность понимания мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться впе-ред, правильно ставить и решать свои проблемы. Итак, УНИВЕР-САЛИЗМ — первый характерный признак философского способа осво-ения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это на-шло свое отражение в таких образных определениях философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук» .

Второй важной особенностью философского способа освоения действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстан-ция, т. е. сущность, лежащая в основе). Субстанция — это пре-дельное основание, позволяющее сводить чувственное многообра-зие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, от-носительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить проис-ходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.

Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, включал в себя сом-нение.

Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бы-тие? А это сразу же, необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает «быть»? Для жизненно-практического миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: «Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем». Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, — значит усомниться в нравственности и достаточности «житейского подхода» к явлени-ям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже пер-вые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепри-нято (мнение), и того, что имелось на самом деле (знание).

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове-рить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, поставить на более прочный фундамент те знания, которые выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в раз-ные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами. Отметим следующие из них:

КОСМОЦЕНТРИЗМ — отличительная черта наиболее древней (досократовской) философии. За видимым бесконечным многообра-зием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их нравственность.

Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос — Бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчи-нены ей, как вассалы $ феодально-сословном обществе были под-чинены своему господину. 3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселен-ной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал реабилитацию не толь-ко духа, но и тела человека.

Философия системе культуры. Функции Философии.

КУЛЬТУ-РА (от лат. культура — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах ор-ганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Философия как одно из явлений культуры уникальна, пото-му что она многогранная Ее интересы в принципе обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта, и чем богаче философская концепция, тем обширнее поле культуры явля-ется в ней предметом мировоззренческого осмысления.

С исторической точки зрения, философия — не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения челове-чество прошло большой путь, накопило различные навыки дейст-вий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление филосо-фии — это рождение особого, вторичного типа общественного со-знания, направленного на осмысление уже сложившихся форм пра-ктики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Каковы же ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ в сложном комплексе общест-венно-исторической жизни людей?

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека созна-тельным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия — это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры — наиболее об-щие идеи и представления о мироздании, моральные, художествен-ные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполня-ет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуж-дения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит гене-ратором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо-вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна-ния.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых свя-зей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

Основной вопрос философии. Понятие материи.

Философский анализ направлен во вне человека — на все мироздание и внутрь — на самого человека. Философия исследует мир внешний по от-ношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все философские проблемы так или иначе затрагивают са-мый общий вопрос — о соотношении материи и сознания. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он имеет две стороны: что является первичным — материя или соз-нание, а также верно или нет сознание человека познает мате-риальный мир.

В зависимости от решения основного вопроса философии мы-слители разделились на два основных направления — МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ. Материалисты, опираясь на данные научных исследо-ваний, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития ма-терии. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеа-листы не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия — не как творческое, а как вторичное (сотворенное) на-чало.

В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма про-тивостоят более пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч. скептикос — рассматривающий, исследующий) — идеалис-тическое философское направление, подвергающее сомнению возмо-жность достоверного познания объективной действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицание и гносис — знание; недосту-пный познанию) — идеалистическое философское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерно-стей. Учение о познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.

Формы материализма, как и идеализма, многообразны. Так, различают метафизический и диалектический материализм. Рассмо-трим в качестве примера, как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ решалась одна из важнейших (особенно для материалистов) философских проблем — ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ.

Определение материи, данное В. И. Лениным, является наибо-лее общепризнанным в современном материализме:

МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕК-ТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО, КО-ТОРАЯ КОПИРУЕТСЯ, ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ НИХ. О чем говорит это опреде-ление?

Во-первых, о том, что главным свойством материи является свойство быть ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е. СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ. Этим признается первичность материи по отно-шению к сознанию.

Во-вторых, если признаком материальности является свойст-во «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, про-цессы как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное право быть материей. Мате-рия существует только в многообразии конкретных объектов. Лю-ди открывают все новые и новые свойства природных тел и процес-сов, производят бесконечное множество не существующих в приро-де вещей. Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ НЕИСЧЕР-ПАЕМА.

В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отобра-жается нашими ощущениями». ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПО-ЗНАВАЕМОСТЬ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, что означает согласование, со-впадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Факт такого согласования объясняется следующим образом: мышление — продукт человеческого мозга; но и че-ловек, и его мозг — продукты природы, которые развиваются вме-сте с ней. В конечном счете, следовательно, мышление — продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.

Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и понятие «бытие» Парменида в античности или Бога в средневековье: выс-тупает гарантом существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность. Следовательно, она может рас-сматриваться в качестве своеобразного обоснования существова-ния не только материального мира, но и духовного. МАТЕРИАЛЬ-НЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И ПРОЦЕССОВ. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализ-му, основанием мира.

Материя, как мы установили, неисчерпаема, т. е. многообра-зие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Но бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Пре-жде всего можно говорить о СТРОЕНИИ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДЫ.

В СТРУКТУРУ МАТЕРИИ НА УРОВНЕ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, с точки зрения современной науки, входят: элементарные частицы, физи-ческий вакуум (особое состояние материи, где происходят слож-ные процессы появления и исчезновения элементарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планетные системы, галакти-ки (совокупность взаимосвязанных планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики (системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайные строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не поз-нали.

УРОВЕНЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ВКЛЮЧАЕТ ДВА ПОЛУУРОВНЯ: БИОЛОГИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ (общественную) жизнь. На биологическом уров-не в структуру материи входят нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК присутствуют в клетках всех живых организмов и выполняют важ-нейшие функции по хранению и передаче генетической информации), белки (доклеточный уровень жизни), клетки и одноклеточные ор-ганизмы, многоклеточные организмы (растения и животные), попу-ляции (совокупности особей одного вида, длительное время зани-мающие определенное пространство и воспроизводящие себя в по-томстве; пример популяции — стая волков, стая рыб, муравейник), биоценозы (совокупность популяций, населяющих данный участок суши, воды и находящихся в определенной связи между собой и ок-ружающей средой. Пример биоценоза — лес, в котором популяции живущих в нем животных, растений, грибов, микроорганизмов вза-имодействуют между собой, образуя целостную равновесную систему), биосфера (глобальная система жизни, образованная в ре-зультате взаимодействия биоценозов).

На социальном уровне в структуре материи можно выделить следующие элементы: семья, классы, расы, нации и т. д.

Материя, как указано выше, обладает многочисленными свой-ствами, но есть среди них такие, без которых она не может су-ществовать. Такие свойства называются АТРИБУТАМИ. К ним отно-сятся движение, пространство и время.

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ ОБОЗНАЧАЕТ ЛЮБЫЕ ВЗАИМОДЕЙ-СТВИЯ, А ТАКЖЕ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЙ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХО-ДЯТ В ПРОЦЕССЕ ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. ПОЭТОМУ ДВИЖЕНИЕ ЕСТЬ ИЗ-МЕНЕНИЕ ВООБЩЕ.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном дви-жении, изменении. Есть такие состояния движения, которые не изменяют качественных характеристик предметов. Например, все знают, что внутри предметов происходит «бешеная пляска» элек-тронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохраняются неизменными. Мы вос-принимаем их как находящиеся в покое. ПОКОЙ — ЭТО СОСТОЯНИЕ ДВИЖЕНИЯ, КОТОРОЕ НЕ НАРУШАЕТ КАЧЕСТВЕННОЙ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА, ЕГО СТАБИЛЬНОСТИ.

Существуют СОСТОЯНИЯ ДВИЖЕНИЯ, которые приводят к ИЗМЕНЕН НИЮ КАЧЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДМЕТОВ. Здесь возможны два ре-зультата: распад предмета на более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, образование нового, более сложного объекта.

Изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможнос-тей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, называю-тся РАЗВИТИЕМ. Например, в желуде скрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает в благоприятные для него условия. эта возможность реализуется. Желудь развивается в дуб.

каждому структурному уровню материи соответствует своя ФОРМА ДВИЖЕНИЯ: механическая, физическая, химическая, биологи-ческая, социальная. Эти формы взаимосвязаны.

ПРОСТРАНСТВО — ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ПРОТЯЖЕН-НОСТЬ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ОБЪЕКТОВ, ИХ СТРОЕНИЕ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ И ЧА-СТЕЙ. Пространство нашего мира имеет три измерения, а поэтому его называют ТРЕХМЕРНЫМ.

ВРЕМЯ — ФОРМА БЫТИЯ МАТЕРИИ, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОТЕКАЮЩИХ ПРОЦЕССОВ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СМЕНЫ СОСТОЯНИЙ В ХОДЕ изменения и РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ. Человек научился измерять время, сравнивая различные процессы с одним, выбран-ным за образец (эталон). Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час» .

Но человеку свойственно и интуитивное чувство времени. В нас как бы встроены «биологические часы». И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек — закономерный итог развития галактики, а потому может «чувствовать» ее рит-мы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с раз-ной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди.

В Начале XX в. физика выявила глубокую связь между прост-ранством и временем. Оказалось, что ВРЕМЯ ЕСТЬ ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРА, а пространственно-временной срез нашей Метагалак-тики характеризуется формулой 3+1 (три пространственных измере-ния и одно временное). Эта фундаментальная характеристика оп-ределила материальное строение метагалактики.

СВОЮ СПЕЦИФИКУ ИМЕЕТ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Человечество, в отличие от животных, сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить жилища и целые поселения, создавать пастбища, одомашнивать диких зверей и т. д. Рядом с неосвоенной природой появилась «вторая», «очеловеченная» при-рода. Если в неживой и биологической формах материи пространст-во включает только связи предметов, то в СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАН-СТВО ВХОДИТ И ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИМЕТАМ, К МЕСТУ СВОЕГО ОБИТАНИЯ. Например, понятие Родина характеризует не только оп-ределенную территорию, место рождения и жизни человека, но и его отношение к этому месту: он испытывает чувство любви к ландшафту (это может быть лес, горы, море, поля и др.) и тос-кует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ — ФОРМА БЫТИЯ ОБЩЕСТВА, ВЫРАЖАЮЩАЯ ДЛИ-ТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ИХ СМЕНЫ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ХО-ДЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Социальные процессы имеют разную дли-тельность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древне-го мира ухолят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего око-ло 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением ритма социальной жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Это негативно сказывается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней мо-жно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индиви-дуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, «усмиряет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размы-шляет о смысле жизни, смерти.

Представленное вам учение о материи базируется на ее ле-нинском определении. Однако в наше время некоторые философы утверждают, что это определение содержит два взаимоисключаю-щих суждения: 1. Материя независима от нашего сознания. 2, Материя есть объективная реальность, данная нам в ощу-щениях.

Первое суждение отрицает второе и наоборот. Тезис о неза-висимости материи от сознания обосновать не так просто, как кажется на первый взгляд. Не случайно поэтому еще представи-тели русской религиозной философии первое суждение относили к разряду знаний, которые невозможно ни доказать, ни опроверг-нуть. Трудности с определением материи неизбежно способствуют развитию материалистического учения, более глубокому анализу его основных понятий и принципов.

Материализм и идеализм — противоположные философские на-правления. На протяжении всей истории философии они ведут сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом. Определенным компромиссом между ними можно считать ДУАЛИЗ — фи-лософское учение о существовании двух независимых начал: ма-териального и духовного. Однако назвать его «третьим направле-нием» в философии нельзя. Дуализм — лишь разновидность идеа-лизма, поскольку он признает независимость сознания от материи.

Введение

в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1. — М., 1939. С. 20−37, 42−44, 43−60.

Конспект лекций по курсу «Философия». — М., 1991. С. 4−10.

Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 1995. С. 9−25.

Спиркин А. Г. Основы философии: Учеб. пособие для ву-зов. — М., 1938. С. 24−40.

Философия: Краткое учебное пособие: Часть 1: Историко-философское введение. — Ростов-на-Дону, 1995. С. 4−10.

Философия: Учебник для вузов. — Ростов-на-Дону, 1995. С. 6−25.

Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. С. 375.

Тема II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Исторические типы философии и философствования.

Философская мысль в древней Индии.

Древнекитайская философия.

Исторические типы Философии и Философствования.

На про-шлой лекции речь в основном шла о специфике философии, ее от-личии от других форм решения мировоззренческих вопросов. Се-годня переходим к изучению историко-философского процесса. Человеку, пытающемуся вникнуть в него, в глаза прежде всего бросается многообразие философских учений, школ, течений и направлений. И прежде чем осваивать это многообразие, уточ-ним ряд исходных понятий, определим критерии типологизации и типы философствования.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ — это система определенных, логичес-ки связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА — это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами (платонизм, аверроизм, томизм, картезианство и т. д.).

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ — совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, не-редко конкурирующими школами (неокантианство, позитивизм, пе-рсонализм и т. д.).

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — совокупность философских тече-ний (а, следовательно, учений и школ), которые при всем рас-хождении друг с другом, отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения (материализм, идеализм, эм-пиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм и т. д.).

Философия, таким образом, развивается как столкновение различных идейных подходов, принципов и личностей. Поэтому трудность в уяснении предмета философии в значительной мере связана с тем, что ее как таковой просто нет. Реально существо-вало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с дру-гом, а в чем-то опровергают друг друга. Причем, с развитием историко-философского процесса предмет философского размышле-ния и способ разрешения философских проблем меняются.

Именно разнообразие философских проблем и способов их решения поставили перед историко-философской наукой задачу типологизации философских учений. В ее основе лежат содержа-тельный и временной принципы.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО СОДЕРЖАТЕЛЬНОМУ ПРИНЦИПУ:

В зависимости от способа решения основного вопроса философии, как мы уже установили, образовались и постоянно соперничают друг с другом два основных направления — матери-алистическое и идеалистическое, каждое из которых представ-лено своими историческими школами, имеющими собственные ис-токи и традиции.

Другая линия типологизации определяется отношением мыслителей к основным формам и видам познания: чувственного и рационального (разумного, рассудочного). Философы, настаи-вающие на главной роли чувств, ощущений в процессе познания, получили в истории философии название СЕНСУАЛИСТОВ (от лат. сенсус — ощущение, чувство). Противоположность сенсуалисти-ческому направлению в гносеологии — РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. ра-цио — разум), когда чувственные знания не отвергаются, но рассматриваются они как «темные», несовершенные, неспособные постичь сущность вещей.

Еще один водораздел в истории философии проходит по линии противостояния иррационализма рационализму. ИРРАЦИОНАЛИСТЫ ограничивают или даже полностью отрицают роль разума в процессе познания, отводят ее внерациональным формам психики: мистической интуиции, откровению, сверхчувственному созерца-нию и т. д. Они исходят из постулата абсурдности, алогичности самого бытия, не поддающегося, по их мнению, ни разумному обоснованию, ни объяснению.

философские учения различаются и по МЕТОДУ. По этому критерию как прошлое, так и современное состояние мысли может быть отнесено (по преимуществу) к одной из двух концепций: МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ. Метафизической философией (со времен Гегеля) стали называть ту, которая пыталась дать однозначное, завершенное изображение мира в готовых, сложив-шихся понятиях. Поскольку сущность вещей неизменна и вечна, они неподвижны. Вывести их из состояния покоя, придать им движение может лишь ВНЕШНЯЯ сила (как это имеет место в обыч-ной, ньютоновской механике).

Диалектический метод исходит из признания подвижности, текучести философских понятий. При этом источник движения и развития находится не вне, а ВНУТРИ, т. е. в самом явлении. В мире, считают диалектики, нет готовых вещей, а есть ПРОЦЕССЫ.

Можно назвать иные критерии типологизации философских учений. Они могут быть религиозно-идеалистическими и атеистическими (по отношению к религии), сциентическими (от лат. сциентиа — наука) и антисциентическими (по отношению к науке) и т. д.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕННОМУ ПРИНЦИПУ: Для того же, чтобы высветить изменчивый характер самого процесса философского творчества, его обусловленность объек-тивными факторами духовного производства вообще, есть смысл провести типологизацию по временному принципу и ввести поня-тие «исторический тип философствования». Он объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взгля-дов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Поэтому каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философствования (и свой характерный тип философа).

В античности сложился СОЗЕРЦАТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВА-НИЯ (и соответственно — созерцательный социально-психологичес-кий тип личности философа). Это вполне соответствовало тем ус-ловиям, в которых протекал тогда процесс духовного производ-ства; жесткому отделению и противопоставлению умственного и физического труда, когда единственно достойным занятием для гражданина полиса признавался только труд умственный (абстрактно-духовный). Высшими ценностями, идеалом свободного челове-ка считались безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины. При этом социальная роль философа сводилась к объяснению уже прошедших событий.

Близким к созерцательному является УМОЗРИТЕЛЬНЫЙ ТИП ФИ-ЛОСОФСТВОВАНИЯ, ориентированный на иррациональные и сверхра-циональные источники познания (интуицию, откровение). Он осо-бенно характерен для религиозной и религиозно-мистической философии Поздняя античность, средневековье, русский религи-озный ренессанс конца XIX — начала XX вв.). Цель его — выход за пределы чувственно-воспринимаемого мира, нахождение интимной связи между верой и знанием, религией и наукой.

Марксистская философия знаменует собой становление и ут-верждение социально-преобразовательного, ДЕЯТЕЛЬНОГО ТИПА ФИ-ЛОСОФСТВОВАНИЯ, цель и смысл которого — изменение мира. Прав-да, и до Маркса были философы, мечтавшие о радикальных соци-альных переменах. Однако только марксизм нашел конкретный су-бъект социального действия — народные массы, рабочий класс.

Новейший, СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (учение Н. Ф. Федорова о регуляции природы, идеи В. И. Вернадского о ноосфере, теоретические заключения Римского клуба) пред-полагает уже не изменение, а СОХРАНЕНИЕ мира.

Итак, изучение истории философии начнем с созерцательного типа философствования, характерного для древних цивилизаций.

В VI в. до н.э. в трех очагах древней цивилизации — в Китае, Индии и Греции — практически одновременно возникает философия. Ее рождению предшествовал длительный процесс пе-рехода от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опиравшемуся на знание, обретенное в интеллектуальном поис-ке. Становлению философии способствовали развитие произво-дительных сил (замена бронзы железом), появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, воз-никновение первых государств, рост научных знаний и усиле-ние критического духа. Общность генезиса (от греч. генесиспроисхождение, возникновение) однако не исключает своеобра-зия философского мышления в каждом из названных очагов цивилизации.

В Индии, несмотря на контакты с другими древнейшими культурами, мысль с самого начала развивалась более или ме-нее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления здесь постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Индийская философская тради-ция никогда полностью не прерывалась. Она существовала в обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного на-следия.

Древнекитайскую философию также нельзя отделять от раз-вития духовной жизни китайского общества в целом. Она разви-валась самостоятельно. Можно только говорить о существенном влиянии буддизма (сущность учения см. ниже), но следует иметь ввиду, что он в течение ряда веков был приспособлен к мест-ной традиции. Так что китайскую философию можно характеризо-вать как единое целое, способное интегрировать в себе новые внешние влияния.

Философская мысль в древней Индии.

Важнейшей специфиче-ской чертой древнеиндийской философии является ее неразрыв-ная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как органический элемент религиозных учений, то как уче-ние, резко критикующее ту или иную религию. Не случайно од-ним из первых источников информации о жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира является т.н. ВЕДИЧЕСКАЯ (от санскр, веда, букв. — знание, ведение от вид — знать) ЛИТЕРАТУРА. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500−600 лет до н.э.).

Веды — ценный источник древнеиндийского умозрения. Тра-диционно их делят на определенные группы текстов:

Древнейшая часть Вед — четыре Веды: «Ригведа» (гимны), «Яджурведа» (жертвенные формулы), «Самоведа» (напевы), «Атхарвоведа» (заклинания).

Брахманы — руководства ведического ритуала, толкова-ние их сокровенного смысла, прежде всего — жертвоприношений.

Араньяки — тексты спекулятивного характера, предназ-наченные для отшельников.

Заключительный этап ведийского периода (веданта, т. е. конец Вед) составляют Упанишады (от санскр, упанишад, букв. — сидение около, т. е. вокруг учителя с целью позна-ния истины, отсюда позже — сокровенное знание, тайное учение) — трактаты религиозно-философского характера, объясня-ющие тайный, внутренний смысл Вед. Корпус Упанишад состав-ляет 108 текстов, древнейшие из них восходят, видимо, к VI—III вв. до н.э., а позднейшие — к XIV—XV вв. н.э. Центр тяже-сти, в отличие от Вед, здесь переносится с внешней, риту-альной на внутреннюю сторону явлений.

Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить на ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (брахманские), которые сформировались непосредственно на текстах Вед (миманса, веданта) и образованные на независимом опыте и раз-мышлении (санкхья, йога, ньяя, вайшешика). Другой вид школ — НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ (шраманские), отвергавшие авторитет Вед: локаята, чарвака, джайнизм, буддизм. Эти школы не сме-няли друг друга, а существовали параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.

При всем многообразии философских воззрений и концеп-ций мироустройства в древнеиндийской мысли выделяется ряд общих моментов в подходах к решению проблем.

Прежде всего для древнеиндийской Философии характерен крайний природоцентризм и теоцентризм (от греч тео — Бог).

Согласно ее воззрениям, существует огромная Вселенная, бес-конечная в. пространстве и времени. Она то миллионы лет на-ходится в первозданном хаосе (в древнегр, мифологии — сти-хия, якобы существовавшая до возникновения мира, земли с ее жизнью — Ночь Брахмы) то приобретала упорядоченность, гармонию и жизнь (День Брахмы). Эти смены бесчисленны и бесконечны. Земля — лишь малая песчинка во вселенском кру-говороте, а дух Человека — лишь искорка мировой идеальной субстанции, частичка абсолюта, заключенная в человеческом теле и жаждущая освобождения от него. Освободившись от не-го, она либо без остатка растворяется в этом абсолюте, ли-бо полностью преобразуется, меняя свое содержание и струк-туру, становится совершенно иной (сансара — санскр., бук-вально — прохождение через что-либо, перерождение, беспре-рывное перерождение личности или души). Элементы учения сансары можно найти уже в брахманах, но в Упанишадах эта мысль абсолютизируется и возводится в один из главных те-зисов.

ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (карма — от санскр. — действие, дело, жребий; в широком смысле — общая сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком — влияние этих поступ-ков на характер настоящего и последующего существования) диктует постоянное включение в этот круговорот перерожде-ний и детерминирует (от лат. детермино — определяю) буду-щее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман (от санскр. — священник и монах), кшатрия (от санскр. — воины и предста-вители прежней племенной знати) или вайшья (от санскр. — земледельцы, ремесленники и торговцы). Тот, чьи действия не были правильны, в будущей жизни может родиться как член низшей варны (от санскр. — сословие), либо же атман (от санскр. — дыхание, душа, я сам) попадет в телесное храни-лище животного. Не только варны, но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой.

Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный пространством и временем. Атман, когда покидает дело, сожженное на погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в этот кру-говорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты, идти путем отцов (санскр. — питръяна). Познание (одна из центральных тем Упанишад) состоит в полном осоз-нании тождества атмана и брахмы (от санскр. — безличное сущее). И лишь тот, кто это единство осознает, освобождает-ся от бесконечной цепи перерождений (сансары) и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуаль-ная душа возвращается к брахме, где и остается вечно, вый-дя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат Упанишады, путь богов (санскр. — даваяна).

Попытка заменить представление о божественной предо-пределенности нравственного порядка идеей естественного ко-смического нравственного миропорядка определяет другие об-щесодержательные моменты древнеиндийской философской мысли:

абсолютный закон кармы по отношению ко всему живому выступает как вечный миропорядок Вселенной, где каждому воз-дается по совершенному им;

мир выступает как арена для деяний, которые определя-ют будущее человека;

неведение кармических законов, устройства окружающей человека реальности приводит к отрицательным последствиям, мешает освобождению, обусловливает несчастья и страдания как в данной, так и в последующих жизнях человека;

поэтому знания не могут быть исключительно теорети-ческими, а должны выступать в своей нравственно-практичес-кой ипостаси (от греч. ипостасис — сущность), вырабатывать нормы правильного поведения и руководства в повседневной жизни;

для этого необходимы специфические познавательные процедуры и действия (непрерывная сосредоточенность над пре-дметом и особый самоконтроль, устраняющий страсти, и т. п.).

Названные выше древнеиндийские философские школы и кон-центрируют свое внимание на одной или нескольких из этих проблем.

ВЕДАНТА убеждена в высшем авторитете Вед, содержание которых рассматривает как откровение, источник истинного знания. Веды существовали до начала мира и возникли из ды-хания брахмана (сущность понятия см. ниже).

Веданта признает Бога как творца мира и развивает уче-ние о Брахмане и атмане, рите, дхарме, карме, сансаре, мок-ше:

Брахман — безликое, абсолютное духовное начало ми-ра, высшая объективная реальность, вне которой ничего нет. Им созданы вое миры, сам же он — вне времени и пространст-ва, вне причинно-следственных отношений;

атман — космическое духовное начало, «я», душа. Атман как высшая субъективная реальность противоположна Брахману и одновременно совпадает с ним. Атман — осознающий себя Брахман. В итоге они отождествляются. Атман (Брахман) это и начало-мира, и его творец, и его завершение. Смерть — слияние с атманом;

рита (санскр.) — универсальный космический закон, определяющий движение светил, дождь, рост растений, жизнь животных и людей, деяния богов. Рита не дает Вселенной впасть в хаос. Она обеспечивает порядок ее круговращения. Множественность окружающего мира единичные вещей иллюзорна и порождена авидьей (санскр.) — человеческим незнаньем,

сансара, — как вам уже известно, — учение о пересе-лении душ, которые после гибели тела вселяются в очередное новое тело. Душа бессмертна, ее странствия не имеют конца;

дхарма (санскр.) — нравственный долг или закон, ко-торый имела каждая древнеиндийская варна. В зависимости от индивидуальной кармы — общей суммы совершенных в жизни по-ступков — определялась дальнейшая судьба души;

мокша (санскр.) — освобождение души из-под дейст-вия закона сансары в случае точного исполнения дхармы пред-ставителем высшей варны — брахманом. Душа становится неза-висимой от мира и сливается со своим творцом атманом, обре-тая истинное, бесконечное «я». Мокша возможна при жизни, для чего необходимо преодолеть незнание — авидью, подавить страсти и желания, освободиться от богатства, лжи, обрести отрешенное спокойствие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой