Содержание дорог в зимний период
Согласно ВСН-24−88 (Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог) назначаем тот или иной вид защиты (заборы, щиты, траншеи), таблица 6.4 и рис. 6.5. Щиты высотой 2 м целесообразно применять если снегопринос Q?100 м3/мп, а 1,5 менее Q<100 м3/мп. Если решетчатые щиты не обеспечивают защиту дороги от снежных заносов то нужно устраивать дополнительные снегозащитные сооружения… Читать ещё >
Содержание дорог в зимний период (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовой проект по дисциплине «Эксплуатация дорог» посвящен решению одного из основных вопросов эксплуатации дорог, а именно содержанию дорог в зимний период.
Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, которые должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог.
Для выполнения указанных требований дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин; толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах; сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололёда и зимней скользкости.
Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 суток в южных районах до 260 суток в северных районах России. Состояние поверхности дорог и условия движения зимой формируются под влиянием отрицательной температуры воздуха, ветра, снегопада, метели, гололёда и ограниченной метеорологической видимости, а также сочетания этих факторов. В горных районах самым опасным зимой является образование и сход снежных лавин.
В состав работ по зимнему содержанию входят следующие виды работ:
— уход за постоянными снегозащитными сооружениями;
— устройство снегомерных постов необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях;
— заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
— механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
— профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием;
— погрузка и вывоз снега в пределах населенных пунктов;
— распределение противогололедных материалов при борьбе с зимней скользкостью;
— регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства (в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений и других объектов);
— очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов;
— круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
— устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников);
— обслуживание и восстановление баз хранения противогололёдных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололёдных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололёдных материалов и скважинам для добычи природных рассолов;
— поддержание в чистоте и порядке автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололёдных материалов на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях;
— закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов;
— борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений;
— проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений;
— устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать природно-климатические условия работы автомобильной дороги в зимний период;
— выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса, определить способы снижения снегозаносимости;
— разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных заносов;
— назначить технологию патрульной очистки снежных отложений;
— определить материал и средства борьбы с зимней скользкостью;
— разработать график зимнего содержания участка автомобильной дороги.
1. Характеристика района проложения трассы
1.1 Географическое положение
Территория Чувашской Республики составляет 18,3 тыс. км2. Республика расположена в восточной части Восточно-Европейской равнины на правом берегу р. Волги, между притоками Суры и Свияги. На западе граничит с Нижегородской областью, на севере — с Республикой Марий Эл, на востоке — с Республикой Татарстан, на юге — с Ульяновской областью, на юго-западе — с Республикой Мордовия.
1.2 Климат
Чувашская республика расположена в III дорожно-климатической зоне. III-я дорожно-климатическая зона благоприятна для строительства автомобильных дорог и земляного полотна, характеризуется переменными условиями увлажнения грунтов.
Лето теплое: среднесуточная температура воздуха наиболее жаркого месяца (июля) составляет + 190С; зимы умеренные со среднесуточной температурой наиболее холодного месяца (января) — 120С.
Отрицательные температуры воздуха бывают с ноября до марта, а расчетная длительность периода отрицательных температур (менее 80С) составляет Т3= 180 суток.
Абсолютный максимум температуры воздуха в году достигает +380С, а минимум -460С. Следовательно, амплитуда температуры воздуха составляет 790С. Годовая среднесуточная температура воздуха бывает: в июле — максимальная +190С, а минимальная в январе -10,80С.
Для Чувашской республике преобладающее направление и скорость ветра зимой — западное, а летом — юго-западное. Из этого вытекает необходимость снегозадерживающих мероприятий при направлении трассы с севера на юго-восток. В летний период устойчиво преобладает ветер северо-западного направления и западного.
Табл. 1. Повторяемость и скорость ветра по направлениям
Чувашская республика | Повторяемость ветра в% | ||||||||
Скорость ветра, м/сек | |||||||||
С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | ||
январь | |||||||||
3,3 | 2,6 | 2,7 | 4,1 | 4,6 | 3,8 | 3,3 | 3,3 | ||
Табл. 2. Среднемесячная и среднегодовая температура воздуха
Пункт наблюдения Чебоксары | Месяц | |||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IХ | Х | ХI | ХII | Год | ||
Температура, С? | — 12,4 | — 10,7 | — 5,1 | 4,3 | 12,6 | 16,6 | 18,8 | 16,6 | 10,6 | 3,1 | — 3,4 | — 9,1 | 3,7 | |
Табл. 3. Среднемесячное и среднегодовое количество осадков
Пункт наблюдения Чебоксары | Месяц | |||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IХ | Х | ХI | ХII | Год | ||
Осадки, мм | ||||||||||||||
Рис. 1. Дорожно-климатический график
1.3 Гидрологические условия
Реки: Волга; притоки Сура (бассейн Волги) — Б. Цивиль.
Почва главным образом дерново-подзолистые встречаются почвы болотного типа, по долинам рек — аллювиальные. Дерново-подзолистая почва пригодна для рекультивации земель и укрепления откосов земляного полотна.
1.4 Инженерно-геологические условия
На территории Чувашской республики имеются разнообразные полезные ископаемые нерудного происхождения. Наибольшее промышленное значение имеют известняки, гравий, пески. Для строительства проектируемого участка дороги предусматривается использование каменного, песчано-гравийного и песчаного карьеров. Запасы материалов в месторождениях достаточные для строительства участка дороги. По своим свойствам материалы пригодны для использования их в слоях дорожной одежды.
1.5 Растительность и почвы
В Чувашской республике леса занимают более 1/3 территории области. Большие площади заняты лугами, свыше 30 тыс. Га занимают болота.
Основная лесообразующая порода — сосна. Из лиственных пород распространены береза, осина, реже дуб, липа, клен. Древесные и кустарниковые породы пригодны для снегозащитного и декоративного озеленения.
1.6 Экономическая характеристика района прохождения трассы
Чувашская республика представляет собой экономический административный район. В настоящее время это крупный железнодорожный узел, научно-технический центр с развитой промышленностью. Развита, отрасли промышленности: машиностроение, металлообработка, деревообработка, текстильная промышленность, производство строительных материалов.
Предприятия машиностроения в Канаше, Чебоксарах. Деревообрабатывающая промышленность представлена целлюлозно-бумажным комбинатом в Ядрине. Мебельные фабрики в городах Чебоксары, Канаш, Шумерля. Швейные и обувные предприятия в Чебоксарах, Козловке. Предприятия химической промышленности в городах Новочебоксарск, пос. Вурнары.
Имеются предприятия мукомольные, маслосыроваренные и др. предприятия пищевой промышленности. В Порецком, Алатырском районах ведут разработку известняков.
2. Расчёт снегоприноса к дороге
Табл. 4. Климатические параметры требуемые для расчёта снегоприноса
Месяцы Параметры | ||||||
Vв, м/с | 4,2 | 4,1 | 4,1 | 3,9 | 3,6 | |
hсн, мм | ||||||
hгл. промерзания, м | 0,5 | 1,8 | 2,1 | 1,8 | 1,5 | |
Найдём среднею скорость ветра за зимний период по формуле (1):
Общий объём снегоприноса за сезон будет равен по формуле (2−3):
Q=c*V3*t; (2)
t = 24*n*tcр = 24*30*10=7200 ч (3)
Q=0,31*3,98*5760=140,72 м3/мп
Рассчитаем снегопринос по каждому направлению ветра за зимний период:
qc =140,72 *0,07=11,257 м3/мп;
qcв =140,72 *0,06=8,443 м3/мп;
qв =140,72 *0,06=8,443 м3/мп;
qюв =140,72 *0,17=23,922 м3/мп;
qю =140,72 *0,27=37,993 м3/мп;
qюз =140,72 *0,12=16,886 м3/мп;
qз =140,72 *0,15=21,107 м3/мп;
qсз =140,72 *0,10=14,072 м3/мп.
Сводная ведомость снегоприноса по направлениям ветра представлена (табл. 5).
Табл. 5. Сводная ведомость снегоприноса по направлениям ветра
Напр. ветра Параметры | С | СВ | В | ЮВ | Ю | ЮЗ | З | СЗ | ||
повторяемость, % | 100% | |||||||||
qi, м3/мп | 11,257 | 8,443 | 8,443 | 23,922 | 37,993 | 16,886 | 21,107 | 14,072 | 140,72 | |
Рассчитаем снегопринос к дороге по участкам справой и левой стороны от дороги по каждому направлению на всех 3-х участках по формуле (4):
Qнапр=qнапр*sin (б) (4)
1-ый участок. Правая сторона: Qюв=23,992* sin75°=23,17 м3/мп; Qв= 8,443* sin30°=4,22 м3/мп Qю= 37,993* sin120°=32,9 м3/мп; Qюз= 16,886* sin165°=4,37 м3/мп ?Qправ.напр=23,17+4,22+32,9+4,37= 64,66 м3/мп | Левая сторона: Qсв= 8,443* sin15°=2,19 м3/мп; Qс= 11,257* sin60°=9,75 м3/мп Qсз=14,072* sin105°=13,59 м3/мп; Qз= 21,107* sin150°=10,55 м3/мп ?Qлев.напр=2,19+9,75+13,59+10,55= 36,08 м3/мп | |
2-ой участок. Правая сторона: Qю= 37,993* sin20°=11,99 м3/мп; Qюв= 23,992* sin115°=21,68 м3/мп Qв= 8,443* sin70°=7,93 м3/мп; Qсв= 8,443* sin25°=3,57 м3/мп ?Qправ.напр=11,99+21,68+7,93+3,57= 48,17 м3/мп | Левая сторона: Qюз= 16,886* sin25°=7,14 м3/мп; Qз= 21,107* sin110°=19,83 м3/мп Qсз= 14,072* sin65°=12,75 м3/мп; Qс= 11,257* sin20°=3,85 м3/мп ?Qлев.напр=7,14+19,83+12,75+3,85= 43,57 м3/мп | |
3-ий участок. Правая сторона: Qюв= 23,992* sin25°=10,14 м3/мп; Qв= 8,443* sin70°=7,93 м3/мп Qсв= 8,443* sin65°=7,65 м3/мп; Qс= 11,257* sin20°=3,85 м3/мп ?Qправ.напр=10,14+7,93+7,65+3,85= 29,57 м3/мп | Левая сторона: Qю= 37,993* sin20°=12,99 м3/мп; Qюз= 8,443* sin65°=7,65 м3/мп Qз= 21,107* sin70°=19,83 м3/мп; Qсз=14,072* sin25°=5,95 м3/мп ?Qлев.напр=12,99+7,65+19,83+5,95= 46,42 м3/мп | |
2.1 Подбор защиты дороги от снегоприноса на каждом участке
Снегонезаносимыми являются насыпи если h < hнас и выемки глубиной от 8,5 м и больше, определяемые по формуле (5):
h = hсн.покр+^h; (5)
hсн.покр — по метеорологическим условиям района, где проходит данная автомобильная дорога, hсн.покр = 38 см, согласно СНиП 2.05.02. — 85 п. 6.33 hсн.покр=38 = 0,40 м.
^h — превышение над толщиной снежного покрова, для второй категории дороги согласноh =0,7 м.
Тогда
h=0,7+0,4=1,1 м
Насыпи выше 1,1 м являются снегонезаносимыми.
Так же снегонезаносимыми являются участки дороги, если дорога проходить через населённые пункты, лесные массивы и многолетние сады.
Дорога требует защиту от снежных заносов:
— справа 1−21 км, 37−50 км,
— слева 1−20 км, 40−50 км.
Согласно ВСН-24−88 (Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог) назначаем тот или иной вид защиты (заборы, щиты, траншеи), таблица 6.4 и рис. 6.5. Щиты высотой 2 м целесообразно применять если снегопринос Q?100 м3/мп, а 1,5 менее Q<100 м3/мп. Если решетчатые щиты не обеспечивают защиту дороги от снежных заносов то нужно устраивать дополнительные снегозащитные сооружения — траншеи.
Снегосборная способность щитовых линии определяется по формуле:
Q=в (n-1) hзащ?l+8?h3защ (6)
где, l=30*hзащ.
Снегосборная способность траншеи определяется по формуле (7):
Wтр=10*h3сн.покр+Кзап*В*hтр; (7)
где, hсн.покр=hтр
Схема траншеи Тип решетчатого снегозащитного щита
Участок 1 (1-19 Км) Подберём необходимую защиту от снежных заносов и определим её снегосборную способность. На первом участке дорога требует защиту с 1 по 19 км до вершины угла, так как глубина выемки меньше высоты снегозаносимой насыпи.
Правая сторона: Qправ= 64,66 м3/мп
Примем 1 ряд щитов hзащ= 1,5 м, тогда
Qзащ.щит=0,8? (1−1) ?1,5?30?1,5 + 8?1,53 = 18 м3/мп;
Qнеуч= 64,66 — 18 = 46,66 м3/мп — не учтено
Wтр= 10?0,402 + 0,9?4,5?0,40 = 3,22 м3/мп
; Qзащ.тр= 15?3,22 = 48,3 м3/мп
Qобщ.защ= 48,3 + 18 = 66,3 м3/мп,
но при этом должно выполняться следующее условие:
Левая сторона: Qлев= 36,08 м3/мп
Примем 1 ряд щитов hзащ= 1,5 м, тогда
Qзащ.щит=0,8? (1−1) ?1,5?30?1,5 + 8?1,53 = 18 м3/мп;
Qнеуч= 36,08 — 18 = 18,08 м3/мп — не учтено
; Qзащ.тр= 6?3,22 = 19,32 м3/мп
Qобщ.защ= 18 + 19,32 = 37,32 м3/мп,
но при этом должно выполняться следующее условие:
На первом участке окончательно принимаем защиту:
— справа от дороги 1 ряд щитов hзащ=1,5 м и 15 траншеи;
— слева от дороги 1 ряд щитов hзащ=1,5 м и 6 траншей.
Участок 2 (19-29 Км) Подберём необходимую защиту от снежных заносов и определим её снегосборную способность. На втором участке дорога требует защиту с 19 по 29 км.
Правая сторона: Qправ= 48,17 м3/мп
Примем 1 ряд щитов hзащ= 1,5 м, тогда
Qзащ.щит=0,8? (1−1) ?1,5?30?1,5 + 8?1,53 = 18 м3/мп;
Qнеуч= 48,17 — 18 = 30,17 м3/мп — не учтено
; Qзащ.тр= 10?3,22 = 32,20 м3/мп
Qобщ.защ= 32,20 + 18 = 50,20 м3/мп,
но при этом должно выполняться следующее условие:
Левая сторона: Qлев= 43,57 м3/мп
Примем 1 ряд щитов hзащ=1,5 м, тогда
Qзащ.щит= 0,8? (1−1) ?1,5?30?1,5 + 8?1,53 = 18 м3/мп;
Qнеуч= 43,57 — 18 = 25,57 м3/мп — не учтено
; Qзащ.тр= 8?3,22 = 25,76 м3/мп
Qобщ.защ=25,76+18=43,76 м3/мп,
но при этом должно выполняться следующее условие:
На втором участке окончательно принимаем защиту:
— справа от дороги 1 ряд щитов hзащ=1,5 м и 10 траншей;
— слева от дороги 1 ряд щитов hзащ=1,5 м и 8 траншей.
Участок 3 (29-50 Км) Подберём необходимую защиту от снежных заносов и определим её снегосборную способность. На третьем участке дорога требует защиту с 29 по 34 км — левая сторона, а также с 19 по 22 км и с 22 по 34 км — правая сторона.
Правая сторона: Qправ= 29,57 м3/мп
Примем 1 ряд щитов hзащ= 1,5 м, тогда
Qзащ.щит= 0,8? (1−1) ?1,5?30?1,5 + 8?1,53 = 18 м3/мп;
Qнеуч= 29,57 — 18 = 11,57 м3/мп — не учтено
; Qзащ.тр=4?3,22= 12,88 м3/мп
Qобщ.защ= 12,88 + 18 = 30,88 м3/мп,
но при этом должно выполняться следующее условие:
Левая сторона: Qлев= 46,42 м3/мп
Примем 1 ряд щитов hзащ= 1,5 м, тогда
Qзащ.щит=0,8? (1−1) ?1,5?30?1,5 + 8?1,53 = 18 м3/мп;
Qнеуч= 46,42 — 18 = 26,42 м3/мп — не учтено
; Qзащ.тр= 9?3,22 = 28,98 м3/мп
Qобщ.защ= 28,98 + 18 = 46,98 м3/мп,
но при этом должно выполняться следующее условие:
На третьем участке окончательно принимаем защиту:
— справа от дороги 1 ряд щитов hзащ=1,5 м и 4 траншеи;
— слева от дороги 1 ряд щитов hзащ=1,5 м и 9 траншей.
Схемы размещения назначенных снегозащитных сооружений на дороге для каждого участка дороги.
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Существуют и другие виды защиты дороги от снежных заносов, такие как снегозадерживающие заборы. Высота снегозащитного забора определяется по формуле (8):
(8)
Снегозащитные заборы целесообразно применять, если преобладающее направление ветра в зимний период перпендикулярно участку дороги и если Q<100 м3/мп, но к нашей дороге это не относится, так как подобранная ранее защита нас устраивает.
Конструктивная схема снегозащитного забора
3. Технология очистки дороги от снежных отложений и обработка противогололёдными реагентами при содержании дороги в зимний период
3.1 Подбор снегоочистительной техники
Для отчистки дороги примем плужно-щёточный очиститель КДМ-130б.
Подсчитаем количество плужно-щёточных очистителей требуемых для отчистки дороги:
Хп=(Сп-Взах)/2=(3,0−2,55)/2=0,45/2=0,23 м
Рассчитаем потребное количество комплектов машин для отчистки:
КДМ-;? =1000?Vп?Кв?tд.и; ;
;
;
?= 1000?40?0,8?1,68 = 53,85 км;
машин
Тогда требуемое количество КДМ = 2?2= 4 шт.
Схема отчистки дороги
Рассчитаем потребное количество снегоочистителей шнекороторных:
Для отчистки обочин автомобильной дороги от снега принимаем Снегоочиститель шнекороторный КО-605.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КО-605 М | КО-605А | КО-605-1М | КО-605-1А | |
Базовое шасси | УРАЛ-43 203−1211−10 | ||||
Двигатель | ЯМЗ-238Б | ЯМЗ-238БЕ | ЯМЗ-238М2 | ЯМЗ-236БЕ | |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 220 (300) | 176 (240) | 185 (250) | ||
Производительность, т/ч | |||||
при высоте забоя 0,6−0,8 м и плотности снега 0,5 т/м3 | |||||
при патрульной очистке при высоте снежного валка до 0,5 м, не менее | |||||
Дальность отброса снега плотностью 0,5 т/м3, м не менее | |||||
Максимальная ширина захвата, мм | |||||
Максимальная толщ. очищаемого слоя, мм | |||||
Скорости, км/ч | |||||
рабочие | 0,51−6,92 | ||||
транспортная максимальная | |||||
Расход топлива | |||||
на 100 км транспортного пробега, л | |||||
средний рабочий, л/ч | |||||
Масса снегоочистителя (экспл.), кг | |||||
Габаритные размеры, мм | |||||
длина | |||||
ширина | |||||
высота | |||||
Снегоочиститель шнекороторный КО-605 имеет следующие технические характеристики:
Qоб= 10-6?L?B?iсн?Tср?ссн = 10-6?50 000?15?14,86?230?10 = 25 633,5 м3-объём снега собирающийся на обочине вовремя снегопада и очистки проезжей части от снега
— количество шнекороторных снегоочистителей.
3.2 Расчёт потребности противогололёдных реагентов для борьбы с зимней скользкостью
Табл. 6. Потребное количество соли по месяцам
Месяц | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | ||
Температура, оС | — 3,7 | — 10,00 | — 13 | — 12,4 | — 6,0 | ||
Вид зимней скользкости | Голый лед | Накат | Накат | Накат | Голый лед | ||
Количество соли q, гр/м2 | 48,25 | 36,5 | 42,5 | 93,25 | 264,5 | ||
Подсчитаем расход сколько требуется нам песчано-соляной смеси на зимний период для борьбы с гололёдом на данной дороге.
Среднемесячная толщина наката (льда) который может образоваться в течении месяца в зимний период.
Рс= ?q?h?L?Bа/б = 264,5?9,23?50 000?9 = 1 098 600 кг = 1098,6 тон — количество соли в ПСС.
ПСС= 1098,6? 5= 5493 тон;
спеска= 1,5 т/м3; V= 5,6 м3 — объём кузова КДМ-130б; 5,6?1,5 = 8,4 тн/ м3;
Расход ПСС 200 гр/ м2; 5 600 000/200=28 000 м2/4,5 = 6222 м — длина на которую хватает одного кузова КДМ-130б ПСС.
4,5 м — половина ширины а/б покрытия на которую распределяю ПСС согласно категории дороги.
Заключение
В результате проведения расчетов были определены способы защиты участка автомобильной дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок, снегозащитных щитов и снегозащитного забора. В качестве метода борьбы с зимней скользкостью принят фрикционный метод совместно с солью. В качестве противогололедного материала принята песчано-соленая смесь, а метода уборки снега с дорожного покрытия — метод патрульной очистки.
Расчет затрат, вызванных удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляет 95,64 млн рублей.
В качестве метода организации работ по зимнему содержанию участка автомобильной дороги принят поточный метод.
1. Ремонт и содержание автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П. Васильева. — М.: Транспорт, 1989. — 287 с.
2. СНиП 2.05.02−85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 52 с.
3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжесский, А. К. Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, — 1983. 197 с.
4. Эксплуатация автомобильных дорог. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине" Эксплуатация автомобильных дорог" для студентов специальности 29.10 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Могилев: ММИ, 1994. — 30 с.
5. Строительная климатология / НИИ СР. — М.: Стройиздат, 1990. — 86 с.
6. ВСН-24−88 (Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог)
7. Строительная климатология и геофизика СНиП 2.01.01−82.
дорога зимний снегоочистительный противогололедный