Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общая характеристика методов социальной работы

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Принципов деятельности социальных институтов общества и социальных организаций, участвующих в социальной работе: семья, образовательные учреждения, социальные структуры, реабилитационные центры, управления социальной защиты населения, учреждения культуры, социальные фонды и др.;личности в структуре социальных связей: потребностная и мотивационная сферы, ценностные ориентации, социальные… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и классификация методов социальной работы
    • 1. 1. Роль методов в практике социальной работы
    • 1. 2. Классификация методов социальной работы
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Характеристика основных методов социальной работы
    • 2. 1. Организационно-распорядительные методы
    • 2. 2. Психолого-педагогические методы
    • 2. 3. Социологические методы
  • Выводы по Главе 2
  • Заключение
  • Список литературы

Общая характеристика методов социальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность же специалиста по социальной работе направлена в преимущественно на клиентов, у которых имеются какие-либо отклонения в физическом или психическом развитии, людей с асоциальным поведением, которым необходима помощь. Однако большинство сфер деятельности не могут быть четко разграничены между специалистами социальногонаправленности, которые преимущественно работают в пограничных и перекрещивающихся областях. 13, c. 60]Педагогическая теория предоставляет специалистам в сфере социальной работы профессиональные знания об особенностях воспитательных процессов людей относящихся к различным возрастным и социально-демографическим группам, умения прогнозировать, проектировать и реализовывать учебно-воспитательный процесс в разнообразных условиях, оценивать его эффективность. Современные технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики максимально необходимы при социальном обслуживании населения. Использование педагогических технологий в рамках социальной работы дает возможность социальному работнику избавиться от произвольности в формировании и реализации педагогического влияния и направляет к планируемому конечному результату при четкой обоснованности каждого отдельного компонента и этапа этого процесса. Педагогические технологии, используемые в сфере социальной работы, необходимо рассматривать как систематическую и последовательную реализацию на практике заранее разработанного процесса воспитательного воздействия, как совокупность методов, cпособов и cредств достижения педагогических целей в системе оказания социальных услуг. В деятельности социального работника процесс обучения, образования, воспитания реализуетсяв качестве взаимодействия двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: с одной стороны, клиент получает конкретные знания посредством активизации собственной деятельности, с другой — социальный работник предварительно рассматривает и анализирует проблему и управляет процессом ее решения, контролирует протекание процесса решения проблемы. Главным инструментом повышения эффективности обучения в социальной работе является применение активных методов: метода мoделирования, метoдoв мoдульного обучения, ролевых игр, драматизации, метoда конкретной ситуации, метoдов инцидента, тренирoвки чувствительности, «метода мозговой атаки» («мозгового штурма»), делoвых игр, метoдов погружения (суггестопедия), микропреподавания и прочих. 4, c. 56]Методы воспитания представляют собойспособы влияния на сознание, эмоционально-волевую сферу, поведенческие схемы людей с целью выработки у них требуемых качеств. Разработка, выбор и правильное использование методов воспитания — высшая стадия развития педагогического профессионализма. Все методы воспитания делятся на две группы:

методы, выполняющие функцию оценки и стимулирования (поощрение и мотивация);методы, призванные побуждать и формировать определенную деятельность, сознание индивида (убеждение и побуждение).В мировой практике воспитания убеждение является основным методом. Данный методвыполняет свои задачи в случае, когда у личности уже сформирована готовность активно включиться в определенную содержанием воспитания деятельность. Убеждениесодействует развитию у индивидов общечеловеческих морально-этических качеств. Убеждать означает разъяснять, используя эмоционально-словесное влияние, зачастую основываясь на внушении, т. е. используя просьбу в совокупности с разъяснением и внушением. Широко применяются в социальной работе такие методы, как рассказы и повествования на нравственно-этические темы, лекции, беседы, диалоги, инструкции, дискуссии, доклады, диспуты. Суть метода побуждениясостоит в ориентациииндивида на деятельность, учитывая его интересы и потребности. Побуждение является важнейшим методом воспитания, который ограничивает поведение личности в соответствии с общепринятыми нормами. Побуждение во взаимодействии социального работника с клиентом может быть представлено в форме рекомендации, инструктажа, совета, в том числе и по улучшению благосостояния жизни. Методы поощрения и наказания (порицания) применяются для оценки деятельности людей. В поощрении находит отражение положительная оценка деятельности индивида. Эффективность поощрения может являться стимулирующим фактором. Метод порицаниябудет эффективен при условии соблюдения следующих требований:

конкретность порицания — метод используется за определенную деятельность или поступок;

индивидуальный подход — важнопринимать во внимание характер содеянного вот взаимосвязи с личностью индивида;

нельзя применять порицание, находясь в состоянии раздражения;

важно соблюдать своевременность и обязательность в применении порицания;

коллектив не несет ответственности за негативный поступок одного индивида. Одним из значимых элементов воспитания является метод самовоспитания, а именно самоуправляемого воспитания, которое включает систему упражнений и тренировок. Метод самовоспитания не только является одним из главных факторов психоэмоционального здоровья человека, но и решает основную задачу: поэтапный перевод процесса воспитания в режим постоянного стремления к самосовершенствованию. 7, c. 147]Социологические методы

Социология в социальной работе используется в качестве социологического обеспечения основной деятельности организаций и учреждений социальной сферы. В рамках социальной работы как науки используется теоретическая социология, в задачи которой входит раскрытие универсальных закономерностей и принципов построения различных социальных систем, обобщение и структуризация эмпирических данных в пределах отдельных отраслей социологического знания. Относительно практики социальной работы применяется эмпирическая социология, которая занимается установлением и обобщением социальных фактов. 2, c. 220]Методы сбора социологической информации используются в социальной работе для исследования:

процессов социального взаимодействия и социальных связей личности и социальных групп в рамках соответствующих социальных институтов;

социальных изменений и социальных процессов, побудителем которых являются социальные движения, которые могут увеличивать напряженность и стимулировать появление конфликтов в обществе и одновременно быть средством и инструментом их преодоления;

принципов деятельности социальных институтов общества и социальных организаций, участвующих в социальной работе: семья, образовательные учреждения, социальные структуры, реабилитационные центры, управления социальной защиты населения, учреждения культуры, социальные фонды и др.;личности в структуре социальных связей: потребностная и мотивационная сферы, ценностные ориентации, социальные установки, процесс социализации личности, социальный статус, социальные роли, социальная активность и т. д.;тендерной социологии: анализ дифференциации мужских и женских ролей, половых различий, функциoнирования супружеских пар;влияния реализуемой политики государства на повседневной жизни граждан: изучение политического процесса и его материальной основы, социологический анализ механизма действия власти в сфере социальной работы, мониторинг политической стратификаций;

общественного мнения по вопросам социального благосостояния граждан, их интересов, запросов, потребностей в социальных услугах;

структуры, функций, причин и механизмов социальных конфликтов, профилактики и разрешения конфликтов;

взаимодействия различных органов и учреждений системы общего образования и социальных служб, учреждений социальной защиты граждан относительно социологии образования;

социологии города и села, воздействия процессов урбанизации на организацию;

социальных проблем различных целевых групп клиентов и слоев населения. В социологические методы социальной работы входят способы, применяемые для сбора, обработки и анализа социологических показателей в рамках социальной работы. 6, c. 110] Выводы по Главе 2Организационно-распорядительные методы социальной работы используются в качестве основы управленческого влияния руководящих кадров социальных служб, базируются на разработке и издании регламентирующих и нормативно-правовых актов. В реализации организационно-распорядительных методов имеется несколько условий: четкая постановка целей, жесткий отбор исполнителей, их рациональная расстановка, обеспечение необходимыми ресурсами, формирование командной работы, последующее её согласование и координации, создание единой системы ценностей, контроль хода выполнения работ. Психолого-педагогические методы основываются на воздействии на клиента с помощью механизмов социально-психологической и педагогической регуляции с целью улучшения его социального благосостояния и поведения. Основным путем реализацииданной группы методов является убеждение. Психолого-педагогическая группа методов направлена преимущественно на формирование условий для разрешения актуальных вопросов социальной работы в ходе ее организации. Социологические методы в социальной работе применяются в виде социологического обеспечения основной деятельности организаций и учреждений социальной сферы. Заключение

Изменение социально-экономических условий повлекло за собой повышение напряженности в обществе, что в свою очередь привело к изменению форм и методов социальной работы с населением. Целью данной курсовой работы являлось изучение общей характеристики методов социальной работы с населением. В рамках теоретического исследования было рассмотрено: понятие метода в социальной работе, его общая классификация, общая характеристика основных методов. Результаты изучения показали, что социальная работа носит преимущественно практический характер, а используемые ей методы направлены в большей мере на преобразование окружающей действительности и изменение объекта социальной работы. Суть социальной работысостоит в оказании помощи индивиду с целью поиска выхода из какого-либо затруднительного положения. Для того чтобы эффективно осуществлять свою работу, специалист должен обладать конкретным набором знаний, умений и навыков, иметь в своем арсенале широкий набор используемых методов, применение которых будет содействовать в решении проблемы. Методы социальной работы достаточно разнообразны. Максимально значимо применять методы социальной работы при определении проблемы, т. е. на этапе сбора информации. После того, как будет выстроена четкая картина, отражающая суть проблемы, возможно приступать к ее решению. Анализ имеющихся форм и методов социальной работы, разработка их оптимальных видов и технологий решения социальных проблем граждан — одна из наиболее значимых задач социальной работы как научной дисциплины. Методы представляют собойсистему приемов и операций в социальной работе. Методы социальной работы делятся по двум основаниям: целевому признаку (методы социальной диагностики, методы внедрения, методы проектирования и планирования социальной работы, методы социальной терапии, методы оценки социальной работы), а также по теоретической и функциональной основе (социологические, социально-экономические, социально-психологические, социокультурные, социально-педагогические, медико-социальные, организационные и организационно-распорядительные, методы проектирования и прогнозирования, методы посредничества и разрешения конфликтов).Относительно социальной работы говорят о двух группах методов: методы социальной работы как сферы научного познания и как методы практической деятельности. Классификация методов в теоретических работах по проблемам социальной сферы не имеет единого вида. Большинство методов, применяемых в социальной работе, относятся к междисциплинарным, что обуславливается универсальным характером подобного вида знания. Методы социальной работы в большинстве своем обусловливаются спецификой объекта, на которую ориентирована деятельность социального работника и социальных структур.

Помимо этого, значимым фактором является специфика работы специалиста, его специализация в той или иной сфере жизни, организационной структурой социальных и других служб. Методы традиционно рассматриваются как часть социальной работы, описывающие механизмы работы. Чаще всего концепцию методов понимают как базовый каркас, относительно которого социальные работники должны использовать свои знания и навыки в деятельности, а также определять соответствующие показатели эффективности своей работы. Эффективность социальной работы будет зависеть от правильного выбора оптимального метода, формы его использования, а также от уровня профессионализма социального работника.

Список литературы

Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2008. — 200 с. Доброштан В. М. Теория социальной работы: учебное пособие.

— СПб., СПГУТД, 2008. — 375 с. Зарецкий А. Д. Менеджмент социальной работы. Учебное пособие.

— Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 187 с.

— (Высшее образование).Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.

Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012. 92 с. Курбатов В. И. Социальная работа: учеб. пособие. — М.: изд-во Дашков и К, 2008 г. — 550 с. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред.

Е.И. Комарова и А. И. Войтенко. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 288 с. Платонова, Н. М. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. -

М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 384 с. Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы: Учебное пособие. Новосибирск, 2009. — 57 с.

Теория социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. — М.: Издательство РГСУ, 2011.-440 с. Технологии социальной работы: теория и практика реализации: Материалы III заочной Международной научно-практической конференции.

— Омск: …, 2009. — 386 с. Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е. Ю. и др./учебное пособие.

— Саратов, 2009. — 344 с. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.

Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2011. ;

400 с. — (Серия «Высшее образование»)Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред.

И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. —

240 с. Тюптя Л. Т., Иванова И. С. Социальная работа (теория и практика): Учеб. пособие — М.: ВМУРОЛ, 2008. — 440 с. Фирсов М. В. Технология социальной работы. Учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов.

— М.: Академический Проект, 2008. — 432 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Б. Технология социальной работы: Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2008. — 200 с.
  2. В.М. Теория социальной работы: учебное пособие. — СПб., СПГУТД, 2008. — 375 с.
  3. А.Д. Менеджмент социальной работы. Учебное пособие. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 187 с. — (Высшее образование).
  4. Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2012.- 92 с.
  5. В.И. Социальная работа: учеб. пособие. — М.: изд-во Дашков и К, 2008 г. — 550 с.
  6. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 288 с.
  7. , Н.М. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 384 с.
  8. М.В., Ромм Т. А. Теория социальной работы: Учебное пособие. Новосибирск, 2009. — 57 с.
  9. Теория социальной работы: учебник / под ред. В. И. Жукова. — М.: Издательство РГСУ, 2011.- 440 с.
  10. Технологии социальной работы: теория и практика реализации: Материалы III заочной Международной научно-практической конференции. — Омск: …, 2009. — 386 с.
  11. Технологии социальной работы / Григорьева Н. Ю., Герасимова Е. Ю. и др./учебное пособие. — Саратов, 2009. — 344 с.
  12. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 400 с. — (Серия «Высшее образование»)
  13. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 240 с.
  14. Л.Т., Иванова И. С. Социальная работа (теория и практика): Учеб. пособие — М.: ВМУРОЛ, 2008. — 440 с.
  15. М.В. Технология социальной работы. Учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов. — М.: Академический Проект, 2008. — 432 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ