Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные службы: опыт, проблемы и перспективы их развития

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Информированность населения о социальных сервисах, вновь создаваемых социальных службах в связи с бурным развитием районного звена системы учреждений социального обслуживания на первых этапах данного процесса была относительно невелика. В статье представлены данные исследований социологов учреждений социального обслуживания, посвященных информированности семей, имеющих в своем составе детей… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические основы социальной защиты населения
    • 1. 1. Поднятие и сущность социальной защиты населения
    • 1. 2. Особенности социальной защиты населения
  • 2. Принципы, особенности и перспективы функционирования системы социальных служб в России
    • 2. 1. Социальные службы в социальной работе с различными категориями населения
    • 2. 2. Взаимодействие социальных служб и общества: перспективы и проблемы социологического анализа
    • 2. 3. Информированность о социальных сервисах в Санкт-Петербурге — проблемы и перспективы
  • Заключение
  • Список использованных источников

Социальные службы: опыт, проблемы и перспективы их развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Т.е. кто-то должен выращивать пшеницу и кофе при самой высокоразвитой «экономике знаний», а его заработная плата и общее благополучие может быть несопоставимо с условиями жизни тех, кто занят добычей нефти или нанотехнологиями. Это говорит о фундаментальной неустойчивости современного социального мира, о весьма хрупком и временном равновесии. При синергетическом рассмотрении неравновесность оценивается как положительный, творческий, созидательный фактор развития. Напротив, достижение равновесия для любого социума означает отсутствие возможности образования новых социальных и экономических структур, воспринимается как процесс, предшествующей стагнации или даже вырождению, умиранию.

Россия — общество с фрагментированной социальной структурой, где постоянно генерируется нечто новое, но центробежные силы не дают обществу обрести свое «осевое время». Во многих научных работах благополучие сводится к стабильности, причем роль «стабилизаторов» играют социальные службы. Из-за деградации условий наемного труда в последние 15−20 лет занятость и трудовые доходы все больше обесцениваются в глазах российского населения. Зато из-за реально низкого уровня жизни и низкой заработной платы, растет число постоянных клиентов социальных служб. Поэтому у нас в стране социальная работа поддерживает клиентов на индивидуальном уровне, но ее можно оценить как проблематичную по отношению к развитию общества и механизмам солидарности, способности активизировать клиентов и интеграции общества.

2.3 Информированность о социальных сервисах в Санкт-Петербурге — проблемы и перспективы

Проблема взаимодействия социальных служб и общества, одним из аспектов которой выступает вопрос информированности общества о социальных службах, имеет значительное основание, коренящееся в проблематике социальной политики. Социальная политика — это «институт, деятельность которого направлена на обеспечение основных социальных потребностей общества и его слоев» [19], а более узкое определение связывает социальную политику с системой социального обеспечения [20]. Сфера социальной политики — одно из значительных направлений деятельности современного российского государства, закрепленное в статье 9 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В то же время значение социальной политики для государства определяется той конфигурацией приоритетных задач, которых оно придерживается и в рамки которых социальная политика оказывается вписанной. Так, следуя за типологией, предложенной социологом, исследователем проблем социального неравенства в России Н. Е. Тихоновой [22], можно выделить четыре группы задач, которые так или иначе призвано решать любое государство своими действиями в области социальной политики. Первая группа задач связана с поддержанием социальной стабильности общества. Вторая группа ориентирована на осуществление социальной интеграции общества, в том числе и за счет стремления к преодолению наиболее острых и в большинстве своем иными способами трудноразрешимых противоречий, порождаемых социальным неравенством. Третья группа задач — решение проблем, связанных с повышением качества человеческого капитала, которым располагает страны.

Последняя группа задач ориентирована на решение гуманитарных проблем, существующих в рамках государства. Несколько упрощая и редуцируя данную модель, можно сказать, что существует две возможных ориентации социальной политики. Ориентированная на решение проблем государства путем поддержания лояльности общества и ориентация на повышении качества жизни человека. В организации российской социальной политики преобладают ориентации на поддержание социальной стабильности. При этом описываемые ориентации сталкиваются с разворачиванием на уровне государства деятельности, направленной на построение либеральной модели социальной политики, связанной с оптимизацией и рационализацией (в первую очередь в экономическом и административном смысле) деятельности социальных служб.

Социальный сервис — это своего рода механизм реализации элементов социальной политики в определенной её сфере. То есть он представляет собой вид деятельности учреждения, осуществление которого способствует достижению целей социальной политики. Социальная служба, в свою очередь — это учреждение, которое является инфраструктурной базой для социальных сервисов.

Социальная политика имеет конкретные механизмы воплощения, проходя по ступеням от декларативно-нормативного уровня [23] текстов концепций и стратегий через организационно-нормативный уровень региональных органов и учреждений (уже ориентируются на практическую деятельность, но также формулируют идеализированные цели) к действиям в повседневности работников и клиентов социальных служб. Хорошо известный в западном научном сообществе представитель социальной теории Майкл Липски [24] формулирует данную идею проще, однако именно на его теориях построена схема анализа реализации социальной политики, приводимая здесь: фактическими реализаторами социальной политики государства являются руководители и работники учреждений, непосредственно, контактирующие с клиентом.

Социальные сервисы являются достаточно новой сферой взаимодействия государства и общества для некоторых регионов РФ, в частности для Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге данная сфера пережила в 2007;2008 году волну практически взрывообразного роста, инициированного государством. В качестве иллюстрации можно привести материал из «Аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге» за 2011 год.

Рис. 2.1 — Изменение состава сервисных служб в Санкт-Петербурге [25]

Такое стремительное развитие и дифференциация системы социального обслуживания, имея большое положительное значение, породило некоторое количество инфраструктурных проблем. Одной из таких проблем оказалась проблема информирования общества о деятельности социальных служб.

Проблема распространения информации типична для расширяющихся систем. На первых этапах информация может плохо распространяться как внутри системы, так и вне её, циркулируя либо по устаревающим каналам, либо по вновь создаваемым каналам, не всегда обладающим на первых этапах достаточной эффективностью. Проблема качества распространения информации внутри системы — отдельный вопрос, который нуждается в данный момент в дополнительных исследованиях, однако можно предположить, что эффективными пока оказываются вертикальные каналы распространения информации особенно проходящие через центральные организации (например, органы исполнительной власти). Но даже по каналам, проходящим через центр информация (за исключением непосредственно распорядительных и иных подобных документов имеющих прямое отношение к администрированию) распространяется с некоторыми затруднениями.

Информированность населения о социальных сервисах, вновь создаваемых социальных службах в связи с бурным развитием районного звена системы учреждений социального обслуживания на первых этапах данного процесса была относительно невелика. В статье [25] представлены данные исследований социологов учреждений социального обслуживания, посвященных информированности семей, имеющих в своем составе детей о социальных службах и услугах для семей с детьми. Основа программ данных исследований была разработана в 2008 году. Исследования проводились в трех разных районах Санкт-Петербурга в 2008 и 2009 (первое двухэтапное исследование), в 2010 и 2012 годах. Первое пилотажное исследование было проведено в Невском районе Санкт-Петербурга в 2008 году (n=311). Доля семей, «ничего не знающих о центре в целом составляла 40 процентов от числа опрошенных» [25]. Данные повторного опроса с увеличенной выборкой (n=1034) в том же районе в первой половине 2009 года продемонстрировали умеренный рост показателей информированности.

Исследования на основе той же методологии среди таких же социальных групп были проведены в 2010 и в 2012 года в двух других районах Петербурга. Исследование 2010 года (n=114) продемонстрировало, что число людей, ничего не знающих о социальных службах, осуществляющих помощь семье и детям составляет 38 процентов. Небольшой объем выборки, однако накладывает ограничения на интерпретацию данных, полученных в этом исследовании. В исследовании, проведенном в другом районе в 2012 году (n=294) число респондентов, не осведомленных о деятельности социальных служб помощи семье и детям составило 35 процентов.

Данные приведенных исследований, хотя и достаточно фрагментарно, демонстрируют, что информированность о социальных сервисах районного уровня среди семей, имеющих детей можно в целом составляет около 60−65%, со временем демонстрирует тенденцию к медленному росту. В то же время значительная часть потенциальных клиентов не знает о работе соответствующих социальных сервисов. Вопрос интерпретации представленных цифр информированности имеет несколько аспектов. Безусловно, существующий уровень информированности сложно назвать достаточным.

Заключение

По результатам выполнения курсовой работы можно сделать ряд выводов. В современный период рыночной трансформации экономики России приоритетное значение приобретает формирование и дальнейшее развитие национальной системы социальной защиты населения.

Одна из характерных особенностей переходного периода в России заключается в том, что начало трансформации всей системы общественных отношений не опиралась на тщательно отработанную целостную концепцию, которая бы позволяла найти взвешенный и комплексный подход к разработке актуальных вопросов стратегии и тактики государства в регулировании тех или иных социальных процессов. В определенной степени это относится и к попыткам поиска путей трансформации системы социальной защиты, которая сложилась ранее.

Анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в России, современного состояния социальной защиты населения свидетельствует о его кризисном характере. Неэффективное осуществление рыночных преобразований обусловливает появление таких негативных явлений, как социальное неравенство, ограничение доступа населения к образованию, культуре, здравоохранению, свертыванию процесса воспроизводства человеческого потенциала, дестабилизация социально-политической обстановки. Вследствие этого процессы в сфере регулирования уровня жизни и благосостояния населения в условиях рыночной трансформации экономики получили стихийно бессистемный и крайне опасный характер.

Социальная защита — необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Социальная защита является проявлением социально ориентированной экономики. Социально ориентированная экономика — это высокоразвитая форма рыночной экономики, что позволяет наиболее полно совместить принципы свободного рыночного хозяйства и социальной справедливости.

Согласно словаря терминов по правоведению «социальная защита (обеспечение)» определяется как «форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых материальных потребностей граждан при наступлении социального риска (нетрудоспособности, безработице, потере кормильца, малообеспеченности) за счет специальных социальных фондов или за счет бюджетов разных уровней (государственного и местных) в случаях и на условиях, установленных в законе.

Таким образом, социальная защита населения очень актуальный вопрос в аспекте рыночной экономики; особенно повышается актуальность данного вопроса в период мирового экономического кризиса. Многие страны мира привели к упадку этот сектор экономики, поэтому сейчас мы можем наблюдать недовольство многих слоев населения, которое проявляется через митинги, протесты, значительно ослабляет потенциал развития страны. Поэтому, я считаю, что вопросы социальной защиты населения обязательно необходимо рассматривать правительством для стабилизации социально-экономического положения государства.

государственная система социальных службсистема, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К ним относятся:

Комплексные центры социального обслуживания населения;

Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

Центры социального обслуживания;

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

Социальные приюты для детей и подростков;

Центры психолого-педагогической помощи населению;

Центры экстренной психологической помощи по телефону;

Центры (отделения) социальной помощи на дому;

10. Дома ночного пребывания;

Специальные дома для одиноких престарелых;

Стационарные учреждения социального обслуживания;

Геронтологические центры.

Руководством в организации работы социальных служб являются типовые положения или методические рекомендации.

Социальные службы еще далеки от той укорененности в общественном сознании, которая свойственна другим социальным сервисам: институтам образования, здравоохранения, охраны общественного порядка. Однако социальная служба имеет свою специфику, её деятельность направлена на решение трудных ситуаций, возникающих в жизни многих людей. В то же время не все сталкиваются с ситуациями в жизни, в решении которых необходима помощь социальной службы. Есть ещё одно обстоятельство, определяющее уровень заинтересованности в работе социальных служб. Когда человек в современном российском обществе оказывается в трудной ситуации, он обращается не в социальную службу, а старается активизировать имеющиеся у него ресурсы социального капитала. Уровень недоверия государству достаточно высок, поэтому значительная часть общества предпочитает опираться в решении своих проблем прежде всего на себя, даже несмотря на определенные патерналистские настроения. Неукорененная в информационном поле система районных социальных сервисов сталкивается с этим недоверием и низкой заинтересованностью в её услугах, а бюрократизированный характер работы некоторых её элементов, недостаток ресурсов, с которыми непосредственно сталкиваются клиенты, может ещё более снижать заинтересованность в ней.

В такой ситуации формирование стратегий распространения информации о социальных службах является важным элементом их работы. С одной стороны, они необходимы в силу слабой укорененности новой системы районных социальных служб в информационном поле. С другой стороны, правильно выстроенная стратегия распространения информации в сочетании с адекватно подобранными средствами может дать возможность преодолеть существующий уровень недоверия, включив знание о них в набор базовых знаний в качестве актуализируемого в определенные моменты средства помогающего в решении трудных жизненных ситуаций.

Список использованных источников

Бабич A.M., Пиддэ А. Л. Экономика социального страхования: Учебное пособие. Архангельск, 2004. — 380 с.

Буянова М.О., Кобзева С. М., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. — 480 с.

Мочульская Е.Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: Учебное пособие, Практикум. М, 2006. — 245 с.

Роик В. Д. Основы социального страхования.— М.: Анкил, 2005.— 256 с.

Социальная политика: учебник / Н. А. Волгина [и др.]; под общ.

ред. Н. А. Волгина. — М.: Изд-во Экзамен, 2002. — 135 с.

Удалова А. А. Право социального обеспечения: Курс лекций. — / А. В. Удалова. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 186 с.

Новикова К. Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России. Автореферат дисс. д-ра социологических наук. М., 2011. — 50 с.

Мачульская Е.Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. Книжный мир. 2010. — 416 с.

Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. Стереотипное издание — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 124 с Гаматаева С. Х. Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/2013/02/gamataeva-sh.pdf

Нехаев С. А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.finansy.ru/publ/tax/003.htm

Социальное пространство и потенциал региона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /

http://www.pomorsu.ru/_doc/mba/nr/4ch.pdf

Социальное пространство и социальные отношения: региональный аспект //

http://www.zrns.ru/2mongr_avtor_selenova.html

Говорухина Л. П. Мировой опыт становления системы социальной защиты населения, и ее эволюция в условиях смешанной экономики / Л. П. Говорухина, Е. И. Дорохова [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www. Lib. Kazsu.ru./ family/ social — politic: asp.

Скворцов И. П. Социальная политика региона: теория и практика: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2010. — 448 с.

Антонов А. Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. — 2010. — № 7. — с. 132−136.

Бидак В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития // Украина: Аспекты труда. — 2009. — № 3. — с. 35−44.

Дорогань В. К. Проблемы и перспективы усовершенствования социального обеспечения населения // Региональные перспективы. — 2009. — № 11. — с. 59−62.

Колот А.М. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. — К.: КНЭУ, 2009. — 230 с.

Новиков В. Актуальные вопросы реформирования системы социального обеспечения населения // Украина: Аспекты труда. — 2010. — № 12. — с. 6−11.

Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. — 2009. — № 17. — с. 13.

Ромашов О. В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 407 с.

Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиции общественного мнения) Общественные науки и современность 2006. № 3.

Малышев А. Г. Социальные сервисы для семей с детьми в контексте отношения к социальной политике. СПб, 2008

Аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге (2013 год)

http://homekid.ru/kidinspb2013/kidpart14year2013.htm

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M., Пиддэ А. Л. Экономика социального страхования: Учебное пособие. Архангельск, 2004. — 380 с.
  2. М.О., Кобзева С. М., Кондратьева З. А. Право со-циального обеспечения: Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. — 480 с.
  3. Е.Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения: Учебное пособие, Практикум. М, 2006. — 245 с.
  4. В.Д. Основы социального страхования.— М.: Анкил, 2005.— 256 с.
  5. Социальная политика: учебник / Н. А. Волгина [и др.]; под общ.ред. Н. А. Волгина. — М.: Изд-во Экзамен, 2002. — 135 с.
  6. А.А. Право социального обеспечения: Курс лекций. — / А. В. Удалова. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 186 с.
  7. К.Н. Управление системой социальной защиты населения в условиях формирования новой социально-экономической среды в России. Автореферат дисс. д-ра социологических наук. М., 2011. — 50 с.
  8. Е.Е., Добромыслов К. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. Книжный мир. 2010. — 416 с.
  9. А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. Стереотипное издание — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 124 с
  10. С. Х. Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/2013/02/gamataeva-sh.pdf
  11. С.А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finansy.ru/publ/tax/003.htm
  12. Социальное пространство и потенциал региона [Электронный ресурс]. — Режим доступа: / http://www.pomorsu.ru/_doc/mba/nr/4ch.pdf
  13. Социальное пространство и социальные отношения: региональный аспект // http://www.zrns.ru/2mongr_avtor_selenova.html
  14. Л.П. Мировой опыт становления системы социальной защиты населения, и ее эволюция в условиях смешанной экономики / Л. П. Говорухина, Е. И. Дорохова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. Lib. Kazsu.ru./ family/ social — politic: asp.
  15. И. П. Социальная политика региона: теория и практика: учеб. пособие. М.: Кнорус, 2010. — 448 с.
  16. А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. — 2010. — № 7. — с. 132−136.
  17. В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития // Украина: Аспекты труда. — 2009. — № 3. — с. 35−44.
  18. В.К. Проблемы и перспективы усовершенствования социального обеспечения населения // Региональные перспективы. — 2009. — № 11. — с. 59−62.
  19. А.М. Социально-трудовые отношения: теория и практика регулирования: Монография. — К.: КНЭУ, 2009. — 230 с.
  20. В. Актуальные вопросы реформирования системы социального обеспечения населения // Украина: Аспекты труда. — 2010. — № 12. — с. 6−11.
  21. П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. — 2009. — № 17. — с. 13.
  22. О.В. Экономика труда: Учебник для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 407 с.
  23. Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиции общественного мнения) Общественные науки и современность 2006. № 3.
  24. А. Г. Социальные сервисы для семей с детьми в контексте отношения к социальной политике. СПб, 2008
  25. Аналитических материалов о положении детей в Санкт-Петербурге (2013 год) http://homekid.ru/kidinspb2013/kidpart14year2013.htm
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ