Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация и содержание социального обслуживания граждан пожилого возраста (на примере КЦСОН Пушкинского р-на)

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Важным направлением является и развитие существующих форм социально — культурной реабилитации — совместные прогулки, экскурсии, тренинги. Действенным аспектом в данном процессе так же может быть включение в руководство процессом социально — культурной реабилитации разных участников. Программа помощи старшего младшему является весьма эффективным и действенным способом повысить результативность… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теория социального обслуживания граждан пожилого возраста
    • 1. 1. и организация социального обслуживания
    • 1. 2. Виды обслуживания граждан пожилого возраста
    • 1. 3. Выводы
  • Глава 2. Организация и социального обслуживания граждан
  • пожилого возраста в КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербург
    • 2. 1. Характеристика КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербург
    • 2. 2. Планирование социального обслуживания граждан пожилого
  • возраста
    • 2. 3. Практическая реализация социального обслуживания граждан
  • пожилого возраста
    • 2. 4. Предложения по улучшению обслуживания граждан пожилого
  • возраста в КЦСОН Пушкинского г. Санкт-Петербург
    • 2. 5. Выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Организация и содержание социального обслуживания граждан пожилого возраста (на примере КЦСОН Пушкинского р-на) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

), праздничной одежды, причесок, оформлении подарков. На занятиях в студии флористики можно научиться создавать флористические композиции из цветов, растений и других природных и искусственных материалов для украшения своего дома, узнать как можно оригинально оформить подарок или сделать сувенир для друга.

Активными участниками пенсионеры могут становиться в клубе поэзии, особенно, если до пенсионного возраста данное направление было для них в какой-то степени актуальным. Основная цель клуба — дать поэтам возможность не просто пообщаться, но и постоянно совершенствоваться, чему способствуют организуемые клубом фестивали, да и перспектива увидеть свои работы напечатанными, подстёгивает авторов к творчеству.

Активное участие пенсионеры также принимают в интеллектуальном клубе, участвуя в различного рода интеллектуальных играх.

Так же необходимо отметить, что помимо творческой работы в студиях и коллективах с пенсионерами может проводиться коллективная и индивидуальная работа по социально — культурной реабилитации специалистами социальной работы. Ее целью является успешная адаптация и интеграция в обществе в связи с новым социальным статусом, повышение их стремления к обучению и развитию.

Среди мероприятий, проводимых в данных целях могут присутствуют обязательные экскурсии для новичков по Центру. Во время экскурсии пенсионеры могут оценить и получить информацию где они будут заниматься, с какой деятельностью связан их выбор и какие перспективы он дает им в будущем.

В дальнейшем предусматриваются экскурсии по осмотру достопримечательностей города, посещение культурных заведений — музеев города, театров, библиотек и пр. в данном направлении весьма активно привлекаются к участию пенсионеры, которые очень любят подобные коллективные выходы.

Как уже было сказано, социокультурная реабилитация служит в первую очередь для активизации психических процессов, способствующих процессу обучения: повышает самооценку, формирует уверенность в своих силах. Целеустремленность, развивает задатки, способствует процессу социализации и общительности пенсионера с окружающими.

Результаты исследования выявили следующие особенности поведения пенсионеров выявили, что основными проблемами выделяли: проблемы социально — бытовой и правовой адаптации, проблемы в усвоении материала, так как по большей степени они воспринимают материал визуально, высокая утомляемость, отсутствие чувства ответственности.

В качестве одной из приоритетных для решения проблем педагоги определяют увлечение виртуальным общением, что замедляет процесс реального общения и полноценной реабилитации. Данное направление также представлено на базе центра и пенсионер может научиться пользоваться компьютером. При обучении использованию компьютера пенсионер также может учиться пользоваться возможностями и ресурсами сети интернет, в том числе и общению в социальных сетях, где происходит поиск новых друзей, платформ для общения, тем для обсуждения и происходит процесс устранения проблемы одиночества, повышается уровень интереса к жизни.

Пенсионеру также необходима комплексная реабилитация, потому что проблем и трудностей у него много и в разных сферах. Нужно поправлять здоровье (медицинская реабилитация), ставить речь, повышать самооценку, менять мировосприятие. Пенсионеры — инвалиды обычно не уверены в себе, замкнуты (психологическая реабилитация), что также требует работы специалистов.

В КЦСОН Пушкинского района представлены все необходимые виды комплексной реабилитации. Социально-культурная реабилитация имеет важную роль, потому что является как реабилитационным процессом, так и просто досугом для пенсионеров. Пенсионеры развивают свои таланты, восстанавливают силы, снимают стресс, это так же шанс для каждого реализовать себя, стать лучшим в каком-либо направлении, участвовать в конкурсах и побеждать.

Особую роль в пенсионеров в творческом процессе имеет коллективная работа над созданием различного рода композиций, так как она формирует у них взаимопонимание, стремление к совместной деятельности. Так же как направление подобной работы возможно выделить создание совместных групп.

Одним из актуальных направлений для увлечения и организации творческого кружка может стать фотостудия. Фотография может стать предметом, для организации выставки, а может стать наглядным материалом в творческой деятельности, либо презентации проекта.

Таким образом, фотография оказывает положительное влияние и активизирует познавательные процессы. Именно поэтому оптимальным в контексте социально — культурной реабилитации будет включение пенсионеров в совместную работу. Таким образом, развитие и активизация психических процессов будет проходить гораздо быстрее. Значительным так же будет являться организация выставок с работами, конкурсов и познавательных вечеров.

Как уже было указано в предыдущей главе, одним из положительных факторов влияния на социально — культурную реабилитация является музыка. Не взирая на возраст пенсионеры весьма заинтересованы в деятельности, связанной с музыкой. Часть пенсионеров посещают местный народный ансамбль, поют, танцуют.

Присутствие у некоторых пенсионеров нарушения слуха и различную степень его сохранности, музыка оказывает на них то же воздействие, что и на людей с сохранным слухом. Они так же имеют способность, возможность и желание участвовать в музыкальных мероприятиях — играть на музыкальных инструментах, заниматься пением, создавать музыкальные композиции. Как одну из причин подобного воздействия можно отметить факт, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.

Чтобы создать безопасное пространство для занятий музыкой с заинтересованными пенсионерами, не имеющими навыков игра на музыкальных инструментах, нужно учитывать множество факторов: физические условия, качество и набор музыкальных инструментов, количество людей в помещении и. помимо всего прочего, саморазвитие отношений между музыкой и людьми в этом пространстве.

Одним из приоритетных направлений в процессе социально — культурной реабилитации так же можно определить занятие танцами.

Наряду с названными решаются также задачи:

— повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социо-терапевтического общения, особенно в свете отсутствия склонности к общению;

— получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пожилого человека и его самопознания;

— раскрепощения пенсионера, поиска аутентичных путей развития.

Оптимальным в данном направлении социально — культурной реабилитации является именно включение вновь прибывших в уже действующие коллективы, где они смогут наиболее успешно и полноценно адаптироваться и социализироваться по средствам общения и взаимопомощи.

Однако, необходимо отметить неподготовленность многих желающих к полноценному включению в коллектив, где участники находятся на гораздо более высоком уровне. В связи с этим, при организации подобных направлений в социальной реабилитации оптимальным будут являться создание групп для начинающих, где пенсионеры по средствам занятий со специалистами по танцу и психологами смогут «дотянуться» до необходимого уровня и затем включиться в коллектив.

При дальнейшем полноценном включении в коллектив пенсионеры могут не только скорректировать свои психические возможности. Поднять самооценку, осознать реальные возможности и способности, но и полноценно включиться в процесс общения с другими членами коллективов.

Таким образом, использование возможностей социально — культурной реабилитации достаточно обширны и могут иметь различную направленность. В общем и целом, процесс социально — культурной реабилитации должен быть направлен на полноценное включение пенсионеров в творческий процесс, который подразумевает не только сам процесс обучения, но и полноценное развитие каждого, как успешной, деятельной личности.

В результате проведенного наблюдения и оценки документации КЦСОН Пушкинского района было выявлено, что пенсионеры в процессе социально — культурной реабилитации выбирают те сферы деятельности, которые им наиболее доступны и просты. Однако, данный контингент так же имеет возможность полноценно включаться и прочие виды социально — культурного процесса на базе КЦСОН Пушкинского района.

Многие аспекты, возможные к применению в реабилитации КЦСОН Пушкинского района, до сих пор не используются при работе с пенсионерами. Пенсионеры крайне ограниченно участвуют в такой успешной в плане реабилитации для них деятельности, как танцы, театральные кружки, фото — студия, библитерапия.

Социо — культурная поддержка способствует социальной адаптации пенсионеров и является неотъемлемым компонентом процесса поддержки данного контингента, потому, что активизирует социальную активность за счет приобщения их к культурной деятельности, способствует установлению контактов с окружающими и преодолению состояния замкнутости и отчужденности.

Помимо повышения роли организации досуга и роли социально — культурной реабилитации также необходимо отметить необходимость развития связей КЦСОН Пушкинского района с организациями социальной инфраструктуры района в повышении качества работы самого центра и предоставления пожилым людям услуг, в которых они нуждаются, с привлечением специалистов других Центров.

Социальная инфраструктура Пушкинского района г. Санкт — Петербурга представлена весьма разнообразно и включает в себя учреждения образования, медицинского обслуживании, административные структуры, центры психологической и социальной помощи, в том числе предоставляющие услуги на благотворительных основах.

Подавляющая часть данных учреждений оказывает услуги населению на безвозмездной основе, однако, часть услуг являются частью коммерческого сектора и доступны не каждому из жителей, в том числе и пенсионерам.

Низкий уровень взаимодействия организаций приводит к тому, что в результате при возникновении проблемы пенсионеры пытаются решить вопрос самостоятельно, не имея представления о том, в какую из организаций они могут обратиться за помощью и получить ее на выгодных для них условиях.

Данные направления возможно отметить в качестве приоритета и для деятельности организаций социальной инфраструктуры, которые имеют значительный опыт работы с пенсионерами и их проблемами, в том числе и в области профилактики, имеют базу и необходимых специалистов, однако, при всех своих возможностях не ориентированы на контакт с пенсионерами до момента их самостоятельного обращения, которое происходит только у небольшой части нуждающихся.

Неразвитым также является и взаимодействие между организациями, что во многом обусловливает фактическим отсутствием единого центра, который имеет возможность взять на себя обязанности по руководству процессом взаимодействия. Для определения возможностей направления работы во взаимодействии организаций и центров необходимым представляется оценить специфику работы данных центров. Наиболее актуальным же представляется определение приоритетности центра имеющего опыт социальной работы с пожилыми людьми по ряду направлений, принадлежность его к государственным структурам, опыт взаимодействия с административными органами, в том числе отделами Администрации Пушкинского района, наличие у специалистов опыта взаимодействия с учреждениями образования и опыта работы с различным контингентом (не только пожилыми людьми), что обусловлено включением во взаимоотношения множества потенциальных нуждающихся в помощи. Подобным требованиям вполне отвечает КЦСОН Пушкинского района.

Исходя из выявленных направлений возможности задействования социальной инфраструктуры в организации социальной работы с пожилыми людьми была выявлена необходимость выделения организации — центра, способного координировать процесс данного взаимодействия. Оптимальным в качестве подобного центра был признан КЦСОН Пушкинского района.

Отсутствие выработанной системы взаимодействия между организациями социальной инфраструктуры на уровне Пушкинского района также представляется проблемой в обслуживании пожилых людей на базе КЦСОН Пушкинского района.

Наиболее приоритетной область КЦСОН в данном направлении будет являться обеспечение коммуникативного процесса, который включает в себя аспекты взаимодействия с целью определения возможностей сотрудничества, его актуальности, действенности.

Актуальными коммуникативные процессы в установлении направлений работы КЦСОН являются в связи с тем, что человек живет в мире, переполненном информацией. Информация и коммуникация с другими формирует человека, делает из него личность. Необходимо также учитывать, что коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, т. е. у них имеется общий социальный опыт, если они говорят на одном языке.

Также одним из приоритетов деятельности в установлении успешных коммуникативных связей является повышение информированности населения относительно наличия и деятельности организаций социальной инфраструктуры, возможностей оказания ими помощи пожилым людям (приложение 4).

В связи с этим, развитие сотрудничества КЦСО с организациями возможно в установлении совокупных действий через сеть интернет, создание специализированных ресурсов, в том числе на базе популярных социальных сетей, привлечение к процессу организаций, занимающихся предоставлением жителям услуг связи и пр.

Также необходимо отметить, что социальная инфраструктура Пушкинского района является достаточно разветвленной, что обеспечивает широкие возможности воздействия при установлении системы взаимосвязей между организациями, а также подключение к процессу самого населения в удовлетворении социальных потребностей (приложение 5). При существующей системе взаимосвязей гораздо проще обеспечить контроль и профилактические мероприятия. Установить взаимодействие самих жителей по поддержанию ими благополучной обстановки в районе, где проживают их семьи и дети.

Приоритетным направлением в установлении контактов и взаимосвязей определяется работа специалистов КЦСОН. При обращении к одному из специалистов для пожилого человека может возникнуть необходимость получения дополнительной помощи в ряде других организаций, в которые его направит непосредственно специалист, либо порекомендует обратиться в координационный отдел КЦСОН для поиска наиболее оптимального варианта организации помощи, выяснения на месте возможности оказания помощи, наличие очереди, материальных ресурсов сопутствующих организаций и прочих факторов.

Для специалистов Центра поиск подобных возможностей представляется более успешным в связи с наличием опыта, ранее устанавливаемых контактов и знакомств со специалистами иных организаций, определение для них степени и значимости проблемы каждого конкретного случая.

В целом, ориентированность КЦСОН Пушкинского района на повышение и расширение своих возможностей в предоставлении услуг пожилым людям повысит и результативность работы как в реабилитации, так и профилактике.

2.

5. Выводы Исходя из теоретических и практических данных, полученных в работе, возможно выявить основные направления по использованию поддержки, как компонента социальной работы с пенсионерами.

Фактические, пожилые люди имеют те же потребности и устремления, что и люди не пенсионного возраста — потребность с саморазвитии, организации досуга. При этом имеют и потребности, связанные с устранением групп проблем — материальная помощь, помощь в организации быта, поддержании здоровья. Одним из слабо реализованных на уровне КЦСОН Пушкинского района является направление социально — культурного досуга. Пожилые люди стремятся в творческие коллективы и, как правило, успешно в них адаптируются. Творческие же коллективы в купе с остальными направлениями реабилитации приносят очень высокие результаты. Однако, необходимо отметить неподготовленность многих желающих к полноценной адаптации к коллективу, где пришедшие в коллектив давно находятся на гораздо более высоком уровне. В связи с этим, при организации подобных направлений в социальной реабилитации оптимальным будут являться создание групп для начинающих, где пенсионеры по средствам занятий со специалистами и психологами смогут «дотянуться» до необходимого уровня и затем включиться в коллектив.

При дальнейшем полноценном включении в коллектив пенсионеры могут не только скорректировать свои психические возможности, поднять самооценку, осознать реальные возможности и способности, но и полноценно включиться в процесс общения с окружающими.

Наряду с названными при включении в коллектив решаются также задачи:

— повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социо — терапевтического общения;

— получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов инвалида/пенсионера и его самопознания;

— раскрепощения, поиска аутентичных путей развития.

Оптимальным в данном направлении социально — культурной реабилитации является именно включение новеньких в уже действующие коллективы, где они смогут наиболее успешно и полноценно адаптироваться и социализироваться по средствам общения и взаимопомощи.

В решении данной проблемы так же необходимо информирование пенсионеров о существующих творческих коллективах и их возможностях. Данный контингент ориентируется, в первую очередь, на те коллективы, где их дефект будет не столь заметен. О ряде других коллективах им либо не известно, либо они опасаются попытаться участвовать в их деятельности из-за страха неудачи, убеждают себя, что «это не мое», «я все равно не смогу».

В качестве возможности решения данной проблемы возможно предложить в аналогии с «Днем открытых дверей», устраивать подобные же дни и в творческих коллективах. Во время презентации своего коллектива уже состоящие в нем могут показать свои возможности, ответить на интересующие вопросы. Важным условием должно являться то, что новенькому дают возможность попробовать поучаствовать, к примеру, в творческой деятельности коллектива — участие в простом танце, составление букета в студии флористики, рисование в изо студии и другие формы. Очень важным является убеждение пенсионера в том, что он тоже сможет полноценно участвовать в данном виде творческой деятельности и сможет «подтянуться» до уровня основного коллектива в подготовительной группе.

Важным направлением является и развитие существующих форм социально — культурной реабилитации — совместные прогулки, экскурсии, тренинги. Действенным аспектом в данном процессе так же может быть включение в руководство процессом социально — культурной реабилитации разных участников. Программа помощи старшего младшему является весьма эффективным и действенным способом повысить результативность проводимых мероприятий. Причиной тому является более тесное сотрудничество на основе общих имеющихся интересов, особенно, если пенсионеры имеют общие интересы. Важным аспектом так же является психологический комфорт и ситуация стимулирования.

Необходимо помнить и о приоритетных для пенсионеров направлениях социо — культурной поддержки. Их ориентация на различного рода традиционные занятия также может приобрести высокое значение при организации взаимодействия. Привлечение к работе с пенсионерами, посещающих центр, представителей более молодого поколения помогут пенсионерам почувствовать себя значимыми и нужными.

Таким образом, использование возможностей социально — культурной поддержки, как компонента помощи пенсионерам, достаточно обширны и могут иметь различную направленность. В общем и целом, процесс реабилитации должен быть направлен на полноценное включение пенсионеров в творческий процесс, который подразумевает не только сам процесс обучения, но и полноценное развитие каждого, как успешной, деятельной личности.

В качестве актуального направления также определяется развитие взаимосвязей КЦСОН Пушкинского района с организациями социальной инфраструктуры района в оказании помощи пенсионерам в соответствие с их потребностью. Это поможет расширить комплекс услуг и снизить период ожидания их получения, помочь пожилым людям получать помощь в более комфортных условиях, в том числе и в географической доступности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, было выявлено, что в связи с увеличением количества пожилых людей наблюдается необходимость рассмотрения возможностей их поддержки в связи со сменой социального статуса, возникновением ряда проблем социального, культурного и медицинского характера.

На сегодняшний день существует большое количество организаций и проектов различных мероприятий, которые являются результатом активной деятельности государства и основной целью которых стоит снижение уровня остроты проблемы старения российского общества. Деятельность эта является достаточно разносторонней — начиная с государственной политики РФ в отношении пожилых людей и заканчивая деятельностью различного рода центров социальной помощи пенсионерам.

Учреждениями, ориентированными на оказание профессиональной помощи пожилым и старым людям являются КЦСОН, на базе которых располагаются ОДП. КЦСОН предоставляют пожилым и старым людям комплекс услуг социально — медицинского характера непосредственно на базе учреждения и, как было выявлено, в организации социальной помощи представляют такие направления как:

— организация досуга;

— организация консультирования относительно социально — бытовых и правовых вопросов;

— социально психологическая помощь.

В медицинском направлении оказывается помощь, связанная с профилактикой старческих болезней, оказание первичной помощи, оказание первичной срочной помощи, информировании о проблемах здоровья и здоровом образе жизни.

В современных КЦСОН внедряются и новые подходы организации социально — медицинского обслуживания, в частности комплексный подход.

Организация весьма активно следует принципам социально — ответственной и создает комфортные условия труда для своих специалистов, занимается реализацией различного рода социальных программ для клиентов организации, занимается привлечением спонсоров, сотрудничает с благотворительными организациями и спонсорами.

Весьма значимой составляющей в работе Центра является возможность предоставления им первичной медицинской помощи и организации медицинской профилактики непосредственно на базе организации в системе комплексных услуг. Оказание профилактической помощи также связано с возможностью предоставления санаторно — курортного лечения нуждающимся, организации помощи в надомном обслуживании со стороны медицинского персонала. Также Центр имеет возможность привлекать к сотрудничеству волонтеров, что играет значительную роль не только в качестве, но и скорости предоставления помощи.

В результате создания подобного комплекса услуг процесс социализации пожилого человека происходит наиболее успешно. Пожилые граждане имеют возможность не сидеть дома в четырех стенах, занимаясь обслуживанием детей и внуков, либо просматривая телевизионные передачи, а активно развивать свои творческие порывы, реализовать свои мечты и планы, которые им не удалось реализовать в молодости и зрелости по причине активной трудовой и семейной занятости.

Занятость любимым делом для пожилого человека является основополагающим успехом социализации, формирующим психическое здоровье, срессоустойчивость, чувство психологической защищенности и ощущения своей значимости в мире.

Данные направления работы не только способствуют процессу социализации, но и повышению уровня компетентности граждан пожилого возраста в области особенности своего статуса в социальном, медицинском и юридическом плане.

Проблемой также представляется и отсутствие возможности организовать свой досуг в коллективе, который будет ориентирован на сферу интересов пожилого человека. Интересы же могут быть весьма разнообразными и не заканчиваться традиционными кружками вязания, шиться и пр. Для КЦСОН Пушкинского района организация широкого спектра возможностей досуга для пожилых людей ограничена в связи с отсутствием специалистов и неразвитостью взаимосвязей с актуальными в данном направлении организациями социальной инфраструктуры.

По результатам проведенного исследования среди актуальных направлений разбития социального обслуживания пожилых людей в КЦСОН Пушкинского района были определены:

1. Расширение направления социального культурного досуга для пожилых людей. Данное направление связано с высокой востребованностью досуга пожилыми людьми и отсутствием разнообразия его в КЦСОН.

2. Расширение взаимосвязей с организациями социальной инфраструктуры района. Низкий уровень взаимодействия организаций приводит к тому, что в результате при возникновении проблемы пенсионеры пытаются решить вопрос самостоятельно, не имея представления о том, в какую из организаций они могут обратиться за помощью и получить ее на выгодных для них условиях.

Данные направления возможно отметить в качестве приоритета и для деятельности КЦСОН так, как они ориентированы на решение групп проблем, актуальных для пенсионеров. Профилактическое направление в работе специалистов должно играть не менее значимую роль, чем реабилитация.

Авербух Е. С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. — М.: «Дашков и К», 2008. — 338 с.

Александрова М. Д. Очерк о психофизиологии старения — М.: Гардарики, 2006. — 272 с.

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — М.: Академический проект, 2006. — 332 с.

Алексеев В. Социальная философия. — М.: ТК Велби, 2008. — 416 с.

Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 355 с.

Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я.

Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2005. — 432 с.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. — М.-Воронеж: МПСИ, 2006. — 346 с.

Бергер П., Лукман Т. Социальной конструирование реальности./ П. Бергер — М.: Академия, 1995. — 358 с.

Василенко Н. Ю. Социальная геронтология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. — 140 с.

Гонтмахер Е. Ш. Проблема старения населения в России// Тезисы к международной научной конференции «Япония и Россия: экономика и общество в океане проблем» (Москва, 15−16 декабря 2011 г.) — с. 21 -22.

Горбунова М. Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы. — Саратов: 2008. — 293 с.

Давыдовский И. В. Что значит стареть. — М.: Знание, 2007. — 326 с.

Дашибалова И. Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. — 104 с.

Девяткина Е. Н. Адресная социальная помощь: социологический анализ. — Саранск: 2004. — 252 с.

Дементьева Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. — М.: Логос, 2008. — 280 с.

Жарков А. Д., Жаркова Л. С., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория и методика научного исследования./А.Д. Жарков. — М.:МГИК, 1994. — 294 с.

Зароченцев К.Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. — М.: Владос, 2005. — 457 с.

Заяц О. В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. — 144 с.

Заяц О. В. Экономические основы социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. — 175 с.

Карякина О.И., Карякина Т. Н. Основы адаптации инвалидов. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. — 188 с.

Краснова В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006. — 260 с.

Краснова О. В. Руководство по оказанию социальнопсихологической помощи старым людям. — М.: Владос:

2008. — 321 с.

Краснова О. В. Психология старости и старения. — М.: Академия, 2008. — 416 с.

Красильников Ю. Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций./Ю.Д. Красильников -М.: Прогресс, 2002.-172 с.

Конституция Российской Федерации. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. — 36 с.

Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007. — 84 с.

Костина Е. Ю. История социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2006. — 110 с.

Кулебякин Е. В. Психология социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. — 860 с.

Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. — 192 с.

Ларионова Т. Социальная геронтология в схемах и таблицах. — М.: Дашков и К, 2008. — 80 с.

Лиходей О. А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен Российского общества. — СПБ. Питер:

2006. — 423 с.

Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004. — 794 с.

Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология.- 2005, № 5−6. с. 36 — 48.

Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. — М.: Гардарики, 2006. — 272 с.

Мельников В. П. История социальной работы в России. — М. Корпоративное образование: 2008. — 327 с.

Невлева И. Н. Конфликтология в социальной работе. — М.: Корпоративное образование, 2006. — 327 с.

Павленюк П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М. Фаир — Пресс: 2005. — 300 с.

Пожилые люди: политика и развитие социальных услуг. /ред. Е. Р. Смирновой — М.: Астрель, 2008. — 293 с.

Практикум по возрастной психологии. / ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.- СПБ.: «Речь», 2008. — 418 с.

Проблемы старости: духовные, медицинские, социальные аспекты. / ред. Е. И. Холостовой — М. «Класс»: 2008. — 464 с.

Психология среднего возраста, старения, смерти. / Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 412 с.

Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан. — Пермь: 2006. — 514 с.

Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации / Мин. труда и соц. развития РФ, Рос.

институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В. И. Ломакина. — М.: РИК, 2002.

— 144с.

Сухобская Г. С. Пожилой человек в современном мире. — СПБ.: Айрис — Пресс, 2005. — 396 с.

Технология социальной работы. / под ред. И. Г. Зайнышева. — М.: Владос, 2008. — 240 с.

Толстых А. На старости лет. // Психология старости и старения: Хрестоматия / Cост. А. Г. Лидерс, О. В.

Краснова. М.: Аспект Пресс, 2006. — 506 с.

Ярская — Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. — М.: Владос, 2005. — 325 с.

Тарнавский Ю. Б. Чтобы осень была золотой. — Ростов — на — Дону., 2007. — 456 с.

Холостова Е. И. Социальная геронтология. — М.: «Дашков и К», 2008. — 418 с.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М.: «Дашков и К», 2006. — 285 с.

Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социализация. — М.: «Дашков и К», 2006 — 339 с.

Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. — Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. — 256 с.

Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М.: Медицина, 2007. — 472 с.

Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 436 с.

Щукина Н. П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. — М.: Элит, 2008. — 288 с.

Яцемирская Р. С. Социальная геронтология. — М.: Российское педагогическое агенство, 2006. — 320 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Календарный план исследования

№ этап Ответственный Формы 1 подготовительный Автор работы Мониторинг доступности документации, установление контактов, проведения исследования, подготовка необходимого инвентаря 2 полевой Автор работы Проведение исследования 3 обработка результатов Автор работы Обработка полученных результатов опроса 4 анализ результатов Автор работы Представление результатов в виде анализа, соотношения с теорией и внесения полученных данных в исследование Приложение 2

Добрый день!

Приглашаем Вас принять участие в социальном опросе.

Просим Вас ответить на вопросы этой анкеты. Вопросы уже с готовыми вариантами ответовобведите номера тех, которые соответствуют Вашему мнению.

Опрос анонимный — фамилию в анкете указывать не надо. Ваши ответы очень важны для нашего центра.

Благодарим за Вашу помощь.

1. Половое распределение респондентов: 1. Мужской 8 2. Женский 22

2. Возрастной состав: ______________ (полных лет) М-(60−78) Ж-(56−80)

3.Семейное положение: 1. Одиноко проживающие 20 2. Проживающие с детьми 10

4. Уровень доходов: 1. Меньше прожиточного минимума 2 2. На уровне прожиточного минимума 18 3. Выше прожиточного минимума 10

5. Состояние здоровья: 1. Если инвалидность, какая группа1−10;2−10______ 2. Нет инвалидности 10

6. Отношение с детьми:

1. Есть ли уважение к Вам 5 2. Есть ли конфликты 20 3. Нет конфликтов 5

7. Причины обращения за помощью в КЦСОН: 1. Состояние здоровья13 2. Отдельное проживание с родственниками5 3. Нежелание жить с детьми 10 4. Финансовое положение2

8. Каким образом вы узнали о центре: 1. От знакомых 10 2. От участкового врача5 3. От социального работника 10 4. Из средств массовой информации (СМИ) 5

9. В каком специалисте больше всего вы нуждаетесь в нашем центре: 1. Соц. работнике 15 2. Мед. работнике 15

10. Какого рода помощь вы бы хотели получить от соц. работника: 1. Покупка и доставка продуктов 15 2. Оплата коммунальных услуг 3. Содействие в приготовлении пищи и кормлении15

11. В каком медицинском специалисте вы нуждаетесь: 1. Психиатре 0 2. Психологе 3 3. Нервопатологе 5 4. Терапевта 5 5. Мед. Сестре15

12. Считаете ли вы себя одиноким: 1. Да 24 2. Нет 6

13. Считаете ли вы себя обделенными со стороны Государства и общества: 1. Да 28 2. Нет 2

14. Нуждаетесь ли вы в религии: 1. Да в какой: 26(христ.) 2. Нет 4

Иудаизм Буддизм Христианство Католицизм

15. Частота общения с детьми и внуками: 1. Ежедневно 5 2. Изредка 23 3. Регулярно общаюсь 2

16. Удовлетворены ли вы отношениями с детьми и внуками: 1. Да 15 2. Нет 15

17. Чего вам не хватает в общении с детьми и внуками: 1. Доброты, любви, заботы 22 2. Не желаю общаться 5 3. Общение через телефонную связь или других людей 3

18. Удовлетворены ли вы отношениями с родственниками (сестры, братья, дяди, тёти): 1. Да 15 2. Нет 15

19 Чего вам не хватает в общении с родственниками (сестры, братья, дяди, тёти): 1. Доброты, любви, заботы 10 2. Не желаю общаться 5 3. Общения 15

20. Удовлетворены ли вы уровнем обслуживания сотрудниками нашего центра: 1. Соц. работник — да 15 / нет 15 2. Мед. работник да 15 / нет15 3. Администрация — да 15 / нет15

21. Что бы вы хотели изменить в работе сотрудников центра

Доброжелательность Профессионализм Внимание Все устраивает Мед. работник 10 Соц. работник 10 Администрация 10 Другие

22. Что бы вы хотели изменить в работе комплексного центра КЦСОН:

1. Время работы ________8_____________________________________

2. Новые отделения ______2____________________________________

3. Поменять сотрудников _____5________________________________

4. Увеличить квалификацию ________3___________________________

5. Хотели бы Вы, чтобы в трудовой состав коллектива входили мужчина и женщина __________________10_______________________

6. Улучшить морально-психологическую обстановку коллектива_____2

7. Другое _________________________________________________0__

Приложение 3

Операционализация понятий (выделение эмпирических индикаторов) Ключевые понятия Индикаторы Показатели Социальная работа

С пожилыми людьми Повышение качества удовлетворения первичных и вторичных потребностей Снижение числа неблагополучных клиентов Совершенствование методов и технологий социальной работы Включенность в социальную работу Активизация социальной инфраструктуры Сотрудничество Совершенствование социальной работы Реабилитация и профилактика Приложение 4

Модель социальной инфраструктуры

Приложение 5

Группы потребностей

Яновский Г. Д. Современный проблемы качества жизни пожилых граждан России.

Закон «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ

Там же

Антонов Л.И., Медведков В. М. Социология семьи./Л.И. Антонов — М.: Академия, 2006. с. 202.

Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. — М.: «Дашков и Ко», 2004. с.

56.

Там же с. 58.

Фирсов. М. В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 96.

Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М.: «Дашков и К», 2012. с. 117.

Дементьева Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. — М.: Логос, 2008. с.

60.

Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — М.: Инфра-М, 2009. с.

211.

Федеральный закон (РФ) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (с изменениями от 8 декабря 2010 г.)//

http://www.pravoteka.ru/

Постановление Правительства РФ № 456 от 10 июня 2011 г. //

http://www.pravoteka.ru/

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — М.: Академический проект, 2006. с.

216.

Александрова М. Д. Очерк о психофизиологии старения. — М.: Гардарики, 2006. с.

26.

Василенко Н. Ю. Социальная геронтология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. с.

52.

Сухобская Г. С. Пожилой человек в современном мире. — СПБ.: Айрис — Пресс, 2011. с.

81.

Ярская — Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. — М.: Владос, 2005. с.

90.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. — М.: «Дашков и К», 2008. — 338 с.
  2. М.Д. Очерк о психофизиологии старения — М.: Гардарики, 2006. — 272 с.
  3. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. — М.: Академический проект, 2006. — 332 с.
  4. В. Социальная философия. — М.: ТК Велби, 2008. — 416 с.
  5. Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 355 с.
  6. Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2005. — 432 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. — М.-Воронеж: МПСИ, 2006. — 346 с.
  8. П., Лукман Т. Социальной конструирование реальности./ П. Бергер — М.: Академия, 1995. — 358 с.
  9. Н.Ю. Социальная геронтология. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. — 140 с.
  10. Е.Ш. Проблема старения населения в России// Тезисы к международной научной конференции «Япония и Россия: экономика и общество в океане проблем» (Москва, 15−16 декабря 2011 г.) — с. 21 -22.
  11. М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы. — Саратов: 2008. — 293 с.
  12. И.В. Что значит стареть. — М.: Знание, 2007. — 326 с.
  13. И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. — 104 с.
  14. Е.Н. Адресная социальная помощь: социологический анализ. — Саранск: 2004. — 252 с.
  15. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. — М.: Логос, 2008. — 280 с.
  16. А. Д., Жаркова Л. С., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория и методика научного исследования./А.Д. Жарков. — М.:МГИК, 1994. — 294 с.
  17. К.Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология. — М.: Владос, 2005. — 457 с.
  18. О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. — 144 с.
  19. О.В. Экономические основы социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. — 175 с.
  20. О.И., Карякина Т. Н. Основы адаптации инвалидов. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. — 188 с.
  21. В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. — Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006. — 260 с.
  22. О.В. Руководство по оказанию социально- психологической помощи старым людям. — М.: Владос:2008. — 321 с.
  23. О.В. Психология старости и старения. — М.: Академия, 2008. — 416 с.
  24. Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций./Ю.Д. Красильников -М.: Прогресс, 2002.-172 с.
  25. Конституция Российской Федерации. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. — 36 с.
  26. Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007. — 84 с.
  27. Е.Ю. История социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2006. — 110 с.
  28. Е.В. Психология социальной работы. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. — 860 с.
  29. Л.П. Основные технологии социальной работы. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. — 192 с.
  30. Т. Социальная геронтология в схемах и таблицах. — М.: Дашков и К, 2008. — 80 с.
  31. О.А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен Российского общества. — СПБ. Питер:2006. — 423 с.
  32. Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2004. — 794 с.
  33. С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология.- 2005, № 5−6. с. 36 — 48.
  34. Л.В. Социальная педагогика. — М.: Гардарики, 2006. — 272 с.
  35. В.П. История социальной работы в России. — М. Корпоративное образование: 2008. — 327 с.
  36. И.Н. Конфликтология в социальной работе. — М.: Корпоративное образование, 2006. — 327 с.
  37. П.Д. Теория, история и методика социальной работы. — М. Фаир — Пресс: 2005. — 300 с.
  38. Пожилые люди: политика и развитие социальных услуг. /ред. Е. Р. Смирновой — М.: Астрель, 2008. — 293 с.
  39. Практикум по возрастной психологии. / ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.- СПБ.: «Речь», 2008. — 418 с.
  40. Проблемы старости: духовные, медицинские, социальные аспекты. / ред. Е. И. Холостовой — М. «Класс»: 2008. — 464 с.
  41. Психология среднего возраста, старения, смерти. / Под ред. А. А. Реана. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 412 с.
  42. Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан. — Пермь: 2006. — 514 с.
  43. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В. И. Ломакина. — М.: РИК, 2002. — 144с.
  44. Г. С. Пожилой человек в современном мире. — СПБ.: Айрис — Пресс, 2005. — 396 с.
  45. Технология социальной работы. / под ред. И. Г. Зайнышева. — М.: Владос, 2008. — 240 с.
  46. А. На старости лет. // Психология старости и старения: Хрестоматия / Cост. А. Г. Лидерс, О. В. Краснова. М.: Аспект Пресс, 2006. — 506 с.
  47. Ярская — Смирнова Е. Р. Социальная работа с инвалидами. — М.: Владос, 2005. — 325 с.
  48. Ю.Б. Чтобы осень была золотой. — Ростов — на — Дону., 2007. — 456 с.
  49. Е.И. Социальная геронтология. — М.: «Дашков и К», 2008. — 418 с.
  50. Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М.: «Дашков и К», 2006. — 285 с.
  51. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социализация. — М.: «Дашков и К», 2006 — 339 с.
  52. , Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. — Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. — 256 с.
  53. Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. — М.: Медицина, 2007. — 472 с.
  54. Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 436 с.
  55. Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. — М.: Элит, 2008. — 288 с.
  56. Р.С. Социальная геронтология. — М.: Российское педагогическое агенство, 2006. — 320 с.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ