Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних на материалах органов московского региона

Курсовая Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

В документах Комитета по правам ребенка ООН, принятых в последние годы по периодическим докладам Российской Федерации, имеются замечания, касающиеся роста числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях в России. В них отмечается, что усилия, направленные на осуществление национальной политики по их деинституционализации, не привели к сокращению числа детей, находящихся в этих… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Институт опеки и попечительства
    • 1. 1. Развитие института опеки и попечительства
    • 1. 2. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
  • 2. Практика социальной работы опеки и попечительства
    • 2. 1. Деятельность учреждений московского региона занимающихся вопросами опеки и попечительства несовершеннолетних
    • 2. 2. Проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в московском регионе и пути их решения
  • Заключение
  • Список литературы

Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних на материалах органов московского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа данного отделения также включает в себя обучение детей и их родителей (в случае с социальными сиротами) здоровому образу жизни. В данном отделении работают детские психоневролог, психотерапевт, нарколог, массажист.

Если это необходимо (например, в экстремальных случаях), то создаются специальные профессиональные рабочие группы в описанных реабилитационных и ПМС-центрах с целью усиления психосоциальной работы с детьми групп социального риска, в частности, с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей.

2.2 Проблемы социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в московском регионе и пути их решения

В настоящее время существуют следующие проблемы опеки и попечительства несовершеннолетних:

неразработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по патронатному воспитанию в отрасли, отсутствие единой номенклатуры ведения дел по патронату, единого порядка передачи детей в семью и их сопровождения;

плохая информированность населения;

нерешенность проблем финансирования системы патронатного воспитания, включая финансирование патронатных воспитателей и специалистов уполномоченных служб, неразработанность механизмов стимулирования учреждений для внедрения и развития патронатной формы воспитания;

отсутствие системы подготовки кадров для уполномоченных служб;

неотрегулированность механизмов взаимодействия с учреждениями различных ведомств по организации и сопровождению патронатных семей;

неотрегулированность механизмов взаимодействия с органами опеки по привлечению потенциальных патронатных воспитателей и сопровождению патронатных семей.

В целом остается надеяться, что дальнейшее совершенствование законодательства об опеке (попечительстве) в отношении несовершеннолетних будет продолжаться во исполнение одного из принципов государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству — обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных.

В документах Комитета по правам ребенка ООН, принятых в последние годы по периодическим докладам Российской Федерации имеются замечания, касающиеся роста числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях в России. В них отмечается, что усилия, направленные на осуществление национальной политики по их деинституционализации, не привели к сокращению числа детей, находящихся в этих учреждениях. Высказывается также обеспокоенность тем, что в России не предпринимаются достаточные усилия по обеспечению альтернативных видов семейного попечения.

Общероссийская статистика по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении последних лет сохраняла стойкую тенденцию: примерно 30% выявляемых ежегодно детей направлялось в учреждения для детей-сирот, остальные 70% — в семейные формы попечительства. Последние годы главным показателем эффективности политики в области социального сиротства было число детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан.

Основная задача, которую ставят перед собой правительство Российской Федерации и правительство Москвы, состоит в том, чтобы совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях. Это — новый ориентир в разработке стратегии и тактики социальной политики по отношению к детям-сиротам.

Необходимое сокращение должно происходить за счет альтернативных форм семейного устройства воспитанников и сокращения числа детей, поступающих в учреждения. Такой подход в мировой практике называется деинституционализацией детей-сирот. Этот термин ввел ЮНИСЕФ в начале 90-х гг. Это означает качественное изменение политики в сфере социального сиротства: главный фокус внимания перемещается на тех детей-сирот, чье право жить и воспитываться в семье нарушается в условиях институционализации, и тех детей, которые живут в семьях «группы риска». В этом случае главным показателем становится сокращение числа детей в учреждениях интернатного типа. Он является интегративным показателем, зависящим от качества работы по профилактике социального сиротства, эффективности систем мотивации и стимулирования граждан взять ребенка-сироту на воспитание, отношения общества к семейному воспитанию и детям-сиротам и пр.

Курс на деинституционализацию как основу государственных программ в сфере социального сиротства предполагает следующие основные направления работы.

Предотвращение помещения ребенка в государственное учреждение, если существует иной выход.

Здесь речь идет о профилактике социального сиротства, предполагающей раннее выявление семейного неблагополучия, все виды помощи семьям с детьми, а также координацию работы всех ведомств (создание единого органа, единых технологий защиты прав детей или четкое взаимодействие всех заинтересованных ведомств и т. д.). Очень важно не допускать попадания детей из домов ребенка в детские дома и школы-интернаты. Научные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказывают: если ребенок до 4−6 лет не был передан на семейное воспитание, то ликвидировать негативные последствия воспитания в учреждении крайне сложно. У маленьких детей, более 3 месяцев находящихся без родителей, возможно возникновение расстройств в формировании привязанностей, задержки развития и атрофии нервных путей при развитии мозга. Если ребенок в силу жизненных обстоятельств и попал в дом ребенка, важно не допустить его перехода в систему институционализации.

В этой сфере Москва была первым регионом, разработавшим и применившим инновационную форму работы — социальный патронат как вид индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении (детский дом № 19, ныне Центр патронатного воспитания). В этом случае ребенок не перемещается механически учреждение, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители, получают право и возможность войти в проблемную семью для оказания необходимой помощи.

При этом социальный патронат может проводиться на этапе, когда сотрудничество с ребенком и его родителями еще является возможным и эффективным без разрыва семейных отношений. Это позволит более качественно решать проблему социального сиротства путем проведения своевременной профилактической работы.

Поиск и развитие приемлемых альтернативных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь семейных.

Важную роль в привлечении кандидатов в замещающие родители и изменении общественного мнения в отношении приемных семей играют средства массовой информации. В связи с распространением негативных стереотипов, касающихся детей-сирот, важно не только информировать население, но и просвещать его, демонстрируя положительный опыт воспитания приемных детей.

Практика работы регионов показывает, что очень важно оказывать поддержку и помощь замещающим родителям не только на этапе принятия решения и в период адаптации всей семьи вместе с приемным ребенком, но и в последующем, что выводит на создание профессиональных служб— их необходимость подтверждается статистикой возврата детей в интернатные учреждения из опекунских и приемных семей.

Развитие семейных форм устройства детей-сирот приведет к сокращению численности воспитанников, проживающих в учреждениях, что позволяет на их базе создавать такие службы путем перепрофилирования детских домов и других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. В проекте поправок в Семейный кодекс Министерство образования и науки РФ предлагает на базе детских домов и интернатов, других некоммерческих организаций создавать учреждения органов опеки и попечительства (сейчас они в ряде регионов называются уполномоченными службами) как профессиональную службу подготовки, сопровождения и поддержки принимающих семей, подбора семьи для ребенка.

Одна из главных проблем при перепрофилировании этих учреждений, и об этом нельзя забывать, — сопротивление работающего там персонала из-за опасений потерять работу. Здесь разумным выходом должна быть программа опережающей переподготовки специалистов и/или их трудоустройства. Как показывает практика, многие из них сами становятся приемными родителями.

Качественное улучшение условий проживания, воспитания и образования тех детей, которые по разным причинам не могут быть переданы на воспитание в семьи.

Это может быть создание малокомплектных учреждений, условия в которых приближены к семейным (разновозрастные группы, проживание по семейному принципу: кровная или социальная семья, учет индивидуальных потребностей ребенка).

Сравнительный анализ данных по устройству детей-сирот в целом показывает, что число детей, ежегодно получающих статус оставшихся без попечения родителей, примерно равно числу детей, устраиваемых в семьи, что в результате сохраняет постоянной численность контингента детей в учреждениях. Это означает, что в целом эффективность работы государственной и региональных систем защиты прав детей-сирот близка к минимуму.

Для обоснования комплекса мер, обеспечивающих проведение деинституционализации детей-сирот, необходимо расставить приоритеты в социальной политике города. Это возможно сделать только через анализ прогнозных показателей.

Для того чтобы делать прогнозы в отношении детей-сирот каждой категории, необходимо вычислить их доли в общей численности детского населения. При этом гипотезы в отношении отдельных прогнозов могут быть разными. Решение поставленных проблем возможно только в рамках целевой программы преодоления сиротства на основе формирования единой городской политики в области защиты прав детей.

Таким образом, несмотря на существующую систему материального стимулирования граждан к созданию замещающих семей, число детей, переданных на семейное воспитание, растет крайне медленно. Это говорит о том, что реальный механизм деинституционализации до настоящего времени работает недостаточно эффективно.

Заключение

В документах Комитета по правам ребенка ООН, принятых в последние годы по периодическим докладам Российской Федерации, имеются замечания, касающиеся роста числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях в России. В них отмечается, что усилия, направленные на осуществление национальной политики по их деинституционализации, не привели к сокращению числа детей, находящихся в этих учреждениях. Высказывается также обеспокоенность тем, что в России не предпринимаются достаточные усилия по обеспечению альтернативных видов семейного попечения.

С принятием ФЗ «Об опеке и попечительстве появились положения, внесшие перемены в правовое регулирование отношений в сфере опеки и попечительства, в связи с чем на сегодняшний день наблюдается повышенный интерес к данному институту. Однако в науке недостаточно разработаны ее отдельные аспекты с учетом нового законодательства, что обусловливает поиск путей решения выявленных проблем и противоречий как теоретического, так и практического характера не только в юридической сфере, но и в социальной.

На каждом историческом этапе перед обществом стоят задачи обустройства детей, стариков, инвалидов, обеспечения их жизни и защиты интересов. Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а поэтому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, — вынужденная обязанность любого социального коллектива, любого государства. Объективно существуют как минимум две естественные, природно-социальные, причины существования в законодательстве норм об опеке и попечительстве: необходимость не допустить снижения численности населения, ибо выживание и развитие общества как социальной системы напрямую зависит от числа детей, их здоровья, уровня образования и нравственности.

Об опеке и попечительстве: ФЗ от 24 апреля 2008 г № 48-ФЗ // СЗ РФ. — 2008. — № 17

Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 2013.

Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 2013

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423 // СЗ РФ. 2009. № 21.

Постановление Правительства № 432 от 19 мая 2009 г. «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009.

Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Утв. решением Комитета Г осударственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 11 ноября 2008 г., пр. № 3.6−12/25 [Электронный ресурс].

Содержание работы по психологическому профконсультированию подростков и юношей, в качестве примера социально-психологической работы, будет раскрыто в журнале «Вестник МГПУ», серия «Педагогика и психология», № 4 (29) за 2008 год.

Безгин В. Б. Опека малолетних и сирот в русском селе (вторая половина XIX века). Доступ из СПС «Консультант Плюс.

Беспалов

Ю. Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М.: Ось-89, 2004.

Бобыкин В. М. Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот. — Вологда: «Сигма +», 2008.

Варывдин В. А. Управление социальной защитой детства: учебное пособие. — М.: «АСТ», 2011.

Дементьева

И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. — М.: «Мысль», 2011.

Ключников С. В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. — Великий Новгород: «Смысл», 2009.

Маслов

Н.Ф. Книга социального педагога. — Орёл: «Наука», 2004.

Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. — М., 2009.

Михеева Л. Ю. Представительство прав и интересов подопечных // Современное право, 2001. — № 7. — С. 22−27.

Нечаева А. М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // СПС Консультант Плюс Основы социальной работы: учебник / Под ред. П. Д. Павленка. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «ИНФРА-М», 2010.

Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства. Социальноправовые проблемы. — М.: «Прогресс», 2009.

Соколова М. А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «МГУС», 2009.

Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности / Под ред. Г. М. Иващенко. — М.: «Мир», 2007.

Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 2013

Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 2013.

СЗ РФ. — 2007. — № 1 (ч. I). — Ст. 21

Об опеке и попечительстве: ФЗ от 24 апреля 2008 г № 48-ФЗ // СЗ РФ. — 2008. — № 17

Нечаева А. М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // СПС Консультант Плюс

Содержание работы по психологическому профконсультированию подростков и юношей, в качестве примера социально-психологической работы, будет раскрыто в журнале «Вестник МГПУ», серия «Педагогика и психология», № 4 (29) за 2008 год.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об опеке и попечительстве: ФЗ от 24 апреля 2008 г № 48-ФЗ // СЗ РФ. — 2008. — № 17
  2. Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 2013.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М., 2013
  4. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423 // СЗ РФ. 2009. № 21.
  5. Постановление Правительства № 432 от 19 мая 2009 г. «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009.
  6. Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Утв. решением Комитета Г осударственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 11 ноября 2008 г., пр. № 3.6−12/25 [Электронный ресурс].
  7. Содержание работы по психологическому профконсультированию подростков и юношей, в качестве примера социально-психологической работы, будет раскрыто в журнале «Вестник МГПУ», серия «Педагогика и психология», № 4 (29) за 2008 год.
  8. В. Б. Опека малолетних и сирот в русском селе (вторая половина XIX века). Доступ из СПС «Консультант Плюс.
  9. БеспаловЮ. Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М.: Ось-89, 2004.
  10. В.М. Инновационные образовательные учреждения для детей-сирот. — Вологда: «Сигма +», 2008.
  11. В.А. Управление социальной защитой детства: учебное пособие. — М.: «АСТ», 2011.
  12. ДементьеваИ.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. — М.: «Мысль», 2011.
  13. С.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. — Великий Новгород: «Смысл», 2009.
  14. МасловН.Ф. Книга социального педагога. — Орёл: «Наука», 2004.
  15. Л.Ю. Опека и попечительство. — М., 2009.
  16. Л.Ю. Представительство прав и интересов подопечных // Современное право, 2001. — № 7. — С. 22−27.
  17. А. М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // СПС Консультант Плюс
  18. Основы социальной работы: учебник / Под ред. П. Д. Павленка. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «ИНФРА-М», 2010.
  19. Е.М. Управление системой социальной защиты детства. Социальноправовые проблемы. — М.: «Прогресс», 2009.
  20. М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «МГУС», 2009.
  21. Социальный приют для детей и подростков: содержание и организация деятельности / Под ред. Г. М. Иващенко. — М.: «Мир», 2007.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ