Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная и правовая защита детей из неблагополучных семей

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Только при их сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия. К сожалению, в настоящее время отсутствует системный подход к реализации сотрудничества и межведомственного взаимодействия. Для этого необходима координация, единая база данных, куда будет стекаться вся информация о семьях. Также необходима единая служба по помощи детям и семьям, например, введение… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Научно-теоретические основы социальной и правовой защиты детей из неблагополучных семей
    • 1. 1. Неблагополучные семьи как социальная проблема современной России
    • 1. 2. Нормативно-правовая база социальной и правовой защиты детей из неблагополучных семей
    • 1. 3. Зарубежный опыт организации социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей
  • Глава 2. Современное состояние и перспективы развития системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей в России
    • 2. 1. Основные этапы становления системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей
    • 2. 2. Механизмы реализации социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей в России
    • 2. 3. Основные направления развития системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Социальная и правовая защита детей из неблагополучных семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В свою очередь, социальный педагог должен начать профилактическую работу с семьёй совместно с психологом школы. В раннем выявлении семей «группы риска» так же могут принимать участие медицинские работники скорой помощи, так как они совершают выезды на дом и могут пронаблюдать атмосферу семьи и сообщить при необходимости в социальную службу.

Только при их сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия. К сожалению, в настоящее время отсутствует системный подход к реализации сотрудничества и межведомственного взаимодействия. Для этого необходима координация, единая база данных, куда будет стекаться вся информация о семьях. Также необходима единая служба по помощи детям и семьям, например, введение срочного номера социальной помощи, как скорая помощь и милиция. Необходим телефон доверия, общеизвестный, разрекламированный. Такой телефон доверия и скорая социальная помощь уже существуют в крупных городах, но она еще не достаточна популярна, и ее необходимо развивать на все регионы России, а особенно — в сельские районы. Необходимо развитие социальной рекламы, как способа информирования населения о правах на оказание социальных услуг, возможные пути действий в сложных ситуациях и т. д.

Вообще следует отметить, что в России до сих пор отсутствует разработанная и утвержденная Методика организации работы по выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите. На наш взгляд, такая методика необходима, как и отслеживание её выполнения по каждому конкретному случаю.

Стоит обратить внимание на следующие этапы:

1. Рассмотрение первичной информации.

Первичная информация о неблагополучии ребенка далеко не всегда полна и точна, так как заявители иногда недостаточно близко знакомы с ребенком и его семьей, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, неверно оценивают положение ребенка или в силу разных причин пытаются оговорить родителей.

Специалисты, руководители органов управления образованием и учреждений образования должны знать критерии и показатели социально опасного положения ребенка, наличие которых свидетельствует о неблагополучии ребенка, а также уметь установить доверительные отношения, чтобы получить как можно больше важной информации в ходе первого контакта, который, например, ограничивается кратким телефонным разговором.

Первичное собеседование с заявителем должно состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместности и точности сведений, на основании которых будут приниматься дальнейшие решения.

Эти вопросы должны обеспечивать выявление важнейших, наиболее очевидных факторов неблагополучия, чтобы в итоге своевременно принять решение о сроках и мерах реагирования.

Свидетельством того, что ребенок нуждается в защите и необходимо незамедлительное вмешательство органов охраны детства, являются утвердительные ответы на следующие вопросы: Ребенок получил серьезные травмы? Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи? Ребенок находится в обстановке, угрожающей его здоровью, жизни? Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания? Имеются ли сведения об имевшихся ранее фактах неблагополучия детей в семье?

Родители должны быть извещены о том, что по вопросу воспитания и содержания ребёнка имеется (получена) информация, требующая изучения.

2. Социальное расследование.

Термин «социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.

Основными задачами социального расследования является:

—  сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка и, если имел место, то выявить причины и виновных;

—  обеспечение мер по защите ребенка;

—  оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;

—  определение программы по реабилитации ребенка и его семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:

—  собеседования с ребенком, родителями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;

—  получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;

—  комиссионные посещения ребенка на дому;

—  включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;

—  подготовка и реализация плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.

Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:

—  гарантирует участие родителей в совместной работе — их ожидания были услышаны, поняты и приняты во внимание;

—  делает участие членов семей в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным — они тоже его составляли;

—  стимулирует членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребёнка;

—  обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;

—  способствует созданию доверительной атмосферы;

—  помогает преодолеть сопротивление родителей.

Одной из обязанностей специалистов является создание необходимого соотношения между правом ребёнка на государственную заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка. Вмешательства в дела семьи всегда должны быть обусловлены только необходимостью обеспечения безопасности детей.

Социальное расследование проводится, прежде всего, специалистами учреждений образования, в том числе социально-педагогических. К расследованию могут быть привлечены специалисты управлений (отделов) образования, других заинтересованных служб в пределах их функций и задач, которые обозначены в их уставах, положениях, должностных инструкциях. Например, участковые педиатры могут изучить вопрос о подозрении на жестокое обращение с ребенком, изучить информацию о состоянии здоровья ребёнка и сделать заключение о том, как родители удовлетворяют медицинские нужды и жизненные потребности ребенка. Психологи могут дать рекомендации по стратегиям опроса детей в соответствии с уровнем их развития, провести оценку состояния детей, дать рекомендации по их реабилитации.

Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребенка, как уже было указано нами, должен быть регламентирован.

Первичное рассмотрение поступившей информации может провести педагог социальный учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, по результатам которого возможно принятие решения о начале социального расследования.

Случаи нарушения прав и законных интересов детей требуют взаимодействия заинтересованных ведомств.

Расследование и мероприятия по защите детей должны согласовываться, чтобы обеспечить необходимую помощь ребенку и семье и правильно использовать ресурсы каждой службы, организации.

3. Первичное расследование (оценка безопасности).

При первом посещении семьи специалистам необходимо установить наличие либо отсутствие факторов, угрожающих здоровью и жизни детей, причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) с целью проведения необходимых защитных мероприятий по обеспечению безопасности детей.

Оценка безопасности ребенка в семье требует быстрого и точного выявления факторов, причин, ведущих к возникновению ситуаций, в которых дети подвержены серьезной опасности. В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать, прежде всего:

—  серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место ранее;

—  ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;

—  неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;

—  крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску, причинения ему серьезного вреда.

Выявление любого из этих обстоятельств достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.

При проведении оценки безопасности важно обеспечить получение информации от ребенка, его братьев и сестер, родителей, других взрослых и детей. При невозможности личной встречи при первом посещении семьи со всеми членами семьи, специалисты должны предпринять попытку встречи с отсутствующими в течение нескольких последующих дней.

4. Меры, направленные на обеспечение безопасности ребенка.

Меры, направленные на защиту детей, зависят от степени серьезности выявленных проблем. Учитывая, что задача специалистов заключается в том, чтобы защитить ребенка в его собственной семье, необходимо сделать все от нас зависящее для того, чтобы выполнить эту задачу, прежде чем рассматривать вопрос изъятия его из семьи.

По завершении первичного расследования может быть принято одно из решений:

—  признать необходимость экстренного изъятия ребенка из семьи;

—  оказать содействие (удаление из дома лица, виновного в жестоком обращении в отношении ребенка; привлечение альтернативного воспитателя (родственники, живущие рядом) для организации ухода за ребенком по месту его проживания, оказание материальной помощи и др.), консультативную помощь детям, родителям по разрешению проблемных вопросов;

—  признать ребенка находящимся в социально опасном положении, продолжить контроль за положением ребенка в семье, работу с семьей в рамках плана помощи несовершеннолетнему;

—  признать информацию о неблагополучии ребенка неподтвержденной.

5. Всесторонний анализ положения ребенка и семьи.

Всесторонний анализ положения ребенка и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с ребенком и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, а также, в случае необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите, позволит с учетом особенностей ситуации, в которой находится ребенок и его семья, составить межведомственный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, который может быть действительно реализован с участием различных органов и организаций.

Данный анализ включает:

—  сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;

—  сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;

—  формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;

—  выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребёнка и его семьи;

—  анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.

Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и должен завершаться документированием полученных результатов.

Неудовлетворение основных жизненных потребностей детей обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разрешения. Если не будет понято, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально опасного положения для семьи и ребенка, вся работа по составлению планов обеспечения безопасности и проведения вмешательств может не принести желаемого результата. Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.

Всесторонняя оценка положения ребенка и семьи выявляет реальные причины жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей и позволяет тем самым найти оптимальное решение проблем, которое логично вытекает из результатов всесторонней оценки. Кроме того, такое решение позволит индивидуально подойти к удовлетворению потребностей семьи или устранению стоящих перед нею проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повысит шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.

Оценка положения семьи должна проводиться совместными усилиями специалистов и членов семьи. Этот командный подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту — понять ценности, ощущения, потребности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспринимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, возникают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому, если специалисты помогут семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно также под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличностных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводится совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.

При принятии решений, проведении социального расследования важно учитывать факторы, которые повышают или понижают риск жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей:

—  уязвимость ребенка, связанная с его уровнем развития и особенностями поведения детей (возраст, темперамент, состояние здоровья, уровень физического, умственного, социального развития);

—  особенности родителей (готовность родителей признать случай жестокого обращения с ребенком либо неудовлетворения его основных жизненных потребностей и принять меры к защите ребенка; заболевания, влияющие на поведение родителей (алкоголизм, наркозависимость, умственная отсталость, психические заболевания), родительские навыки);

—  наличие и количество случаев обращений/ подозрений на наличие жестокого обращения с детьми в семье либо неудовлетворения их основных жизненных потребностей в прошлом;

—  характер функционирования семьи (распределение ролей/обязанностей, наличие материальных и финансовых ресурсов и их использование, способы решения членами семьи конфликтных и кризисных ситуаций).

Чем младше ребенок, тем больше он уязвим по отношению к жестокому обращению или неудовлетворению его основных жизненных потребностей. Дети грудного и младшего возраста не могут защитить себя, убежав, уклонившись от удара, позвав на помощь или рассказав кому-нибудь о жестоком обращении. Они полностью зависят от взрослых в плане удовлетворения их основных потребностей, больше подвержены инфекционным и другим заболеваниям. В этот период быстрого роста и развития дети нуждаются в правильном питании, поддержке, заботе, защите и стимулировании со стороны взрослых. Если эти нужды не удовлетворяются, то это может приостановить и поставить под угрозу процесс роста и развития ребенка.

Дети более старшего возраста часто находят возможность выйти из ситуации, в которой им грозит жестокое обращение или неудовлетворение потребностей, они могут попросить о помощи, защитить себя или самостоятельно удовлетворить, по крайней мере, некоторые из своих потребностей.

Необходимо принимать во внимание не только возраст ребенка, но и уровень развития у него навыков самообслуживания. Ребенок школьного возраста, который страдает от серьезного заболевания или имеет слабо развитые навыки самообслуживания, может быть столь сильно уязвим перед жестоким обращением, как и ребенок младшего возраста.

Родители по-разному реагируют на обвинения в жестоком обращении с детьми или неудовлетворении их основных жизненных потребностей. Одни признают существование проблемы, готовы при содействии специалистов обсудить условия, которые привели к ее возникновению, и признать, что именно они отвечают за защиту своего ребенка. Другие отрицают существование проблемы, и рассчитывать на то, что они защитят ребенка, нельзя.

Степень готовности родителя исправить ситуацию в интересах ребенка и устранить условия и причины, приведшие к жестокому обращению с ним и неудовлетворению основных жизненных потребностей, являются важным фактором оценки положения и организации помощи.

Ребенок подвержен меньшему риску, если у родителей отмечаются следующие конструктивные схемы поведения: вербальные и эмоциональные реакции родителя указывают на то, что он переживает из-за полученной ребенком травмы и чувствует свою вину и ответственность за воспитание ребенка, высказывает желание не причинять ему вреда; родитель проявляет готовность сотрудничать со специалистами и принять от них помощь, второй родитель, не виновный в жестоком обращении с ребенком, инициирует и эффективно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка.

Среди конструктивных моделей поведения родителей, которые можно квалифицировать как сильные стороны, можно отметить следующие:

—  родители признают, что их заболевание (поведение) оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком;

—  родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача;

—  родители принимают от других людей помощь в выполнении своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно; а также другой родитель или член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей.

6. Стрессовые и кризисные ситуации в семье.

Стрессовые и кризисные ситуации в семье значительно повышают уровень риска, которому подвержен ребенок. К важнейшим стресс-факторам относятся значительные жизненные перемены, такие как развод, смерть, разрыв отношений между супругами, изменение состава семьи, потеря работы, тюремное заключение, болезнь или инвалидность. Несколько незначительных и не связанных между собой стресс-факторов могут иметь кумулятивный эффект, в результате чего внешне небольшое событие может ввергнуть семью в кризис.

Для семей, переживающих стресс, одним из важнейших факторов безопасности является наличие возможности обратиться за сторонней помощью. Чем скорее удастся устранить стрессовую ситуацию или взять ее под контроль, тем ниже вероятность того, что она разовьется в полномасштабный кризис. Напротив, отсутствие возможности получить конкретную помощь и ресурсы от конкретных других людей, изоляция семьи и ее неспособность или неготовность воспользоваться имеющимися в ее распоряжении ресурсами повышают риск возникновения неблагополучия.

Конструктивные адаптивные навыки семей, живущих в условиях сильного стресса, являются важными положительными качествами. Такие семьи обращаются за сторонней помощью, эффективно используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, какими бы ограниченными они ни были, по мере возможности избегают стрессовых ситуаций, используют различные методы разрешения проблемных ситуаций и проявляют готовность применить новые решения сложных проблем. Специалисты могут оказывать семьям помощь в расширении их возможностей в плане адаптации к сложным жизненным условиям и разрешения проблемных ситуаций.

Еще одна проблема и, соответственно, направление для развития системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей — это отсутствие достаточных правовых рычагов воздействия на членов неблагополучных семей. Вся первоначальная работа с неблагополучными семьями, семьями «группы риска» ведется на основе рекомендаций специалистов. Однако, семьи не всегда выполняют данные им рекомендации. Было бы целесообразным, введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительное лечение страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (как взрослых, так и несовершеннолетних).

Итак, в качестве основных направлений развития системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей нами выявлены следующие: усиление мер по раннему выявлению семей «группы риска»; разработка единой Методика организации работы по выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите; введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительного лечения страдающих алкогольной и наркотической зависимостями взрослых и несовершеннолетних.

Таким образом, современное состояние системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей в России можно назвать неплохим — постоянно совершенствуется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечению основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации. Однако, имеются и перспективы развития рассматриваемой системы — отсутствует единая система раннего выявления неблагополучных семей; не существует единой методики организации работы по выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите; не предусмотрены правовые рычаги воздействия на членов неблагополучных семей. Необходимо разрешить выявленные проблемы, что позволит приблизить системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей в России к совершенной.

Заключение

Таким образом, на наш взгляд, цель данного исследования была выполнена, а именно — рассмотрены проблемы социальной и правовой защиты детей из неблагополучных семей.

Подведем итоги по материалу проведенного исследования.

Неблагополучные семьи, в которых дети оказываются брошенными на произвол судьбы, — это огромная социальная проблема современной России. Дети из таких семей вырастают и, зачастую, не в состоянии стать полноправными членами здорового социального общества. Соответственно, Россия теряет часть поколения, лишается новых талантов, ученых, исследователей, что в конечно счете негативно отражается на её развитии.

Нормативно-правовая база социальной и правовой защиты детей из неблагополучных семей представлена международными нормами, конституционными положениями, семейным и гражданским законодательством, законодательством в сфере социального обслуживания и защиты, законодательством по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и многими другими актами. Однако, несмотря на наличие обширной нормативно-правовой базы, до сих пор отсутствует законодательное определение неблагополучной семьи. Это вызывает разногласия в работе всех служб, уполномоченных обеспечивать защиту детей из неблагополучных семей. Так же до сих пор не разрешен вопрос процессуального участия детей в суде в целях защиты своих прав — семейное законодательство это допускает, а процессуальное не содержит подробного механизма.

Зарубежный опыт социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей представлен многочисленными способами изоляции ребенка от негативных воздействий и, особенно, от насилия в семье. Оказывается психологическая и социальная поддержка, социальная терапия и психотерапия как отдельным членам семьи, так и непосредственно ребенку. Если в определенный период ситуация в семье не стабилизируется, то ребенок изымается из семьи и помещается либо в надежную семью, либо в семейный дом (приют). Уникально осознанное участие всего населения (в том числе и посторонних людей) в защите детства, что воспринимается как должное. В нашей стране подобная практика, по большей части, отсутствует, на наш взгляд, в связи с криминогенной обстановкой в стране и с отсутствием четко прописанных механизмов.

Несмотря на многовековую историю социальной защиты населения (в том числе в виде благотворительности), система социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей в Российской Федерации сформировалась лишь в 1990;е годы. Важнейший признак становления этой системы — её динамично развивающаяся инфраструктура, объединяющая разветвленную сеть учреждений и служб.

В механизмах реализации социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей в России первостепенная роль отводится работе с семьей. Для этого неблагополучные семьи выявляются, изучается обстановка в них, устанавливаются причины семейного неблагополучия, определяется тип семьи, ведется наблюдение за семьей. Далее целесообразна реализация программы профилактической и социально-правовой помощи, в ходе которой дети: учатся ориентироваться в социальных ситуациях; получают знания отраслей права, принятых в России; учатся применять правовые знания на практике; узнают, куда можно обратиться за помощью и поддержкой в проблемной ситуации. Работа с неблагополучной семьей и детьми обычно проводится по алгоритму, соответствующему проблемам определенного типа семьи. По результатам работы с семьей принимается решение — снятие с учета или устройство ребенка в другую семью, на государственное обеспечение.

В качестве основных направлений развития системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей нами выявлены следующие:

1) усиление мер по раннему выявлению семей «группы риска». Легче предотвратить беду с ребенком, чем потом решать её последствия. Отсутствует системный подход к реализации сотрудничества и межведомственного взаимодействия. Для этого необходима координация, единая база данных, куда будет стекаться вся информация о семьях. Также должна быть развитая единая служба по помощи детям и семьям, особенно в сельских районах. Требуется развитие социальной рекламы, как способа информирования населения о правах на оказание социальных услуг, возможные пути действий в сложных ситуациях и т. д.;

2) отсутствует единая Методика организации работы по выявлению детей, нуждающихся в государственной помощи и защите. Предложены основные моменты, которые должны быть отражены в этой методике;

3) отсутствуют достаточные правовые рычаги воздействия на членов неблагополучных семей — они не всегда выполняют данные им рекомендации. Рекомендуется, введение принудительного трудоустройства нерадивых родителей и принудительное лечение страдающих алкогольной и наркотической зависимостями (как взрослых, так и несовершеннолетних).

Данные основные направления развития системы социально-правовой защиты детей из неблагополучных семей позволят усовершенствовать социальную и правовую защиту детей из неблагополучных семей, а, следовательно, сохранить подрастающее поколение здоровым во всех смыслах этого слова.

Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г. — Система ГАРАНТ, 2013.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) //

Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №

32. — Ст. 3301.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996.

— № 1. — Ст. 16.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) //

Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 50. — Ст. 4872.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. ;

1998. — № 31. — Ст.

3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999.

— № 26. — Ст. 3177.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. ;

1999. — № 29. — Ст. 3699.

Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. ;

2006. — № 36. — Ст.

4312.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — №

49. — Ст. 4822.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе „Дети России“ на 2007 — 2010 годы» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — №

14. — Ст. 1688.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 498−2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания». — М.: Стандартинформ, 2005.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 881−2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей». — М.: Стандартинформ, 2008.

Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». — Система ГАРАНТ, 2010.

Кузнецова О. В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». — Система ГАРАНТ, 2009.

Уханова Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2010. — 245 с.

Абашина А. Д. Социальная работа с семьей: Учебное пособие под редакцией И. А. Григорьевой. — СПб: Интерсоцис, 2010. — 180 с.

Агапов Е. П. История социальной работы: учеб. пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. — М.: Дашков и K: Академцентр, 2009. — 254 с.

Алексеева Л. С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 42−50.

Алексеева Л. С. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 2. — С. 21−30.

Антонов А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2008. — 67 с.

Антропов В. В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах европейского союза // Отечественный журнал социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 73−81.

Бакунина Н.Б., Власова Л. М., Павлова Л. Н. Возрождения и развития родовой культуры семьи — эффективная технология профилактики семейного неблагополучия // Работник социально службы. — 2011. — № 9. — С. 44−49.

Беляева Н.А., Зуева С. В. Нужна ли семья современной молодежи // Социальная работа. — 2010. — № 2. — С. 56−58.

Демченко В. И. Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации (зарубежный опыт) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -

2008. — № 14. — С. 51−60.

Зубкова Т.С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 229 с.

Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2008. — 224 с.

Кирикова М. И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям. Автореф. диссер. на соискание ученой степени к.п.н. — М.: 2009. — 21 с.

Коляда Н. А. Алгоритм работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации // Работник социальной службы. — 2011. — № 6. — С. 9−33.

Корнюшина Р. В. Зарубежный опыт социальной работы. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2008. — 85 с.

Лемке Н. П. Инновационные технологии социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2010. — № 2 (14). — С. 7−9.

Лифинцев Д. В. Современные концепции социальной работы в Соединенных Штатах Америки // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 133−142.

Манукян Э. Л. Семья и социализация детей // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 114−117.

Манукян Э. Л. Технологии социальной помощи семье в условиях муниципальных центров социальной помощи семье и детям // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 2. — С. 68−72.

Мирсагатова М.Н., Фомченкова Г. А. О некоторых формах работы с семьей в предупреждении аддиктивного поведения несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 2. — С. 73−76.

Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и K, 2010. — 561 с.

Полухина М.С. Социально-психологическая поддержка неполных неблагополучных семей (Методика вывода из «группы риска») // Социальное обслуживание. — 2008. — № 1. — С. 63−67.

Прохорова С. А. Новые подходы к работе с семьями, находящимися в группе риска и социально опасном положении // Работник социальной службы. — 2009. — № 6. — С. 50−59.

Рогатенко О. В. Как помочь семье преодолеть бедность? // Социальная работа. — 2011. — № 2.

— С. 28−29.

Семья как объект социальной работы / под общ. ред. Е. П. Тонконоговой. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. — 204 с.

Серруто Диас Т. И. Совершенствуя работу с семьями, имеющими детей // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 116−119.

Социальный патронаж семей группы риска: методические рекомендации Управления по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Ростовской области и Областного центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. — 2008. — № 3. — С. 58−69.

Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «

Высшая школа экономики" / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «

Высшая школа экономики". — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.

Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 272 с.

Тонких И. Б. Семейные ценности глазами молодежи // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 78−81.

Уткина Г. Ю. Медико-социальная система помощи детям и семьям «группы риска» на региональном уровне в современных социально-экономических условиях // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 82−97.

Щербакова Г. В. Семья в кризисе // Социальная работа. — 2012. — № 1. — С. 45−48.

http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики.

http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0531/barom01.php — сайт Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Мировой демографический барометр.

http://www.minsocium.ru/o-ministerstve/istorija-socialnoj-zawity — сайт Министерства социальной политики Нижегородской области. История социальной защиты.

Приложения

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г. — Система ГАРАНТ, 2013.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  5. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 50. — Ст. 4872.
  6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 31. — Ст. 3802.
  7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.
  8. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 29. — Ст. 3699.
  9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 36. — Ст. 4312.
  10. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 49. — Ст. 4822.
  11. Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе „Дети России“ на 2007 — 2010 годы» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 14. — Ст. 1688.
  12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 498−2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания». — М.: Стандартинформ, 2005.
  13. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52 881−2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей». — М.: Стандартинформ, 2008.
  14. Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». — Система ГАРАНТ, 2010.
  15. О.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». — Система ГАРАНТ, 2009.
  16. Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2010. — 245 с.
  17. А.Д. Социальная работа с семьей: Учебное пособие под редакцией И. А. Григорьевой. — СПб: Интерсоцис, 2010. — 180 с.
  18. Е.П. История социальной работы : учеб. пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. — М.: Дашков и K: Академцентр, 2009. — 254 с.
  19. Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 42−50.
  20. Л.С. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 2. — С. 21−30.
  21. А.И., Медков В. М. Социология семьи. — М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2008. — 67 с.
  22. В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах европейского союза // Отечественный журнал социальной работы. — 2009. — № 4. — С. 73−81.
  23. Н.Б., Власова Л. М., Павлова Л. Н. Возрождения и развития родовой культуры семьи — эффективная технология профилактики семейного неблагополучия // Работник социально службы. — 2011. — № 9. — С. 44−49.
  24. Н.А., Зуева С. В. Нужна ли семья современной молодежи // Социальная работа. — 2010. — № 2. — С. 56−58.
  25. В. И. Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации (зарубежный опыт) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 14. — С. 51−60.
  26. Т.С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. — М.: Академия, 2008. — 229 с.
  27. Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2008. — 224 с.
  28. М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям. Автореф. диссер. на соискание ученой степени к.п.н. — М.: 2009. — 21 с.
  29. Н.А. Алгоритм работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации // Работник социальной службы. — 2011. — № 6. — С. 9−33.
  30. Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2008. — 85 с.
  31. Н.П. Инновационные технологии социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2010. — № 2 (14). — С. 7−9.
  32. Д.В. Современные концепции социальной работы в Соединенных Штатах Америки // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 133−142.
  33. Э.Л. Семья и социализация детей // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 1. — С. 114−117.
  34. Э.Л. Технологии социальной помощи семье в условиях муниципальных центров социальной помощи семье и детям // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 2. — С. 68−72.
  35. М.Н., Фомченкова Г. А. О некоторых формах работы с семьей в предупреждении аддиктивного поведения несовершеннолетних // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 2. — С. 73−76.
  36. П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учеб. пособие. — 9-е изд., испр. и доп. — М.: Дашков и K, 2010. — 561 с.
  37. М.С. Социально-психологическая поддержка неполных неблагополучных семей (Методика вывода из «группы риска») // Социальное обслуживание. — 2008. — № 1. — С. 63−67.
  38. С.А. Новые подходы к работе с семьями, находящимися в группе риска и социально опасном положении // Работник социальной службы. — 2009. — № 6. — С. 50−59.
  39. О.В. Как помочь семье преодолеть бедность? // Социальная работа. — 2011. — № 2. — С. 28−29.
  40. Семья как объект социальной работы / под общ. ред. Е. П. Тонконоговой. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. — 204 с.
  41. Серруто Диас Т. И. Совершенствуя работу с семьями, имеющими детей // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 116−119.
  42. Социальный патронаж семей группы риска: методические рекомендации Управления по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Ростовской области и Областного центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы. — 2008. — № 3. — С. 58−69.
  43. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем: Аналит. докл. Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики» / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — 64 с.
  44. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. — М.: НИЦ Инфра-М, 2012. — 272 с.
  45. И.Б. Семейные ценности глазами молодежи // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 78−81.
  46. Г. Ю. Медико-социальная система помощи детям и семьям «группы риска» на региональном уровне в современных социально-экономических условиях // Отечественный журнал социальной работы. — 2011. — № 4. — С. 82−97.
  47. Г. В. Семья в кризисе // Социальная работа. — 2012. — № 1. — С. 45−48.
  48. http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики.
  49. http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0531/barom01.php — сайт Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Мировой демографический барометр.
  50. http://www.minsocium.ru/o-ministerstve/istorija-socialnoj-zawity — сайт Министерства социальной политики Нижегородской области. История социальной защиты.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ