Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономико-статистический анализ использования грузового автопарка

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности Проведенный анализ состояния и использования грузовых автомобилей показывает, что наличие грузовых автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское» с каждым годом уменьшается. Так в 2012 г. по сравнению с 2008 г. по области их количество сократилось на 22,2%, что вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка… Читать ещё >

Экономико-статистический анализ использования грузового автопарка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение.

1. Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства.

2.Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности.

3. Расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики.

4. Расчет и анализ показателей использования грузового автопарка.

5. Анализ обеспеченности предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки.

6. Анализ взаимосвязи показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими Выводы и предложения по использованию автопарка в хозяйстве Список литературы.

Введение

Специфика транспортного обеспечения сельскохозяйственного производства обуславливает важную роль грузового автотранспорта в устойчивом развитии предприятий аграрной сферы. На долю грузового автотранспорта приходится более 90% объемов внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственной продукции и доставки ее к местам реализации. Разнообразие видов производимой сельскохозяйственной продукции определяет сложную структуру автомобильного парка аграрных формирований, а сезонность производства объективно порождает проблему оптимальной загруженности грузового автотранспорта и его эффективного использования.

За последние годы существовавшая в дореформенный период централизованная система автотранспортного обслуживания предприятий аграрной сферы была разрушена и сельские производители оказались во многом не готовы к обеспечению грузоперевозок в новых условиях хозяйствования. Из-за диспаритета цен, неудовлетворительного финансового состояния, изменения специализации сельскохозяйственные предприятия не смогли адаптировать структуру и состав своих автопарков в соответствии с изменившейся средой функционирования.

Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием для проведения данного исследования.

Цель работы — провести экономико-статистический анализ использования грузового автопарка.

Задачи работы:

— дать краткую природно-экономическую характеристику хозяйства,.

— описать марочный состав и структуру автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности,.

— провести расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики,.

— провести расчет и анализ показателей использования грузового автопарка по времени,.

— провести расчет и анализ показателей использования грузового автопарка по мощности,.

— провести расчет показателей использования грузового автопарка по мощности с поправкой на состав грузов,.

— проанализировать обеспеченность предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки,.

— проанализировать взаимосвязь показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими.

Предметом исследования являются вопросы организации использования грузового автомобильного транспорта на уровне сельскохозяйственных предприятий.

Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие Тюменской области.

Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных ученых, законодательные акты и нормативные документы, посвященные вопросам совершенствования транспортного обслуживания сельскохозяйственных предприятий, непосредственные наблюдения по теме исследования.

В работе применялись абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, балансовый, расчетно-конструктивный, экономико-математический и другие методы исследований.

1. Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства Компания зарегистрирована 6 июля 2009 года. Полное название: «Сельскохозяйственное предприятие «Ембаевское», Закрытое акционерное общество, ОГРН: 1 097 232 016 793, ИНН: 7 224 041 380.

Регион: Тюменская область, Тюменский район.

Компания ЗАО «СХП «Ембаевское» расположена по адресу: 625 511, Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево, ул. Трактовая, д. 15. Основной вид деятельности: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях — растениеводство.

Территория предприятия входит в теплый, умеренно-увлажненный агроклиматический район. Климат характеризуются умеренной обеспеченностью теплом и влагой. Основными чертами температурного режима являются: холодная длительная зима, теплое непродолжительное лето с короткими переходными сезонами весны и осени. Наблюдается резкое колебание температур в течение года, месяца и даже суток. Продолжительность безморозного периода — 123 дня. Периоды с температурой выше 00 — 196 дней, выше 100 — 124 дня, выше 150 — 78 дней. Средняя годовая температура составляет 0,70 .

Сумма осадков за год равна 412 мм., из них за период с температурой выше 100 С — 344 мм. Уровень грунтовых вод находится на глубине 0,8 — 1,0 м.

Таблица 1.1.

Среднемесячные температуры по многолетним данным.

месяцы.

в среднем.

— 16,7.

— 14,8.

— 8,1.

+2,4.

+10,7.

+16,5.

+18,6.

+16,2.

+10.

+1,2.

— 7,5.

— 14,5.

+1.

В отношении рельефа территория относится к району лесостепной равниной части низменности. Характерным элементом рельефа в этой части являются гривы, вытянутые с северо-востока на юго-запад. Территория хозяйства представляет собой слабо расчлененную равнину с едва заметным уклонами. Межгривные понижения различной конфигурации заняты болотами.

Почвенный покров хозяйства сравнительно однороден. Преобладающую площадь занимают выщелоченные и темно серые лесостепные почвы. Эти почвы занимают основную часть пахотных угодий хозяйства. Небольшую площадь занимают дерново-подзолистые почвы, которые также формируются под лесной растительностью. Пойменные зернистые, слоистые пойменные и луговые гнееватые почвы приурочены к пойме реки.

Пахотные земли по своему плодородию и свойствам благоприятны для возделывания всех культур данной климатической зоны.

2. Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности Проведенный анализ состояния и использования грузовых автомобилей показывает, что наличие грузовых автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское» с каждым годом уменьшается. Так в 2012 г. по сравнению с 2008 г. по области их количество сократилось на 22,2%, что вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка и сокращением количества приобретаемой техники. Так же с каждым годом уменьшается и наличие технически исправных автомобилей. В 2012 г. их количество по сравнению с 2008 г сократилось на 35,2%. Одновременно с этим происходит увеличение автотранспорта находящегося в частной собственности. Так, число грузовых автомобилей в частной собственности за анализируемый период составило 66−72% от общего их количества. На 1 января 2008 г. их было в 5,3 раза больше, чем в государственной.

В течение длительного периода автомобильный парк если и пополнялся, то в основном подвижным составом большой и средней грузоподъемности с кузовом в бортовом исполнении, в его структуре превалировали автомобили грузоподъемностью до 5 тонн.

Важное значение в решении проблемы улучшения структуры автопарка сельскохозяйственных предприятий имеет пополнение его прицепами и специальными автомобилями для выполнения различных технологических операций. Использование автомобилей с прицепами при перевозке сельскохозяйственных грузов позволяет существенно повысить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.

В системе автотранспорта, занятого обслуживанием сельскохозяйственного производства, за последние 5 лет количество прицепов возросло всего лишь на 20%, а их удельный вес повысился с 8 до 10% при экономически целесообразной норме 15 — 20%.

Автомобильный парк ЗАО «СХП «Ембаевское» пополнялся в основном подвижным составом средней грузоподъемности (табл. 2.1).

Таблица 2.1.

Динамика, состав и структура грузового автотранспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское».

Марка автомобиля.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Кол-во машин.

% к итогу.

Тоннаж.

Кол-во машин.

% к итогу.

Тоннаж.

Кол-во машин.

% к итогу.

Тоннаж.

КАМАЗ.

25,3.

26,0.

23,6.

91,4.

ЗИЛ.

34,0.

33,2.

32,4.

93,6.

ГАЗ.

31,0.

31,1.

32,9.

104,2.

УАЗ.

8,7.

8,3.

8,4.

95,0.

Газель.

0,4.

2,5.

1,4.

2,7.

Другие.

0,4.

;

;

;

;

;

;

;

Всего.

98,3.

Средний тоннаж.

*.

*.

4,7.

*.

*.

4,9.

*.

*.

4,8.

*.

Так в 2012 г. удельный вес автомобилей средней грузоподъемности достигал 65%. Наряду с этим число автомобилей КАМАЗ сократилось на 29,4%, ЗИЛ на 24%, ГАЗ на 17,8%. В сложившейся ситуации ЗАО «СХП «Ембаевское», вместо того чтобы выбирать рациональную марку автомобиля и автопоезда для определенного вида перевозок, вынуждено было пользоваться тем, что имеется, независимо от эффективности их использования.

3. Расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики Для определения оптимального состава автопарка и его использования в ЗАО «СХП «Ембаевское» используется методический подход, состоящий из двух этапов. На первом этапе определяется объем грузоперевозок по каждому виду сельскохозяйственной продукции с учетом каналов ее реализации. Для этих целей используется экономико-математическая модель по определению оптимальной отраслевой структуры производства по критерию оптимальности — максимизация суммы прибыли.

Объемы производства по видам сельскохозяйственной продукции, полученные по оптимальному решению, приняты для планирования грузоперевозок на втором этапе.

Для реализации второго этапа применяется блочная экономико-математическая модель по оптимизации состава и использования грузового автомобильного транспорта.

автопарк выработка машина водитель.

Таблица 3.1.

Себестоимость 1 т/км и объем перевозок по маркам автомобилей.

Марка автомобиля.

Себестоимость 1 т/км, руб.

Нормативный годовой объем перевозок, т/км.

Себестоимость 1 т/км, руб.

Нормативный годовой объем перевозок, т/км.

Себестоимость 1 т/км, руб.

Нормативный годовой объем перевозок, т/км.

Газ-3307.

10,02.

9 600.

;

;

10,23.

9 600.

Газ-3309.

;

;

;

;

10,41.

9 600.

САЗ-3503.

;

;

9,99.

9 600.

;

;

Саз-3507.

9,50.

9 600.

9,79.

9 600.

9,82.

9 600.

САЗ-3521.

;

;

10,48.

9 600.

;

;

Газ-52.

6,26.

19 200.

9,32.

9 600.

9,27.

9 600.

Газ-5312.

9,68.

9 600.

20,07.

17 600.

9,51.

9 600.

ЗИЛ-130 с САТ-124.

;

;

;

;

6,63.

19 200.

ЗИЛ-43 336.

4,75.

52 800.

8,55.

19 200.

5,29.

26 400.

ЗИЛ-45 021.

;

;

8,59.

19 200.

;

;

ЗИЛ-451 510 с прицепом.

;

;

6,45.

38 400.

;

;

ЗИЛ-ММЗ-554.

4,83.

52 800.

7,66.

26 400.

5,38.

26 400.

Камаз-5320.

4,32.

70 400.

4,53.

70 400.

4,55.

70 400.

Камаз-5410.

3,10.

123 200.

;

;

;

;

Камаз-55 102.

5,03.

61 600.

5,47.

61 600.

5,50.

61 600.

Камаз-55 111.

3,99.

88 000.

;

;

;

;

Саз-3502.

10,45.

8 400.

;

;

;

;

Газ-52−01.

13,99.

6 000.

;

;

;

;

МЗ-3687.

17,72.

14 000.

;

;

17,11.

7 000.

МЗГаз-52.

;

;

12,95.

17 600.

;

;

АЦ-4,1.

18,29.

8 800.

;

;

;

;

АЦ-4,8.

9,41.

17 600.

;

;

7,33.

17 600.

АЦ-3613.

14,63.

14 000.

;

;

;

;

Газ-5319.

5,48.

38 400.

;

;

;

;

ГКБ-8360.

1,69.

52 800.

;

;

;

;

СЗАП-8527.

;

;

1,76.

70 400.

2,38.

70 400.

СЗАП-8551.

2,21.

30 800.

2,22.

30 800.

3,08.

46 200.

Камаз — 5320 с прицепом.

3,65.

119 680.

;

;

3,71.

140 800.

Камаз — 55 102 с прицепом.

3,59.

133 760.

4,24.

112 200.

4,11.

123 200.

Камаз — 55 111 с прицепом.

3,57.

140 800.

;

;

;

;

Основными количественными показателями использования грузового автотранспорта являются объем перевозок и грузооборот. Как уже отмечалось выше, часть машин предприятие сдает клиентам по договору аренды, поэтому данные нижеследующих таблиц даны по автомашинам находящимся в течение года в распоряжении ЗАО «СХП «Ембаевское».

Таблица 3.2.

Выполнение плана перевозки грузов.

Показатели.

Перевезено грузов, тыс.т.

42,1.

32,7.

97,3.

Общий объем грузооборота, т/км.

615,3.

639,9.

659,1.

645,9.

668,8.

614,6.

Общий пробег автопарка, тыс. км.

327,7.

340,8.

351,0.

344,0.

356,2.

307,2.

В расчете на 1 а/м.

— перевезено грузов, т.

1398,4.

1454,3.

1498,0.

1468,0.

1555,5.

— выполнено т/км.

61 658,4.

64 124,7.

66 048,5.

64 727,5.

— выполнен общий пробег, км.

32 770,4.

34 081,2.

35 103,7.

34 401,6.

Среднее расстояние перевозки, км.

40,5.

42,1.

43,4.

42,5.

43,9.

Из вышеприведенных данных таблицы видим, что объем грузооборота снизился в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 1030,4 млн. т/км или на 62,7%, а по сравнению с 2011 вырос на 27,7 тыс. т/км или на 4%. Объем перевозки грузов в 2012 году по сравнению с 2012 снизился на 25 тыс. т или на 64,2%. Снижение этих показателей обусловлено резким уменьшением среднесписочного количества автомобилей, находящихся в распоряжении предприятия.

Рис. 3.1 Объемы перевозок ЗАО «СХП «Ембаевское» в 2011 г.

В 2011 году (рис. 3.1) планируемые объемы грузоперевозок в пиковый период превышают объемы перевозок, которые может выполнить собственный состав грузовых автомобилей. Следовательно, имеющейся в ЗАО «СХП «Ембаевское» техники, был недостаточен для выполнения всего объема работ по перевозке грузов.

Рис. 3.2 Объемы перевозок ЗАО «СХП «Ембаевское» в 2012 г.

В 2012 году, также недостаточно собственных грузовых автомобилей для выполнения планируемого объема работ по перевозке грузов, что отражают линия планируемого объема грузоперевозок и линия объемов перевозок, которые может выполнить собственный автотранспорт в пиковый период — август, сентябрь, октябрь, ноябрь месяцы (рис. 3.2).

4. Расчет и анализ показателей использования грузового автопарка Наряду с уменьшением количества грузовых автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское», происходит их старение. Так в 2008 г. удельный вес таких автомобилей составлял 51% от общего их количества, а в 2012 г. их удельный вес составил 60% (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

Распределение автомобилей, находящихся на балансе ЗАО «СХП «Ембаевское», по времени их пребывания в эксплуатации.

Показатели.

Годы.

всего.

в % к итогу.

всего.

в % к итогу.

всего.

в % к итогу.

всего.

в % к итогу.

Всего.

до 2-х лет включительно.

0,7.

1,2.

1,4.

1,3.

от 2 до 5.

1,1.

3,2.

4,1.

3,6.

от 5 до 8.

1,4.

5,3.

от 8 до 10.

7,6.

;

;

0,5.

0,9.

от 10 до 13.

7,7.

3,6.

свыше 13 лет.

70,2.

81,6.

81,3.

85,3.

Количество автомобилей, пребывающих в эксплуатации с момента заводского выпуска свыше 13-ти лет на 1 января 2012 г. в среднем по ЗАО «СХП «Ембаевское» составило 85,3% к их общему наличию.

Постоянное сокращение автопарка и его высокая техническая изношенность оказывают влияние на снижение экономической эффективности использования автотранспорта в сельском хозяйстве.

Анализ показателей использования грузового автомобильного транспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское» свидетельствует о снижении эффективности его работы (табл. 4.2).

Таблица 4.2.

Показатели использования грузового автотранспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское».

Показатели.

Маш.- дней грузовых автомобилей в хозяйстве, маш/дней.

Маш. — дней в работе, маш/дней.

Маш. — дней в ремонте, маш/дней.

Общий пробег грузовых машин, тыс. км.

513,8.

375,9.

363,4.

401,8.

в т.ч. с грузом, тыс. км.

170,4.

115,8.

210,9.

205,8.

Перевезено грузов, тыс. тонн.

42,1.

32,7.

97,3.

Коэффициент использования автопарка.

0,32.

0,21.

0,38.

0,30.

0,70.

0,42.

Коэффициент использования пробега.

0,44.

0,42.

0,33.

0,31.

0,58.

0,51.

Коэффициент технической готовности.

0,95.

0,99.

0,87.

0,93.

0,95.

0,95.

Коэффициент использования грузоподъемности.

0,51.

0,59.

0,37.

0,35.

0,59.

0,59.

Средняя продолжительность работы в сутки, часов.

7,69.

Себестоимость 1 т/км, руб.

5,19.

3,58.

6,27.

8,83.

3,76.

2,84.

Выработано машино — дней 1 автомобилем.

137,1.

109,3.

256,2.

Затраты по автопарку всего, тыс. руб.

Коэффициент использования автомобильного парка в ЗАО «СХП «Ембаевское» снижается в 2012 г. относительно 2011 г., что вызвано простоями автомобилей из-за технической неисправности, длительным нахождением в ремонте, отсутствием запасных частей, простоями под погрузкой, разгрузкой и т. д. Также наблюдается тенденция снижения коэффициента использования пробега. Это происходит из-за выполнения рейсов без груза. Коэффициент технической готовности зависит от наличия ремонтных мастерских, уровня организации технического обслуживания грузовых автомобилей, наличия ремонтного оборудования и запасных частей, а также специалистов по техническому обслуживанию грузовых автомобилей. Коэффициент использования грузоподъемности автомобилей в последние 2 года остался на прежнем уровне. Чем меньше удельный расход топлива, смазочных материалов, количества рейсов и других показателей на единицу перевезённого груза, тем выше значение этого коэффициента.

Обобщающим показателем работы автотранспорта является себестоимость перевозок, представляющая собой затраты на выполнение единицы транспортных работ. Так, себестоимость в 2011 и 2012 гг. снизилась за счет повышения коэффициента использования грузоподъемности и сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой.

5. Анализ обеспеченности предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки Трудовые ресурсы предприятия как главная и производительная сила представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства сельхозпродукции и его экономической эффективности.

Состав, размер и структура водителей ЗАО «СХП «Ембаевское» представлены в таблицах 5.1 и 5.2.

Таблица 5.1.

Состав водителей ЗАО «СХП «Ембаевское».

Группы водителей по классности.

2012 год в % к 2008 году.

102,94.

132,43.

29,10.

Без класса.

57,70.

ВСЕГО.

102,86.

Таблица 5.2.

Структура водителей ЗАО «СХП «Ембаевское».

Категории работников.

2012 год — 2008 год.

86,90.

84,04.

85,89.

85,85.

86,99.

0,09.

7,99.

12,63.

11,39.

10,85.

10,29.

2,30.

0,53.

0,69.

0,74.

0,66.

0,15.

— 0,38.

Без класса.

4,58.

2,64.

1,98.

2,65.

2,57.

— 2,01.

ВСЕГО.

100,00.

100,00.

100,00.

100,00.

100,00.

0,00.

Данные таблицы показывают, что структура водителей предприятия постоянна. Наибольшую долю в структуре водителей занимают водители 1 класса. Их доля в структуре затрат в 2008 году занимает 87%, в 2009 году — 84%, в 2010 году — 86%, в 2011 году — 86% и в 2012 году значение опять достигло уровня 2008 года — 87%.

В количественном выражении численность водителей 1 класса увеличилась на 6 чел. или на 2,94%. Сократилась численности водителей 3 класса и водителей без класса. В целом по предприятию численность водителей выросла на 6 чел. или на 2,86%.

Движение рабочей силы на предприятии, связанное с приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку уровень стабильности кадров — один из факторов, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность производства.

Анализ движения рабочих кадров выполняется путем расчета следующих коэффициентов:

— Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников.

— Коэффициент оборота рабочей силы по приему — отношение числа принятых к среднесписочной численности работников.

— Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению — отношение числа уволенных к среднесписочной численности работников.

— Коэффициент текучести — отношение численности уволившихся по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников.

Показатели движения водителей ЗАО «СХП «Ембаевское» представлены в таблице 5.3.

Таблица 5.3.

Движение водителей ЗАО «СХП «Ембаевское».

Показатели.

2012 год в % к 2008 году.

1. Среднесписочная численность водителей, чел.

102,86.

2. Принято на предприятие, чел.

258,33.

3. Выбыло с предприятия, чел.

83,75.

3 а) в том числе по собственному желанию и за на рушение трудовой дисциплины.

78,95.

4. Коэффициент оборота по приему, % (п.2: п.1)х100.

1,3.

1,1.

3,1.

4,7.

360,76.

5. Коэффициент оборота по выбытию, % (п.3: п.1)х100.

8,5.

8,4.

9,5.

10,1.

10,1.

119,25.

5. Коэффициент текучести, % (п.3а: п.1)х100.

8,1.

8,0.

8,0.

9,7.

9,1.

112,06.

На протяжении исследуемого периода текучесть кадров высокая: от 8,0% до 9,7%. В 2012 году по сравнению с 2008 годом значение этого показателя ухудшилось на 12,06%. Это связано с оттоком рабочей силы с предприятия и необходимостью занимать освободившиеся места новыми работниками.

Важной составной частью анализа производительности труда является анализ использования рабочего времени, приведенный в таблице 5.4.

Таблица 5.4.

Использование фонда рабочего времени.

Показатели.

2012 год в % к 2008 году.

1. Среднесписочная численность водителей, чел.

102,86.

2. Время, отработанное всеми работниками, тыс.час.

67,28.

3. Отработано всеми работниками, тыс.чел.-дней.

65,13.

4. Количество дней, отработанных одним работником.

92,69.

5. Время, отработанное одним работником, ч.

95,57.

6. Средняя продолжительность рабочего дня, ч.

7,8.

7,6.

7,9.

8,0.

102,73.

На предприятии в 2012 году по сравнению с 2008 годом на 19 дней снизилось количество отработанных одним водителем дней. За счет этого на 4,43% снизилось количество отработанных часов за год одним водителем, хотя средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 12 минут или на 2,73%.

6. Анализ взаимосвязи показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими Анализ структуры затрат по ЗАО «СХП «Ембаевское» показывает, что наибольший удельный вес занимает стоимость потребленных топлива, запчастей и материалов (табл. 6.1).

Таблица 6.1.

Структура затрат на грузовые перевозки в ЗАО «СХП «Ембаевское», %.

Статьи затрат.

Затраты на оплату труда.

18,9.

20,5.

24,3.

22,2.

23,2.

26,6.

Отчисления на социальное страхование.

2,3.

2,6.

3,0.

2,8.

2,9.

3,3.

Амортизационные отчисления.

4,4.

6,1.

9,3.

14,1.

12,7.

10,6.

Материалы (топливо, запчасти, стройматериалы и т. д.).

66,0.

65,0.

54,3.

56,8.

57,7.

55,8.

Ремонт на стороне.

6,5.

2,7.

6,8.

Прочие денежные затраты.

1,8.

3,1.

2,2.

4,1.

3,5.

3,7.

Итого.

Основными причинами такого положения, на наш взгляд, являются: рост цен на топливо, рост уровня инфляции, изношенность автомобильного парка и ряд других причин, в том числе, состояние дорог. При работе в плохих дорожных условиях увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин, сокращается периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще возникает необходимость в текущем ремонте.

Стоимость перевозок на дорогах с усовершенствованным покрытием снижается на 12 — 15%.

Используя прием элиминирования, можно определить степень влияния отдельных факторов на объем выполненных работ грузовым автотранспортом.

Таблица 6.2.

Влияние отдельных факторов на объем выполненных работ грузовым автотранспортом.

Показатели.

Отклонение от плана:

План.

факт.

а.

б.

в.

1. Среднесписочное число грузовых автомобилей.

+1.

2. Отработано дней в среднем на один автомобиль.

+6.

3. Среднесуточный пробег автомобиля с грузом, км.

— 2.

4. Средняя загруженность автомобиля, т.

3,6.

3,8.

+0,2.

5. Выполнено работ, тыс. т/км Отклонение объема выполн. работ, тыс. т/км в том числе за счет изменения.

1 445 752,8.

численности автомашин (стр.1встр.2а3астр.4а).

100 252,8.

количества отработанных дней (стр.1бстр.2встр.3астр.4а).

среднесуточного пробега (стр.1бстр.2бстр.3встр.4а).

— 390 420.

средней загруженности автомобиля (стр.1бстр.2бстр.3бстр.4в).

Т.о. изменение объема работ, выполненное в 2012 году в сравнении с планом выросло на 1 445 752,8 тыс. т./км., в т. ч. за счет:

— фактического роста численности автомашин объем работ вырос на 100 252,8 тыс. т/км,.

— за счет роста количества отработанных дней — на 477 900 тыс. т/км,.

— за счет сокращения среднесуточного пробега произошло снижение на 390 420 тыс. т/км,.

— за счет роста средней загруженности автомобиля — на 1 258 020 тыс. т/км.

Выводы и предложения по использованию автопарка в хозяйстве На основе исследования ЗАО «СХП «Ембаевское» сделаны следующие выводы, направленные на повышение эффективности использования грузового автомобильного транспорта в сельском хозяйстве.

Отличительными особенностями формирования грузового автопарка сельскохозяйственных предприятий являются: сезонность использования грузовых автомобилей; необходимость иметь в сельскохозяйственных предприятиях машины разной грузоподъемности; многообразие видов и марок грузовых автомобилей; невозможность или сложность замены марок автомобилей на некоторых видах грузоперевозок.

Анализ состояния и использования грузовых автомобилей показывает, что их количество с каждым годом уменьшается. Это вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка, уменьшением объемов приобретаемой техники и перехода грузовых автомобилей из государственной собственности в частную. Наряду с этим с каждым годом увеличивается количество автомобилей, пребывающих в эксплуатации свыше 13-ти лет.

Основные показатели работы автомобилей — это производительность и себестоимость перевозок, которые зависят, прежде всего, от условий, в которых используются транспортные средства. На снижение себестоимости и повышение эффективности использования автопарка влияют такие показатели, как коэффициент технической готовности автопарка, коэффициент использования автопарка, коэффициент использования пробега, степень использования грузоперевозящего подвижного состава в сельскохозяйственных предприятиях, коэффициент выхода автопарка, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей.

В сельском хозяйстве возрастает роль организации и управления транспортными процессами, оказывающими существенное влияние на эффективность использования автомобильного транспорта и предприятия в целом. К современным методам оперативного руководства и управления работой автомобильного транспорта относятся: диспетчерская служба сельскохозяйственных предприятий, оперативные графики транспортных процессов на напряженные периоды, применение ЭВМ и современной оргтехники для сбора и обработки оперативной информации по выполнению транспортных процессов и другие. К сожалению, как показали исследования, на современном этапе отсутствуют четкие комплексные планы оперативного управления и организации работы транспортного парка даже на период уборки урожая.

В качестве предложений по использования в сельскохозяйственных предприятиях можно выделить: методический подход по формированию оптимального состава автотранспорта и его использования в сельскохозяйственных предприятиях на основе экономико-математических методов; экономико-математическую модель с блочно-диагональной структурой по определению состава грузового автомобильного транспорта; разработанную информационную систему по учету работы грузового автотранспорта, которая позволяет автоматизировать формирование месячных, квартальных и годового отчетов по учету работы водителей, по учету работы автомобилей, по отнесению затрат на основное производство в разрезе субсчетов, сводного отчета по автопарку; автоматизированную информационную систему по расчету себестоимости 1т/км; предложения по совершенствованию процесса управления и эффективности использования грузового автотранспорта в сельскохозяйственных предприятиях на основе применения спутниковых навигационных и геоинформационных систем.

1. Абалонин С.Л."Стратегические зоны хозяйствования АТП" //Автомобильный транспорт № 6−2009 с.17−18;

2. Азымова Т. Н. Особенности деятельности предприятий автомобильного транспорта, //Главный бухгалтер" № 4−2009 с.17−20.

3. Анисимов А. П., Экономика, планирование и анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий, М.: Транспорт-2010 г.;

4. Вельможин А. К., Гудков В. П. «К вопросу о рынке транспортных услуг» //Автомобильный транспорт № 3−2010 с. 14 015.

5. Кулинцев Ф. С., Колосова Т. И. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, М.: -2011 г.

6. «Российский статистический ежегодник», Федеральная служба государственной статистики, 2012 г.

7. Савицкая Г. А. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК» Минск-2008 с.100−112.

8. Сайранов Р. Н., Гайсин Р. С. Организация материального стимулирования работников автопарка, Уфа — 2009 с.20−23.

9. «Статистика транспорта», Е. В. Петрова, О. И. Гончаренко, А. Л. Кевеш, Под ред. М. Р. Ефимовой. — М.: Финансы и статистика, 2011.

10. «Теория статистики», под редакцией профессора Р. А. Шмойловой, Москва, 2012 г.

11. Экономика, планирование и организация предприятий автомобильного транспорта под. ред. Голованенко С. Л. //М.: «Высшая школа""-2008 г.

12. Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С., Методика финансового анализа, М.: Инфра-М 2011. с.50−70.

13. Анилов В. А. «Правила движения к успеху» //Нефть России" № 5−6 2000 г. с.62−63.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой