Экономико-статистический анализ использования грузового автопарка
Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности Проведенный анализ состояния и использования грузовых автомобилей показывает, что наличие грузовых автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское» с каждым годом уменьшается. Так в 2012 г. по сравнению с 2008 г. по области их количество сократилось на 22,2%, что вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка… Читать ещё >
Экономико-статистический анализ использования грузового автопарка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение.
1. Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства.
2.Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности.
3. Расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики.
4. Расчет и анализ показателей использования грузового автопарка.
5. Анализ обеспеченности предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки.
6. Анализ взаимосвязи показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими Выводы и предложения по использованию автопарка в хозяйстве Список литературы.
Введение
Специфика транспортного обеспечения сельскохозяйственного производства обуславливает важную роль грузового автотранспорта в устойчивом развитии предприятий аграрной сферы. На долю грузового автотранспорта приходится более 90% объемов внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственной продукции и доставки ее к местам реализации. Разнообразие видов производимой сельскохозяйственной продукции определяет сложную структуру автомобильного парка аграрных формирований, а сезонность производства объективно порождает проблему оптимальной загруженности грузового автотранспорта и его эффективного использования.
За последние годы существовавшая в дореформенный период централизованная система автотранспортного обслуживания предприятий аграрной сферы была разрушена и сельские производители оказались во многом не готовы к обеспечению грузоперевозок в новых условиях хозяйствования. Из-за диспаритета цен, неудовлетворительного финансового состояния, изменения специализации сельскохозяйственные предприятия не смогли адаптировать структуру и состав своих автопарков в соответствии с изменившейся средой функционирования.
Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основанием для проведения данного исследования.
Цель работы — провести экономико-статистический анализ использования грузового автопарка.
Задачи работы:
— дать краткую природно-экономическую характеристику хозяйства,.
— описать марочный состав и структуру автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности,.
— провести расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики,.
— провести расчет и анализ показателей использования грузового автопарка по времени,.
— провести расчет и анализ показателей использования грузового автопарка по мощности,.
— провести расчет показателей использования грузового автопарка по мощности с поправкой на состав грузов,.
— проанализировать обеспеченность предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки,.
— проанализировать взаимосвязь показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими.
Предметом исследования являются вопросы организации использования грузового автомобильного транспорта на уровне сельскохозяйственных предприятий.
Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие Тюменской области.
Теоретической и методологической основой работы послужили научные труды отечественных ученых, законодательные акты и нормативные документы, посвященные вопросам совершенствования транспортного обслуживания сельскохозяйственных предприятий, непосредственные наблюдения по теме исследования.
В работе применялись абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, балансовый, расчетно-конструктивный, экономико-математический и другие методы исследований.
1. Краткая природно-экономическая характеристика хозяйства Компания зарегистрирована 6 июля 2009 года. Полное название: «Сельскохозяйственное предприятие «Ембаевское», Закрытое акционерное общество, ОГРН: 1 097 232 016 793, ИНН: 7 224 041 380.
Регион: Тюменская область, Тюменский район.
Компания ЗАО «СХП «Ембаевское» расположена по адресу: 625 511, Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево, ул. Трактовая, д. 15. Основной вид деятельности: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях — растениеводство.
Территория предприятия входит в теплый, умеренно-увлажненный агроклиматический район. Климат характеризуются умеренной обеспеченностью теплом и влагой. Основными чертами температурного режима являются: холодная длительная зима, теплое непродолжительное лето с короткими переходными сезонами весны и осени. Наблюдается резкое колебание температур в течение года, месяца и даже суток. Продолжительность безморозного периода — 123 дня. Периоды с температурой выше 00 — 196 дней, выше 100 — 124 дня, выше 150 — 78 дней. Средняя годовая температура составляет 0,70 .
Сумма осадков за год равна 412 мм., из них за период с температурой выше 100 С — 344 мм. Уровень грунтовых вод находится на глубине 0,8 — 1,0 м.
Таблица 1.1.
Среднемесячные температуры по многолетним данным.
месяцы. | в среднем. | |||||||||||||
— 16,7. | — 14,8. | — 8,1. | +2,4. | +10,7. | +16,5. | +18,6. | +16,2. | +10. | +1,2. | — 7,5. | — 14,5. | +1. | ||
В отношении рельефа территория относится к району лесостепной равниной части низменности. Характерным элементом рельефа в этой части являются гривы, вытянутые с северо-востока на юго-запад. Территория хозяйства представляет собой слабо расчлененную равнину с едва заметным уклонами. Межгривные понижения различной конфигурации заняты болотами.
Почвенный покров хозяйства сравнительно однороден. Преобладающую площадь занимают выщелоченные и темно серые лесостепные почвы. Эти почвы занимают основную часть пахотных угодий хозяйства. Небольшую площадь занимают дерново-подзолистые почвы, которые также формируются под лесной растительностью. Пойменные зернистые, слоистые пойменные и луговые гнееватые почвы приурочены к пойме реки.
Пахотные земли по своему плодородию и свойствам благоприятны для возделывания всех культур данной климатической зоны.
2. Марочный состав и структура автопарка за 3 года с разбивкой по грузоподъемности Проведенный анализ состояния и использования грузовых автомобилей показывает, что наличие грузовых автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское» с каждым годом уменьшается. Так в 2012 г. по сравнению с 2008 г. по области их количество сократилось на 22,2%, что вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка и сокращением количества приобретаемой техники. Так же с каждым годом уменьшается и наличие технически исправных автомобилей. В 2012 г. их количество по сравнению с 2008 г сократилось на 35,2%. Одновременно с этим происходит увеличение автотранспорта находящегося в частной собственности. Так, число грузовых автомобилей в частной собственности за анализируемый период составило 66−72% от общего их количества. На 1 января 2008 г. их было в 5,3 раза больше, чем в государственной.
В течение длительного периода автомобильный парк если и пополнялся, то в основном подвижным составом большой и средней грузоподъемности с кузовом в бортовом исполнении, в его структуре превалировали автомобили грузоподъемностью до 5 тонн.
Важное значение в решении проблемы улучшения структуры автопарка сельскохозяйственных предприятий имеет пополнение его прицепами и специальными автомобилями для выполнения различных технологических операций. Использование автомобилей с прицепами при перевозке сельскохозяйственных грузов позволяет существенно повысить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
В системе автотранспорта, занятого обслуживанием сельскохозяйственного производства, за последние 5 лет количество прицепов возросло всего лишь на 20%, а их удельный вес повысился с 8 до 10% при экономически целесообразной норме 15 — 20%.
Автомобильный парк ЗАО «СХП «Ембаевское» пополнялся в основном подвижным составом средней грузоподъемности (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Динамика, состав и структура грузового автотранспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское».
Марка автомобиля. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. в % к 2010 г. | |||||||
Кол-во машин. | % к итогу. | Тоннаж. | Кол-во машин. | % к итогу. | Тоннаж. | Кол-во машин. | % к итогу. | Тоннаж. | |||
КАМАЗ. | 25,3. | 26,0. | 23,6. | 91,4. | |||||||
ЗИЛ. | 34,0. | 33,2. | 32,4. | 93,6. | |||||||
ГАЗ. | 31,0. | 31,1. | 32,9. | 104,2. | |||||||
УАЗ. | 8,7. | 8,3. | 8,4. | 95,0. | |||||||
Газель. | 0,4. | 2,5. | 1,4. | 2,7. | |||||||
Другие. | 0,4. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |||
Всего. | 98,3. | ||||||||||
Средний тоннаж. | *. | *. | 4,7. | *. | *. | 4,9. | *. | *. | 4,8. | *. | |
Так в 2012 г. удельный вес автомобилей средней грузоподъемности достигал 65%. Наряду с этим число автомобилей КАМАЗ сократилось на 29,4%, ЗИЛ на 24%, ГАЗ на 17,8%. В сложившейся ситуации ЗАО «СХП «Ембаевское», вместо того чтобы выбирать рациональную марку автомобиля и автопоезда для определенного вида перевозок, вынуждено было пользоваться тем, что имеется, независимо от эффективности их использования.
3. Расчет среднегодового числа машин и годовой выработки на одну машину с расчетом показателей динамики Для определения оптимального состава автопарка и его использования в ЗАО «СХП «Ембаевское» используется методический подход, состоящий из двух этапов. На первом этапе определяется объем грузоперевозок по каждому виду сельскохозяйственной продукции с учетом каналов ее реализации. Для этих целей используется экономико-математическая модель по определению оптимальной отраслевой структуры производства по критерию оптимальности — максимизация суммы прибыли.
Объемы производства по видам сельскохозяйственной продукции, полученные по оптимальному решению, приняты для планирования грузоперевозок на втором этапе.
Для реализации второго этапа применяется блочная экономико-математическая модель по оптимизации состава и использования грузового автомобильного транспорта.
автопарк выработка машина водитель.
Таблица 3.1.
Себестоимость 1 т/км и объем перевозок по маркам автомобилей.
Марка автомобиля. | |||||||
Себестоимость 1 т/км, руб. | Нормативный годовой объем перевозок, т/км. | Себестоимость 1 т/км, руб. | Нормативный годовой объем перевозок, т/км. | Себестоимость 1 т/км, руб. | Нормативный годовой объем перевозок, т/км. | ||
Газ-3307. | 10,02. | 9 600. | ; | ; | 10,23. | 9 600. | |
Газ-3309. | ; | ; | ; | ; | 10,41. | 9 600. | |
САЗ-3503. | ; | ; | 9,99. | 9 600. | ; | ; | |
Саз-3507. | 9,50. | 9 600. | 9,79. | 9 600. | 9,82. | 9 600. | |
САЗ-3521. | ; | ; | 10,48. | 9 600. | ; | ; | |
Газ-52. | 6,26. | 19 200. | 9,32. | 9 600. | 9,27. | 9 600. | |
Газ-5312. | 9,68. | 9 600. | 20,07. | 17 600. | 9,51. | 9 600. | |
ЗИЛ-130 с САТ-124. | ; | ; | ; | ; | 6,63. | 19 200. | |
ЗИЛ-43 336. | 4,75. | 52 800. | 8,55. | 19 200. | 5,29. | 26 400. | |
ЗИЛ-45 021. | ; | ; | 8,59. | 19 200. | ; | ; | |
ЗИЛ-451 510 с прицепом. | ; | ; | 6,45. | 38 400. | ; | ; | |
ЗИЛ-ММЗ-554. | 4,83. | 52 800. | 7,66. | 26 400. | 5,38. | 26 400. | |
Камаз-5320. | 4,32. | 70 400. | 4,53. | 70 400. | 4,55. | 70 400. | |
Камаз-5410. | 3,10. | 123 200. | ; | ; | ; | ; | |
Камаз-55 102. | 5,03. | 61 600. | 5,47. | 61 600. | 5,50. | 61 600. | |
Камаз-55 111. | 3,99. | 88 000. | ; | ; | ; | ; | |
Саз-3502. | 10,45. | 8 400. | ; | ; | ; | ; | |
Газ-52−01. | 13,99. | 6 000. | ; | ; | ; | ; | |
МЗ-3687. | 17,72. | 14 000. | ; | ; | 17,11. | 7 000. | |
МЗГаз-52. | ; | ; | 12,95. | 17 600. | ; | ; | |
АЦ-4,1. | 18,29. | 8 800. | ; | ; | ; | ; | |
АЦ-4,8. | 9,41. | 17 600. | ; | ; | 7,33. | 17 600. | |
АЦ-3613. | 14,63. | 14 000. | ; | ; | ; | ; | |
Газ-5319. | 5,48. | 38 400. | ; | ; | ; | ; | |
ГКБ-8360. | 1,69. | 52 800. | ; | ; | ; | ; | |
СЗАП-8527. | ; | ; | 1,76. | 70 400. | 2,38. | 70 400. | |
СЗАП-8551. | 2,21. | 30 800. | 2,22. | 30 800. | 3,08. | 46 200. | |
Камаз — 5320 с прицепом. | 3,65. | 119 680. | ; | ; | 3,71. | 140 800. | |
Камаз — 55 102 с прицепом. | 3,59. | 133 760. | 4,24. | 112 200. | 4,11. | 123 200. | |
Камаз — 55 111 с прицепом. | 3,57. | 140 800. | ; | ; | ; | ; | |
Основными количественными показателями использования грузового автотранспорта являются объем перевозок и грузооборот. Как уже отмечалось выше, часть машин предприятие сдает клиентам по договору аренды, поэтому данные нижеследующих таблиц даны по автомашинам находящимся в течение года в распоряжении ЗАО «СХП «Ембаевское».
Таблица 3.2.
Выполнение плана перевозки грузов.
Показатели. | |||||||
Перевезено грузов, тыс.т. | 42,1. | 32,7. | 97,3. | ||||
Общий объем грузооборота, т/км. | 615,3. | 639,9. | 659,1. | 645,9. | 668,8. | 614,6. | |
Общий пробег автопарка, тыс. км. | 327,7. | 340,8. | 351,0. | 344,0. | 356,2. | 307,2. | |
В расчете на 1 а/м. | |||||||
— перевезено грузов, т. | 1398,4. | 1454,3. | 1498,0. | 1468,0. | 1555,5. | ||
— выполнено т/км. | 61 658,4. | 64 124,7. | 66 048,5. | 64 727,5. | |||
— выполнен общий пробег, км. | 32 770,4. | 34 081,2. | 35 103,7. | 34 401,6. | |||
Среднее расстояние перевозки, км. | 40,5. | 42,1. | 43,4. | 42,5. | 43,9. | ||
Из вышеприведенных данных таблицы видим, что объем грузооборота снизился в 2012 году по сравнению с 2010 годом на 1030,4 млн. т/км или на 62,7%, а по сравнению с 2011 вырос на 27,7 тыс. т/км или на 4%. Объем перевозки грузов в 2012 году по сравнению с 2012 снизился на 25 тыс. т или на 64,2%. Снижение этих показателей обусловлено резким уменьшением среднесписочного количества автомобилей, находящихся в распоряжении предприятия.
Рис. 3.1 Объемы перевозок ЗАО «СХП «Ембаевское» в 2011 г.
В 2011 году (рис. 3.1) планируемые объемы грузоперевозок в пиковый период превышают объемы перевозок, которые может выполнить собственный состав грузовых автомобилей. Следовательно, имеющейся в ЗАО «СХП «Ембаевское» техники, был недостаточен для выполнения всего объема работ по перевозке грузов.
Рис. 3.2 Объемы перевозок ЗАО «СХП «Ембаевское» в 2012 г.
В 2012 году, также недостаточно собственных грузовых автомобилей для выполнения планируемого объема работ по перевозке грузов, что отражают линия планируемого объема грузоперевозок и линия объемов перевозок, которые может выполнить собственный автотранспорт в пиковый период — август, сентябрь, октябрь, ноябрь месяцы (рис. 3.2).
4. Расчет и анализ показателей использования грузового автопарка Наряду с уменьшением количества грузовых автомобилей в ЗАО «СХП «Ембаевское», происходит их старение. Так в 2008 г. удельный вес таких автомобилей составлял 51% от общего их количества, а в 2012 г. их удельный вес составил 60% (табл. 4.1).
Таблица 4.1.
Распределение автомобилей, находящихся на балансе ЗАО «СХП «Ембаевское», по времени их пребывания в эксплуатации.
Показатели. | Годы. | ||||||||
всего. | в % к итогу. | всего. | в % к итогу. | всего. | в % к итогу. | всего. | в % к итогу. | ||
Всего. | |||||||||
до 2-х лет включительно. | 0,7. | 1,2. | 1,4. | 1,3. | |||||
от 2 до 5. | 1,1. | 3,2. | 4,1. | 3,6. | |||||
от 5 до 8. | 1,4. | 5,3. | |||||||
от 8 до 10. | 7,6. | ; | ; | 0,5. | 0,9. | ||||
от 10 до 13. | 7,7. | 3,6. | |||||||
свыше 13 лет. | 70,2. | 81,6. | 81,3. | 85,3. | |||||
Количество автомобилей, пребывающих в эксплуатации с момента заводского выпуска свыше 13-ти лет на 1 января 2012 г. в среднем по ЗАО «СХП «Ембаевское» составило 85,3% к их общему наличию.
Постоянное сокращение автопарка и его высокая техническая изношенность оказывают влияние на снижение экономической эффективности использования автотранспорта в сельском хозяйстве.
Анализ показателей использования грузового автомобильного транспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское» свидетельствует о снижении эффективности его работы (табл. 4.2).
Таблица 4.2.
Показатели использования грузового автотранспорта в ЗАО «СХП «Ембаевское».
Показатели. | |||||||
Маш.- дней грузовых автомобилей в хозяйстве, маш/дней. | |||||||
Маш. — дней в работе, маш/дней. | |||||||
Маш. — дней в ремонте, маш/дней. | |||||||
Общий пробег грузовых машин, тыс. км. | 513,8. | 375,9. | 363,4. | 401,8. | |||
в т.ч. с грузом, тыс. км. | 170,4. | 115,8. | 210,9. | 205,8. | |||
Перевезено грузов, тыс. тонн. | 42,1. | 32,7. | 97,3. | ||||
Коэффициент использования автопарка. | 0,32. | 0,21. | 0,38. | 0,30. | 0,70. | 0,42. | |
Коэффициент использования пробега. | 0,44. | 0,42. | 0,33. | 0,31. | 0,58. | 0,51. | |
Коэффициент технической готовности. | 0,95. | 0,99. | 0,87. | 0,93. | 0,95. | 0,95. | |
Коэффициент использования грузоподъемности. | 0,51. | 0,59. | 0,37. | 0,35. | 0,59. | 0,59. | |
Средняя продолжительность работы в сутки, часов. | 7,69. | ||||||
Себестоимость 1 т/км, руб. | 5,19. | 3,58. | 6,27. | 8,83. | 3,76. | 2,84. | |
Выработано машино — дней 1 автомобилем. | 137,1. | 109,3. | 256,2. | ||||
Затраты по автопарку всего, тыс. руб. | |||||||
Коэффициент использования автомобильного парка в ЗАО «СХП «Ембаевское» снижается в 2012 г. относительно 2011 г., что вызвано простоями автомобилей из-за технической неисправности, длительным нахождением в ремонте, отсутствием запасных частей, простоями под погрузкой, разгрузкой и т. д. Также наблюдается тенденция снижения коэффициента использования пробега. Это происходит из-за выполнения рейсов без груза. Коэффициент технической готовности зависит от наличия ремонтных мастерских, уровня организации технического обслуживания грузовых автомобилей, наличия ремонтного оборудования и запасных частей, а также специалистов по техническому обслуживанию грузовых автомобилей. Коэффициент использования грузоподъемности автомобилей в последние 2 года остался на прежнем уровне. Чем меньше удельный расход топлива, смазочных материалов, количества рейсов и других показателей на единицу перевезённого груза, тем выше значение этого коэффициента.
Обобщающим показателем работы автотранспорта является себестоимость перевозок, представляющая собой затраты на выполнение единицы транспортных работ. Так, себестоимость в 2011 и 2012 гг. снизилась за счет повышения коэффициента использования грузоподъемности и сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой.
5. Анализ обеспеченности предприятия водителями, их качественный состав с использованием метода группировки Трудовые ресурсы предприятия как главная и производительная сила представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства сельхозпродукции и его экономической эффективности.
Состав, размер и структура водителей ЗАО «СХП «Ембаевское» представлены в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1.
Состав водителей ЗАО «СХП «Ембаевское».
Группы водителей по классности. | 2012 год в % к 2008 году. | ||||||
102,94. | |||||||
132,43. | |||||||
29,10. | |||||||
Без класса. | 57,70. | ||||||
ВСЕГО. | 102,86. | ||||||
Таблица 5.2.
Структура водителей ЗАО «СХП «Ембаевское».
Категории работников. | 2012 год — 2008 год. | ||||||
86,90. | 84,04. | 85,89. | 85,85. | 86,99. | 0,09. | ||
7,99. | 12,63. | 11,39. | 10,85. | 10,29. | 2,30. | ||
0,53. | 0,69. | 0,74. | 0,66. | 0,15. | — 0,38. | ||
Без класса. | 4,58. | 2,64. | 1,98. | 2,65. | 2,57. | — 2,01. | |
ВСЕГО. | 100,00. | 100,00. | 100,00. | 100,00. | 100,00. | 0,00. | |
Данные таблицы показывают, что структура водителей предприятия постоянна. Наибольшую долю в структуре водителей занимают водители 1 класса. Их доля в структуре затрат в 2008 году занимает 87%, в 2009 году — 84%, в 2010 году — 86%, в 2011 году — 86% и в 2012 году значение опять достигло уровня 2008 года — 87%.
В количественном выражении численность водителей 1 класса увеличилась на 6 чел. или на 2,94%. Сократилась численности водителей 3 класса и водителей без класса. В целом по предприятию численность водителей выросла на 6 чел. или на 2,86%.
Движение рабочей силы на предприятии, связанное с приемом и увольнением работников, является важным объектом анализа, поскольку уровень стабильности кадров — один из факторов, оказывающих влияние на производительность труда и эффективность производства.
Анализ движения рабочих кадров выполняется путем расчета следующих коэффициентов:
— Коэффициент общего оборота, рассчитываемый как отношение числа принятых и уволенных работников за анализируемый период к среднесписочной численности работников.
— Коэффициент оборота рабочей силы по приему — отношение числа принятых к среднесписочной численности работников.
— Коэффициент оборота рабочей силы по увольнению — отношение числа уволенных к среднесписочной численности работников.
— Коэффициент текучести — отношение численности уволившихся по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины к среднесписочной численности работников.
Показатели движения водителей ЗАО «СХП «Ембаевское» представлены в таблице 5.3.
Таблица 5.3.
Движение водителей ЗАО «СХП «Ембаевское».
Показатели. | 2012 год в % к 2008 году. | ||||||
1. Среднесписочная численность водителей, чел. | 102,86. | ||||||
2. Принято на предприятие, чел. | 258,33. | ||||||
3. Выбыло с предприятия, чел. | 83,75. | ||||||
3 а) в том числе по собственному желанию и за на рушение трудовой дисциплины. | 78,95. | ||||||
4. Коэффициент оборота по приему, % (п.2: п.1)х100. | 1,3. | 1,1. | 3,1. | 4,7. | 360,76. | ||
5. Коэффициент оборота по выбытию, % (п.3: п.1)х100. | 8,5. | 8,4. | 9,5. | 10,1. | 10,1. | 119,25. | |
5. Коэффициент текучести, % (п.3а: п.1)х100. | 8,1. | 8,0. | 8,0. | 9,7. | 9,1. | 112,06. | |
На протяжении исследуемого периода текучесть кадров высокая: от 8,0% до 9,7%. В 2012 году по сравнению с 2008 годом значение этого показателя ухудшилось на 12,06%. Это связано с оттоком рабочей силы с предприятия и необходимостью занимать освободившиеся места новыми работниками.
Важной составной частью анализа производительности труда является анализ использования рабочего времени, приведенный в таблице 5.4.
Таблица 5.4.
Использование фонда рабочего времени.
Показатели. | 2012 год в % к 2008 году. | ||||||
1. Среднесписочная численность водителей, чел. | 102,86. | ||||||
2. Время, отработанное всеми работниками, тыс.час. | 67,28. | ||||||
3. Отработано всеми работниками, тыс.чел.-дней. | 65,13. | ||||||
4. Количество дней, отработанных одним работником. | 92,69. | ||||||
5. Время, отработанное одним работником, ч. | 95,57. | ||||||
6. Средняя продолжительность рабочего дня, ч. | 7,8. | 7,6. | 7,9. | 8,0. | 102,73. | ||
На предприятии в 2012 году по сравнению с 2008 годом на 19 дней снизилось количество отработанных одним водителем дней. За счет этого на 4,43% снизилось количество отработанных часов за год одним водителем, хотя средняя продолжительность рабочего дня увеличилась на 12 минут или на 2,73%.
6. Анализ взаимосвязи показателей использования автопарка с факторами, на нее влияющими Анализ структуры затрат по ЗАО «СХП «Ембаевское» показывает, что наибольший удельный вес занимает стоимость потребленных топлива, запчастей и материалов (табл. 6.1).
Таблица 6.1.
Структура затрат на грузовые перевозки в ЗАО «СХП «Ембаевское», %.
Статьи затрат. | |||||||
Затраты на оплату труда. | 18,9. | 20,5. | 24,3. | 22,2. | 23,2. | 26,6. | |
Отчисления на социальное страхование. | 2,3. | 2,6. | 3,0. | 2,8. | 2,9. | 3,3. | |
Амортизационные отчисления. | 4,4. | 6,1. | 9,3. | 14,1. | 12,7. | 10,6. | |
Материалы (топливо, запчасти, стройматериалы и т. д.). | 66,0. | 65,0. | 54,3. | 56,8. | 57,7. | 55,8. | |
Ремонт на стороне. | 6,5. | 2,7. | 6,8. | ||||
Прочие денежные затраты. | 1,8. | 3,1. | 2,2. | 4,1. | 3,5. | 3,7. | |
Итого. | |||||||
Основными причинами такого положения, на наш взгляд, являются: рост цен на топливо, рост уровня инфляции, изношенность автомобильного парка и ряд других причин, в том числе, состояние дорог. При работе в плохих дорожных условиях увеличивается расход топлива и смазочных материалов, износ шин, сокращается периодичность проведения технического обслуживания подвижного состава, чаще возникает необходимость в текущем ремонте.
Стоимость перевозок на дорогах с усовершенствованным покрытием снижается на 12 — 15%.
Используя прием элиминирования, можно определить степень влияния отдельных факторов на объем выполненных работ грузовым автотранспортом.
Таблица 6.2.
Влияние отдельных факторов на объем выполненных работ грузовым автотранспортом.
Показатели. | Отклонение от плана: | |||
План. | факт. | |||
а. | б. | в. | ||
1. Среднесписочное число грузовых автомобилей. | +1. | |||
2. Отработано дней в среднем на один автомобиль. | +6. | |||
3. Среднесуточный пробег автомобиля с грузом, км. | — 2. | |||
4. Средняя загруженность автомобиля, т. | 3,6. | 3,8. | +0,2. | |
5. Выполнено работ, тыс. т/км Отклонение объема выполн. работ, тыс. т/км в том числе за счет изменения. | 1 445 752,8. | |||
численности автомашин (стр.1встр.2а3астр.4а). | 100 252,8. | |||
количества отработанных дней (стр.1бстр.2встр.3астр.4а). | ||||
среднесуточного пробега (стр.1бстр.2бстр.3встр.4а). | — 390 420. | |||
средней загруженности автомобиля (стр.1бстр.2бстр.3бстр.4в). | ||||
Т.о. изменение объема работ, выполненное в 2012 году в сравнении с планом выросло на 1 445 752,8 тыс. т./км., в т. ч. за счет:
— фактического роста численности автомашин объем работ вырос на 100 252,8 тыс. т/км,.
— за счет роста количества отработанных дней — на 477 900 тыс. т/км,.
— за счет сокращения среднесуточного пробега произошло снижение на 390 420 тыс. т/км,.
— за счет роста средней загруженности автомобиля — на 1 258 020 тыс. т/км.
Выводы и предложения по использованию автопарка в хозяйстве На основе исследования ЗАО «СХП «Ембаевское» сделаны следующие выводы, направленные на повышение эффективности использования грузового автомобильного транспорта в сельском хозяйстве.
Отличительными особенностями формирования грузового автопарка сельскохозяйственных предприятий являются: сезонность использования грузовых автомобилей; необходимость иметь в сельскохозяйственных предприятиях машины разной грузоподъемности; многообразие видов и марок грузовых автомобилей; невозможность или сложность замены марок автомобилей на некоторых видах грузоперевозок.
Анализ состояния и использования грузовых автомобилей показывает, что их количество с каждым годом уменьшается. Это вызвано высоким уровнем изношенности автомобильного парка, уменьшением объемов приобретаемой техники и перехода грузовых автомобилей из государственной собственности в частную. Наряду с этим с каждым годом увеличивается количество автомобилей, пребывающих в эксплуатации свыше 13-ти лет.
Основные показатели работы автомобилей — это производительность и себестоимость перевозок, которые зависят, прежде всего, от условий, в которых используются транспортные средства. На снижение себестоимости и повышение эффективности использования автопарка влияют такие показатели, как коэффициент технической готовности автопарка, коэффициент использования автопарка, коэффициент использования пробега, степень использования грузоперевозящего подвижного состава в сельскохозяйственных предприятиях, коэффициент выхода автопарка, коэффициент использования грузоподъемности автомобилей.
В сельском хозяйстве возрастает роль организации и управления транспортными процессами, оказывающими существенное влияние на эффективность использования автомобильного транспорта и предприятия в целом. К современным методам оперативного руководства и управления работой автомобильного транспорта относятся: диспетчерская служба сельскохозяйственных предприятий, оперативные графики транспортных процессов на напряженные периоды, применение ЭВМ и современной оргтехники для сбора и обработки оперативной информации по выполнению транспортных процессов и другие. К сожалению, как показали исследования, на современном этапе отсутствуют четкие комплексные планы оперативного управления и организации работы транспортного парка даже на период уборки урожая.
В качестве предложений по использования в сельскохозяйственных предприятиях можно выделить: методический подход по формированию оптимального состава автотранспорта и его использования в сельскохозяйственных предприятиях на основе экономико-математических методов; экономико-математическую модель с блочно-диагональной структурой по определению состава грузового автомобильного транспорта; разработанную информационную систему по учету работы грузового автотранспорта, которая позволяет автоматизировать формирование месячных, квартальных и годового отчетов по учету работы водителей, по учету работы автомобилей, по отнесению затрат на основное производство в разрезе субсчетов, сводного отчета по автопарку; автоматизированную информационную систему по расчету себестоимости 1т/км; предложения по совершенствованию процесса управления и эффективности использования грузового автотранспорта в сельскохозяйственных предприятиях на основе применения спутниковых навигационных и геоинформационных систем.
1. Абалонин С.Л."Стратегические зоны хозяйствования АТП" //Автомобильный транспорт № 6−2009 с.17−18;
2. Азымова Т. Н. Особенности деятельности предприятий автомобильного транспорта, //Главный бухгалтер" № 4−2009 с.17−20.
3. Анисимов А. П., Экономика, планирование и анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий, М.: Транспорт-2010 г.;
4. Вельможин А. К., Гудков В. П. «К вопросу о рынке транспортных услуг» //Автомобильный транспорт № 3−2010 с. 14 015.
5. Кулинцев Ф. С., Колосова Т. И. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, М.: -2011 г.
6. «Российский статистический ежегодник», Федеральная служба государственной статистики, 2012 г.
7. Савицкая Г. А. «Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК» Минск-2008 с.100−112.
8. Сайранов Р. Н., Гайсин Р. С. Организация материального стимулирования работников автопарка, Уфа — 2009 с.20−23.
9. «Статистика транспорта», Е. В. Петрова, О. И. Гончаренко, А. Л. Кевеш, Под ред. М. Р. Ефимовой. — М.: Финансы и статистика, 2011.
10. «Теория статистики», под редакцией профессора Р. А. Шмойловой, Москва, 2012 г.
11. Экономика, планирование и организация предприятий автомобильного транспорта под. ред. Голованенко С. Л. //М.: «Высшая школа""-2008 г.
12. Шеремет А. Д., Сайфуллин Р. С., Методика финансового анализа, М.: Инфра-М 2011. с.50−70.
13. Анилов В. А. «Правила движения к успеху» //Нефть России" № 5−6 2000 г. с.62−63.