Техническое обслуживание и ремонт дорожных машин
Негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду проявляется прежде всего в загрязнении атмосферного воздуха. Наибольшая доля химического загрязнения приходится на отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания. К токсичным компонентам относятся оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и серы, альдегиды, сажа, бензо (а) пирен и соединения свинца. Причиной образования… Читать ещё >
Техническое обслуживание и ремонт дорожных машин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Расчет программы по обслуживанию и ремонту дорожных машин
- 1.1 Расчет годовой наработки машин, определение потребностей в ремонтах и технических обслуживаньях
- 1.2 Расчет трудоемкости работ и определение мощности средств ремонта и технического обслуживания
- 2. Расчет годовой программы по обслуживанию и ремонту автомобилей
- 2.1 Определение периодичности технического обслуживания и ремонта
- 2.2 Определение трудоемкости технического обслуживания и ремонта машин
- 3. Расчет технического обслуживания и ремонта дорожных машин
- 3.1 Годовой план технического обслуживания и ремонта
- 4. Технологическая карта на выполненые работы по то машины
- 5. Охрана труда
- 5.1 Мероприятия по технике безопасности
- 5.2 Мероприятия по пожарной безопасности
- 6. Мероприятия по охране окружающей среды
- Список литературы
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от совершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей сохранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, которые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают техническому обслуживанию (ТО) и ремонту.
Техническое обслуживание — это комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, при стоянке, хранении или транспортировании. ТО является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке, через строго определенные периоды эксплуатации автомобиля.
Выполнение работ по ТО и ремонту автомобиля предшествует оценка его технического состояния (диагностирование). Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле, с предельными. Диагностирование при ремонте автомобиля заключается в нахождении неисправности и установлении метода ремонта и объема работ при ремонте, а также проверке качества выполнения ремонтных работ. Своевременное проведение ТО и текущего ремонта подвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправном состоянии.
техническое обслуживание ремонт машина Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и поломок узлов и деталей автомобилей. Наиболее часто отказы возникают по двигателю. По числу отказов на двигатель автомобиля приходится примерно половина всех отказов. Поэтому в данном проекте разработан участок текущего ремонта двигателей автомобилей.
Целью курсового проекта является:
1. Произвести годовой расчет наработки машин
2. Определить потребность в ТО и Р машин
3. Произвести расчет трудоемкости работ по ТО и Р машин
4. Определить мощность средства ТО и Р машин
5. Спланировать годовой план ТО и Р машин
6. Спланировать месячный план-график ТО и Р машин
7. Разработать технологическую карту
8. Разработать мероприятия по технике безопасности
9. Разработать мероприятия по противопожарной безопасности
10. Разработать мероприятия по охране окружающей среды
1. Расчет программы по обслуживанию и ремонту дорожных машин
1.1 Расчет годовой наработки машин, определение потребностей в ремонтах и технических обслуживаньях
В настоящее время, в строительстве установлен порядок планирования технического обслуживания и ремонтов машин, согласно которому периодичность этих мероприятий определяется в часах наработки. Чтобы рассчитать среднюю годовую наработку одной машины в течении года, воспользуемся формулой:
Где До — годовая директивная норма использования машины данной группы, выраженная в часах рабочего времени, час;
— плановый коэффициент выполнения директивных норм, = 1,1 — 1,3.
Средняя годовая наработка одной машины данной группы определяется по формуле:
Где — коэффициент использования рабочего времени.
Результаты расчетов помещаем в таблицу 1.1
Таблица 1.1 — Планируемое число работы машины
Наименование машины | Директивная норма (), час | Коэффициент выполнения, | Планируемое число часов работы, час | |
Кс-3575Б | 1,1 | |||
Кс-3577А | 1,1 | |||
Мкп-25А | 1,1 | |||
Дз-186 | 1,1 | |||
Эо-3322В | 1,1 | |||
Определяем годовую наработку машин и результаты объединяем в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 — Годовая наработка машины
Наименование машины | Планируемое число работы, час | Коэффициент использование рабочего времени, | Годовая наработка,, час | |
Кс-3575Б | 0,7 | |||
Кс-3577А | 0,7 | |||
Мкп-25А | 0,6 | |||
Дз-186 | 0,8 | |||
Эо-3322В | 0,8 | |||
Определяем среднее количество ремонтов и ТО. Для этого определяем суммарное количество капитальных ремонтов и списаний машин в год по формуле:
Где — Периодичность капитальных ремонтов, час
Z — количество однотипных машин, ед.
Результаты сводим в таблицу 1.3.
Таблица 1.3 — Суммарное количество капитальных ремонтов и списаний машин за год
Наименование машины | Число машин (Z,) ед. | Средняя наработка час | Периодичность КР час | Число КР ед. | |
Кс-3575Б | |||||
Кс-3577А | |||||
Мкп-25А | |||||
Дз-186 | |||||
Эо-3322В | |||||
Рассчитаем потребность в остальных плановых мероприятиях
Где , — количество текущих ремонтов и ТО в год, ед.,
— периодичность текущих ремонтов и ТО в таблицу 1.4
Таблица 1.4 — Периодичность текущих ремонтов и ТО машин
Наименование машин | Периодичность, час | ||||
Кс-3575Б | 2раза в год | ||||
Кс-3577А | 2раза в год | ||||
Мкп-25А | 2 раза в год | ||||
Дз-186 | 2 раза в год | ||||
Эо-3322В | 2 раза в год | ||||
Таблица 1.5-Потребность в ремонтах и ТО
Наименование машин | Количество мероприятий, ед. | ||||
Кс-3575Б | |||||
Кс-3577А | |||||
Мкп-25А | |||||
Дз-186 | |||||
Эо-3322В | |||||
1.2 Расчет трудоемкости работ и определение мощности средств ремонта и технического обслуживания
Годовая трудоемкость работ по каждому виду мероприятий определяется исходя из их количества, рассчитанного ранее, и номер трудозатрат по формуле:
(1.8)
(1.9)
(1.10)
(1.11)
Где — нормы трудозатрат на один текущий ремонт ил ТО соответствующий одной данной группы.
Выписываем нормы трудоемкости ремонта и ТО одной машины в таблицу 1.6
Таблица 1.6 — Трудоемкость ремонта и ТО одной машины
Наименование машин | Трудоемкость, норм. Час. | ||||
Кс-3575Б | |||||
Кс-3577А | |||||
Мкп-25А | |||||
Дз-186 | |||||
Эо-3322В | |||||
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.7.
Таблица 1.7 — Общая трудоемкость и ТО
Наименование машин | Трудоемкость, норм. Час. | ||||
Кс-3575Б | |||||
Кс-3577А | |||||
Мкп-25А | |||||
Дз-186 | |||||
Эо-3322В | |||||
Рассчитанные таким образом трудоемкости учитывают только плановые мероприятия, однако в практике эксплуатации машин случаются также и непредвиденные отказы машин. Для их устранения неизбежно проведение внеплановых ремонтов, что связано с необходимостью выделения дополнительных производственных площадей и затрат ресурсов. Учесть неплановые ремонты можно путем увеличения рассчитанной ранее трудоемкости плановых ремонтов.
(1.12)
Где — общая трудоемкость ремонтов 1.7.
При следующем расчете годовой мощности (пропускной способности) средств ремонта и ТО, должны быть предусмотрены необходимые резервы, чтобы в летний период, когда многие машины используются наиболее интенсивно, не было задержек в проведении нужных мероприятий. С этой целью рассчитывают потребные мощности ремонта и ТО для каждого вида мероприятий, кроме СО, по всем группам машин исходя из потребностей в наиболее напряженный квартал года по формуле:
(1.13)
(1.14)
(1.15)
Где — трудоемкость ремонта в наиболее напряженный квартал года, норм. час;
— доля (в процентах) выполнения директивных норм в наиболее напряженный квартал года.
Результаты расчетов сводим таблицу 1.8.
Таблица 1.8 — Потребная трудоемкость ремонтов и ТО в наиболее напряженный квартал года
Наименование машин | Наиболее напряженный квартал года | Доля выполнения норм, | Трудоемкость, норм час | |||
Кс-3575Б | ||||||
Кс-3577А | ||||||
МКП-25А | ||||||
Дз-186 | ||||||
Эо-3322В | ||||||
Потребная трудоемкость ремонтов и ТО в год, исходя из трудоемкости в наиболее напряженный квартал года, определяем по формулам:
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.9.
Таблица 1.9 — Потребная трудоемкость ремонтом и ТО
Наименование машин | Потребная трудоемкость, норм час | |||
Кс-3575Б | ||||
Кс-3577А | ||||
МКП-25А | ||||
Дз-186 | ||||
Эо-3322В | ||||
Итого | ||||
2. Расчет годовой программы по обслуживанию и ремонту автомобилей
2.1 Определение периодичности технического обслуживания и ремонта
Среднесуточный пробег машин определяется по формуле:
Где — время пребывания в наряде (10−12 ч);
— средняя техническая скорость;
— коэффициент использования рабочего времени,
В таблицу 2.1 сводим все данные по парку машин.
Таблица 2.1 — Список автомашин
Наименование и марки машин | Среднесуточный пробег | Кол-во машин | |
МАЗ-5551 | |||
Периодичности ТО и ремонтов для 1 категории эксплуатации берутся из Положения по ТО и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта.
Расчет корректирующих коэффициентов для ТО и ремонта осуществляется по формуле:
(2.2)
Где: — коэффициент, зависящий от условий эксплуатации для категории.
— коэффициент, зависящий от природно-климатических условий.
Корректирующий коэффициент для капитального ремонта рассчитываются по формуле:
Где — коэффициент зависящий от спецификации автомобиля Результаты расчетов сводим в таблицу 2.2
Таблица 2.2 — Нормативы по обслуживанию и ремонту автомашин
Наименование и марка | Виды ТО и Р | Периодичность ТО и ремонта | ||||
Для 1 категории условий эксплуатации | Корректирующий коэффициент | Для заданных условий эксплуатации | Принято для расчета | |||
МАЗ-5551 | ЕО | |||||
ТО-1 | 0,81 | |||||
ТО-2 | 0,81 | |||||
КР | 0,9 | |||||
2.2 Определение трудоемкости технического обслуживания и ремонта машин
Трудоемкость берется из Положения по ТО и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта.
Определение и расчет корректирующих коэффициентов трудоемкости по ТО и ремонту.
Корректирующий коэффициент технического обслуживания:
Где — корректирующий коэффициент зависящей от модификации подвижного состава;
— неизменный корректирующий коэффициент.
Корректирующий коэффициент текущего ремонта:
Где — корректирующий коэффициент зависящей от периодичности КР и среднесуточного пробега (для каждой машины рассчитывается отдельно.)
Результаты расчетов сводим в таблицу 2.3
Наименование и марка | Виды ТО и Р | Трудоемкость норм час | |||
Для 1 категории условий эксплуатации | Корректирующий коэф-т | Для заданных условий эксплуатации | |||
МАЗ-5551 | ЕО | 0,30 | 1,5 | 0,45 | |
ТО-1 | 3,4 | 1,5 | 5,1 | ||
ТО-2 | 13,8 | 1,5 | 20,7 | ||
СО | 2,76 | 1,5 | 4,14 | ||
ТР | 6,2 | 6,2 | |||
Количество технических обслуживаний и ремонтов за цикл на одну машин определяется по формуле:
(2.6)
(2 7)
(2.8)
(2.9)
Где — количество капитальных ремонтов, ТО-2, ТО-1, ЕО;
— принятый пробег до капитального ремонта (пробег за цикл);
— принятые периодичности проведения ТО-2, ТО-1, ЕО.
Коэффициент перехода от цикла к году определяется по формуле:
(2.10)
Где — число рабочих дней парка в году;
— количество дней в цикле
(2.11)
Где — число дней эксплуатации за цикл;
— дни простоев в ТО — 2, ТР и КР за цикл:
(2.12)
Где — простой в капитальном ремонте;
Д — простой в ТО и ТР.
Трудоемкость текущего ремонта Расчеты сводим в таблицу 2.4
Таблица 2.4 — Годовое количество и общая трудоемкость технических обслуживаний и ремонтов машин
Наименование машин | Виды ТО и Р | Кол-во машин | Кол-во ТО и Р за цикл | Коэф-нт перехода от цикла к году | Годовое кол-во | Трудоемкость одного ТО и Р, норм. Час | Общая трудоемкость, норм. Час | |
МАЗ-5551 | ЕО | 0,3 | 0,45 | |||||
ТО-1 | 0,3 | 5,1 | ||||||
ТО-2 | 0,3 | 20,7 | ||||||
СО | 4,14 | |||||||
ТР | 6,2 | |||||||
Трудоемкость для таблицы 2.5 выписываем из таблицы 2.4.
Таблица 2.5 — Производственная программа по техническому обслуживанию машин
Наименование машин | Трудоемкость, норм. час | ||||
ТО-1 | ТО-2 | СО | Всего | ||
МАЗ-5551 | |||||
Виды работ и проценты для распределения трудоемкости текущего ремонта по видам работ приняты согласно Указаниям по организации и проведению технического обслуживания и ремонта машин.
Таблица 2.6 — Производственная программа по текущему ремонту автомашин
Виды работ | Распределение трудоемкости ТР и по видам работ | ||
% | Норм час | ||
Крепежный и регулировочные | |||
Разборочно-сборочные | |||
Итого постовых работ | |||
Ремонт агрегатов и узлов | |||
Электротехнические | |||
Ремонт системы питания | 3,5 | ||
Шинные работы | 2,5 | ||
Медницко-жестяницкие | |||
Сварочные | |||
Кузнечно-рессорные | |||
Станочные | |||
Столярно-обойные | |||
Молярные | |||
Итого | |||
3. Расчет технического обслуживания и ремонта дорожных машин
3.1 Годовой план технического обслуживания и ремонта
Число технического обслуживания и ремонтов каждого вида ТО и Р, которые должны быть проведены в планируемом году, определяется по формуле:
;(3.1)
Где — число технических обслуживаний и ремонтов в планируемом году;
— величина наработки на начало планируемого года со времени проведения последнего, аналогичного расчетному виду технического обслуживания, ремонта или начала эксплуатации, ч;
— планируемая наработка на расчетный год, ч;
— периодичность выполнения соответствующего вида технического обслуживания или ремонта, по которому ведется расчет, ч;
— число видов технического обслуживаний и ремонтов с периодичностью, больше периодичности того вида, по которому ведется расчет, ч;
Определяем месяц, в котором должен производиться капитальный ремонт машин:
(3.2)
Где — порядковый номер месяца, в котором должен производиться капитальный ремонт:
— периодичность выполнения капитального ремонта, ч;
— наработка машин после последнего капитального ремонта или с начала эксплуатации (если капитальный ремонт не производится) до начала планируемого года, ч.
Таблица 3.1 — Фактическая наработка на начало года
Инвентарный № машин | Наименование машин | Фактическая наработка (ч), пробег (км) | Наработка в планируемом году | |||||
С начала эксплуатации | Со времени проведения | |||||||
КР | ТР | ТО-2 | ТО-1 | |||||
КС-3575Б | ||||||||
КС-3577А | ||||||||
МКП-25А | ||||||||
Дз-186 | ||||||||
ЭО-3322В | ||||||||
В 929 МУ | МАЗ-5551 | |||||||
1) КС-3575Б
2) КС-3577А
3) МКП — 25А
4) Дз-186
5) ЭО-3322В
6) МАЗ-551
Таблица 3.2
Инвентарный №машин | Наименование машин | Фактическая работа (ч) пробег (км) | Планируемая наработка на месяц | |||||
С начала эксплуатации | Со времени проведения | |||||||
КР | ТР | ТО-2 | ТО-1 | |||||
КС-3575Б | ||||||||
КС-3577А | ||||||||
МКП-25А | ||||||||
Дз-186 | ||||||||
ЭО-3322В | ||||||||
В929 МУ | МАЗ-5551 | |||||||
1) КС-3575Б
2) КС-3577А
3) МКП-25А
4) Дз-186
5) ЭО-3322В
6) МАЗ-551
4. Технологическая карта на выполненые работы по то машины
ТО-1 — провести очистительные, крепежные и контрольно-осмотровые работы, обращая особое внимание на состояние изоляции проводов и контактов внешней цепи. Сильно окисленные контакты зачистить, при спайке или надрыве проводов в местах соединения с клеммами, их следует заменить. Проверить пуск двигателя стартером, при обнаружении неисправностей, стартер следует сдать для проверки в электроцех.
ТО-2 — выполнить объем работ при ТО-1. Проверить работу стартера пуском двигателя, после проведения диагностики переносными приборами или с помощью мототестеров, делают заключение о техническом состоянии стартера. Если он работоспособен и в данной модели автомобиля к нему есть доступ, то работы по обслуживанию можно провести не снимая его с двигателя. Предварительно необходимо снять защитную ленту, проверить состояние щеток и коллектора, при замасливании его протирают ветошью, смоченной в бензине, следы подгорания и окисления можно удалить, подсунув полоску шкурки под щетки зерном к коллектору (зернистость 100−140). Затем полость стартера продуть сжатым воздухом. При явной неисправности и при сезонном ТО-2, не обходимо стартер передать в электроцех для диагностики обслуживания и ремонта.
5. Охрана труда
5.1 Мероприятия по технике безопасности
К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию дорожных машин допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.
Работник должен работать в спецодежде и в случае необходимости использовать другие СИЗ. Работник должен соблюдать правила личной гигиены.
Перед началом работы необходимо обратить внимание на следующие требования: надеть спецодежду и застегнуть манжеты рукавов; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы; проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений; проверить состояние пола на рабочем месте.
При выполнении работ необходимо соблюдать требования:
все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах). Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт;
после постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), выключить кнопку выключения массы автомобиля, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, перекрыть расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложить противооткатные упоры (не менее двух) под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать — работают люди!». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.
вывешивание подвижного состава с помощью подъемников производить в соответствии с требованиями паспортов (инструкций) подъемников.
ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады производить только на лежаке. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.
при разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты, специальные приспособления и тому подобное. Трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом;
5.2 Мероприятия по пожарной безопасности
Ответственность за пожарную безопасность предприятий, учреждений и организаций несут их руководители. Ответственность за пожарную безопасность отдельных помещений и оборудования несут должностные лица, специально назначенные приказом руководителя.
Соблюдать требования пожарной безопасности, поддерживать противопожарный режим.
Баллоны с горючими газами, ёмкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также аэрозольные упаковки должны быть защищены от солнечного и иного воздействия.
Проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина, и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.
осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности.
запрещается оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации.
запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы
запрещается обёртывать электролампы и светильники бумагой, тканью, и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции.
При эксплуатации систем вентиляции и кондиционирования воздуха запрещается:
оставлять двери вентиляционных камер открытыми;
закрывать вытяжные канаты, отверстия и решётки;
подключать к воздуховодам газовые отопительные приборы;
выжигать скопившиеся в воздуховодах жировые отложения, пыль и другие горючие вещества.
При обнаружении пожара и признаков горения в здании, помещения (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.) необходимо:
немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также свою фамилию);
принять посильные меры эвакуации людей и тушению пожара.
Обязанности руководителей, должностных лиц и работников учреждений и организаций должны быть отражены в соответствующих должностных инструкциях.
Каждый работающий обязан четко знать и выполнять требования правил пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;
ежегодно проходить обучение мерам пожарной безопасности, в порядке, установленном приказом руководителя организации.
Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий, несут ответственность в дисциплинарном, административном и судебном порядке.
6. Мероприятия по охране окружающей среды
Автомобилизация, позволяющая человеку быть мобильным и обеспечивающая комфортные условия передвижения с большой скоростью на большие расстояния, с одной стороны является благом технического прогресса, с другой представляет собой серьезную угрозу, так как автомобили негативно воздействуют на окружающую среду и являются источником повышенной опасности для человека.
Негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду проявляется прежде всего в загрязнении атмосферного воздуха. Наибольшая доля химического загрязнения приходится на отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания. К токсичным компонентам относятся оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и серы, альдегиды, сажа, бензо (а) пирен и соединения свинца. Причиной образования оксида углерода является неполное сгорание топлива. Кроме отработавших газов источниками загрязнения являются картерные газы, а так же испарения топлива из топливной системы. В отличие от промышленных предприятий, выброс которых концентрируется в определенной зоне, автомобиль является передвижным источником загрязнения и рассеивает выбросы непосредственно в приземном слое атмосферы.
При движении автомобиля в атмосферный воздух так же попадает большое количество пыли, которая образуется в результате истирания дорожного полотна и шин.
Автомобиль так же является источником вибрации и инфразвука.
Основными направлениями снижения воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду являются:
снижение потребления материальных ресурсов при производстве автомобиля
совершенствование процессов смесеобразования и сгорания топлива в ДВС
совершенствование конструкции автомобилей
нейтрализация ОГ
применение альтернативных топлив
повышение топливной экономичности и экологичности автомобилей в процессе технического обслуживания, эксплуатации и др.
1. Артемьев В. П. «Методологические указания выполнения дипломного проекта для специальности «Машины и механизмы транспортного строительства» М.: 1989.
2. Брозгин Ю. Н. «Методические указания по выполнению курсового проекта по предмету: «Техническая эксплуатация и ремонт машин» М.: 1991.
3. Гургич И. С. «Эксплуатация и ремонт дорожных машин и оборудования» М.: 1989
4. Журба В. А. «Машины для транспортного строительства» М.: 1984.
5. Методические указания по курсовому проекту по предмету: «Эксплуатации и техническом обслуживании машин» .
6. Положение по ТО и ремонту машин подвижного состава автотранспорта. М.: 1988.
7. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин.