Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование администрирования транспортного налога

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субъектами Российской Федерации, собравшими наибольшей процент от начисленного транспортного налога, являются Ненецкий АО (112%), Чукотский АО (101%), Томская область (141%). Субъектами Российской Федерации, собравшими наименьший процент от начисленного транспортного налога, являются Кабардино-Балкарская Республика (41%) и Карачаево-Черкесская Республика (46%). Одним из обоснований данногоразрыв… Читать ещё >

Совершенствование администрирования транспортного налога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Сибирский федеральный университет Институт экономики, управления и природопользования Кафедра финансов

Курсовая работа

Совершенствование администрирования транспортного налога

Красноярск 2013

1. Теоретические аспекты администрирования транспортного налога

1.1 Понятие, методы и формы налогового администрирования

1.2 Транспортный налог как объект налогового администрирования

2. Современная практика налогообложения транспортным налогом

2.1 Анализ поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет РФ и в краевой бюджет Красноярского края

2.2 Анализ арбитражной практики в сфере транспортного налога

3. Предложения по совершенствованию администрирования транспортного налога Заключение Список литературы Приложения

Современное развитие общественно-экономических отношений в совокупности с реформированием налоговой системы требует повышения поступления налогов, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом.

Одной из основных проблем государства является обеспечение поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом платежей.

Финансовая деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной только в том случае, если будет разработан оптимальный механизм налогового администрирования.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.

Цель данной курсовой работы — разработка предложений по совершенствованию администрирования транспортного налога.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие, методы и формы налогового администрирования;

2. Выявить особенности транспортного налога как объекта налогового администрирования;

3. Проанализировать поступление транспортного налога в среднем по России и в краевой бюджет Красноярского края;

4. Обобщить арбитражную практику в сфере транспортного налога;

5. Разработать предложения по совершенствованию администрирования транспортного налога.

В процессе выполнения курсовой работы применялись следующие методы научного познания: статистические наблюдения, обработка полученных данных посредством анализа и синтеза, методы сравнения, принципы исторического, логического, системного анализа, метод обобщения.

Информационной базой исследования послужили официальные документы, работы отечественных и зарубежных авторов в области финансов, налогов, социологии, социально-экономической стратификации общества.

Объект исследования: налоговые правоотношения между государством и плательщиком транспортного налога.

Объем работы включает введение, три главы, три рисунка, заключение, приложения, список использованной литературы.

1. Теоретические аспекты администрирования транспортного налога

1.1 Понятие, методы и формы налогового администрирования

В литературе высказываются различные точки зрения о понятии налогового администрирования. Так, по мнению А. В. Иванова, под налоговым администрированием в широком смысле понимается система мероприятий, осуществляемых Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, направленных на оптимизацию налоговой составляющей доходной части консолидированного бюджета России [1, С. 72]. При этом в систему мероприятий налогового администрирования попадают:

· планирование объемов налоговых поступлений в бюджет;

· подготовка федеральных программ единой финансовой и налоговой политики РФ;

· подготовка в рамках законодательной инициативы Правительства РФ проектов федеральных законов о налогах и налогообложении;

· непосредственный контроль за поступлением налогов на бюджетные счета, взыскание недоимки, привлечение к ответственности за налоговые нарушения.

М.Ю. Орлов под налоговым администрированием понимает деятельность уполномоченных органов власти, связанную с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц, поскольку в этих функциях в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров.

В отличие от вышеназванных точек зрения А. З. Дадашев и А. В Лобанов под налоговым администрированием понимают, прежде всего, организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений, включающую «совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России» [3, С. 4].

По мнению Спирина М. А., налоговое администрирование означает «управление в области налогообложения», т. е. представляет собой реализацию управляющим субъектом своих управленческих функций.

При этом управляющим субъектом может выступать как лицо, выступающее от имени государства, так и лицо выражающее частные интересы.

Целью налогового администрирования является повышение эффективного функционирования налоговой системы. Задачей налогового администрирования планирование валовых внутренних налоговых начислений государства и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов согласно налоговому кодексу.

В налоговых системах, как и в налоговых информационных системах, налоговое администрирование позволяет экономическим объектам своевременно выявить и устранить ошибки в налоговом учете по конкретным налогам, что позволяет снизить риск потери финансовой устойчивости этого экономического объекта и государства целиком. Помимо этого, налоговое администрирование способствует повышению эффективности фискальной политики государства посредством осуществления контроля собираемости налогов.

В качестве методов налогового администрирования выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются.

Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.

Налоговое планирование может быть текущим (тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).

Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий.

В ходе налогового планирования оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона, утверждается бюджет по налогам, выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен, разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней, определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот.

Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно — налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционированного действия.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок — процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель — препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:

— регистрация и учет налогоплательщиков;

— прием и обработка отчетности;

— учет поступления налогов и начисленных сумм;

— контроль за своевременным поступлением платежей;

— камеральные налоговые проверки;

— выездные налоговые проверки;

— реализация материалов налоговых проверок;

— контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

1.2 Транспортный налог как объект налогового администрирования

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога регулируется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Под объектом налогообложения транспортным налогом следует понимать автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, п. 1 ст.258].

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база определяется:

Таблица 1 — Определение налоговой базы в соответствии с видом транспортного средства

Транспортное средство

Налоговая база

1. Транспортные средства, имеющие двигатели

мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

1.1 Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы

2. Водное несамоходное (буксируемое) транспортное средство, для которого определяется валовая вместимость

валовая вместимость в регистровых тоннах

3. Водные и воздушные транспортные средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1. и 2единица транспортного средства

единица транспортного средства

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год. Для налогоплательщиков, являющихся организациями, законами субъектами Российской Федерации могут быть установлены отчетные периоды (квартал, полугодие, 9 месяцев).

Налоговые ставки, установленные статьей 361 НК РФ, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно).

Также, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации [6, п. 1 ст. 362].

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, определяется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями определяется как разность исчисленной суммы налога и суммы авансовых платежей по налогу.

Сумма авансового платежа, уплачиваемого организациями, определяется как одна четвертая произведения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

В случае, если произошла регистрация транспортного средства и (или) снятие транспортного средства с регистрации в течение налогового (отчетного) периода, то исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента:

К = число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика / число календарных месяцев в налоговом (отчетном).

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. [6, п. 4 ст.362]

На территории Красноярского края законом Красноярского края от 08.11.2007 № 3−676 (в ред. от 11.10.2012) «О транспортном налоге» установлены максимальные ставки транспортного налога (Приложение 2).

Данным законом освобождаются от уплаты транспортного налога следующие категории налогоплательщиков:

1) на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно:

а) Героев Советского Союза;

б) Героев Российской Федерации;

в) Героев Социалистического Труда;

г) полных кавалеров ордена Трудовой славы;

д) полных кавалеров ордена Славы;

е) инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий;

ж) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

з) родителей и не вступивших в повторный брак вдов (вдовцов) инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

и) военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

к) граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

л) одного из родителей (усыновителей), опекунов, попечителей ребенка-инвалида;

м) физических лиц, являющихся пенсионерами в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

2) инвалидов из числа лиц, не указанных в подпунктах «а» — «к» подпункта 1 настоящего пункта, на которых зарегистрировано транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно [7];

3) другие категории граждан.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, но не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

2. Современная практика налогообложения транспортным налогом

2.1 Анализ поступлений транспортного налога в консолидированный бюджет РФ и в краевой бюджет Красноярского края

транспортный налог бюджет Так как транспортный налог является региональным, все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Данные средства идут на строительство и ремонт дорог.

Для того, чтобы оценить эффективность администрирования транспортного налога рассмотрим процент фактического поступления транспортного налога в среднем по России и на территории Красноярского края, который находится как отношение суммы поступившего транспортного налога в бюджет к сумме начисленного к уплате транспортного налога:

Рисунок 1 — Процент фактического поступления транспортного налога в бюджеты субъектов РФ в период с 2007 года по 2011 год, % (Приложение 1)

Как видно из представленного выше рисунка, процент фактического поступления транспортного налога в среднем по России в период с 2007 года по 2011 год находился на уровне 77%. Таким образом, можно утверждать, что около 20% начисленного транспортного налога не поступило в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим фактическое поступление транспортного налога в разрезе федеральных округов в 2011 году (Приложение 2):

Рисунок 2 -Процент фактического поступления транспортного налога в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2011 году, %

На основании представленного выше рисунка можно сделать вывод о том, что наибольшая собираемость транспортного налога наблюдается в Уральском федеральном округе (89%), наименьшая собираемость в Северо-Кавказском федеральном округе (53%).

Субъектами Российской Федерации, собравшими наибольшей процент от начисленного транспортного налога, являются Ненецкий АО (112%), Чукотский АО (101%), Томская область (141%). Субъектами Российской Федерации, собравшими наименьший процент от начисленного транспортного налога, являются Кабардино-Балкарская Республика (41%) и Карачаево-Черкесская Республика (46%). Одним из обоснований данногоразрыв в показателе собираемости транспортного налога среди субъектов РФ выступает тот факт, что ставки транспортного налога сильно дифференцированы по различным субъектам, следовательно, возникает сильное различие в налоговой нагрузке.

Рассмотрим динамику фактического поступления транспортного налога в бюджет Красноярского края (Приложение 3):

Рисунок 3 — Процент фактического поступления транспортного налога на территории Красноярского края в период с 2008 года по 2011 год, %

Динамика процента фактического поступления транспортного налога на территории Красноярского края показывает положительные результаты. На протяжении периода с 2008 года по 2011 год показатель собираемости транспортного налога на территории Красноярского находился на уровне 82% и был выше, чем в среднем по России.

2.2 Анализ арбитражной практики в сфере транспортного налога

Одной из главных и наиболее часто встречающихся проблем в арбитражной практике в сфере транспортного налога является проблема определение категории транспортного средства и применение к нему соответствующей ставки.

В Налоговом кодексе РФ не установлено правило разграничения автотранспорта в зависимости от категории и типа, и отсутствует ссылка на конкретный документ, содержащий данное правило. При определении категории транспортного средства необходимо руководствоваться «Общероссийским классификатором основных фондов» и «Конвенцией о дорожном движении», заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, и паспортом транспортного средства.

Однако наименование категорий транспортных средств в «Конвенции о дорожном движении» не соответствуют наименованию категорий транспортных средств, указанных в Налоговом кодексе РФ. Так, в данной конвенции выделяют категории транспортных средств «А», «В», «С», «D», «Е». Вместе с тем к категории «В» относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, отнесение транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству. Таким образом, использование этого документа для расчета транспортного налога не представляется целесообразным. Согласно арбитражной практике, Общероссийский классификатор также не может применяться при расчете транспортного налога. Зачастую встречается такая ситуация, когда и в паспорте транспортного средства отсутствует категория и тип транспортного средства.

Рассмотрим ниже конкретный пример из арбитражной практики, в котором один арбитражный суд относит автомобиль «ГАЗ-2705» к категории легковых, другой к категории грузовых.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа рассмотрел спор между предприятием и налоговым органом об уплате налога по транспортному средству «ГАЗ-2705», по которому налогоплательщик применил ставку, установленную для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с., вместо ставок, установленных, по мнению инспекции, для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.

Суд постановил, что из материалов дела видно, что спорное транспортное средство использовалось предприятием не для перевозок грузов, а для осуществления связи между структурными подразделениями и для перевозки сотрудников. Другое налоговыми органами доказано не было. Суд постановил, что предприятие в отношении спорного транспортного средства правомерно применило ставку транспортного налога, установленные для легковых автомобилей Областным законом.

Однако, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрев аналогичное дело, решил отнести автомобиль «ГАЗ-2705» к категории грузовых транспортных средств и применить к нему ставку, установленную для грузовых автомобилей.

Суд руководствовался:

· Конвенцией о дорожном движении, согласно которой, спорное транспортное средство относится к категории «В» ;

· Одобрением транспортного средства, согласно которому, «ГАЗ-2705» — это грузовой фургон цельнометаллический;

· Письмом от 27.10. 2005 № 05−22/9527 за подписью главного конструктора грузовых автомобилей открытого акционерного общества «ГАЗ», согласно которому, автомобиль «ГАЗ-2705» является грузовым фургоном цельнометаллическим и при сертификации отнесен к категории N1.

Другой наиболее часто встречающейся проблемой в арбитражной практике в сфере транспортного налога является проблема избежание налогоплательщиками уплаты транспортного налога с помощью уклонения от регистрации транспортного средства.

Главный критерий объекта налогообложения транспортным налогом — это регистрация транспортного средства. Зачастую данная норма трактуется судами и налогоплательщиками в буквальном смысле. Как следствие, последние избегают уплату налога за период, в котором транспортное средство находилось без регистрации.

Так Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа от 23 23.03.2009 № А 05−8942/2008 постановил: «в случае, когда эксплуатация транспортных средств допускается только на закрытой территории без использования в дорожном движении и такие ТС не прошли госрегистрацию, транспортный налог можно не платить. К аналогичному выводу пришел Федеральный арбитражный суд Московского округа от 23.01.2007 № А 40−13 318/06.

К противоположенному выводу пришел Федеральный арбитражный суд Московского округа от 16.04.2009 по делу № КА 40−2929−09: отсутствие факта регистрации ТС не влияет на обязанность организации по уплате транспортного налога.

3. Предложения по совершенствованию администрирования транспортного налога

Для решения выявленных в ходе анализа арбитражной практики проблем необходимо:

1) разработать регистрирующими органами совместно с налоговыми органами классификатор транспортных средств для целей налогообложения;

2) внести изменения в статьи 357 и 358 Налогового кодекса РФ в части объекта налогообложения, под которым будем понимать транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежащие регистрации в установленном законом порядке, и, соответственно, в части статуса налогоплательщика.

В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации в статье 358 под объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [6, ст. 358]. К налогоплательщикам, согласно статье 357, относятся лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, следует изменить статьи 257 и 358 НК РФ на:

· статья 357: Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны зарегистрировать транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

· Статья 358: Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежащие регистрации в установленном законом порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимость реформирования транспортного налога, а не его отмены и включения в стоимость бензина, можно обосновать следующими расчетами.

В настоящее время самыми распространенными транспортными средствами на территории Российской Федерации являются легковые автомобили с мощность до 100 л.с. и легковые автомобили с мощность от 100 л.с. до 150 л.с.

Ставка транспортного налога на территории Красноярского края для легковых автотранспортный средств с мощностью до 100 л.с. установлена в размере 5 руб. за каждую лошадиную силу, для легковых автотранспортных средств с мощностью от 100 л.с. до 150 л.с. — в размере 14,5 руб. за каждую лошадиную силу. Таким образом, налогоплательщик, на которого в соответствии с законодательством зарегистрировано транспортное средство с вышеуказанной мощностью платит в бюджет в год около 500 — 2000 рублей.

В случае отмены транспортного налога и включения его в стоимость бензина гражданин, владеющий аналогичным автомобилем, будет уплачивать примерно 3000 — 4500 рублей. Так как, среднестатистический пробег автомобиля составляет 20 — 30 тыс. км. в год., а расход топлива равен примерно 10 литрам на 100 км., то средний расход топлива в год составляет 2000 — 3000 литра. При увеличении цены бензина на 1,5 рубля гражданин будет переплачивать: 2000*1,5=3000 рублей, 3000*1,5=4500 рублей. Таким образом, данное нововведение негативно скажется на благосостоянии граждан страны.

Другим аргументом в пользу реформирования, а не отмены транспортного налога, может выступить следующие факты:

1) В случае включения транспортного налога в цену бензину потеряют льготы такие категории налогоплательщиков, как Герои Советского Союза, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и т. д.;

2) В случае включение транспортного налога в цену бензину, возникнет сложность расчета налога для транспорта, использующего электроэнергию, а также специального транспорта, на который налоги высоки: снегоходы, катера и т. д.

3) Не всегда бензин покупается гражданами в качестве топлива для транспортных средств. В случае включения транспортного налога в цену бензина данные граждане будут уплачивать налог, в не зависимости от наличия транспортного средства.

Заключение

В настоящее время происходит рост числа владельцев транспортных средств, следовательно, транспортный налог выступает ежегодно возрастающим источником пополнения бюджета.

Процент фактического поступления транспортного налога и анализ арбитражной практики говорят, что существует ряд проблем, решение которых необходимо для эффективного администрирования транспортного налога.

Одной из главных и наиболее часто встречающихся проблем в арбитражной практике в сфере транспортного налога является проблема определение категории транспортного средства и применение к нему соответствующей ставки.

Другой не менее важной проблемой является проблема избежания налогоплательщиками уплаты транспортного налога с помощью уклонения от регистрации транспортного средства.

Для решения выявленных проблем необходимо:

· разработать регистрирующими органами совместно с налоговыми органами классификатор транспортных средств для целей налогообложения;

· внести изменения в статьи 357 и 358 Налогового кодекса РФ в части объекта налогообложения, под которым будем понимать транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежащие регистрации в установленном законом порядке, и, соответственно, в части статуса налогоплательщика.

Так же следует отметить, что отмена транспортного налога не приведет к избавлению от существующих проблем, поэтому необходимо не отменять транспортный налог, а реформировать существующую систему администрирования транспортного налога.

1. Иванов А. В. Административная юрисдикция налоговых органов Российской Федерации: Н. Новгород, 1999;

2. Орлов М. Ю. Совершенствование налогового администрирования в контексте налоговой реформы на текущем этапе // Налоговая политика и практика. 2003. № 11;

3. Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации, М., 2002;

4. Спирина М. А. Создание подхода для осуществления налогового администрирования // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 3

5. С И. Межерицкий, Методы и формы налогового администрирования // Налоговый вестник. N 11, 2011

6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08. 2000 № 117-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ (дата обращения 25.03.13);

7. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3−676 (в ред. от 11.10.2012) «О транспортном налоге». URL: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW123;n=85 649 (дата обращения: 12.03.13);

8. Конвенция о дорожном движении. Вена. 1968 год. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/conventn/Conv_road_traffic_RU.pdf (дата обращения: 12.03.13);

9. Постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2006 г. по делу №Ф 09−176/06-С. URL: http://www.consultant.ru/index.html (дата обращения 12.03.13);

10. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 года поделу № А 29−3981/2005а. URL: http://www.consultant.ru/index.html (дата обращения 12.03.13);

11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 23.03.2009 № А 05−8942/2008)

12. Постановление ФАС Московского округа от 16.04.2009 № КА 40−2929−09

13. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения 12.03.13);

14. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю. URL: http://www.r24.nalog.ru/ (дата обращения 10.03.13);

15. Федеральная служба статистических данных. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.03.13);

16. «Путин против транспортного налога». Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/12/06/nalog.html (дата обращения: 17.03.13);

17. Е. В. Родионова. Пути совершенствования транспортного налога и повышения его собираемости // Вест. Марийского государственного технического ун-та. 2012. № 2;

18. А. Н. Анжигитова. Пути совершенствования транспортного налога // Вест. Пензенского государственного ун-та. 2012. № 8.

Приложение А

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

14,5

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)

12,5

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно

11,5

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)

Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) включительно

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы

11,5

Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)

Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

12,5

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости)

Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)

Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)

Приложение Б

Таблица 2 — Процент фактического поступления транспортного налога на территории Российской Федерации в период с 2007 года по 2011 год, %

Начислено

Уплачено

фактическое поступление транспортного налога

74,14 523 908

80,558 993

73,126 968

79,1 900 164

78,9 413 499

Приложение В

Таблица 3 — Процент фактического поступления транспортного налога в разрезе субъектов Российской Федерации в период в 2011 году, %

Субъекты РФ

Начислено к уплате

Уплачено

Фактическое поступление транспортного налога

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

36 931 291

28 250 057

76,49 355 394

Белгородская область

1 204 924

1 306 185

108,4 039 325

Брянская область

593 665

467 692

78,78 045 699

Владимирская область

994 150

704 487

70,86 325 001

Воронежская область

1 909 992

1 509 558

79,347 813

Ивановская область

407 845

256 243

62,82 852 554

Калужская область

612 743

505 856

82,55 598 187

Костромская область

418 688

325 879

77,83 337 473

Курская область

677 749

519 493

76,64 976 267

Липецкая область

801 616

579 308

72,26 751 961

Московская область

8 289 832

5 508 061

66,44 357 811

Орловская область

538 036

454 068

84,39 360 935

Рязанская область

601 002

399 535

66,47 814 816

Смоленская область

451 992

499 413

110,4 915 574

Тамбовская область

572 898

483 031

84,31 361 255

Тверская область

895 064

733 820

81,98 519 882

Тульская область

817 974

603 803

73,81 689 394

Ярославская область

921 080

702 006

76,2 155 296

город Москва

16 222 041

12 691 619

78,23 688 154

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

15 138 651

12 376 956

81,75 732 435

Республика Карелия

497 585

420 271

84,4 621 522

Республика Коми

616 032

532 760

86,48 252 039

Архангельская область

803 730

874 637

108,8 222 413

Вологодская область

1 112 747

906 738

81,4 864 475

Калининградская область

1 116 744

865 822

77,5 309 292

Ленинградская область

1 948 433

1 419 781

72,8 678 379

Мурманская область

347 567

444 863

127,9 934 516

Новгородская область

569 604

474 653

83,3 303 488

Псковская область

525 368

439 984

83,74 777 299

город Санкт-Петербург

7 580 270

5 974 330

78,8 142 111

Ненецкий АО

20 571

23 117

112,3 766 467

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

1 581 155

847 991

53,63 111 143

Республика Дагестан

207 633

85 575

41,21 454 682

Республика Ингушетия

37 304

14 824

39,73 836 586

Кабардино-Балкарская Республика

134 235

55 447

41,30 591 872

Карачаево-Черкесская Республика

114 634

64 916

56,62 892 336

Республика Северная Осетия-Алания

198 101

41 483

20,94 032 842

Чеченская Республика

38 331

29 383

76,65 597 036

Ставропольский край

850 917

556 363

65,38 393 286

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

8 990 044

7 413 225

82,46 038 618

Республика Адыгея

227 129

180 289

79,37 735 824

Республика Калмыкия

100 265

81 946

81,72 941 704

Краснодарский край

4 390 797

3 752 698

85,46 735 365

Астраханская область

577 702

442 862

76,65 924 646

Волгоградская область

1 245 857

1 004 654

80,63 959 186

Ростовская область

2 448 294

1 950 776

79,6 789 928

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

19 274 385

14 541 199

75,44 312 828

Республика Башкортостан

1 935 279

1 360 065

70,27 746 387

Республика Марий-Эл

318 526

289 305

90,82 618 059

Республика Мордовия

445 461

392 299

88,6 584 639

Республика Татарстан

3 005 104

2 268 354

75,48 337 761

Удмуртская Республика

731 094

567 081

77,56 608 589

Чувашская Республика

481 157

402 108

83,57 105 893

Кировская область

904 811

737 211

81,4 767 946

Нижегородская область

2 914 890

2 373 192

81,41 617 694

Оренбургская область

1 048 754

900 583

85,87 171 062

Пензенская область

690 946

537 241

77,75 441 207

Пермский край

2 109 749

1 393 984

66,7 345 234

Самарская область

2 762 915

1 764 786

63,87 406 055

Саратовская область

1 256 511

978 081

77,84 102 169

Ульяновская область

669 188

576 909

86,21 030 264

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

9 133 852

8 178 095

89,53 610 153

Курганская область

503 312

445 851

88,5 834 234

Свердловская область

2 423 420

2 887 171

119,1 362 207

Тюменская область

721 945

609 998

84,49 369 412

Челябинская область

2 474 435

1 604 039

64,82 445 488

Ханты-Мансийский АО — Югра

2 352 034

2 010 017

85,45 867 109

Ямало-Hенецкий АО

658 706

621 019

94,27 863 113

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

9 897 824

8 086 199

81,69 673 455

Республика Алтай

87 312

62 047

71,6 354 224

Республика Бурятия

306 841

192 193

62,63 602 322

Республика Тыва

49 024

35 424

72,25 848 564

Республика Хакасия

182 744

135 145

73,95 318 041

Алтайский край

1 524 613

1 195 416

78,40 783 202

Красноярский край

1 783 187

1 285 343

72,8 122 311

Иркутская область

1 248 518

994 075

79,62 039 794

Кемеровская область

1 488 169

1 453 247

97,65 335 792

Новосибирская область

1 624 665

1 273 667

78,39 566 926

Омская область

969 488

687 231

70,8 859 728

Томская область

327 618

463 557

141,4 931 414

Забайкальский край

305 645

308 854

101,499 108

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

4 450 575

3 508 706

78,83 713 902

Республика Саха (Якутия)

633 230

497 452

78,55 786 997

Приморский край

999 406

782 773

78,32 382 435

Хабаровский край

1 075 114

876 713

81,54 605

Амурская область

626 658

532 061

84,90 452 528

Камчатский край

258 309

150 975

58,44 744 086

Магаданская область

133 830

88 678

66,26 167 526

Сахалинская область

630 129

505 104

80,15 882 462

Еврейская автономная область

80 442

61 284

76,18 408 294

Чукотский АО

13 457

13 666

101,553 095

Приложение Г

Таблица 4 — Процент фактического поступления транспортного налога на территории Красноярского края в период с 2007 года по 2011 год, %

Начислено

Уплачено

1 001 200

фактическое поступление транспортного налога

76,32 144 654

84,47 904 568

90,41 588 301

85,5

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой