Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальная педагогика как отрасль знания

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения. Итогом социальных трансформаций в России стало то, что фактически социальные работники ведут борьбу… Читать ещё >

Социальная педагогика как отрасль знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Контрольная работа Тема: «Социальная педагогика как отрасль знания»

  • Введение
  • 1. Понятие «социальная педагогика»
  • 2. Задачи и принципы социальной педагогики
  • 3. Практическое значение социальной педагогики
  • Выводы
  • Список литературы

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношении десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: растет число детей, рожденных вне брака; увеличивается количество детей-сирот при живых родителях; распадается каждый второй-третий брак; ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет преступность, (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях — подростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми (их продажи), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50 — 80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения. Итогом социальных трансформаций в России стало то, что фактически социальные работники ведут борьбу с последствиями социальной дезадаптированности населения, а не с ее причинами. Для этого требуются люди особой профессии — социальные педагоги. В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, том числе и с указанными группами населения.

Во второй половине XIX в. немецкий педагог А. Дистервег впервые предложил словосочетание «социальная педагогика» в отношении педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Одним из основателей социальной педагогики в России был известный философ, богослов, психолог В. В. Зеньковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Многое для развития теории и практики социальной педагогики в России сделал С. Т. Шацкий, М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин Значительное влияние на развитие социальной педагогики оказали труды выдающегося отечественного педагога А. С. Макаренко, который предложил эффективные социально-педагогические технологии воспитания беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей.

Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации людей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Для того, что бы яснее представить, как это сделать, необходимо понять, что собой представляет область человеческой деятельности, которая занимается этими вопросами — социальная педагогика.

Таким образом, цель данной работы — рассмотреть социальную педагогику как отрасль знаний, а также определить ее практическое значение.

1. Понятие «социальная педагогика»

Существуют различные определения социальной педагогики. Вот некоторые из них: «Социальная педагогика — это научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный процесс во всех возрастных группах». (Х. Мискес). «Смысл социальной педагогики — помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер). «Социальная педагогика — это наука о воспитательных влияниях социальной среды». (В.Д. Семенов).

Из этих определений можно заметить, что социальная педагогика связана с целенаправленной деятельностью субъекта воспитания, с целью помочь объекту воспитания адаптироваться к окружающей общественной среде, реализоваться как личность, гражданин конкретного общества.

По определению А. В. Никитина социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации (или ресоциализации) человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Главная цель социальной педагогики — помочь человеку (группе) сориентироваться в условиях общества, способствовать социальному формированию личности (группы) с учетом ее своеобразия и социокультуры государства, поддержать, защитить, организовать реабилитацию.

Предметом социальной педагогики является социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия ее реализации.

Рассматривая основные положения, нельзя обойти вниманием функции социальной педагогики, которые подробно раскрывают ее содержание. К ним относятся:

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями;

Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды, разработка теоретической базы;

Диагностическая (оценочная);

Прогностическая — определение перспектив развития социально-педагогических процессов;

Объяснительная — описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;

Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде и среды к человеку;

Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание;

Коррекционная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности;

Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;

Профилактическая — направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе;

Образовательная — исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы;

Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

Таким образом, уяснив понятие социальной педагогики как науки, мы можем заметить, что социальная педагогика — это теория и практика человеческой деятельности, направленная на достижение успешной социализации каждого члена общества или группы.

2. Задачи и принципы социальной педагогики

Задачи социопедагогики

· осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;

· исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

· использование факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;

· исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи социального воспитания:

· исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

· исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

· изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

· изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.

Задачи изучения человека как социальной единицы:

· исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;

· исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своеобразием;

· выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.

Задачи изучения личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:

· выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

· исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

Реализация всех этих задач в той мере и качестве, которые необходимы для достижения положительного результата, зависит от соблюдения определенных принципов, существующих в социальной педагогике. Принципы касаются всех ипостасей, в которых существует и развивается социальная педагогика — теоретической, практической и образовательно. Мы рассмотрим в этой работе только принципы социальной педагогики как практики, т.к. именно они отождествляются с основными принципами этой области деятельности. Они подразделяются на группы, обусловленные факторами, существенно влияющими на соответствующую деятельность, ее процесс и результат.

Принцип природосообразности. Человек — природное существо и развивается по законам естественной и социальной природы. отношение к человеку должно быть как к природному существу, а точнее, социально-природному. Его (человека) следует развивать, совершенствовать только с учетом его природных возможностей и не более. В противном случае его можно только деформировать и даже разрушить. Принцип природосообразности диктует необходимость тщательного учета в процессе социально-педагогической работы общих законов развития природы, другими словами, естественных возможностей человека.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода). В основе принципа лежит принятие человека со всеми его особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Отсюда следует, что в работе с конкретным человеком необходим особый подход, способы и методики социально-педагогической деятельности, обеспечивающие наиболее полную реализацию его индивидуального социального потенциала в развитии и воспитании.

Принцип личностной обусловленности. Именно личность специалиста определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно работает. Он олицетворяет авторитет, доверие к социальному педагогу, его слову и работе. Собственно социально-педагогическая деятельность осуществляется человеком в его индивидуальном стиле.

Принцип взаимосвязи профессионализма и эффективности социально-педагогической деятельности социального педагога. Важность данного принципа не требует раскрытия. Известно, что чем выше профессионализм специалиста, тем он более способен выбирать оптимальный вариант социально-педагогической деятельности и обеспечивать его квалифицированную реализацию.

Принцип кулътуросообразности. Человек как социальное существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных условиях среды жизнедеятельности — в конкретной культуре. Вместе с культурой человек усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Принцип социальной обусловленности. В его основе лежит влияние государственного устройства, политики и деятельность социальных институтов государства по их реализации в процессе формирования личности.

Принцип средовой обусловленности. Он определяет зависимость индивидуального социального развития, воспитания человека от непосредственной среды его жизнедеятельности. Среда рассматривается как место, где человек реализует себя (это среда жизнедеятельности); либо место, где осуществляют консультационную работу с ним (например, особо оборудованная комната в специализированном центре, домашняя обстановка, школа).

Таким образом, опыт развития социальной помощи людям показывает, что такая помощь принципиально отличается от социальной работы с любыми категориями населения. Важной составляющей социальной помощи является педагогическая составляющая, связанная с образованием и воспитанием ребенка, перевоспитанием взрослого. То есть речь идет о социально-педагогической деятельности, которая представляет собой разновидность педагогической. Поэтому важно соблюдать исполнение в работе существующих в системе социальной педагогике принципов для успешного решения поставленных задач.

3. Практическое значение социальной педагогики

Как отмечалось в предыдущей главе, социальная педагогика и в теоретическом и, особенно, в практическом плане имеет огромное значение в современном обществе.

В начале 90-х гг. в России была введена новая должность «социальный педагог» в школах, детских клубах, досуговых учреждениях и т. д. В настоящее время социальный педагог стал привычным профессиональным работником. Он работает в детских домах, центрах помощи семье и детям, приютах, спецшколах, центрах реабилитации, домах творчества, колониях для несовершеннолетних, наркологических диспансерах.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни больше других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

социальная педагогика воспитательный институт Социально-педагогическая и психологическая помощь детям группы риска предполагает выявление причин деформации в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменение среды в интересах ребенка и на основании этого построение процесса, способствующего развитию социализации нормальной личности.

То есть социальная педагогика ставит перед собой конкретные задачи, которые подразделяются на обще — теоретические, практические и частные — по отраслям практической деятельности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям: теоретическому, практическому и образовательному.

Выводы

Социальная педагогика исследует воспитание как общественное явление, как вид духовных отношений, она изучает не только воспитательный потенциал общества, но и пути его актуализации на основе разных форм интеграции воспитательных сил общества.

Социально-педагогическая поддержка направлена на главное — социализацию личности, которая возможна только при взаимодействии всех институтов, обеспечивающих ее. Это требует координации помощи детям, подросткам и взрослым всех ведомств и построение единой системы социально-педагогической помощи и поддержки, т. е. активного участия государства.

Таким образом, исходя из объективной необходимости социальная педагогика развивается в двух направлениях, которые в сою очередь содержат по два поднаправления — это социальное направление, включающее социопедагогику и педагогику среды, и личностное, рассматривающее человека как социальную единицу и изучающее личностную позицию и активность человека в социальном самосовершенствованию. Все эти направления нераздельно представлены в трех сферах деятельности социальной педагогики: научной (теоретической), прикладной и образовательной (подготовке специалистов — социальных педагогов).

Сущность социальной педагогики раскрывается во многих функциях, направленность которых определяется сферами их реализации:

Теоретико-познавательная направленность выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная - связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая направленность выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов.

Нацеленность на детей и взрослых людей, составляющих группу риска, нуждающихся не просто в помощи, а в помощи педагогической, помогающей адаптироваться в обществе, отличает социальную педагогику от социальной работы, которая занимается всеми категориями граждан и от педагогики, которая обращена к каждому ребенку.

Однако, занимаясь воспитанием и перевоспитанием, социальная педагогика базируется на тех же принципах, что и педагогика, добавляя к ним только принципы социальной обусловленности и принцип средовой обусловленности. Между всеми принципами существует тесная взаимосвязь.

Таким образом, социальная педагогика — это самостоятельный раздел педагогики, со своими особыми методами социальной воспитательной и образовательной деятельности. Методы социальной педагогики направлены на личность, ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию, самоутверждение.

1. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов [текст]: Пособие для студ/ Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с.

2. Берон, Р., Бирн, Д., Джонсон, Б. Социальная психология: ключевые идеи [текст]: учебник / Р. Берон, Д. Бирн, Б. Джонсон. — Спб.: Питер, 2003. — 512 с.

3. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика [текст]: учебник / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

4. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [текст]: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред.В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.

5. Мудрик, А. В. Социализация человека [текст]: учебн. пособ. для студ. Высш. Уч. Завед. / А. В. Мудрик. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: издательский центр «Академия», 2006. — 304 с.

6. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 416 с.

7. Социальная педагогика: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. науч. тр. / Калинингр. ун-т. 2000 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой